Арт-терапия

Советы психиатров при арттерапии

Применение техники и упражнений арт-терапии — метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии – уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика — воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат – это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  • Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Занятия и упражнения

Занятия куклотерапией организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения куклотерапии являются групповая и индивидуальная.

Выделяют 2 этапа процесса куклотерапии:

  1. Изготовление куклы. На данном этапе ребенок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку. В процессе работы проявляются личностные качества ребенка. Психолог направляет творческий процесс, задает уточняющие вопросы о деталях куклы.
  2. Инсценировка ситуаций. На этом этапе ведущий предлагает участникам тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые психологом сценарии связаны с ситуациями нравственного выбора. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Традиционными упражнениями куклотерапии являются:

  • беседа ребенка с куклой;
  • рассказ ребенка о жизни куклы;
  • сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
  • диалог двух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение спектакля.

Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:

  • Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет общение детей.
  • Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты, получает возможность диалога с самим собой.
  • Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
  • Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Коллаж

Составление композиции, связанной по смыслу из многочисленного количества картинок, различных изображений или рисунков называется коллажем (техника арт-терапии). Семейная работа сближает, и это отличный вариант тем, кто хочет провести коллективную работу.

Такое понятие, как коллаж, появилось в конце XX века и за короткое время произвело позитивное впечатление на любителей искусства. Для составления данной композиции применяется определенная «платформа» в виде листа бумаги, ватмана или какой-либо ровной поверхности, на которой с помощью клея закрепляются различные изображения. Как дополнительный вид декора к коллажу могут крепиться различные аппликации и небольшие предметы. Главная особенность коллажа – это возможность сочетания различных изображений, не схожих по своей тематике. Собранная история на «платформе» выделяется своей оригинальностью и неповторимостью. За последнее время коллаж стал настоящим произведением искусства, который может создать каждый желающий.

Время суток

В балаковских водоемах обитают разные виды рыб, и активность каждого зависит от времени суток. Не рассчитывайте, что вам удастся поймать сома в жаркий летний день. Этот хищник хорошо спрятался в какую-либо глубокую яму или под корягой, и выманить днем его вряд ли получится. Сом – это ночной хищник. Нехищные представители, которые питаются в основном планктоном, а также моллюсками, по большой мере активны средь бела дня. Самый разгар клева наблюдается на утренних зорьках или на закате солнца.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Организация занятия

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело

Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями

Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Необходимые материалы:

  • Мелки.
  • Бумага.
  • Фломастеры.

Цель методики:

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс. Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

Материалы:

  • Бумага.
  • Акварельные краски.
  • Кисти.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

Цель:

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).

Материалы:

  • Бумага.
  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Статью прочитали: 15 299

Литература

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша

Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор

Это и поможет решить существующую проблему.
Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Противопоказания и побочные явления

Альбуцид является безопасным и эффективным средством, которое очень часто используется для лечения маленьких детей. Однако, несмотря на безопасный состав, этот медикамент имеет противопоказания и способен провоцировать нежелательные побочные реакции.

К противопоказаниям относятся:

  • Гиперчувствительность к ингредиентам, содержащимся в составе лекарственного раствора.
  • Возраст до 2-х месяцев.

Капли способны провоцировать такие побочные эффекты:

  • Повышение слезовыделения.
  • Жжение, отёк конъюнктивы.
  • Дискомфорт, зуд в глазах.
  • Временное снижение чёткости зрительного восприятия.
  • Суперинфекция.
  • Развитие тяжёлой аллергии на сульфаниламиды.

Популярные методики

Основная проблема человека, который впервые начинает лечение искусством – это выбор подходящего метода

Важно, предполагается ли групповая методика или индивидуальная. Краткое описание методик:

  1. Метод «Каляки-маляки». Нужно произвольно наносить краски на лист чистой бумаги пальцами рук. После окончания работы следует проанализировать получившийся рисунок, найти в нем сходство с какими-то существующими образами и составить на их основе рассказ.
  2. «Творческий мусор». Делается композиция из любых ненужных вещей: кусочки ткани, бумага, тюбики и флаконы от женских косметических средств, фотографии и т. д. Главное, использовать тот мусор, который ассоциируется с негативными воспоминаниями. Их прикрепляют на тканевое или бумажное полотно и произносят вслух слова благодарности за бесценный жизненный опыт (связаны с мусором). После произнесенных слов, композицию выбрасывают или сжигают.
  3. «Кактус». Следует нарисовать на обычном листке бумаги кактус, не забывая зарисовать колючки в произвольном порядке. После выполнения задания необходимо проанализировать рисунок. Если он нарисован прерывистыми линиями – человек обеспокоен чем-то, четкими и жирными – уверенный в себе. А чем больше было изображено колючек, тем больше агрессии в человеке.

Некоторые методики пользуются популярностью у беременных. Хорошим примером является метод « Совместный портрет». Он состоит в том, что будущая мама должна нарисовать своего ребенка таким, каким она его чувствует. Также следует зарисовать рядом саму себя, отца ребенка и старших детей, если они есть. Психологи рекомендуют не останавливаться на одном рисунке. Лучше подготовить к рождению малыша целый альбом.

Рисование руками — одна из методик психотерапии

Прогноз

Эндофтальмит относится к опасным заболеваниям и требует немедленного посещения врача-офтальмолога. Специалист после обследования назначит курс лечения. Полное следование назначенному курсу ведет к успешному выздоровлению.

Alibaba получила два патента, которые будут защищать и ускорять блокчейн консорциума

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: