Амнезия (потеря памяти)

Симптомы потери памяти

Данная болезнь характеризуется неспособностью вспомнить определенные события либо людей. Все симптомы рассматриваемого недуга зависят от его тяжести, формы, характера патологии. Кроме признаков провалов в памяти также могут наблюдаться ухудшение зрения, головные боли, шум в ушах, нарушения пространственной координации, повышенная возбудимость, спутанность сознания и иные симптомы.

Чаще наступление амнезии возникает после перенесения травм головы, нередко вызывающей сотрясение мозга. При травматической ситуации, в основном, наблюдается ретроградная амнезия. Ее приступ может иметь продолжительность до нескольких часов. Индивид полностью утрачивает умение усваивать и воспринимать информацию. Пациент находится в пространственно-временной дезориентации и выглядит растерянным. У него наблюдается отсутствие воспоминаний, предшествующих травмирующему опыту либо заболеванию.

При антероградной потери памяти наблюдается утрата воспоминаний об обстоятельствах после начала заболевания при сохранении образов, предшествующих заболеванию либо травме. Данная форма заболевания обусловлена нарушениями, возникшими в процессе перемещения информации в долговременную память из кратковременной либо с разрушением сберегаемой информации. Память впоследствии может восстановиться, но не полностью. Пробелы, относящиеся к послетравматическому периоду, останутся.

При парамнезиях память индивида искажает хорошо известные ему факты и события. Часто можно увидеть в различных телесериалах персонажей, которые утратили полностью воспоминания о собственной прошлой жизни и о себе. Поэтому многих поклонников сериалов очень волнует вопрос: «потеря памяти, как называется болезнь?». Обозначается данный недуг как реакция бегства либо называется состоянием психогенного бегства. Обычно подобное состояние вызывается тяжелым эмоциональным потрясением или личными переживаниями и может длиться довольно долго. Нередко индивиды, страдающие этой формой потери памяти, начинают в другом месте и совершенно в ином окружении новую жизнь.

Среди основных симптомов амнезии выделяют: непосредственно провалы в памяти, которые характеризуются различной длительностью, сложности с запоминанием недавних событий и моментов только что произошедших и конфабуляции или ложные воспоминания.

Провалы в памяти могут быть отдельным симптомом или сопутствовать другим психическим заболеваниям.

Переходящая амнезия являет собой внезапный тяжелый приступ дезориентации сознания, который в памяти не сохраняется. Характерным признаком амнезии считается неспособность узнавать близких людей.

Приступы преходящей амнезии могут проявиться раз в жизни, а иногда несколько. Длительность их составляет от пары минут до двенадцати часов. В основном, симптомы проходят без соответствующего лечения, но иногда воспоминания не восстанавливается.

Синдром Верника-Корсакова наступает вследствие несбалансированного питания или злоупотребления алкоголем. Данной форме сопутствуют такие симптомы как длительная потеря памяти и острая дезориентированность сознания. Среди других проявлений можно выделить ухудшение зрения, шаткость походки, сонливость.

Кроме перечисленных симптомов, амнезии могут сопутствовать следующие проявления: слабоумие, снижение познавательных процессов, нарушение координации мышц.

Слабоумие характеризуется прогрессирующей природой, спутанностью сознания и непоследовательностью мыслей.

Снижение когнитивных процессов заключается в ухудшении восприятия, сложности в обучении и произведении мыслительных операций. Столкновение с этим проявлением считается довольно травмирующим симптомом.

Нарушение мышечной координации чаще всего отмечается при ряде недугов спинного и головного мозга.

Потеря памяти головные боли зачастую сопутствуют либо травма головы, либо заболеваниям, характеризующимся наличием патологических процессов мозга.

Внезапная потеря памяти нередко в сочетании с утратой сознания часто наблюдается при инсультах.

Кроме этого, зачастую отмечается потеря памяти после стресса или депрессивных состояний. В результате проведения ряда исследований было обнаружено, что стрессовое воздействие разрушает рост мозговых клеток. Поэтому, чем дольше продолжается депрессивное состояние, тем больше будут повреждения.

Причины потери памяти и провалов

Провалы в памяти имеют как органические, так и неврологические причины. Первые включают повреждение головного мозга от травм или лекарств. Амнезия может быть симптомом дегенеративных заболеваний мозга.

Различные формы памяти имеют собственные методы работы, но функционируют сообща в процессе запоминания. Есть несколько причин неполных воспоминаний:

  1. Повреждение мозга от несчастных случаев.
  2. Прием психотропных и наркотических средств.
  3. Отравление.
  4. Травма (психическая).
  5. Слабоумие.
  6. Гипноз и другие трансовые напряжения.

Существует целый ряд медицинских состояний, влияющих на воспоминания:

  1. Сердечно-сосудистые нарушения: острый инфаркт миокарда, аритмии, застойная сердечная недостаточность.
  2. Опухоли головного мозга.
  3. Синдром Вернике-Корсакова (дефицит тиамина).
  4. Энцефалит (инфекция простого герпеса).

Причины амнезии у пожилых людей

Функции гиппокампа — области мозга, участвующей в формировании и восстановлении воспоминаний, — ухудшается с возрастом. Действие клеток, восстанавливающих кровообращение мозга, снижается к старости. Пожилые чаще испытывают уменьшение притока крови, что вызывает старческую забывчивость, приводит к изменениям когнитивных навыков. Причины склероза у пожилых:

  1. Несбалансированный рацион. Цианокобаламин защищает нейроны, отвечает за функционирование мозга. Недостаток добавки приводит к необратимому повреждению нервных клеток. В старости скорость усвоения снижается, что затрудняет получение минералов и солей, необходимых для полноценного обмена веществ.
  2. Проблемы со щитовидной железой. Орган контролирует большинство процессов в организме человека. Патологии с железой порождают забывчивость и трудности с концентрацией внимания.

Риску возникновения провалов в воспоминаниях подвергаются пожилые люди, не имеющие социальных связей.

Причины амнезии у молодых и взрослых

Недостаток сна, повышенный стресс, психическое напряжение могут вызвать синдром потери кратковременной памяти, оказывать негативное влияние на умственную работоспособность. Шумная обстановка нередко затрудняет концентрацию у молодых. Производительность подвержена колебаниям в зависимости от ситуации и личного состояния.

Некоторые виды операций способны повредить жизненно важные структуры памяти. Тип патологического состояния зависит от того, какие отделы поражены. Во сне потерять память рискуют пациенты при проведении хирургического вмешательства с использованием общего наркоза.

Непатологические причины

Лекарства могут вызвать склероз, например, при высоких дозировках. К ним относятся гипотензивные средства, сильные обезболивающие и седативные препараты. Когда синдром вызван дефицитом тиамина, человек становится рассеянным. Злоупотребление наркотиками усиливает синдром «автоматического отключения» с нарушением поведения, путаницей и автоматическими реакциями.

Полная потеря памяти возникает в результате тяжелого стрессового события. Состояние связано с травмирующими событиями или жестокими переживаниями, такими как ограбление или изнасилование, автокатастрофа. Неврологическая обработка автобиографической информации блокируется дисбалансом гормонов стресса (глюкокортикоидами и минералокортикоидами). Подавленные воспоминания восстанавливаются спонтанно, спустя годы или десятилетия после события, и вызваны запахом, вкусом или другим идентификатором.

Потеря памяти после алкоголя

Пьющие люди испытывают «затемнение» из-за воздействия алкоголя на гиппокамп. У большинства хронически пьющих с течением времени наблюдается некоторый уровень когнитивных нарушений. Один из наиболее разрушительных побочных эффектов хронического злоупотребления алкоголем называется синдромом Вернике-Корсакова, и состояние напрямую связано с алкоголем.

Синдром Вернике-Корсакова — заболевание, вызванное дефицитом витамина В1. Явление распространено у людей с расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, считается результатом постоянного повреждения нервной системы. Алкоголь влияет на многие аспекты, включая нейротрансмиттеры, префронтальную кору.

Лечение

Перед началом терапии больному надо создать безопасную, спокойную обстановку. Лечение для каждого пациента подбирается индивидуально в соответствии с особенностями течения болезни.

Для терапии диссоциативной амнезии применяются:

  1. Психотерапевтическое лечение является основным для этого расстройства памяти. Гипноз помогает вспомнить и выявить психотравмирующие обстоятельства.

    Арт-терапия способствует выражению подавленных чувств, мыслей. С помощью когнитивной терапии обретаются здоровые, позитивные убеждения, поведение.

    Она помогает больному обрести уверенность и понять, что он сам управляет своими мыслями.

  2. Лекарственные средства – специфическая терапия подобных нарушений отсутствует. Врач назначает препараты с целью убрать какие-либо симптомы.

    Применяются следующие лекарственные средства: антидепрессанты (Азафен, Амитриптилин и др.), антипсихотические средства (Аминазин, Азалептин и др.), ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), препараты для улучшения кровообращения головного мозга (Кавинтон, Актовегин и др.).

  3. Фитотерапия – с этой целью применяются успокоительные травы (настойка корня валерианы, травы пустырника и др.), природные антидепрессанты (настойка зверобоя, корень женьшеня).
  4. Больного обучают методике работы со стрессом, восстанавливают нормальное психологическое состояние.

Какие заболевания и состояния вызывают потерю памяти?

Прогноз зависит от заболевания, которое вызвало провалы воспоминаний. Точная диагностика дает возможность понять причину нарушения межнейронных связей и работать с основной проблемой.

Наиболее частая причина проблем с запоминанием и воспроизведением — травмы головы, особенно височной и лобной части. Более благоприятный прогноз при сотрясении головного мозга, так как нейроны страдают от гипоксии, но продолжают работать. Проблемы после наркоза и стрессовых состояний успешно поддаются коррекции после назначения медикаментозных средств, проведения психотерапии.

Амнестические проявления у детей и у молодых людей дают надежду на положительную динамику благодаря пластичности нервных процессов и быстрому образованию новых межнейронных связей.

После наркоза

Общий наркоз, необходимый для оперативного вмешательства, может вызвать нарушение памяти. Часто встречается кратковременная ретроградная амнезия, которая распространяется на отрезок времени, предшествующий операции. Позже может развиться расстройство по антероградному типу с нарушением краткосрочного запоминания. Симптомы исчезают через несколько дней, редко могут наблюдаться амнестические провалы в течение года после хирургического вмешательства.

Часто страдают от нарушения пациенты во время кардиохирургического вмешательства и операций на головном мозге.

При стрессе

Стрессовый фактор может послужить причиной кратковременного провала в памяти. Человек не может вспомнить свои недавние действия (куда положил ключи или почему очутился в конкретном месте).

Сильные эмоциональные потрясения могут вызывать стирание наиболее неприятных событий, которые привели к психотравме. При гипнотическом воздействии воспоминания восстанавливаются, а в состоянии бодрствования вновь стираются из памяти. Расстройства с забыванием определенной информации чаще встречаются при доминировании первой сигнальной системы и склонности к истерическим реакциям.

При инсульте

Нарушение мозгового кровообращения с образованием участков некроза может вызывать амнезию. Развивается расстройство запоминания дат, имен, цифр или невербальных (лица, музыка, впечатления) образов. Степень и выраженность симптомов зависит от размера и локализации очага инсульта. Восстановление осуществляется за счет активации соседних с пораженной областью нейронов и зависит от пластичности нервных процессов.

При головных болях

Сильная головная боль во время мигренозного приступа с аурой может вызвать кратковременное нарушение памяти на события, которые непосредственно предшествовали приступу или происходили во время него.

При алкогольном опьянении

Алкогольное опьянение провоцирует расстройство кратковременной памяти. События, связанные с опьянением, могут полностью забываться. Это явление особенно выражено при патологическом опьянении, когда даже небольшие дозы алкоголя провоцируют амнезию отрезков времени.

Хронический алкоголизм становится причиной развития психоза Корсакова, при котором больной теряет способность запоминать текущие события, происходившие с ним в данный момент времени (фиксационная амнезия).

При эпилепсии

После эпилептического приступа обычно развивается амнезия на события, связанные с припадком. Болезнь сопровождается периодическим возникновением сумеречного расстройства сознания, когда пациент совершает действия, о которых потом ничего не может вспомнить.

После ЧМТ или СГМ

Черепно-мозговая травма вызывает развитие ретроградной амнезии. Тяжелые повреждения вызывают стойкие и длительные расстройства памяти. Сотрясение головного мозга сопровождается кратковременной амнезией, симптом быстро регрессирует.

Более тяжелые расстройства протекают с антероградной амнезией. Пробелы памяти, возникающие через несколько часов или суток после травмы, свидетельствуют о развитии внутричерепной гематомы.

При гипертоническом кризе

Резкое и значительное повышение артериального давления может вызвать отек мозга с неврологическим дефицитом. После улучшения состояния может развиться амнезирование недавних событий при сохранности базовых воспоминаний. Новые приступы на фоне гипертонической энцефалопатии углубляют нарушения запоминания и воспроизведения информации.

Интересные факты

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».

Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.

В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.

Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Artist Pat Perry’s

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.

Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.

Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения;
  3. Атеросклероз;
  4. Артериальная гипертензия;
  5. Дисциркуляторная энцефалопатия;
  6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  7. Вертебро-базилярная недостаточность;
  8. Черепно-мозговые травмы;
  9. Метаболические нарушения;
  10. Гормональный дисбаланс;
  11. Опухоли ГМ;
  12. Болезнь Альцгеймера;
  13. Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Диагностика болезни

Для диагностирования заболевания и определения наиболее оптимальных и эффективных путей его лечения следует обратиться к специалисту за квалифицированной помощью. Прежде всего следует пройти консультацию у невролога, психотерапевта, психиатра; в некоторых конкретных случаях дополнительно может потребоваться помощь нарколога, нейрохирурга, инфекциониста.

Для диагностики амнезии врач использует следующие методы:

  • Опрос пациента, оценка степени потери памяти, установление объема сохраненной информации и воспоминаний. Нередко с этой целью на прием врача приглашаются родственники, которые помогут описать поведение больного, симптомы проявления недуга и озвучат предполагаемые причины его развития. Важным является установление следующих моментов: как давно появились первые симптомы;
  • какие события предшествовали развитию болезни;
  • продолжительность потери памяти;
  • случались ли раньше провалы в памяти.
  • Тщательный осмотр невролога для выявления других нарушений в функционировании организма (например, онемении конечностей, головокружение, тошнота).
  • Проведение консультации с психиатром для выявления возможных нарушений в психике (обязательно проводится такое мероприятие, если больной стал жертвой или свидетелем аварии, авиакатастрофы, физического или сексуального насилия).
  • Электроэнцефалография – процедура позволяет установить активность разных участков головного мозга.
  • Сдача анализа крови (общего и биохимического).
  • Проведение анализов на токсикологию, инфекционные болезни.
  • МРТ, КТ головного мозга – эти диагностические методы позволяют выявить дегенеративные, структурные изменения в мозге и его коре, помогают определить нарушение кровообращения и установить наличие опухолевых образований.
  • Проведения разнообразных тестов для определения функции памяти, выявления степени ее нарушения и типа.

Виды

Под памятью подразумевается комплекс из множества познавательных способностей человека. За каждую из них отвечает конкретный отдел мозга, что позволяет врачам быстрее определять, какого характера проблема возникла у человека. Основная часть информации запоминается с помощью коры головного мозга. При необходимости быстрого сохранения данных в голове задействуется медиобазальная система. Она также отвечает за восприятие и узнавание тех или иных вещей. Миндалевидное тело и мозжечок обеспечивают работоспособность процедурной памяти. Гипоталамус же ответственен за сохранение новой информации. Именно поэтому память может стираться в голове выборочно, из-за чего проблема может казаться не такой значимой.

Название болезни при потере памяти – амнезия. Ее разделяют на большое количество разновидностей, в зависимости от типа пострадавшей памяти, продолжительности, забытых событий и скорости течения болезни. Каждый из них имеет свои особенности проявления.

Виды амнезии по типу памяти:

  1. Краткосрочная. При такой амнезии может пропадать из памяти новая информация, которая была воспринята мозгом только что, из-за чего человек не помнит, что именно происходило в последние минуты или часы.
  2. Долгосрочная. В случае с долгосрочной амнезией человек внезапно не может вспомнить, что происходило некоторое время назад – от пары часов до многих лет.

Виды амнезии по продолжительности:

  1. Временная. При временной потере памяти больной не может вспомнить нужную информацию из своей жизни в течение короткого промежутка времени. Через несколько часов или дней воспоминания возвращаются в полном объеме.
  2. Постоянная. Полная потеря частиц памяти является окончательной. Самостоятельно такому больному восстановить информацию из головы не удастся.

Виды амнезии по событиям:

  1. Ретроградная. Больной не в состоянии вспомнить какие-либо события, которые произошли после того, как у него начались проблемы с памятью.
  2. Антероградная. Человек, начавший страдать от такой амнезии, вдруг не может вспомнить ни одно событие, произошедшее до первых проблем с памятью. Новая информация при этом усваивается нормально. Однако такая амнезия, как правило, стремительно развивается и превращается в полную потерю воспоминаний.
  3. Глобальная. Отсутствует вся память. Человек не помнит произошедших ранее событий и не запоминает того, что происходит сейчас.
  4. Диссоциативная (выборочная). У больного остается неполный набор воспоминаний, при этом отсутствует только та память, которая связана с определенным событием.
  5. Визуальная. Человек не запоминает какие-либо места или лица, что вызывает проблемы с ориентацией в пространстве и общением с людьми. Больной часто не может понять, где он находится и почему разговаривает с тем или иным человеком.

Виды амнезии по скорости развития:

  1. Внезапная. Резкая потеря памяти связана с одним конкретным моментом в жизни. Возникает после получения травмы или серьезных стрессов.
  2. Постепенная. Человек медленно начинает забывать те или иные вещи и события. Сначала воспоминания становятся размытыми, а потом полностью исчезают из головы. Как правило, такой тип амнезии сопровождает старческое слабоумие.

Все виды амнезии тщательно исследованы учеными. Однако некоторые вопросы, касающиеся развития и течения болезни, до сих пор остаются открытыми.

Распространенные повреждения

Самый распространенный вид повреждения головы – тупая травма головы.

Наблюдается патология в результате удара тупым предметом или падения о твердую поверхность. Повреждение имеет закрытый, так и открытый характер.

Подобное воздействие на область головы приводит к образованию кровоподтеков и ссадин при незначительном повреждении, но при сильном ударе возможно полное разрушение головы.

Тупая травма становится причиной смерти пострадавшего. При легкой форме повреждения проводится комплексное лечение. Для устранения патологии могут применяться консервативные и хирургические методы лечения.

После обращения в медицинское учреждение пациенту приходится предоставлять объяснения органам полиции о получении повреждения, это повреждение рассматривается как нанесение пострадавшему увечья иным лицом.

Амнезия — один из симптомов деменции

Наиболее ярким представителем этой группы заболеваний, сопровождающихся амнезией, является болезнь Альцгеймера. Для этой патологии характерно развитие забывчивости на текущие события (фиксационной амнезии), как самого раннего признака.

Болезнь Альцгеймера сопровождается, в отличие от корсаковского синдрома, нарушением и других высших психических функций. Такие больные наряду с амнезией страдают расстройством речи, письма, агнозией и т.п.

В более поздние стадии заболевания к фиксационной амнезии присоединяются антеро- и ретроградная. Ещё одной отличительной чертой является нарушение кратковременной и всех видов долговременной памяти у таких больных. Ретроградная амнезия при болезни Альцгеймера характеризуется сохранностью наиболее отдалённых воспоминаний – моментов из детства и юности пациента.

Классификация патологических состояний

Амнезия – это невозможность запоминать события и возобновлять в памяти необходимую информацию. Такое состояние может проявляться внезапно или постепенно.

Перечислим формы амнезии:

  • Ретроградная. Стираются воспоминания, предшествовавшие определенному событию. Такой промежуток может продолжаться долго или мало. Постепенно возобновляются воспоминания о происходящем, начиная с наиболее отдаленных процессов. Вероятна полная утрата информации о том, что возникало перед травмой.
  • Анероградная. Затруднения процессов запоминания и воспроизведения начинаются с периода начала развития патологии, не задеваются события, происходящие до этого. Вероятна полная утрата информации о том, что было перед такой травмой.
  • Конградная. Когда пациент теряет сознание, информация не записывается.

  • Полная преходящая. Выражается в отсутствии способности запомнить конкретные события. В процессе такого приступа поведение человека может не отличаться от обыденного, постепенно ему задаются вопросы о том, что было пару минут назад. Часто возникают проблемы с самоидентификацией.
  • Психогенная. Возникает в результате алкогольной интоксикации, насилия, шизофрении, травматизма во время стихийного бедствия. Пациенту трудно воспроизводить данные о самом себе. Зачастую болезни подвержены пациенты в молодом возрасте.
  • Транзиторная глобальная. Относится к пациентам преклонного возраста, приступы могут продолжаться до нескольких часов и проявляются до 5 раз в год. Причины окончательно не изучены. В процессе приступа ухудшается способность к ориентации, один и тот же вопрос задается человеку несколько раз подряд.

  • Прогрессирующая. Возникает при разных видах деменции, расстройства Альцгеймера. Память ухудшается постепенно и полностью. На первых этапах возникает рассеянность, забывчивость, после этого пациент забывает происходящее за последнее время, потом не помнит процессы, протекавшие давно.
  • Диссоциативная являет собой защитную реакцию психики, возникают проблемы с памятью из недавнего прошлого, обусловленные со стрессовой ситуацией. Трудно воспроизводить отдельные биографические факты.
  • Синдром Корсакова с характерной продолжительной потерей памяти, развивающейся на фоне алкоголизма после регулярного стресса для сосудов нервной системы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: