Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом

Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.

О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.

— Какие сказки лучше рассказывать ребенку — свои, народные или авторские?

— Обязательно нужно читать народные сказки, в них заложены глубокие смыслы!

Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.

Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.

Перевод слова инсинуация

Ирина Марцинкевич: биография

Ирина Флориановна родилась в 1959 г., 20 апреля, в г. Минске. О родителях Марцинкевич известно лишь то, что они были театральными актёрами.

После окончания школы Ирина Марцинкевич поступила в Казанское театральное училище на курс В. Кешнера и Ю. Каревой. В 1981 г. актриса успешно получила диплом и была зачислена в труппу Казанского БДТ им. Качалова. В этом театре Марцинкевич проработала вплоть до 1989 г., а затем перешла в Бугульминский Драмтеатр.

В 1998 г. Ирина Флориановна впервые попробовала себя в роли преподавателя актёрского мастерства, отзанимавшись пару лет со студентами Казанского театрального училища. Видимо, Марцинкевич на каком-то этапе поняла, что ей недостаточно присутствующих у неё знаний, поэтому отправилась получать второе высшее образование в Екатеринбургский государственный театральный институт.

На этом актриса не остановилась и в 2002 г. окончила курсы переподготовки по специальности «режиссёр драмы». Примерно в это же время Ирина Флориановна переехала в Санкт-Петербург и стала учредителем экспериментального театра под названием «Автограф», в котором заняла место художественного руководителя.

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Сказкотерапия: как она нам помогает

Итак, мы выяснили, что сказкотерапия способна принести пользу не только ребёнку, но и взрослому. Давайте же разберёмся, на что конкретно способно положительно повлиять это направление психотерапии.

Взгляд на свои проблемы со стороны

Сказочные персонажи, которых мы создаём, способны помочь нам увидеть все грани проблем, с которыми мы встречаемся в течение жизни. Читая или создавая свою сказку, мы не сталкиваемся с этими проблемами один на один – мы просто наблюдаем за жизнью главных героев. Именно такая позиция позволяет рассмотреть все варианты решения проблем, включая те, о которых мы раньше даже не задумывались.

Навык выражения и проживания своих эмоций

В сказке даже самые внешне суровые и замкнутые люди смогут проявить свои эмоции, продемонстрировать то, что они думают, чувствуют, всё то невысказанное, что могло годами копиться в душе.

Ведь в жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даём волю чувствам, именно так нас учили с детства. Многие во взрослой жизни просто стыдятся своих эмоциональных проявлений, пряча их максимально глубоко в себе. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся в нас, и сказка позволяет наконец освободить их, дав дорогу себе настоящему.

Развитие творческого потенциала

Для кого-то сама идея о написании сказки может представляться чем-то невероятно сложным, чем-то таким, для чего никогда не хватит навыков или умений. Особенно это характерно для людей, обладающих техническим складом ума, рациональных и прагматичных.

Да, начинать что-то новое всегда сложно. Но только через практику можно раскрыть свой потенциал на максимум, узнать о себе что-то новое, стать более раскрепощённым и живым человеком. И результат вас обязательно порадует!

Сказкотерапия помогает расслабляться и отдыхать

При занятии творчеством мы способны максимально расслабляться и отдыхать душой. Именно этого многим из нас так не хватает в обычной жизни, полной суеты и ежедневных бытовых проблем. Сказкотерапия учит погружаться в новый для нас мир, позволяет впустить волшебство в свою жизнь, пропустить его через себя, по-настоящему отдыхая душой в эти моменты.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе

Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс

В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).

Польза сказкотерапии

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами.

Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;

при переутомлении, головной боли, усталости и т. п.;
во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами

Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
при органических поражениях головного мозга;
при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).

Сказка в решении психологических потребностей

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

  1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  2. когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  3. поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Что такое сказкотерапия для взрослых

Сказкотерапия является достаточно новым и очень перспективным течением в психотерапии. Многим ещё по названию может показаться, что это направление ориентировано только на детей, однако это совсем не так. Ведь в каждую сказку, которую читали нам родители или которую мы сами читали своим детям, были заложены глубинные смыслы и образы. Именно эти образы зачастую помогали понять, что хорошо, а что плохо, подсказывали, как можно находить решения в самых безвыходных ситуациях!

И несмотря на то, что со временем большинство из нас перестало читать сказки, мы всё также нуждаемся в этих волшебных мирах. Сказки способны помочь нам раскрыть наш эмоциональный потенциал, найти внутреннюю гармонию, научиться лучше понимать себя и окружающих.

Соответственно, сказкотерапия направлена именно на то, чтобы через написание своей сказки лучше узнать себя, взглянуть на многие свои проблемы со стороны, научиться находить в себе ресурсы для того, чтобы справляться с трудностями и преодолевать препятствия на жизненном пути.

Особенностями сказок как народных средств воспитания являются:

а. Забавность;

б. Поучительность;

в. Дидактизм;

г. Образность;

д. Оптимизм.

Задание № 9

К принципам работы со сказками не относится

а. Множественность;

б. Связь с реальностью;

в. Осознанность;

г. Обратная связь.

Задание № 10

Установите соответствие целей основных приёмов работы со сказкой

1.  Анализ

2.  Переписывание сказки;

3.  Рассказывание сказки;

4.  Сочинение сказки;

5.  Постановка сказки.

а. Отреагирование эмоций, выявление внутренних конфликтов;

б. Развитие воображения, фантазии;

в. Снятие напряжение, диагностика;

г. Интерпретация поведения героев;

д. Совершенствование эмоциональных процессов.

Задание № 11.

Установите принадлежность классификации сказок их автору

1.  -Евстигнеева;

2.  .

а. Психокоррекционные, психологические, дидактические, художественные, психотерапевтические;

б. Медитативные, психокоррекционные, художественные, дидактические, психотерапевтические.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Кафедра психологии

«Утверждаю»:

завкафедрой

____________________

«____»____________2008

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы сказкотерапии»

Специальность: 031000 «Педагогика и психология»

Курс 3

Семестр 6

2008

Тематическое планирование дисциплины (ДО) на учебный 2008 – 2009 год

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р

1

Введение в теорию сказкотерапии

6

4

2

Конспект лекции

2

Классификация видов сказок

12

4

2

6

Конспект лекции

3

Приёмы и возможности работы со сказками

6

4

2

Конспект лекции

4

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

6

4

2

Конспект лекции

5

Особенности приёма «сочини сказку»

12

4

2

6

Конспект лекции. Сказка.

6

Психологический анализ сказок: схема анализа

14

4

4

6

Конспект лекции. Психол. анализ сказки

7

Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста средствами сказкотерапии

6

4

2

Конспект лекции

8

Сказкотерапия в работе с подростками

4

2

2

Конспект лекции

9

Сказкотерапия в работе с родителями и педагогами

4

2

2

Конспект лекции

10

Решение сказочных задач

10

2

2

6

Конспект

11

Разработка и защита сказкотерапевтических программ

56

24

32

Коррекционно-развивающая сказкотер прогр.

Тематическое планирование дисциплины (ОЗО) на учебный 2год

Персонажи сказок

Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.

Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

В плену социального стереотипа

Деревянная церковь, привезенная отцом Алексием в Винницу. Фото: pravlife.org

– Эпатажные – не то слово, которое стоит употреблять. Оно, мне кажется, вносит понижающий пафос. Само это явление хорошее, хотя кого-то может пугать необычностью.

Преподобный Максим Исповедник: «Страсть есть противоестественное движение души по направлению либо к неразумной любви, либо к неразборчивой ненависти, питаемой к кому-либо из-за чего-нибудь чувственного. Например, к неразумной любви, либо к яствам, либо к женщине, либо к богатству, либо к преходящей славе, либо к чему-нибудь чувственному или ради них. А к неразборчивой ненависти – также по отношению к чему-нибудь из названного или ради них».

В основе так называемой эпатажности лежит не до конца осознанная реакция на сервильность окружающих. Сервильность более известна как подобострастие, раболепие, угодничество и подхалимаж. И явление это присуще вообще природе человека в мире сем. Применимо оно ко всем сторонам человеческой жизни – в том числе проявляется у людей и в Церкви.

Апостол Павел пишет «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5). В этом смысле каждый верующий человек должен испытывать, что лежит в основе его веры, какова она. Очень часто вера ближнего вызывает небезосновательное подозрение, что им движет легкомысленная эмоция, легкая и поспешная, но на самом деле под этим скрывается безразличный прагматизм, который хочет узнать закон праведности, и при этом не утруждать себя самой праведностью.

Толчком этому служит потребность человека к самореализации, его вера, горячее желание исправить свою жизнь и т.д. Не подозревая опасности на этом пути, человек попадает в плен социального стереотипа, ведь так ведут себя, по его мнению, все.

Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”

Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.

Друдлы с младшими дошкольниками

Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).

На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку

О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом

Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.

Друдлы в средних группах

В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.

Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.

Друдлы для старших дошкольников

Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.

В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: