Методы психологической коррекции: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия и др. возможности их применения в работе с детьми с отклонениями в развитии

Рыба пряного посола

Многие хвалят рыбу, которую солят с использованием пряностей. Для вымачивания лучше использовать воду или молоко. Желательно также добавить немного уксуса, он поможет разнообразить вкус любимого блюда.

Технология вымачивания соленой рыбы может изменяться в зависимости от вида и степени посола. При желании вкус можно изменить, используя специи. Все зависит от предпочтений.

Степень посола для варки составляет 5 %, для обжарки — всего 2%. Крупную и крепко посоленную придется вымачивать в течение суток и более.

Если рыба начала всплывать, значит, она уже «отдала» достаточное количество соли. Какой бы способ вы ни выбрали, необходимо строго контролировать время вымачивания, ведь вместе с солью теряются полезные вещества и микроэлементы. При этом не забывайте, что любой рассол должен обязательно быть низкой температуры (воспользуйтесь холодильником или добавьте льда).

После окончания процесса рыбу следует промыть проточной водой и обсушить (используют бумажное полотенце).

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

Особенности детской терапевтичной игры

 -игрушками из реальной жизни (куклами, машинками, наборами для сюжетно-ролевой игры),
— игрушками для отображения агрессии (оружие, монстры, молоток, пластиковый ножик и картоннная коробка из-под яиц!), 
— игрушками для подвижных игр (мячик, скакалка, дартс), 
— игрушками для сенсорной игры (мелкие предметы, природный материал, песок, вода, резиновые «лизуны»), 
— игрушками для творческой игры (краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, скотч, детская косметка).

Игротерапия: инструменты и действия

1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть. 

2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?» 

3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат. Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку. Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать».
 

Игротерапия дома с мамой

Главное в игровой терапии – это непосредственный процесс игры

То, что ребенок отыграл свои переживания, приобрел новый опыт, пережил что-то важное для себя вместе с игрушками и понимающим взрослым – вот это сама суть терапии. 

Специалисты в области психоанализа могут интерпретировать действия ребенка в игре, дать рекомендации родителям по изменению поведения, ситуации в семье, взаимодействия с ребенком, но это не главное. 

Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно проводить сеансы игровой терапии дома, освоив грамотное применение инструментов: отражения, ограничения, поддержки

Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия. 

Советы игротерапевта

Если вы хотите с помощью свободной игры помочь ребенку справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт, то: 

  • Играйте в игры, в которые хочет ваш ребенок. Если он высказывает свои предпочтения, то для чего-то ему это нужно. 
  • Позволяйте проигрывать одну и ту же игру многократно. Если ребенок не готов переключиться на что-то другое, значит новый опыт еще не приобретен и игра не выполнила до конца своей миссии. 
  • Предоставьте разнообразные игрушки и творческие материалы для простора самовыражения. Не застревайте на гендерных стереотипах: мальчиков могут привлекать куклы, а девочки отлично владеть игрушечным мечом.
  • Дайте право выбора. Пусть ребенок решает во что, как и какими игрушками он сегодня играет. А может быть, это будет просто разговор о компьютерных играх. Решать детям. Поучать, воспитывать, исправлять и рассказывать «как правильно» вы сможете в другое время. Кстати, ребенок может не захотеть играть. И это его выбор.
  • Дарите совместное время для игры. Будьте включенным и искренне заинтересованным. Присоединяйтесь, если ваш малыш приглашает вас в игру. Уточняйте шепотом «Что мне сейчас делать?», «Как ты хочешь, чтобы я сейчас сказал?» Но вы смело можете быть и пассивным, используя отражение и поддержку, позволяя ребенку просто почувствовать, что вы рядом. 
  • Предупредите за 5 минут, что скоро время вашей игры заканчивается. Напомните за минуту до конца и дайте завершить сюжет игры, действие ребенка до логического конца. 
  • Пусть особое время игры станет регулярным, хотя бы раз в неделю. Когда ребенок осознает, что есть гарантированная возможность поиграть с вами так, как ему хочется, этот день и время предсказуемы, то возрастает ощущение безопасности и стабильности так необходимые для развития ребенка. 

По словам Вирджинии Экслайн, «игровая терапия, как и само детство, это путешествие, увлекательный процесс исследования, в котором вам посчастливилось участвовать». Успех игровой терапии – в счастье ребенка от того, что его понимают. Играйте с детьми и радуйтесь!

Арт-терапия и компьютер

Современный человек живет в мире новейших цифровых технологий. Именно поэтому компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневности.

По мнению специалистов, современные дети взрослеют намного быстрее, чем это было, предположим, 10 лет назад. С техникой они знакомятся уже с самого раннего возраста, прекрасно управляясь с планшетами и ноутбуками лучше своих бабушек и дедушек.

Компьютер сегодня – неотъемлемая часть учебы. И это касается не только образования, получаемого в институте и в школе. Используются гаджеты и для тех детей, которые посещают ДОУ. Разработчиками создано множество компьютерных игр, способствующих развитию памяти и внимания, помогающих ребенку научиться считать и выучить буквы. Используется ПК и при психокоррекционной работе с детьми.

Например, в игре «Интенсивная терапия» ребенку предлагается помочь молодой героине Андроид, проходящей стажировку в больнице, справиться с различными трудностями, которые встречаются у нее на пути, познакомиться и подружиться с новыми людьми. Предстоит девушке и найти свою любовь. Новая работа открывает для героини неограниченные возможности общения с пациентами и коллегами. Задача игрока состоит в поиске решения в необычных ситуациях и в разговорах, от выбора которых будет в дальнейшем зависеть развитие сюжета, а также те отношения, которые сложатся у героини с другими людьми.

Задачи

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
  • дезактуализация фобических проявлений;
  • демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций;
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения;
  • облегчение психологических страданий;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игротерапия как диагностический инструмент:

  • уточняет особенности личности;
  • выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности;
  • вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне;
  • демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов:

  • совершенствует навыки речи;
  • развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);
  • демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;
  • улучшает мыслительные процессы;
  • расширяет кругозор об окружающем мире;
  • обучает навыкам социальной адаптации;
  • формирует адекватное психическое реагирование на события;
  • вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Игротерапия как метод психологической коррекции:

  • корректирует систему общественных взаимоотношений;
  • помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»;
  • способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
  • обеспечивает возможность личностного развития;
  • организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях;
  • корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов;
  • исправляет негативные черты характера и девиантное поведение;
  • устраняет психологические и поведенческие барьеры.

Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:

  • избавляет от вредных привычек;
  • помогает преодолеть переживания и страхи;
  • снимает внутреннюю напряжённость;
  • решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы;
  • эффективна при лечении аутизма;
  • повышает фрустрационную толерантность;
  • постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.

Основные виды и формы игротерапии

В зависимости от степени вмешательства в игру специалиста

Директивная

Игротерапевт — организатор и руководитель всего игрового процесса. Он принимает в нём живое участие, задаёт вопросы, направляет, сам играет какого-то персонажа. Он берёт на себя ответственность за достижение поставленных целей.

Недирективная

Игротерапевт — наблюдатель со стороны. Лишь в самом начале он определяет правила игры, а далее не вмешивается в процесс и смотрит, как ведут себя участники. Цели ставятся только самые обобщённые (помочь восстановить душевное равновесие, преодолеть страх, научиться навыкам социализации), но не конкретные. Это объясняется тем, что неизвестно, как поведёт себя тот или иной персонаж и к чему он придёт к концу игры.

В зависимости от теоретической модели

Психоаналитическая (психодинамическая)

Основоположники: А. Фрейд, Д. В. Винникотт, М. Кляйн. В психоанализе спонтанная игровая деятельность — прямой и самый верный путь к бессознательному, способ переработки опыта ранних психотравм и конфликтов. В последнее время в рамках Юнгианской школы психоанализа большую популярность набрала песочная игротерапия.

Согласно исследованиям, песочная игротерапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает выразить душевные переживания, освобождает от страхов, снимает психологическое напряжение. На песке можно рисовать что угодно и не бояться ошибиться, потому что всё легко и многократно исправляется одним движением руки.

Гуманистическая / центрированная

Основоположники: В. Экслайн, К. Р. Роджерс, Г. Л. Лэндрет. Относится к недирективной игротерапии. Главное условие — спонтанность.

Поведенческая

Основоположники: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура. Главную функцию выполняет игротерапевт — обучает тому, как правильно играть социальные роли.

Освобождающая

Основоположник: Д. М. Леви. Создание игровых условий, предоставляющих возможность заново пережить конфликтную, травмирующую ситуацию, но уже в более спокойной и безопасной обстановке. Это позволяет освободиться от напряжения и страхов.

Структурированная

Основоположник: Г. Хембриджем. Создание чётко структурированной игровой ситуации, позволяющей разрешить конкретные проблемы.

Построение отношений

Основоположники: О. Ранк, Тафт, Ф. Оллен. Отношения между игротерапевтом и клиентом выстраиваются по принципу «здесь и теперь», без отсылок к прошлому опыту и возврата к детству.

Примитивная

Способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и социальному развитию детей посредством соответствующих возможностей обучения.

Интегративно-эклектическая

Гармонично включает в себя элементы все предыдущих направлений.

В зависимости от используемого материала

Неструктурированная

Предполагает использование на занятиях подвижных игр (прыганье, лазание), упражнений и заданий с водой, глиной, пластилином, песком, арт-терапии. С помощью всего этого неструктурированного материала можно выразить свои скрытые желания. Он развивает сублимацию.

Структурированная

Предполагает использование игр в семью, с марионетками, куклами, строительных, агрессивных (с применением игрушечного оружия). Помогает увидеть конструктивные и деструктивные намерения человека.

В зависимости от количества человек

  • Индивидуальная — работа с одним клиентом,
  • групповая — для детей 4-5 лет создаётся группа из не более 4 человек, для 5-11 лет — 6, для 11-14 — 8, начиная с 15 — 10.

Специалисты должны чётко осознавать, что для индивидуальной игротерапии существует лишь одно противопоказание — глубокая степень УО. Для групповой же их достаточно много:

  • патологическая ревность,
  • конкуренция с сиблингами,
  • асоциальное поведение, когда человек (ребёнок) может представлять угрозу для других участников группы,
  • раннее или ускоренное половое развитие,
  • чрезмерная агрессивность,
  • обострённое стрессовое состояние.

Что не является противопоказанием для групповой игротерапии:

  • потребность в общении,
  • желание заслужить одобрение у окружающих,
  • стремление к высокому социальному статусу,
  • незначительные отклонения в поведении, обусловленные отсутствием элементарных социальных навыков,
  • нехватка любви,
  • внутренние комплексы, низкая самооценка.

Групповая игротерапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.

Для разных целей – разные игры

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Избавить от агрессии помогут следующие игры:

  • Сражение. Ребята участвуют в импровизированном бое. Их оружием выступают, скажем, снежки, бумажные самолётики или воздушные шарики. После сражения дети обязательно мирятся и заключают друг друга в объятия.
  • Злые-добрые кошки. Когда водящий говорит, что ребята должны стать злыми кошками, они выгибают спину вверх и шипят. Когда их просят стать добрыми, они прогибают спину вниз и урчат.
  • Обзывалки. Ребята с сердитой интонацией поочередно называют друг друга овощами или, например, цветами. Тот, кто начинает обзываться по-настоящему, проигрывает. Эта игра позволяет выплеснуть негативные эмоции.

Снять напряжение можно с помощью игр, описанных ниже.

Снеговик. Ребята становятся снежными человечками, а когда, по словам взрослых, появляется солнышко, начинают медленно таять: слабеют, нагибаются, приседают, ложатся.

Цветные ладошки. Рисование красками с помощью пальцев и ладошек. Сначала дети создают простые картины – например, солнце или цветок. Затем – людей или животных.

Рекомендуем: Как побороть застенчивость?

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Функции игротерапии

Игровая терапия, независимо от формы ее осуществления, выполняет три функции, существенно значимые для дошколят:

  • Диагностика. Замкнутые в себе маленькие человечки, не желающие общаться с посторонними взрослыми людьми, раскрываются в процессе игры. Происходит разговор на уровне сенсомоторики крохи. Опытный специалист сможет определить явления, тревожащие чадо. Играя, кроха раскрывает все свои личностные особенности, что поможет психологу подобрать индивидуальную программу по необходимой коррекции развития несмышленыша. Без постановки диагноза невозможно помочь маленькому человечку. Лечение в игре, применяемое в раннем возрасте, помогает избавиться от многих психологических и физических проблем детей. 
  • Обучение. Игровая терапия для детей сочетает в себе сразу 2 значимые функции — лечение и обучение. Игра дает толчок к развитию малыша, обучает коммуникативности, способствует пониманию предметов. С помощью игры происходит процесс социализации и реадаптации маленького человечка. Для многих замкнутых детишек именно игра позволяет проявить себя, найти новых друзей, избавиться от проблем с недостатком коммуникативности. В игровом процессе кроха может выплеснуть появившиеся негативные эмоции. Задача психолога — скорректировать поведение детей, используя понятный детям процесс.
  • Терапия. Дошколятам еще не очень интересен результат игры. Деткам дошкольного возраста нравится сама игра, игровой процесс. В процессе его маленький человечек избавляется от неловкости и стеснительности в общении с другими детьми, а также со взрослыми людьми. Малыш переживает свои страхи, пытается найти и находит решение конфликтных ситуаций, других своих проблем. Несмышленыш учится общению, у него формируется терпимость к чужому мнению, появляется адекватная реакция на окружающий мир.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

Началом игротерапии можно считать 20-е годы минувшего столетия. Ее зарождение прослеживается в трудах М. Кляйн, А. Фрейд, Г Гуг-Гельмут. Считается, что использование в психоанализе игры было, в некоторой степени, вынужденным.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к самоактуализации. Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Основные виды и формы игротерапии

Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов;
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

  • групповая;
  • индивидуальная.

На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

Групповая игротерапия

Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:

  1. сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
  2. излишняя агрессивность, которую сложно унять;
  3. стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
  4. асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
  5. детская ревность.

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности.

В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

  1. становление положительной «Я-концепции»;
  2. воспитание ответственности за поступки;
  3. развитие навыков самоконтроля;
  4. закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  5. обретение веры в собственное «Я».

Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.

Производители

Виды игротерапии

Разделяют виды игротерапии, которые зависят от теоретического подхода психологии:

  • Игротерапия в психоанализе.
  • Игротерапия в отечественной психологической науке.
  • Примитивная игровая терапия.
  • Игротерапия отреагирования.
  • Игротерапия построения отношений.
  • Игротерапия.
  • Игротерапия с неструктурированным материалом.
  • Индивидуальная игротерапия.
  • Групповая игротерапия.

М

Кляйн рассматривала анализ важной составляющей игровой терапии. Ребенок, лишенный запретов и упреков, в процессе самостоятельной и условной деятельности позволяет себе проявлять собственные качества

Если человека не отвлекать от процесса, тогда он сможет показать себя в полной мере, выражая истинные намерения и эмоции, переживания и ощущения.

К. Роджерс и В. Экслайн рассматривали как метод не переделывания другого человека, а его самостоятельного роста и развития. Необходимо психотерапевту в игротерапии не делать клиента таким, каким он должен быть, в соответствии с его взглядами или общественным мнением, а позволять ему быть самим собой. Должен происходить личностный рост, что возможно при отсутствии указаний и наставлений со стороны.

Положительные трансформации происходят, когда ребенок пребывает в компании взрослого человека, который его понимает, не мешает и поощряет

Так ребенок начинает понимать, что важно и нужно. Он познает собственное «Я», качества и наклонности, что позволяет ему развиваться в своем темпе и направлении

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: