Реферат: культура деловой речи 3

Как правильно отказывать

Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

Речевые тонкости отказа:

Решительное «нет»

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

Аргументы

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

Защитная поза

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

Упреки в сторону просителя

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

1. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.

Создание образовательных ситуаций для общения

Воспитатель может успешно применять различные образовательные ситуации, которые создаются с целью постепенного усложнения упражнений и занятий. Таким образом ребенок будет постепенно учиться доброжелательно поддерживать деловой разговор, учиться правильно задавать вопросы, правильно строить логическую цепочку рассуждений, обобщать полученные знания в один рассказ, презентовать составленный текст.

Например, можно обучить детей тому, как по доброму приветствовать людей в различных ситуаций. Для того, чтобы детям было интересно, нужно использовать игровые ситуации обучающего характера. Однако следует понимать, что сама по себе ОИС не формирует в ребенке качества и знания. Их формирую содержание, которым наполнена эта ситуация. Такими ИОС могут быть ситуации-оценки или ситуации-иллюстрации.

Педагог должен осознанно создавать различные ситуации общения. Также иногда ситуации общения возникают неожиданно и спонтанно. Это нужно использовать для того, чтобы направлять детей на освоение речевых навыков.

Понятие «средство» в работах исследователей

Сам термин «средства» сегодня трактуется очень широко – от педагогической ситуации до различных материальных объектов.

Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей.

Другие к средствам обучения относят и интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.

Третьи рассматривая средства в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Ежеленко В.Б. понимал «средства в педагогике как предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека. Он рассматривает «весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью».

Нужно отметить, что Ежеленко В.Б. рассматривает средства не только как средства научения каким – либо навыкам и вооружения детей какими – либо знаниями, а исходя из определения предмета педагогики. Поэтому средства у него не только средства обучения, но и средства воспитания тоже.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

2.1. Определение коммуникации. Язык как базовый код коммуникации

Общение,
или коммуникация, — одна из сторон
взаимодей­ствия людей в процессе их
деятельности. Общение есть необхо­димое
и специфическое условие жизни человека
в обществе. Оно «провоцируется» проблемной
ситуацией и начинается с того, что
человек испытывает какую-либо потребность,
обычно лежащую за пределами собственно
общения, в сфере той деятельности,
кото­рую это общение обслуживает. По
мнению А.А. Брудного, в рам­ках теории
коммуникации общение
есть
процесс циркуляции ин­формации в
обществе .

Взаимодействие
личностей не беспорядочно, а системно.
В общении личности реализуют социальные
отношения, которые накладывают ограничения
на актуальное поведение, организуют
его системно. Согласно Е.Ф. Тарасову,
речевые действия совер­шаются в
структуре специфической деятельности
— в структуре социального взаимодействия,
общение носит сугубо социальный характер
. По определению Г.В.
Кол-шанского, коммуникация
есть
не что иное, как перенос информа­ции
в человеческом коллективе .

В.В. Красных
рассматривает коммуникацию как «процесс
взаимодействия двух и более языковых
личностей с целью пере­дачи или
получения, обмена информацией, т. е. того
или иного воздействия на собеседника,
необходимого для осуществления совместной
деятельности . Поскольку
ком­муникация при таком понимании
предполагает процесс передачи / получения
/ обмена информацией, то число коммуникантов
всегда больше или равно двум.

22

Коммуникация
может быть успешной или неуспешной.
Ус­пешная
коммуникация —
это
адекватная коммуникация, при кото­рой
достигается более или менее полное, но
обязательно доста­точное, с точки
зрения коммуникантов, взаимопонимание.
В слу­чае неуспешной
коммуникации
возможны
коммуникативный сбой (недостаточно
адекватная коммуникация, недостаточно
полное взаимопонимание участников
коммуникации) и коммуникативный провал
(неадекватная коммуникация, полное
непонимание комму­никантами друг
друга).

Среди факторов,
обусловливающих адекватную коммуника­цию,
в числе первых можно и нужно назвать
определенную общ­ность «знаний»
коммуникантов. Е.Ф. Тарасов говорит о
необхо­димости определенной общности
социального опыта. Согласно В.В. Красных,
знак равенства между данными понятиями
(общ­ность социального опыта и общий
фонд знаний) может быть по­ставлен,
если: 1) рассматривать данные феномены
с точки зрения конкретного акта
коммуникации; 2) понимать социальный
опыт как совокупность тех знаний и
представлений, которые индивид получает
в процессе социализации . Раз­личные исследователи
высказывают мысль о том, что одним из
важных факторов, которые обусловливают
адекватность комму­никации, является
наличие общего фонда знаний коммуникантов.

Хорошее
знание языка также является гарантом
успешной коммуникации. Язык

базовый
код любой коммуникации. Соглас­но
Н.Д. Арутюновой и Г.В. Степанову, язык —
стихийно возникшая в человеческом
обществе и развивающаяся система
дискретных звуковых знаков, служащая
для целей коммуникации и способная
выразить всю совокупность знаний и
представлений человека о мире . По мнению Ж. Марузо,
язык — система знаков, пригодная для
того, чтобы служить средст­вом общения
между индивидами . О.А.
Леонтович считает, что язык может
рассматриваться как инструмент для
ор­ганизации смыслов, продуцируемых
в результате мыслительной, эмоциональной
и миросозерцательной деятельности
человека, и как средство передачи этих
смыслов от одного коммуниканта к другому
. В настоящее время
выделено три понимания языка.

23

1. Глобальное,
согласно которому языком должна
имено­ваться любая знаковая система
(язык музыки, язык архитектуры и т. д.),
а также совокупность всех знаковых
систем.

2. Широкое, в котором
речь идет о языке вообще, «едином
человеческом языке, средоточии
универсальных свойств всех кон­кретных
языков» .

3. Язык как реально
существующая знаковая система,
исполь­зуемая в некотором социуме, в
некоторое время и в некотором пространстве
. Конкретный язык выступает
как реализация инвариантных свойств
языка .

К. Леви-Строс
рассматривает язык как 1) продукт культуры
(«употребляемый в обществе язык отражает
общую культуру на­рода»), 2) часть
культуры («он представляет собой один
из ее эле­ментов»), 3) условие культуры
(«именно с помощью языка инди­вид
обретает культуру своей группы»)
.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Речевая культура личности

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка. Она представляет собой отбор и хранение наилучших, то есть прижившихся в социуме, вербальных шаблонов, приемов, речевых оборотов и феноменов. Вместе с тем именно она содействует формированию понятия литературной классики и норм социального общения.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате процессов общения и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи

Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;

высокого уровня личных взаимоотношений;

высокого уровня развития группы;

высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;

академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;

способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: