Книга габриеля тарда ‘законы подражания’

Содержание

Социальная психология. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная
психология — это отрасль психологической науки,
изучающая
закономерности возникновения и
функционирования общественно-психологических
явлений1,
которые выступают ре­зультатом
взаимодействия людей (и их групп) как
представителей различных
общностей.

Предмет – социально – психологические явления
и процессы, выступающие результатом
взаимодействия людей как представителей
различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы)
или отдельные их представители(люди).

Задачи
социальной психологии как науки. Социальная
психо­логия
как отрасль научных исследований имеет
свои конкретные задачи, включающие:

изучение: а)
специфики и своеобразия феноменов,
составляю­щих
общественное сознание людей; б)
соотношения между его ком­понентами;
в) влияния последних на развитие и жизнь
общества;

всестороннее
осмысление и обобщение данных об: а)
источниках и
условиях возникновения, формирования,
развития и функциони­рования
социально-психологических явлений и
процессов: б) воздействии этих факторов
на поведение и поступки людей в составе
многочисленных общностей;

исследование
наиболее значимых особенностей и
отличий со­циально-психологических
явлений и процессов от других
психоло­гических
и социальных феноменов, возникающих
как результат взаимодействия, общения
и взаимоотношений людей в различных
общностях;

выявление
закономерностей функционирования
социально-психологических
явлений и процессов в различных
социальных ус­ловиях;

социально-психологический
анализ взаимодействия, общения и
взаимоотношений людей, а также факторов,
обусловливающих специфику и эффективность
их влияния на совместную деятель­ность;

всеобъемлющее
изучение социально-психологических
харак­теристик
личности и своеобразия ее социализации
в различных об­щественных
условиях;

осмысление
специфики функционирования
социально-психо­логических явлений
и процессов, возникающих в малой группе,
и их влияния на поведение, общение и
взаимодействие людей в ней;

исследование
своеобразия психологии больших
социальных групп и специфики проявления
мотивационных, интеллектуально-познавательных,
эмоционально-волевых и
коммуникативно-пове­денческих
особенностей людей, являющихся их
членами;

выявление роли и
значения религиозной психологии в
жизни и
деятельности людей, ее социально-психологического
содержания и
форм проявления, а также специфики ее
влияния на общение и взаимодействие
индивидов;

всестороннее
изучение социально-психологических
особенно­стей
политической жизни и политической
деятельности людей, свое­образия
трансформации психики человека и групп
людей, оказав­шихся под непосредственным
влиянием политических процессов,
происходящих в обществе;

исследование
массовидных социально-психологических
явле­ний и процессов, их роли и значения
в общественной жизни, влия­ния на
поступки и поведение людей в экстремальных
ситуациях;

прогнозирование
политических, национальных и других
про­цессов
в развитии государства (общества) на
основе учета социаль­но-психологических
законов и механизмов.

2)Психология масс (Тард). – Франция во второй половине 19 века.

Дает решение вопроса о взаимоотношении
личности и общества с индивидуалистических
позиций. Социальное поведение не имеет
другого объяснения, кроме как при помощи
идеи подражания. Эти две идеи – идея
подражания и идея иррациональных
моментов- были усвоены непосредственными
создателями психологии масс ( С. Сигеле,
Г.Лебон)

Сигеле изучал уголовные
дела, Лебон уделял внимание проблеме
элиты и ее противопоставления ее массам

С точки зрения Лебона, любое скопление
народа – масса, главная способность
которой способность к наблюдению.
Типичными чертами человека в массе
является обезличивание, резкое увеличение
роли чувства над разумом, утрата личной
ответственности. Следовательно масса
всегда неуправляема, хаотична, ей нужен
вождь, роль которого может выполнять
элита. Выводы были сделаны на основе
наблюдений ситуаций паники. Конец 19
начало 20 века можно назвать «эрой толпы»,
поэтому идеи Лебона были живо восприняты.

Критика

Согласно социологу Н. Ю. Фирсовой, из всех работ Габриэля Тарда «Законы подражания» вызвали наибольший интерес современников. Например, французский философ-позитивист И. Тэн отзывался о «Законах подражания» как о ключе, подходящем к любому замку. Теория Тарда оказала влияние на многих именитых специалистов, помогла им доработать свои собственные теории.

М. Вебер развивал свою теорию социального действия, противопоставляя ее точке зрения Г. Тарда. Вебера не устраивало, что французский социолог «игнорировал ориентацию на другого, что исключало осознанное действие и его субъективный смысл. Сам М. Вебер противопоставляет направленность субъекта на другого индивида неосознанным действиям людей в толпе, где они растворяются как индивиды».

Немецкий социолог Ф.Тённис отзывался о тардовской концепции подражания как о интересной, вслед за ним рассуждал о видах подражания, ссылаясь на моду и мораль.

В отечественной социологии обсуждению доктрины Тарда больше всего уделяли внимание его современники.

М. М. Ковалевский, один из видных отечественных социологов, который был знаком с Тардом лично, рассуждал над теорией подражания при рассмотрении вопроса о происхождении права. Во втором томе своих сочинений он выделяет положительные стороны тардовской теории. В первую очередь он отмечает то, что она в определенной степени заполнила существовавший в системе наук пробел — переход от биологии к социологии. Ковалевский пишет, что Тард верно увидел необходимость освобождения социологии от биологии, то есть то, что общественная наука должна основываться скорее не на учениях о живых организмах, а на общественной психологии, которая изучает «природу междоумственных процессов». При этом отечественный социолог указывает, что в доктрине Тарда «процесс взаимодействия открытия и подражания в прогрессивном развитии человечества» показывается только в самых общих чертах, поскольку большое количество выдвигаемых французским автором гипотез просто не может быть проверено. Такое положение, пишет Ковалевский, делает всю теорию «совершенно неуязвимо».

Внимание работе Тарда уделил и русский литературный критик и социолог Н. К

Михайловский, который «упрекал французского социолога в чрезмерной генерализации феномена подражания до некоего трансцендентного принципа, охватывающего не только общественную жизнь, но и природу в целом». Михайловский не разделял мнение Г. Тарда в том, что подражание является одним из самых важных факторов в жизни общества, хотя и отмечал, что без процессов подражания многие события в общественной истории не могли бы произойти.

Подражание признак. Подражание — признак глупости

Один молодой человек, который жил и учился в Индии, придерживаясь её древних традиций, захотел получить высшее образование за границей. Отец привёл его в храм к богине и просил её, чтобы сын вернулся домой целым и невредимым. Сын, видя, как молится отец, сам тоже помолился богине.Его не было в Индии два года. Он жил в родной стране 24 года, а находился за границей всего лишь два. Закончив образование, он написал родителям, что возвращается домой. Они очень обрадовались и встречали его в аэропорту. Им хотелось сразу же пойти с сыном в храм, чтобы почтить богиню. Когда сын спустился с самолёта, они заметили, что он одет по западной моде. Не поклонившись родителям, он спросил:— Ну как ты, мамуля?Мать не обратила на это внимания, она была очень взволнована, благословляя своего сына. Они привезли его домой, и он согласился посетить богиню в домашней святыне. Входя в дом, он не захотел снять ботинки и стал раздражительным. Он подумал, что его родители — люди тёмные и нецивилизованные. Они призывали его помолиться вместе с ними, но он отказался и стоял, засунув руки в карманы. Когда они предложили ему склониться перед богиней в поклоне, вместо этого он сказал, обращаясь к ней: Отец был настолько возмущён, что дал сыну затрещину и сказал:— Ты уехал на запад с благословения богини, а вернувшись, забыл её. Ты стал неблагодарным, и мне не нужен такой сын. Ты забыл традиции, которые впитывал 24 года, а манеры и стиль жизни чужой страны, где ты провёл всего два года, теперь стали твоими. И что же — они так и останутся с тобой навсегда? Подражать — глупо. Лучше потерпеть крах, чем перенимать чужие привычки. Если мы соблюдаем свои собственные обычаи, это даёт нам радость, счастье и ощущение святости.

Дома сухой воздух. Что делать?

Законы подражания

В «Законах подражания» Тард ставит вопрос о причинах быстрого распространения одних изобретений (нововведений) и забвения других. Для того чтобы дать ответ, социолог делит возможные факторы на два вида: логические и сверхлогические.

Логические законы подражания

По Тарду, логические причины, или логические законы подражания, это нововведения, которые имеют связь с содержанием. Логические законы дают объяснение тому, почему некоторые изобретения получают распространение, а другие — нет. Кроме того, они объясняют, в какой степени потребность в этих изобретениях осознанна и в какой мере нововведения совместимы с уже устоявшимися знаниями и представлениями .

Изобретения могут распространяться также в двух разных формах: логических поединков и логических союзов. Логическими поединками автор работы называет распространение нововведений, заменяющих устоявшиеся в обществе привычки и идеи. Он возможен и в том случае, когда изобретение распространяется в одно время с другим нововведением, удовлетворяющим такие же потребности. Кроме того, логические поединки делятся, в свою очередь, на индивидуальные и общественные:

«Лишь с завершением процесса индивидуального поединка начинается поединок общественный. Каждому акту подражания предшествует колебание индивида, потому что каждое изобретение или открытие, стремясь распространиться, встречает препятствие, которое дόлжно устранить и которое заключается в идее или привычке, усвоенной каждым отдельным лицом из публики».

Под логическим союзом Тард понимает «распространение нововведений, которые не противоречат друг другу, взаимно поддерживают друг друга или стремятся к соединению». Автор отделяет изобретения, которые могут накапливаться бесконечно, от тех, что на конкретной стадии накопления необходимо заменить. «В науке примером первых являются наблюдения и опыты, а примером вторых — научные теории, которые, совершенствуясь, заменяют устаревшие».

Сверхлогические законы подражания

Тард выделил 3 сверхлогических закона подражания, которые прослеживают закономерности в процессе распространения изобретений в обществе.

По утверждению Тарда, при равных логических условиях:

«Подражание идет от внутреннего к внешнему».
«Подражание низшего к высшему».
Подражание осуществляется «то настоящему, то прошедшему, в зависимости от чего люди обращают свое благосклонное внимание то на примеры отцов, то на примеры своих современников».

Иначе говоря, внешние аспекты поведения передаются позже, чем верования и желания. К примеру, вкусам индивид подражает раньше, чем роскоши. Также тому, что находится выше в социальной иерархии, будут подражать с большей вероятностью, чем среде, стоящей ниже.

И самое страшное

Именно ваше окружение определяет тот или иной образ мышления, поведения и формирования характера. Если вам не верится, что взрослый человек еще чему-то учится, тогда проследите внимательно всю цепочку взаимосвязей: возьмите всех людей, с которыми вы часто общаетесь и найдите в себе схожие с ними черты в своем характере или поведении. И вдруг вы увидите как много в вас того, что есть у ваших друзей. А может это в них много вашего? Так ли много в нас индивидуального, как нам бы хотелось?

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОДРАЖА́ТЬ, подражаю, подражаешь, ·несовер., кому-чему. Повторять, воспроизводить в точности чьи-нибудь действия. Подражать чьей-нибудь походке. Подражать петуху или пению петуха.| Брать пример с кого-нибудь. Во всем он подражал своему воспитателю.| Следовать чужому образцу в своем творчестве. Многие поэты подражали Байрону.

Как активировать пассивный набор слов

Пассивный словарный запас пополняется у нас постоянно. В основном это происходит в двух случаях: в то время, когда мы слушаем и когда читаем. Так что его наполнение начинается в самом детстве. Целенаправленно заучивать слова при этом не имеет большого смысла: они так и останутся пассивными.

Подбирайте синонимы к словам

Очень хорошо помогает активировать пассивный запас подбор синонимов. Есть целая серия интересных игр, когда какое-то явление или предмет нужно описать словами, исключая употребление привычных и часто употребляемых слов из списка. Можно устроить такие игры в дружеской компании или потренироваться в одиночку.

Полезно составлять списки синонимов. Например, словарь чувств. Выпишите в столбик все известные вам чувства и постарайтесь рядом написать как можно больше синонимов к ним

Конечно, важно не только написать их, но и использовать в своей разговорной и письменной речи

Сочиняйте истории

Еще одно полезное и развлекательное упражнение: сочиняем рассказ при помощи одних только существительных. Или глаголов. Или – самое сложное – прилагательных. Помните? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Как можно продолжить?

Сюда же – прочие варианты: сочинить историю, где слова начинаются на каждую букву алфавита по порядку. Или все слова только на одну букву

Важно при этом, чтобы история была связанной

По мнению г тарда предметом социальной психологии является. Теория подражания. Г. Тард.

Тремя
основными типами социальных процессов
Тард считал повторение (подражание),
противоположение (оппозицию), приспособление
(адаптацию). Соответственно основными
социальными законами он называл законы
подражания, приспособления, оппозиции.
Но все же, в качестве самого главного
социального процесса (и соответствующих
ему законов) Тард рассматривал подражание
(законы подражания), которое он
характеризовал как своего рода гипнотизм.
Теорию подражания он распространял на
все сферы межличностных и групповых
взаимодействий. Наиболее типичным видом
социального подражания он считал
подражание низших слоев высшим.Подражание
рассматривалось ученым в качестве
основного объяснительного принципа
всей жизни — как индивидуальной, так и
общественной. Он характеризовал его
как «постоянное, всемирное социальное
явление» . Продуктом
подражания являются рост государства,
экономическое развитие, язык, религия,
другие феномены и процессы социального
мира . Социальное познание
— это, прежде всего познание того, как
происходит подражание. Оно имеет
внутренние (логические) и внешние
(внелогические) причины. Среди последних
он особо выделял социальные причины, к
которым относил религиозные, экономические,
политические, эстетические, лингвистические
и другие влияния. Французский социолог
настаивал на том, что все главнейшие
акты человеческой и общественной жизни
совершаются как следствие примера
(подражания). В этом смысле все многообразие
социальных взаимодействий имеет в своей
основе отношение «учитель — ученик».
Под влиянием психологии подражания
Тарда его последователи-социологи стали
утверждать, что в обществе реализуются
три основных типа подражания: взаимное
подражание, подражание обычаям образцам,
подражание идеалу. Тард рассматривал
подражание в тесной связи с взаимовлиянием
людей друг на друга. Теория подражания
выходит за рамки отдельно взятого
индивида и обращается к анализу процесса
межличностного взаимодействия. Общество,
по мнению исследователя, это продукт
взаимодействия индивидуальных сознаний
через передачу людьми друг другу и
усвоение ими верований, убеждений,
желаний, намерений и т.д.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими

Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Подстройка через имитацию

Другой метод, который некоторые специалисты отождествляют с подражанием в силу того, что он тоже связан с отзеркаливанием, – имитация. Это вполне легальный метод, который применяется открыто и требует как можно более точного повторения того, что делает собеседник. Наверное, вы уже догадались, что это самый верный способ обучиться чему-либо. Представьте себе, как это работает:

  1. Наставник стоит у станка и показывает производственный процесс. Ученик в это время наблюдает за работой, копируя руками все последовательности обработки металла. Затем самостоятельно копирует работу наставника, а тот даёт ему подсказку жестами.
  2. Преподаватель медицинского вуза берёт шприц и делает укол, используя имитатор ягодиц. Студенты с точностью повторяют его действия.
  3. Мастер показывает стежок, ученицы с точностью копируют её движения, делая аналогичные стежки.
  4. Тренер показывает упражнения, группа с точностью повторяет их.

Таких примеров можно привести множество, так как имитация является основой социализации. Но если проявить фантазию – в жизни всегда найдётся такое время и место, когда имитация может использоваться с альтернативной целью.

Если это действие с одним и тем же человеком применять многократно, у него установится шаблон заведомо позитивного отношения.

Наверное, каждый помнит со школьной скамьи детишек, которые любили подхалимничать. Например, раздавать вместе с учителем тетради ученикам, поливать вместе с ним цветы и вытирать доску, если он начал приводить в порядок класс к уроку вместо нерадивых дежурных. В этих и подобных им случаях имитация применяется как форма достижения раппорта. И ведь совершенно неслучайно учителя любили этих маленьких хитрецов, выделяя их из толпы учеников как «своих».

Также неслучайно их отторгал детский коллектив – ведь они становились здесь «чужаками», то есть всё меньше склонялись к имитации шаблонов, принятых в коллективе учеников.

Из этого можно сделать вывод, что имитация также способна настроить нас на одну волну с нужным нам человеком. Но и здесь существует множество подводных камней. Нужный человек может счесть вас подхалимкой или навязчивой пиявкой. Если речь идёт о романтических отношениях, он решит, что вы вешаетесь ему на шею. Кроме этого, вы можете вызвать насмешки и неприязнь коллектива. Однако любые совместные действия, в том числе романтический ужин, поход на природу или танцы в клубе, могут дать вам огромный простор для проявления симпатии через имитацию.

Как избавиться от подражания. Подражание, как следствие заражения

Если говорить о принципиальных различиях между подражанием и заражением, то они вполне очевидны на уровне здравого смысла. Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

Подчеркнем исключительно пассивную, в данной трактовке, сущность феномена подражания. По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступку, мимике и пантомимике, одежде, и лишь в качестве частного подражательного акта выступает речеподражание — будь то подражание совсем непроизвольное (типа эхолалии) или же осуществляемое под контролем сознания. Из всего сказанного выше Б. Ф. Поршнев и делал свой основной вывод о том, что массовое подражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особенно высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание).

Как подстроиться к собеседнику через подражание?

Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:

  • это будет выглядеть вульгарно и грубо;
  • собеседник сразу заметит ваши трюки;
  • вас разоблачат, осмеют и унизят.

Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.

Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.

Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.

Начинающие могут использовать аналогии. Например:

  1. Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
  2. Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
  3. Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.

Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.

На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.

Учимся говорить заново

Что мы делаем, когда делимся своими впечатлениями с друзьями или звоним в службу поддержки и не можем подобрать подходящего названия или точно описать свои эмоции или ощущения?

На помощь приходят слова-паразиты, словесный мусор или и вовсе родной русский мат. «Типа», «Эта, как его…», «Я офигеваю…» – знакомы нам всем не понаслышке. А выражением «эта ерундовина» можно описать вообще что угодно.

Но мы же с вами договорились, что будем думать о том, как повысить запас слов, верно? Тогда начинаем развивать осознанность:

  1. Начните тренироваться с человеком, которому вы доверяете.
  2. Возьмите любую небольшую историю: лучше всего для тренировки подойдет событие эмоционально окрашенное.
  3. Начните рассказывать ее медленно, останавливая себя в моменты, когда захочется использовать словечки вроде «вау», «я в шоке», «ну», «вот» и другие.
  4. Заменяйте их на слова, описывающие ваши чувства, используйте красочные эпитеты. Если поначалу их трудно подобрать, останавливайтесь, делайте паузу, пробуйте на «вкус» разные варианты, пока не подберете точно подходящий.
  5. Не относитесь чересчур серьезно к упражнению, пусть это будет веселой совместной игрой-развлечением. Можно назначить шуточные штрафы тому, кто больше слов-паразитов употребит в одном рассказе. Постепенно отказывайтесь от слов-заменителей и в каждодневном общении.

Подражание это в психологии. Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий , так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным  — к такому, например, относится «заразительное» зевание . Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

Основная статья: Мимезис

Подражание авторами произведений искусства как природе, так и друг другу ( плагиат , пародия ).

Естественный метод — обучение посредством подражания — самый древний метод обучения языкам, которым пользовались ещё до возникновения школ. В школах же господствовали классические лексико-грамматические методы. Однако уже в 19-м веке начали появляться так называемые коммуникативные методы, авторы которых ( Берлиц , Гуэн и другие) ставили задачу — научить человека говорить бессознательно, не задумываясь, не строя фразы и не переводя в уме слово за словом.

Развитием коммуникативных методов явился метод суггестопедии Георгия Лозанова , появившийся в 1960-е годы в Болгарии. На его основе российские учёные-языковеды Игорь Шехтер и Галина Китайгородская создали свои оригинальные подходы к обучению языкам: И. Ю. Шехтер — « эмоционально-смысловой подход », Г. А. Китайгородская — «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива».

Итого:

Чтобы иметь богатый словарный запас слов

1. Мало прочитать слова — их нужно использовать. Переводите «прочитанные слова»  в  «слова, используемые в речи». Проговаривайте эти слова в своей речи и во внутреннем диалоге.

2. Пишите письма, статьи, используя новые слова. Накапливайте пассивный словарный запас, читая книги.

3. Делайте «домашние заготовки». Проговаривайте свои речи вслух перед выступлениями. Перед важными разговорами.

4. Рассказывайте, пересказывайте притчи, истории, новости, книги своим друзьям. Расскажите о прочитанной книге или просмотренном фильме. Так будете увеличивать активный словарный запас.

5. Меньше используйте «мусорные слова». Учитесь общаться без них.

6. И, конечно же, необходимо освоить техники выступления с подготовленной речью, и техники выступления экспромтом (не просто об этом прочитать, но и овладеть)

Заключение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: