Что это такое
К частым факторам, нарушающим здоровье, причисляют различные телесные зажимы, страхи, неправильное дыхание. При ликвидации приведённых триггеров человеческое состояние существенно улучшается.
Сегодня довольно интересным и одновременно слабо изученным терапевтическим методом считается звукотерапия исцеление звуком.
При этом целительной силой звука пользовались ещё стародавние шаманы, которые пребывая в помрачённом сознании состоянии, при помощи особых барабанов выбивали звуки, дабы отправиться в «бессознательное» путешествие для возвращения здоровья и былых сил.
Звукотерапия являет собой воздействие разночастотных волновых колебаний на организм либо отдельные органы.
Учёные умы 20-го столетия решили заново возродить исцеление звуком. Для звукотерапии могут использоваться разнообразные духовые, ударные либо струнные инструменты, звуки природы, человеческий голос. При этом последний считается наиболее эффективным. Поскольку идеально подстроиться под резонансную телесную частоту может именно свой голос. Звуковое воздействие способно приумножить количество лейкоцитов, несущих защитную функцию.
Ежедневно люди сталкиваются в повседневности с множеством звуков, которых они не замечают. Целебные звуки приятны людям и порождают ощущение гармонии, счастья, успокоения, иные – способны вызвать отторжение.
Ведическая медицина использовала в качестве терапии отдельные звуки, целебный эффект которых базируется на вырабатываемых ими энергетических дрожаниях. Эти звукосочетания именуются мантрами.
В Индийских религиозных воззрениях звук «Ом» причисляется к важнейшим звукам. Последователи таких воззрений были убеждены, что вся вековая мудрость предков сосредоточена именно в приведенном звуке и в нем заключается великая божественная сила.
В свой черёд, тибетцы издревле использовали для излечивания «поющие» чаши. Сегодня данная методика известна под названием звукотерапия чашами. Целительный эффект при помощи такого инвентаря достигается путём своеобразного массажа посредством звука. Полноценный массаж провести иногда на определённых зонах тела невозможно. Здесь оптимальным являются именно звуковые вибрации. При помощи музыкальных чаш можно устранить головную алгию, снизить давление, расслабить мускулы.
Звукотерапия пользовалась популярностью также на Руси. Проводилась она при помощи гуслей.
Упражнения по музыкотерапии для детей дошкольного возраста
1. Ритмическая игра «Зоопарк».
Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику,
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон, «плывёт» по комнате, словно лебедь, рычит, как лев, прыгает, будто кенгуру.
2. Сказкотерапия под музыку.
Придумайте или выберите готовую сказку, которая освещает нужный вам вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подберите музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям (см. терапевтическую игру «Понимаем свои эмоции»).
Разыграйте сказку вместе с ребёнком, стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.
3. Арт-игра «Мы вместе».
Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.
Включите музыку Гайдна или Шопена и предложите ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соедините изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объясните, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы не были.
Сохраните рисунок на будущее – некоторые дети охотно носят его с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.
4. Арт-игра «Смешной страх».
Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.
Включите «Симфонию 40» Моцарта и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ. Теперь смените музыку на «Шутка» Баха и дорисуйте пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь. При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.
Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый родитель может найти подходящие упражнения и игры для занятий дома. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту.
Если вы хотите больше узнать о музыкальной терапии в России и по всему миру, получить консультацию или найти специалиста в своём городе, обращайтесь на сайт Музтерапевт.Ру или пишите нам на электронную почту.
Музыка и пластика
Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.
Придумай танец
Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.
В темпе барабана
Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.
Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.
Обретаем спокойствие
Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.
Медитация «Ласковое солнышко»
На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»
Музыкальный сон
Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».
Рисуем музыку
Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека.
Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.
Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.
«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)
В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но… не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать», — воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».
Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.
Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.
Что такое музыкотерапия?
Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, в основе которого лежит оздоровительное воздействие музыки на человека.
Важным моментом является то, что такое лечение подходит всем и каждому — вне зависимости от возраста, пола и заболевания, здоровья или музыкальных способностей.
Этот метод признан официальным методом лечения в 2003 году. В некоторых музыкальных и медицинских академиях имеются отделения музыкальной реабилитации, где с помощью музыки людям помогают справиться с различными проблемами и заболеваниями.
Конечно, нельзя сказать, что музыка может использоваться как основное звено в лечении того или иного заболевания. Она идет в комплексе с традиционными методами лечения — таблетками, уколами и физиотерапией. Однако такое комплексное лечение может показывать высокие результаты, и это во многом благодаря музыкальной составляющей.
Музыкотерапия назначается малышам с умственными или физическими проблемами. Она не только успокаивает, но и помогает устранить поведенческие проблемы.
Мелодия в действии
У пациентов с неврологическими заболеваниями именно музыка помогает создать правильный психологический настрой и веру в успешное лечение. Музыка снимает нервное напряжение, способствует облегчению боли.
Хронические болевые синдромы, изнуряющие людей годами, также подвластны музыкальному воздействию. В ходе исследований установлено, что музыка, играющая во время проведения неприятных диагностических процедур, таких, например, как гастродуоденоскопия, помогает уменьшить боль и дискомфортные ощущения. Имеются сведения, что в реабилитации пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения, воздействие музыки играет не последнюю роль. Также мелодии эффективны в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.
“Музыкотерапия” из цикла Генезис здоровья
Виды музыкотерапии
Музыкотерапия бывает пассивной: пациент слушает различные музыкальные произведения, целью чего является вызвать в душе человека эмоциональное переживание. Эти эмоции становятся толчком к развитию, основой для решения накопившихся проблем со здоровьем.
Активная музыкотерапия подразумевает живое участие пациента в исполнении музыкальных произведений: можно играть на музыкальных инструментах, петь или танцевать.
Пение хорошо зарекомендовало себя в комплексном лечении нарушений слуха. Регулярные занятия пением помогают улучшить артикуляцию, учат правильно дышать во время разговора.
Игра на музыкальных инструментах помогает страдающим нарушениями координации.
Что касается научной и учебной деятельности, занятий в школе и секциях, то доказано, что правильно подобранная музыка помогает преодолевать трудности, возникающие на пути изучения того или иного предмета.
К тому же музыкотерапия способствует улучшению концентрации внимания и памяти.
Рекомендовано послушать
- Для снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки фортепиано (особенно Шопен), флейты, скрипки, а также легкий вальс и звуки природы.
- Для снятия тревожности. С тревогой и чувством неуверенности в себе помогают справиться мажорные мелодии, а народные песни и детская музыка придают ощущение безопасности.
- Для уменьшения раздражительности и нервного возбуждения рекомендовано слушать классику, например “Лунную сонату” Бетховена.
Только классика!
Следует знать: тяжелая музыка оказывает отрицательное воздействие на организм. Самой полезной является классическая и народная. Среди композиторов-классиков следует выбирать произведения Моцарта, Вивальди, 2-й концерт для фортепиано Бетховена, “Лунный свет” Дебюсси, симфонию № 2 Рахманинова.
Формы и методы музыкотерапии
Рецептивная
Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер. Пациенту ничего не нужно предпринимать в ходе терапии, просто слушать предложенные мелодии или звуки. Психотерапевт, применяющий метод арт-терапии, подкрепляет процесс лечения беседой с клиентом. Общение может проходить на фоне музыкального сопровождения. Иногда разговор предваряет прослушивание, и пациент получает какое-либо дополнительное задание. Чаще всего предлагается погружение в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.
Рецептивная музыкотерапия бывает:
- коммуникативной (при совместном прослушивании);
- реактивной (очищающей);
- регулятивной (расслабляющей и гармонизирующей).
По количеству слушателей методика классифицируется как групповая и индивидуальная. Формат терапии может включать прослушивание записей и живого исполнения.
Музыкотерапия для пожилых. Женщина слушает музыку
Иногда возникают сомнения в необходимости такого лечения. Казалось бы, зачем нужен «врач», если музыку можно слушать где угодно самостоятельно? Тонкость в том, что музыкальный терапевт знаком с психофизиологией, психологией, вибрационной теорией и многими другими дисциплинами. Во время сеанса специалист определяет проблему и подбирает музыку для терапии с учётом многих значимых факторов.
Активная
Это уже полноценное включение в процесс. Во время сеанса активной музыкотерапии человек самостоятельно творит свою мелодию: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт. Процесс носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Клиент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.
Формат может быть также групповым (хоровое исполнение или пение) и индивидуальным (вокал, горловое пение, игра на инструментах).
Музыкальный арт-терапевт располагает набором простых музыкальных инструментов, которые используются при активных формах терапии: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает свой вариант и с помощью звуков выражает свою позицию в диалоге, состояние или отношение к ситуации.
При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние участников, налаживаются взаимоотношения в коллективе, возникает сплочённость группы. Такой метод избавляет людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. Как правило, терапевт поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.
Справка. С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.
Интеграционная
Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.
Интегративная музыкотерапия применяется для работы с детьми при нарушениях речи, слуха, зрения, задержке в развитии и ментальных нарушениях.
По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись). Активный формат предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения.
Примеры терапевтической музыки
Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».
К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии
Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум
Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.
Литература
- (недоступная ссылка с 28-09-2015 )
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — «Владос», 2000.
- Петрушин В. И. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ // Психотерапия. — 2006. — № 2.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург/ Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Астерион, 2008. — 168 с.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании — Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.) / Cост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Алетейя, 2018. — 378 с.
- Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: Материалы международной конференции 22–23 марта, 2019 г., Москва. М., 2019. — 99 с.
- Джульетта Алвин и Эриел Уорик. Музыкальная терапия для детей с аутизмом: пер. с англ.//Теревинф, Москва, 2008 г — 208 с.
Определение
Музыкотерапия — это одно из направлений арт-терапии, использующее музыку как лечебное средство. Она активно применяется:
- в психологии — как способ воздействия на структурные компоненты человеческой психики (в частности, на память и мышление),
- в психотерапии — как вспомогательный инструмент в лечении и реабилитации при психических расстройствах и заболеваниях,
- в медицине — как дополнительное средство в общей терапии некоторых соматических заболеваний: при гипертонии, туберкулёзе, тахикардии и др.
Исходя из такой многофункциональности, специалисты в этой сфере по-разному определяют, что такое музыкотерапия. Для одних это самостоятельное направление психотерапии со своими методами и техниками работы с пациентами. Для других — всего лишь вспомогательный инструмент для более серьёзных и научно обоснованных практик. В связи с этим в источниках можно встретить сразу несколько определений данного понятия:
- целенаправленное использование мелодий в лечении соматических и психических болезней,
- системное использование музыки для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности,
- средство для оптимизации творческих сил, поднятия настроения, восстановления душевного равновесия,
- одна из методик в работе с детьми в педагогике.
Несмотря на такое разногласие, всё большее количество специалистов склоняются к тому, что музыкотерапия — универсальная воспитательная система, самостоятельное направление в психологии и психотерапии, тесно связанное с нейрофизиологией, рефлексологией, музыковедением.
Основная цель, которую преследует терапия музыкой, — улучшение физического и психического состояния, оптимизация личностного развития в сложных условиях современной жизни.
Чем отличается музыкотерапия от музыкальной психологии? Первая имеет практическое применение и используется в качестве лечебного средства от различного рода заболеваний. Вторая занимается преимущественно теорией, изучая:
- психологические аспекты музыкального языка,
- психологическое восприятие музыки,
- её воздействие на психику.
На самом деле эти два понятия тесно связаны между собой. Музыкотерапия часто основывается на тех изысканиях, которые принадлежат музыкальной психологии.
Принцип действия музыкальной терапии
Взаимодействие человека и музыки возможно благодаря одинаковой (волновой) природе субъекта и объекта. Человек «резонирует» со звучанием внешней среды, и от того, каким будет этот звук, зависит состояние – как тела, так и души. У каждого человеческого органа имеется собственный ритм и частота вибраций. Константы нарушены? Появляется болезнь. А восстановить баланс можно музыкой, которая «созвучна». Музыкальные терапевты знают, какую мелодию играет сердце, и в каком ритме живёт печень.
Пение под музыку в группе
Благоприятное (как и разрушительное) влияние музыки – это следствие реакции организма на внешний раздражающий фактор (в данном случае – звук или мелодию). Центральная нервная система и мышечный каркас тела реагируют на ритм, появляется физиологический ответ.
Учёным и целителям известны методы работы с отдельными органами и системами – с помощью грамотно подобранного музыкального «лекарства» целевой орган получает нужные вибрации и приходит в гармоничное состояние, а это путь к выздоровлению на уровне физики. Отмечается также лечебный эффект от конкретных музыкальных инструментов: например, самая крупная стационарная установка – орган – оказывает системное воздействие на организм, повышая вибрации человека.
Видео о лечении музыкой:
Печень хорошо отзывается на звучание кларнета, а саксофон поможет при заболеваниях мочеполовой системы. Струнные инструменты буквально затрагивают «струны души» — и это не красивая аллегория: скрипкой лечат заболевания сердечно-сосудистой системы.
Здоровый репертуар
Человек использует музыку в «лечебных целях» по интуиции, этот мотив вызывает головную боль, а эта мелодия позволяет вздремнуть на классическом матрасе. Сегодня уже разработаны конкретные рекомендации по использованию музыки и составлен список музыки, которая лечит.
От хронической усталости поможет избавиться музыка Брамса. Третья часть Третьей симфонии, первая часть Четвертой, Скрипичный концерт и «Венгерские танцы» дадут заряд энергии на всю неделю, если послушать эту музыку в понедельник утром.
Чтобы снять эмоциональный стресс рекомендуют слушать Мусоргского «Картинки с выставки», которые умиротворяют. Тема «Прогулки» позволяет забыть о гневе и избавиться от напряжения.
От неврозов и раздражительности поможет музыка Чайковского, можно слушать любую музыку: от «Славянского марша» до «Вариаций на тему рококо»
Особое внимание нужно уделить увертюре-фантазии к «Ромео и Джульетте», балетам, симфонии «Зимние грезы» и его операм.
Японские врачи от мигрени предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Американец в Париже» Гершвина, «Юморески» Дворжака и полонез Огинского.
Хорошему сну способствует сюита «Пер Гюнт» Грига, «Медитацию» Массне, «Баркаролу» Оффенбаха «Адажио» Родриго и «Песни без слов» Мендельсона.
Приводит в норму кровяное давление и нормализует сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.
Музыкой бодрости и спокойного настроения называют произведения периода барокко, которая стимулирует альфа-волны влияющие на ритм головного мозга, связанный с ощущением спокойствия. Знаменитыми композиторами этого периода считаются Бах, Телеман, Боккерини, Вивальди и Гендель.
Музыкой для хорошего настроения считаю блюз, джаз, калипсо, соул и регги
Эти музыкальные стили избавляют от депрессии и поднимают настроение.
Таким образом, использование музыки для коррекции психологического, эмоционального и физического состояния человека получил научное название – музыкотерапия.
Что такое «эффект Моцарта»?
Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые. Таким Посвящённым талантливым композитором был Вольфганг Амадей Моцарт. Автор «Волшебной флейты» Моцарт, который в течение последних семи лет своей жизни был масоном, ещё в 18 веке писал произведения, которые сейчас рекомендуют слушать беременным для гармоничного развития плода.
Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).
Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.
Справка. Врачи взяли «на заметку» способность музыки Моцарта укреплять мельчайшие мышцы среднего уха, благодаря чему возвышенные классические мелодии помогают при нарушениях речи и слуха. Слушая Моцарта по два часа ежедневно, актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью. Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях.
Музыкотерапия как метод психокоррекции личности
Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.
Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.
Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.
Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.
Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.
Классическая музыка при невротической тревоге:
- «Мелодию» А.Г. Рубинштейна,
- прелюдии и мазурки Шопена,
- вальсы Штрауса.