Ступор у ребенка — признаки, причины, лечение

Диагностика острого психотического расстройства

Диагностика ОПР в первую очередь проводится путём наблюдения за поведением пациента и беседы с ним. В процессе такого обследования можно выявить объективные признаки наличия психотических переживаний:

  • дезорганизованное поведение и речь — порой речь больного настолько нарушена, что невозможно понять, о чём он хочет сказать (это называют “словесной окрошкой”);
  • признаки галлюцинаций — больной может постоянно закрывать уши, разговаривать, когда рядом нет никого, смотреть мимо собеседника и т.д.;
  • косвенные показатели наличия бредовых переживаний — например, больной может обматывать голову металлическими предметами, так как думает, что ему на мозг воздействуют лучами.

Кроме того, проводится перечень дополнительных параклинических обследований, чтобы исключить внешнюю, отличную от психических расстройств причину:

  • томография головного мозга — для исключения опухолей и сосудистых нарушений;
  • обследования на психоактивные вещества и другие.

Когда все внешние причины исключены, переходят к дифференциальной диагностике среди психиатрических причин острого психоза. Самым частым фактором возникновения ОПР является шизофрения. Долгое время диагностика шизофрении строилась на симптомах Курта Шнайдера, который выявил их путём статистического анализа историй болезней:

  • звучание мыслей;
  • галлюцинации от третьего лица;
  • галлюцинации в форме комментариев;
  • соматические галлюцинации;
  • отнятие или вкладывание мыслей;
  • трансляция (открытость) мыслей;
  • бредовое восприятие;
  • восприятие ощущений или действий, будто они вызваны чьим-то воздействием.

В современных классификациях отмечается отхождение от этих критериев, так как они показали свою малую специфичность именно для шизофрении.

Другими психиатрическими причинами ОПР могут быть:

  • биполярное аффективное расстройство — тогда в клинике психоза будут преобладать аффективные (эмоциональные) нарушения;
  • деменция — в этом случае в клинике психоза будет много психоорганических знаков;
  • абстинентный синдром после злоупотребления психоактивными веществами.

ПСИХОУЗЕЛ

Детское отделение филиала Московской областной психиатрической больницы находится в деревне Медное-­Власово городского округа Лосино-Петровский, рядом со старинной усадьбой, на опушке леса с корабельными соснами. Здесь лечат детей с 3 до 18 лет со всего Подмосковья. Больница практически не отличается от рядовых медицинских учреждений для юных пациентов: игровые комнаты, классы для занятий по школьной программе, спортзал с тренажерами. Только санузлы необычные: в них не запираются двери и нет шторок в ванных. Требования безопасности. По коридорам с криками и смехом носятся малыши. Самые обычные на первый взгляд: непослушные, раскрасневшиеся.

– Значит, хорошо лечатся! – с улыбкой замечает заведующая 1-м отделением Анастасия Одинокова. – Зайдемте сюда.

ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ

Ханна и резко повышенная сложность

Знаменитая задачка-мем, в которой итоговый вопрос кажется куда более сложным, чем условие.

Странное завершение истории Ханны породило в сети множество шуток. Самая известная: «Ханна съела несколько конфет. Рассчитайте длину окружности экватора Юпитера с помощью кальки и ржавой ложки».

Решение: многие пользователи сети никак не могут найти решение, потому что убеждены, что для него нужно сначала вычислить n, однако в действительности этого не требуется.

Вероятность того, что в первый раз Ханна вытянула оранжевую конфету — 6/n (в сумке шесть оранжевых из n конфет). Если в первый раз Ханна вытянула оранжевую конфету, то вероятность вытянуть такую же во второй раз — 5/(n-1). Вероятность вытянуть две оранжевые конфеты — произведение этих двух вероятностей.

Получаем: (6/n)⋅(5/(n-1))=¹⁄₃. Дальше достаточно упростить уравнение.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и связанных с ним заболеваний

Хотя проявления симптомов заболевания можно снизить, лечения такого состояния не существует, так же как не существует и легких способов решения проблем, связанных с СДВГ. Тем не менее раннее установление диагноза и начало лечения могут предотвратить долгосрочные воздействия нарушений, которые могут проявиться, если оставить такое состояние без внимания. Это уже хроническое заболевание, которое требует постоянного умения справляться с ситуацией, а также огромного терпения и упорства со стороны членов семьи, учителей и самого ребенка. Лечение всегда проходит комплексно и требует взаимодействия ребенка, родителей, педиатров, учителей, а иногда и психологов, психиатров и работников социальной сферы.При истинном синдроме дефицита внимания и гиперактивности основным компонентом лечения являются лекарственные препараты

Состояние ребенка можно улучшить при помощи препаратов, корректирующих дисфункцию внимания и импульсивность.В последние годы лекарственным препаратам, помогающим управлять симптомами нарушений внимания и деятельности ребенка, уделяется большое внимание. Дополнительные средства лечения, включая упорство в учебе, психологические консультации и управление поведением, вместе с лекарственной терапией способны помочь ребенку справиться с трудностями в обучении, контролировании эмоций и поведения

К примеру, врач может порекомендовать участие ребенка в групповой терапии и тренинге социальных навыков, которые проводятся для подростков с определенными трудностями; индивидуальную психотерапию в борьбе с низкой самооценкой, чувством неполноценности или депрессивным состоянием; тренинги для родителей и группы поддержки родителей, где матери и отцы смогут научиться лучше справляться с проблемным поведением их детей; а также семейную терапию, где вся семья сможет обсудить, какое воздействие СДВГ оказывает на их взаимоотношения.Для ребенка с СДВГ очень полезным может быть структурированное расписание дня со всеми домашними делами, последовательностью и прогнозированием. Ваш педиатр может дать вам некоторые советы относительно того, как создать ребенку такую окружающую обстановку, чтобы это помогало ему справляться с трудностями. Лучше всего начать с установления последовательности в графике режима жизни ребенка, когда он каждый день должен есть, мыться, уходить из школы и ложиться спать. Вознаграждайте его (теплыми словами, объятиями и периодическими материальными подарками) за положительное поведение и соблюдение правил. Для того чтобы ребенок не отвлекался от выполнения задания (к примеру, надевания одежды утром), возможно, вам придется быть рядом с ним. Помимо этого, прежде чем принять участие в мероприятиях с большим количеством возбуждающих факторов (вечеринках, больших семейных сборах, посещениях торговых центров), обсудите с ребенком ваши ожидания относительно его поведения.Специалист в области обучения или образования может работать вместе с учителем, чтобы помочь ребенку достичь успеха в учебе. Поскольку учитель лучше понимает борьбу внутри ребенка, у него больше возможностей помочь ему стать более организованным. Учитель также может установить систему вознаграждений за то, что ребенок смог уделить должное внимание выполнению задания, не унижая его при этом из-за его невнимательного поведения. Также ребенку лучше работать в небольших группах, поскольку дети с СДВГ легко отвлекаются на окружающих. Также ребенок хорошо занимается с репетиторами, где он иногда способен выполнить гораздо больше заданий за 30 минут или час занятий, чем за весь день в школе.Будьте терпеливы по отношению к своему ребенку. Помните, что ему трудно контролировать свою импульсивность и возбужденное состояние.Дети с диагнозом СДВГ имеют право на различные виды поддержки со стороны школы. Федеральный закон гласит о том, что согласно положению категории «Другие виды нарушений здоровья», ребенок имеет право на получение такой помощи, как проведение большей части учебного времени в классе, продление времени, отведенного на выполнение тестов, меньший объем домашнего задания и гибкие методы преподавания. Для получения такой помощи квалифицированный педиатр или другие специалисты должны поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», а учителя должны подтвердить, что СДВГ оказывает значительное влияние на процесс обучения ребенка.

«Соблазнить нельзя влюбить», или куда приведут быстрые отношения?

Разница между словами «соблазнить» и «влюбить» огромная. Успех первого мероприятия не предполагает длительных, прочных связей. И не исключает их.

Можно ли через соблазнение построить крепкий союз?

Соблазнить —  значит сыграть на биологическом притяжении полов. Это гораздо проще, чем влюбить мужчину. В интернете немало советов и видео с подробными инструкциями, как соблазнить любимого. Что ждёт пары с быстрой динамикой отношений, советчики умалчивают. Нередко это приводит к быстрой разлуке. Худшие сценарии: разбитые судьбы, неполные семьи, долгий жизненный путь с ненавистным партнёром.

Популярные статьи  Тяжелая депрессия - симптомы, лечение, признаки, причины

У большинства людей путём соблазнения не получается встретить родственную душу. Влюбить в себя парня — значит, расположить по многим позициям. У девушки, привлекательной не только сексуально, больше шансов стать счастливой. Чтобы построить надёжный союз с серьёзным мужчиной, не следует торопить события.

Желая найти надёжного спутника, не обязательно соблазнять парня. Важнее дать почувствовать: рядом находится разумная, заботливая, сексуальная женщина, обеспечивающая спокойствие, уют.

В каком случае быстрые отношения перерастут в долгие?

Быстрые отношения, основанные на сексуальном искушении партнёра, могут сохраниться надолго в следующих случаях.

  1. Обнаруживаются общие интересы, взгляд на мир. На фоне стремительно развивающейся страсти находятся психологические точки соприкосновения. К сожалению, партнёры редко ценят удачу, возможны измены.
  2. Взаимное притяжение на «химическом» уровне зашкаливает. Партнёры продолжают встречаться при явных несовпадениях жизненных целей. Сохраняют яркую, насыщенную половую жизнь долго, рожают малышей. Частые скандалы заканчиваются бурными примирениями. Изматывающий союз — уютно бывает только по ночам.

Слишком быстрая динамика отношений нередко приводит к роковой ошибке. Прежде чем влюбленные начнуть спать вместе, мужчина должен успеть оценить остальные достоинства женщины. Браки, основанные на постепенном развитии событий, обычно долгие, крепкие, счастливые.

Мужчине важно пройти этапы марафона под названием «завоевать женщину». Пусть он поднимется на пьедестал великого завоевателя

Сладкий десерт будет в финале. Тогда ради своей женщины он свернет горы.

Признаки острого психоза

Термин «острый психоз» относится к разделу «острые и преходящие психотические расстройства», МКБ-10 (международная классификация болезней 10-ого пересмотра, разработанная ВОЗ для классификаций и кодирования медицинских диагнозов), обозначенному кодом F23. «Острый» означает, что развитие психотической реакции проявляется внезапно, ярко, интенсивно.

Противоположностью острого психоза является ремиссия, когда хроническое течение заболевания не проявляется ярко выраженной симптоматикой.

Если у человека развивается острый психоз, он демонстрирует определенные симптомы помрачения рассудка. Признаки психопатии у больного могут проявляться частично либо в комплексе:

  • крайне нестабильный эмоциональный фон, свидетельствующий о патологическом состоянии человека (например, больной может агрессивно выходить из себя либо впадать в эйфорию и т.д.);
  • помрачение сознания — больной не воспринимает адекватно окружающую его действительность;
  • развитие бреда и галлюцинаций;
  • потеря памяти — от частичной до полной;
  • нарушения координации движений разной степени, вплоть до полной дезориентации в пространстве;
  • потеря способности связно мыслить.

Помните, что последствия разрушительных для сознания процессов не проходят сами. Острый психоз всегда требует срочной врачебной помощи.

Как развивается эпилепсия?

Что представляет собой эпилепсия у детей? Медицинские анализы дают понять, что такая болезнь имеет неврологический характер, протекает хронически, обуславливается аномальной работой нервной системы. Каждый сотый житель планеты подвержен этому расстройству. Эпилепсия у детей диагностируется намного чаще, чем у взрослых.

Большая часть первых приступов проявляется у малышей до 1 года возрастом. Принцип развития болезни зависит от области дестабилизации биоэлектрической активности нервных клеток в ЦНС. В отдельных нейронных сетях появляется очаг застойного возбуждения, эпилептический очаг. При разряжении биоэлектрического импульса по тем или другим причинам активизируются нейроны, возникает эпилептический припадок.

Малыш падает без сознания, все тело трясется из-за конвульсий. Через какое-то время после напряжения возникает слабость в мышцах. Это свидетельствует о том, что биоэлектрическая активность нейронов снижается. Когда ребенок приходит в сознание, он не помнит, что происходило с ним во время припадка.

Коррекция речевой патологии

Если ребёнок медленно говорит из-за физиологических нарушений, то терапия нацелена на ликвидацию основного заболевания. В первую очередь лечение предполагает нормализацию работу ЦНС. Комплексная терапия может включать:

  • приём медикаментозных средств. Для ребёнка подбираются укрепляющие и стимулирующие препараты, а также витаминные комплексы. Активно используются лекарственные средства с глютаминовой кислотой;
  • лечебную физкультуру. Очень эффективны водные занятия, плавание, массаж и физиотерапевтические процедуры;
  • консультации с психотерапевтом. Также возможны занятия с психологом для преодоления эмоциональных проблем. Ребёнок, который медленно говорил в течение долгого времени, мог отдалиться от социума и потерять уверенность в себе;
  • развивающие игры. Ребёнку будут полезны занятия, улучшающие моторику, мимику и эмоциональность речи. Например, детям помогают уроки по актёрскому мастерству и выступления на сцене. Ребёнку также необходимо больше читать, отгадывать загадки, учить и петь ритмичные песни;
  • ручной труд. Собирание конструктора, вышивание и другие занятия помогают развить мелкую моторику. Темп речи ребенка улучшается при разучивании танцевальных движений. Не будут лишними занятия физкультурой и спортом.

Безусловно, ребёнок, который очень медленно говорит, нуждается в помощи квалифицированных педагогов и логопедов. Это одна из наиболее важных частей лечения.

Описание

Термин «ступор» (в переводе с латыни «затвердевание») относится к состоянию крайней дегенерации: пострадавшие вообще не реагируют или лишь минимально на стимулы окружающей среды, хотя они воспринимают процессы в своей среде с особой чувствительностью – они просто не могут участвовать или реагировать на нее. Таким образом, они не поворачивают головы и не смотрят на других людей, например, которые приближаются к ним или касаются их.

Общение или контакт с пациентами происходит из-за так называемого мутизма, только очень ограниченного или невозможного. Люди в ступоре молчат или серьезно ограничены в своем языковом общении.

У некоторых пациентов также наблюдается высокая температура .

Осложнения

Серьезным осложнением ступора является растворение (распад) поперечно-полосатых мышечных волокон (рабдомиолиз). Такие мышечные волокна находятся в основном в скелетных мышцах. Рабдомиолиз может вызвать острую почечную недостаточность.

Другие возможные осложнения включают пневмонию с заражением крови (сепсис), тромбоз вен ног, кожные язвы из-за пролежней и расстройства воды и солей (электролита).

Определение болезни. Причины заболевания

С физиологической точки зрения симптомы кататонического ступора возникают в верхней части тела, зарождаясь в голове, постепенно охватывают зону шеи и плеч, в последствие перетекают на область живота и нижние конечности. Такой плавный переход «сверху-вниз», по мнению некоторых ученых, свидетельствует о выраженной нехватке органического соединения – гамма-аминомасляной кислоты.

Данная аминомаслянная кислота является одним из самых важных тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы и выполняет функцию ингибирующего медиатора. При дефиците ГАМК у человека возникает неустойчивый нервно-психический статус, который часто сопровождается разнообразными сбоями в деятельности опорно-двигательного аппарата.

/youtube.com/watch?v=https:E9itVY5Tsp4

Очень часто кататонический ступор развивается при тяжелом течении депрессивных расстройств. Длительная обездвиженность и молчаливость может проявиться у женщин в качестве симптома психических расстройств в послеродовой период. Кататонический синдром – явление, сопутствующее подвиду эпилепсии, при которой эпилептогенный очаг локализирован в медиальной или латеральной височной доле головного мозга.

Причиной ступора может быть тяжелое течение приобретенного слабоумия – деменции. Данная аномалия может возникнуть спустя какой-то промежуток времени после перенесенной травмы черепной коробки, серьезного соматического недуга. Либо же кататонический ступор является результатом негативного воздействия на нервную систему бактериальной или вирусной инфекции.

Некоторые ученые считают, что состояние кататонии – явление, которое досталось современнику с доисторических времен. Частые внезапные столкновения первобытного человека с опасными хищниками провоцировали развитие реакции панического страха. Испуг, ужас, предвкушение неминуемой гибели попросту парализовали тело человека, не позволяя ему оказать какое-то сопротивление, не давая убежать от опасности.

Популярные статьи  Апатия - причины, симптомы, лечение, как бороться с апатией

Кататония — комплекс психомотоных и вегетативных нарушений.

Данный синдром впервые описал немецкий психиатр К. Кальбаум в 1874 году. Из-за неоднозначности его диагностических критериев, классификации и других особенностей этот психопатологический феномен вызывал немало споров среди врачей и учёных.

Долгое время кататония приравнивалась к шизофрении. Например, в международной классификации болезней (МКБ-10), используемой в России, это расстройство диагностируется в рамках кататонической шизофрении. Такая трактовка не отражает многогранности симптомов кататонии и существенно сужает рамки её диагностики, из-за чего выявляют болезнь не всегда.

В американском руководстве по психическим расстройствам DSM-V кататония занимает уже отдельную секцию. В последней версии МКБ-11, которую планируют ввести в ближайшее время, кататония понимается как синдром психомоторных нарушений, при котором одновременно возникают один или несколько симптомов — ступор, каталепсия, восковая гибкость, мутизм (полное отсутствие движений и речи), негативизм, “застывание” в определённой позе, манерность, стереотипия (бесцельное повторение слов или движений), психомоторное возбуждение, гримасничанье, автоматическое повторение чужой речи и действий.

Кататония может возникать по нескольким причинам:

  • на фоне определённых психических расстройств, включая расстройства настроения (например, депрессию, биполярное аффективное расстройство, дистимию), шизофрениюшизотипическое расстройство, острый психоз или другие первичные психотические расстройства и расстройства нервного развития;
  • из-за употребления психоактивных веществ, включая лекарства;
  • как вторичное расстройство по отношению к существующим неврологическим (например, височной эпилепсии) или эндокринным нарушениям.

Так как кататонический синдром наблюдается не только при шизофрении, но и при других состояниях, существуют различные подходы к патогенезу и лечению такого расстройства.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

«Это топчик!»: что думает геймер о ноутбуке ASUS ROG Zephyrus G14

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

Симптомы ступора

В тяжелых случаях у человека наступает тотальная обездвиженность, сопровождающаяся отсутствием всякой реакции на любые внешние раздражители, даже болевые. Мышечный тонус у таких пациентов повышен либо, наоборот, снижен. При некоторых типах ступора может наблюдаться развитие восковой гибкости.

Ступор иногда являться симптомом реактивных психозов, шизофрении и органического поражения центральной нервной системы.

Ступор с восковой гибкостью обусловлен наличием у пациента мутизма, обездвиженности, а также способности в течении длительного времени сохранять определенную позу. Пациенты не желают общаться, но в ночное время они могут есть, отвечать на поставленные вопросы либо ухаживать за собой.

Негативистический ступор проявляется тем, что человек отказывается принимать пищу, разговаривать, а попытки изменить положение его тела вызывают резкое сопротивление.

Депрессивный ступор обусловлен полной обездвиженностью, такие больные имеют страдальческое выражение лица, если удается с ними вступить в контакт, они дают односложные ответы. Иногда такой тип ступора сменяется резким возбуждением либо меланхолическим раптусом, при этом состоянии пациенты склонны наносить себе тяжелые повреждения.

Апатический ступор выражается тем, что пациенты лежат на спине, он отрешен от окружающего мира, отвечают на все вопросы односложно с некоторой задержкой. Данный тип ступора возникает при психозах либо при болезни Вернике.

Кататонический ступор ассоциирован с застыванием в страхе либо оцепенением при испуге застывании в страхе. Такие больные отказываются разговаривать и принимать пищу и склонны на длительное время застывание в одной позе.

Больные в ступоре могут не шевелиться даже при пожаре, землетрясении либо при иных каких-то природных катаклизмах. Они зачастую лежат, не меняя положения, мускулатура находится в тонусе. Обычно напряжение начинается с жевательных мышц, затем опускается на шейный отдел, позднее распределяется по спине, рукам и ногам. В таком состоянии эмоциональное и зрачковое реагирование на боль отсутствует.

К симптомам ступора относят: помрачнение сознания, абсолютная неподвижность, частичное или полное молчание (мутизм), повышенный тонус мускулатуры, негативизм, угнетенность рефлекторных реакций, отсутствие вербального общения с окружающими и реагирования на внешние раздражители.

Ступорозное состояние данного типа может наблюдаться у женщин, которые стали свидетелем какой-то катастрофы, или аварии. Также может появиться ступор у детей вследствие сдачи экзаменов или во время боя у солдат.

Депрессивный ступор свойственен в одинаковой мере и женской части населения и сильной половине человечества. Он возникает на фоне глубокой депрессии и, как правило, сопровождается сгорбленной позой, гримасой страдания на лице субъектов, опущенным взглядом. Пациенты, находящиеся в подобном состоянии могут реагировать на вопросительные высказывания односложными фразами шепотом.

Популярные статьи  Инсайт, что это такое в психологии, психоанализе - понятие

Чрезмерно восприимчивым, эмоциональным, уязвимым людям и творческим личностям, характеризующимся тонкой внутренней организацией свойственен ментальный ступор. Выражается он в виде апатии, лености, тоски, творческого кризиса, неумения мыслить, ощущать и неспособности действовать по-иному. При таком состоянии наступает своеобразная душевная «закостенелость».

Апатический ступор проявляется в пассивности и обездвиженности, отсутствии стремлений и интересов.

Ступорозные состояния

Ступорозные состояния (латынь stupor оцепенение, неподвижность; синонимы ступор) — угнетение психической активности, обусловленное психозом и проявляющееся обездвиженностью, мутизмом (отсутствием речевого общения с окружающими), снижением всех видов чувствительности.

Ступорозные состояния — одно из наиболее тяжёлых психопатологические расстройств, возникающих в течение самых различных психических болезней.

Больные, находящиеся в ступорозном состоянии, неподвижны. Они часами сидят, лежат или стоят не меняя позы. На вопросы или не отвечают совсем (мутизм), или отвечают медленно, обычно после паузы, междометиями, отдельными словами, изредка короткими фразами. Они, как правило, не реагируют на происходящее вокруг, никогда ни о чем не просят, самостоятельно не едят, не следят за своим внешним видом, часто оказывают сопротивление при любой попытке воздействовать на них, например, при кормлении, умывании, одевании, проведении медицинский процедур (негативизм). В тех случаях, когда у больных отмечается состояние неполной обездвиженности с резко уменьшенной речевой активностью, говорят о субступоре.

Обычно Ступорозные состояния сопровождаются различными позитивными психопатологические симптомами — бредом (смотри полный свод знаний), галлюцинациями (смотри полный свод знаний), измененным аффектом (смотри полный свод знаний: Депрессивные синдромы, Маниакальные синдромы), помрачением сознания (смотри полный свод знаний). Реже Ступорозные состояния исчерпываются только двигательными и речевыми нарушениями — так называемый пустой ступор. Ступор, сопровождаемый помрачением сознания, в первую очередь онейроидом (смотри полный свод знаний: Онейроидный синдром), называют рецепторным; ступор, возникающий на фоне ясного сознания, — люцидным, или эффекторным. Обычно термины эффекторный ступор и люцидный ступор употребляют для характеристики кататонического ступора (смотри полный свод знаний: Кататонический синдром), но их можно использовать и для характеристики других Ступорозные состояния При Ступорозные состояния может наблюдаться временное резкое обеднение психической деятельности, в связи с чем такие больные напоминают лиц, страдающих слабоумием (смотри полный свод знаний), которое на самом деле обычно отсутствует. Этот факт был отмечен психиатрами ещё в 19 век В то время большинство Ступорозные состояния, и в первую очередь те, которые возникают при эндогенных психозах (смотри полный свод знаний: Маниакально-депрессивный психоз, Шизофрения), определяли термином первичное излечимое, или острое, слабоумие (dementia primarias. acuta curabilis). Ступорозные состояния сопровождаются соматическими расстройствами, прежде всего вегетативными. Воспоминание больного о том, что происходило с ним в период ступора, чаще скудны, отрывочны или совсем отсутствуют.

В зависимости от психопатологические проявлений или нозологической принадлежности психической болезни, при которой возникает ступор, выделяют следующие его формы: кататонический ступор, психогенный ступор (смотри полный свод знаний: Реактивные психозы), депрессивный ступор (меланхолический ступор, или меланхолическое оцепенение), галлюцинаторный ступор, апатический ступор (астенический ступор, или бодрствующая кома), маниакальный ступор, алкогольный ступор, эпилептический ступор. Чаще всего встречаются кататонический и психогенный ступор, затем депрессивный и галлюцинаторный.

При депрессивном ступоре внешний облик больного отражает депрессивный аффект: поза согбенная, голова и взор опущены, на лбу — оттянутые кверху горизонтальные морщины, мышцы нижней части лица расслаблены, глаза сухие и воспаленные. Больные обычно отвечают на обращения отдельными междометиями, словами, произносимыми шёпотом, или же реагируют простейшими движениями (наклон головы, меняющий направление взгляд и тому подобное). Некоторые больные на фоне обездвиженности периодически или постоянно шевелят пальцами, временами издают отдельные стоны, что свидетельствует о возможности возникновения меланхолического раптуса (смотри полный свод знаний: Депрессивные синдромы), после которого вновь появляется ступор. Депрессивный ступор сопровождается выраженным депрессивным бредом (смотри полный свод знаний), в том числе бредом Котара (смотри полный свод знаний: Котара синдром). В ряде случаев при депрессивном ступоре отмечается онейроидное помрачение сознания.

Осложнения[править | править код]

К тяжёлым осложнениям при кататонии могут приводить нарушение контакта с пациентом вследствие мутизма или других симптомов, неподвижность, недостаток ухода (в том числе в учреждениях длительного ухода, таких как дома престарелых, государственные психиатрические больницы), излишний пессимизм врачей в отношении состояния пациентов, когда состояние ошибочно оценивается как безнадёжное, который приводит к пассивности в плане лечения и профилактики осложнений.

У пациентов с кататонией возможны следующие тяжёлые осложнения:

  • пневмония вследствие аспирации, недоедания или других причин
  • венозный тромбоз и лёгочная эмболия
  • пневмоторакс, бронхоплевральный свищ
  • нарушения со стороны желудочно-кишечной системы (запор и кишечная непроходимость, эзофагит, диарея, бактериальная колонизация желудка и др.)
  • метаболические последствия кормления через трубку (гипогликемия, гиперкапния, электролитные нарушения)
  • кариес, заболевания дёсен, грибковые инфекции полости рта
  • повреждения кожи (пролежни)
  • задержка мочи, недержание мочи, инфекции мочевых путей
  • вагинальные инфекции у женщин
  • нервно-мышечные осложнения (сгибательная контрактура, нервный паралич)

Диагностические критерии

Диагноз ставится психиатрами, основываясь на анамнезе и объективном обследовании.

Обследование назначается при проявлении признаков кататонии в течение двух недель. Этими признаками являются: ступор, возбуждение, замирание в разных позах, негативизм, ригизм, автоматическая подчиняемость, восковая гибкость.

Основными исследованиями являются:

  • общий (развернутый) анализ крови;
  • исследования функциональной активности почек;
  • исследования щитовидной железы;
  • анализ мочи на наличие наркотических веществ;
  • исследование уровня креатинфосфокиназы;
  • анализ крови на содержание глюкозы.

Согласно с результатами, которые были получены при осмотре, возможно прохождение электрокардиографии (ЭКГ), компьютерной томографии (КТ), электроэнцефалографии (ЭЭЦ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), берутся бакпосевы мочи и крови, анализ крови на содержание аутоантител. Иногда может быть необходим забор спинномозговой пункции.

Во время диагностики обращается внимание на наличие шизофрении, депрессии, приема наркотиков ( по назначению или самостоятельно), эпилепсии, мании, прочих органических расстройств

Подпишись на официальный канал Лайфхакера

Похожие статьи

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную

Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя

Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии

Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта – идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия – психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая – способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: