Россия
Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».
В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Лотманом в статье «Тютчев и Данте. К постановке проблемы» ().
В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.
Практика
Психология
Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.
Литература
Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.
Кино
Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».
Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.
В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.
Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).
Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии
Автора произведений зачастую обращаются к такому приёму как реминисценция. Разберемся, что это такое.
Что такое реминисценция
Слово реминисценция происходит от латинского и означает «воспоминание». Синоним этого понятия – заимствование, намёк, отзвук.
Явление реминисценции – это сознательное или непреднамеренное упоминание в тексте об известном культурном факте, а также о другом произведении. Это может быть повторение образной или фразовой конструкции.
Существуют реминисценции скрытые, рассчитанные на узнавание. Кстати, в отличие от цитаты реминисценция может быть автором неосознанной.
Отличается она и от обычного копирования, плагиата и компиляции, потому что всегда носит творческий характер и интеллектуальный.
Реминисценция в психологии
Реминисценция в психологии – это эффект, который характеризуется лучшим воссозданием запоминаемых данных по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.
Феномен возникновения реминисценции сегодня до конца не изучен. Сам термин был впервые употреблён в начале прошлого столетия учёным из Сербии Урбанчичем В.
Эффект реминисценции чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста, а также у школьников младших классов.
В своих экспериментах учёный давал испытуемым возможность освоить некоторую информацию в малый срок. Таким образом, для полного освоения материала времени было недостаточно.
Через некоторый интервал времени люди вспоминали информацию, однако самые лучшие показатели воспроизведения были после через двое-трое суток.
Явление реминисценции в психологии изучал и Пьер Жане. Он утверждал, что это неосознанное воспроизведение действий, которое не зависит от внешних факторов.
Частота её возникновения зависит от информации, что необходимо запомнить.
Интересный факт, что на эффект реминисценции влияет степень изученности материала. Если человек изучил информацию недостаточно, то внезапное воспоминание не состоится.
Когда индивид пытается воспроизвести прочитанное сразу после прочтения, то он опирается на ассоциации, связывающие понятия.
Когда индивид воспроизведёт информацию через промежуток времени, в основе будет лежать логическая связь.
Или поставьте в пример себя. Вы не прилагаете никаких усилий, а эффект реминисценции проявляется. Это неожиданно пришедшая на ум песня, стихотворение или событие…
Реминисценция в литературе
Реминисценция в литературе – это невидимая отсылка в художественных текстах к другим литературным фактам.
Эффект реминисценции можно наблюдать в «Поэтическом словаре» Квятковского А.П. Автор сопоставляет оригинальные и выражения-упоминания.
Я пережил и многое и многих. (Вяземский П.А.)
Я изменил и многому и многим. (Брюсов В.Я.)
Весна, Весна! Как воздух чист! (Баратынский Е.А.)
Весна, весна; как воздух пуст… (Блок А.А.)
Прощай, свободная стихия. (Пушкин А.С.)
Прощай, немытая Россия. (Лермонтов М.Ю.)
Дух отрицанья, дух сомненья. (Лермонтов М.Ю.)
Жизнь отреченья, жизнь страданья. (Тютчев Ф.И.)
Нет отрицанья, нет сомненья. (Некрасов Н.А.)
Город пышный, город бедный. (Пушкин А.С.)
Остров пышный, остров чудный. (Хомяков А.С.)
И черным соболем одел Ее блистательные плечи. (Пушкин А.С.)
Я парусиною прикрыл Ее блистательные плечи. (Федоров В.Д.)
Густая крапива Шумит под окном. Зеленая ива Повисла шатром. (Фет А.А.)
Зеленая пена Кипит под винтом И мы по заливу Неспешно плывем. (Саянов В.)
Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости… (Пушкин А.С.)
С ним едет старуха и младшая дочь. Невестки и первенцы-внуки. (Твардовский А.Т.)
Уж я ножичком полосну, полосну! Уж я семечки полущу, полущу! (Блок А.А.)
А белье мое всполосну, всполосну! потом господ полосну, полосну! И-их! (Хлебников В.)
Есть такое понятие как автореминисценция. Это когда невидимая отсылка происходит к другим произведениям этого же автора, а не к чужим. Такое можно наблюдать, к примеру, в творчестве Лермонтова М.Ю., Пушкина А.С., Брюсова В.Я., Блока А.А.
Реминисценция и аллюзия
Большой разницы между этими терминами нет, ведь и аллюзия, и реминисценция подразумевают ссылку на другое произведение, факт, событие. Однако учёные поясняют, что различие всё же есть: аллюзия всегда осознанна, её легко заметить, так как есть прямое указание на источник, а реминисценция – это «отзвук», «воспоминание».
Приведём примеры аллюзии:
«Сноуборд, это мои сёстры. Сёстры, это сноуборд». (Женька. Телесериал «Папины дочки»)
«Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса!» (Л. Кэррол, «Алиса в Стране чудес».)
«Семейство — вздор, семейство — блажь», — Любили здесь промолвить гневно. А в глубине души все та ж «Княгиня Марья Алексевна».
(Блок А.)
Литература
Реминисценция — элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства.
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. Необходимо разграничивать реминисценцию и цитату. Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Некоторые тотемы, гербы и торговые марки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения.
Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы (смотрите взаимоотношения постимпрессионистов и первооснователей импрессионистской живописи).
Оценки эпизодов показать
Медикаментозное лечение
План фармакологической терапии составляется, исходя из общего состояния больного, а также опираясь на ту болезнь (психическую или соматическую), которая приводит к возникновению этой патологии.
Выбор может пасть на седативные препараты для нормализации сна. К нейролептикам, успокоительным средствам разумно прибегать при наличии повышенной тревожности, паническом состоянии. Для избавления от депрессии, подкрепленной неконтролируемыми воспоминаниями, применяются соответствующие препараты.
Осуществление медикаментозного воздействия должно протекать наряду с психокоррекцией. Если нарушения работы памяти вызваны заболеванием телесного типа, то лечение направляется и в данную область.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Лечение и коррекция
Для улучшения состояния больного необходимо проводить терапию ведущего заболевания, симптомом которого являются псевдореминисценции. По возможности устраняют причину, вызвавшую их. Медикаменты назначают, учитывая характер основной патологии.
Остальное лечение является симптоматическим. Оно включает следующие мероприятия:
- психотерапия;
- гипноз;
- антиоксиданты (Актовегин, Церебролизин);
- витамины (Нейромультивит, Неуробикс Форте);
- ноотропные препараты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон, Глицин и другие).
Больному необходимо создать психологически комфортную обстановку, исключающую стрессы, нервно-психическое перенапряжение. Для коррекции состояние больного используют нейропсихологическую реабилитацию.
Целесообразно провести беседу с ближайшим окружением больного. Родственники должны понимать, что человек болен, он не издевается над ними, не обманывает, просто у него нарушена память. К такому человеку надо проявлять терпение и тактичность.
Платон
Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес, ана́мнесис, др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.
Реминисценция как феномен психики человека
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно.
Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие.
Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.
Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.
Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала.
Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.
Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.
Лечение реминисценции
Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.
Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.
Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:
- Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
- Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
- Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.
Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.
Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.
Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.
Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.
перейти
Причины навязчивых воспоминаний
Когда реминисценция рассматривается как патологическая особенность в рамках навязчивостей, то первопричинами для нее выступают, например, психотравмирующие обстоятельства прошлого.
Машинальное припоминание негативных событий, переживание мысленно травмирующей ситуации может быть обусловлено как общим состоянием человека (самочувствие, настроение, эмоции), так и внешним воздействием. Попадая в схожую с психотравмирующими обстоятельствами обстановку, индивид способен испытать эффект навязчивой и пугающей реминисценции.
Кошмарные сновидения с воспоминаниями о пережитых отрицательных воздействиях, мысли и идеи, связанные с ними, наиболее характерны для посттравматических (стрессовых) расстройств.
Благодаря тому, что реминисценция может быть приписана к области навязчивых состояний, этот феномен фигурирует при неврозах, проявляется бесконтрольными негативными мыслями при депрессиях, панических состояниях, иррациональных страхов.
Рассматривая реминисценцию в рамках психиатрии, ее не стоит выносить как отдельное заболевание. Она является частью симптоматики, характерной для той или иной патологии.
Кроме психотравмирующих ситуаций или скрытых оснований реминисценция или практически полное ее отсутствие, с присутствием, например, псевдореминисценции может отмечаться при соматических болезнях. К их числу разумно относить:
- патологии головного мозга, при которых возникают нарушения памяти;
- черепно-мозговые травмы;
- интоксикации и так далее.
Немного о названии
Так или иначе, можно сделать однозначный вывод, что изготовление крепких спиртных напитков на основе дистилляции зародилось на Руси в период с XIII по XV век.
Да, напитки появились, но, как они назывались? Это тоже интересно… Большинство исследователей сходятся во мнении, что подобный алкогольный напиток назывался на Руси — «хлебное вино». Это название существовало вплоть до начала XX века.
Когда же появилось слово «водка» и что оно обозначало? Первые письменные записи этого слова говорят о его использовании применительно к снадобьям, изготовленным на основе хлебного вина. В этом качестве слово водка применялось вплоть до начала XVII века. Начиная с это века в исторических и литературных источниках слово «водка» появляется применительно к спиртному напитку.
Соратник Петра I фельдмаршал граф Шереметьев в своем походном журнале часто расписывал, как они с государем «кушали вотку». Есть записи в письмах современников, как царь часто заходил в любимую аустерию на «чарку вотки». Это же написание слова встречается и в указе императрицы Елизаветы Петровны «о налоге на спиртное» от 1751 года.
Однако в большинстве источников используется все же название — «водка».
Как правило, этим словом называлось хлебное вино, ароматизированное на травах и с дополнительной одной перегонкой — так называемая «простая водка». В таком значении слово водка закрепилось вплоть до 60-х годов XIX века. С этого времени и до 1936 года, словом водка назывались все крепкие спиртные напитки. А, с 1936 года водкой стали называть смесь 40% ректификованного спирта и воды, пропущенную через угольный фильтр.
Быстрый заказ в один клик (без регистрации)Сумма заказа должна быть не менее 400 руб.
* все поля обязательны к заполнению.
Определение
Вонг и Ватт в 1991 г., в одном из немногих исследований, посвященных функциям воспоминаний в связи с адаптивным старением, разработали таксономию 6 типов реминисценций, чтобы различать успешное и неудачное старение.
Их модель состояла из следующих форм:
- интегративных;
- инструментальных;
- пропускающих;
- повествовательных;
- эскапистских;
- навязчивых.
Точно так же Вонг и Уотт обнаружили, что успешные люди имели более низкие уровни навязчивых воспоминаний (Lo Gerfo 1980 г.).
Реминисценция в психологии — это процесс памяти, а в литературе — прием
Фрай в 1991 г. обнаружил, что конкретные личностные факторы являются сильными предикторами частоты и приятности воспоминательной активности, утверждая, что люди, обладающие «тонким балансом» таких личностных черт, как чувствительность и открытость, могут обладать большей способностью и быть более отзывчивыми.
В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между реминисценцией и личностью с использованием шкалы функций воспоминаний Вебстера 1993 г. (RFS) и пятифакторного перечня личности NEO (NEO-FFI).
Вебстер обнаружил, что реминисценция о возрождении горечи коррелировало с невротизмом, воспоминание о разговоре – с экстраверсией, а воспоминание об идентичности и решении проблем – с открытостью.
Вебстер указал, что личностные черты открытости и невротизма, как было обнаружено, значительно коррелировали с общей частотой воспоминаний, тогда как люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывали отрицательные эмоции, когда вспоминали что-либо.
Тем не менее, обобщаемость этих результатов для пожилого взрослого населения представляется ограниченной из-за небольшого размера выборки взрослых в возрасте 63 лет и старше (n = 13).
Опираясь на данные исследований, многие учёные отметили следующие понятия реминисценции:
- Это воспроизведение более точного материала по сравнению с тем моментом, когда это было изучено. Так говорил С. Ю. Головин, который приводил в пример студентов: перед экзаменами многие забывают всё, а через 10 лет после окончания школы могут вспомнить, что было на лекциях, какие вопросы были на экзаменах.
- В. А. Жмуров, доктор наук в сфере психиатрии, установил, что реминисценция – это бессознательное восстановление информации, которую человек не пытается вспомнить.
- А. С. Никифоров утверждал, что реминисценция возможна также при негативном переживании событий. Так, например, во время войны многие старики уже не помнят особенности каких-либо дней, но они прекрасно вспоминают те мгновения, в которые им пришлось пережить страшное явление бытия. Иными словами, в мозге человека остаются сильные переживания, которые помогают восстановить картину происходящего даже тем, кто отнюдь не помнит ни единого действия.
В отличие от аллюзии, реминисценция не может быть основана на каком-либо историческом факте. Несмотря на то, что многие воспоминания приходят людям, казалось бы, из прошлого, точно сказать дату и место этих воспоминаний не сможет никто.
Аллюзия считается более сознательным фактом воспоминания:
- Всплывают отдельные куски происходящего, память зацикливается на каком-то моменте. Человек может сказать, «помнишь, улицу и дом красного цвета, там были (опознавательные предметы)…» Это и есть аллюзия, которая всегда имеет отголосок к прошлому.
- Во время аллюзии человек может точно назвать причину воспоминания. Например, в поле обзора попался предмет, который когда-то был связан с каким-то историческим событием.
- Реминисценция больше походит на дежавю, хотя оба феномена считаются нарушением работы отдельных участков коры головного мозга.
Реминисценция в психологии – это способность человеческого мозга обращаться к истокам воспоминаний, которые имели место когда-то давно, но оставили свой след в подсознании за счёт психофизиологических способностей мозга человека.
Психотерапия
Психоаналитический подход для выявления глубинных вариантов проблемы, а также гипноз с целью «подмены» негативных восприятий на позитивные могут быть актуальными.
Индивидуальное консультирование помогает бороться со страхами, проработать вытесненные воспоминания, которые в определенных обстоятельствах припоминаются, доставляя дискомфорт.
В рамках групповой терапии может быть использована арт-терапия.
Являясь особенностью памяти, непроизвольное припоминание, принимающее форму навязчивого состояния, требует прохождения консультации у соответствующего специалиста. Самостоятельная борьба с состоянием может не принести результата. Потому при малейшем подозрении о развитии патологии психики необходимо обратиться за своевременной помощью.
Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии