Задачи арт-терапевта (психолога)
Психика в дошкольном возрасте неустойчива, случаются срывы, крик, плач без причины. Дети в этом возрасте требуют повышенного внимания. Справиться с перепадами настроения дошкольников может не каждый взрослый. Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции, таким образом, чтобы ребенок сам сделал правильные выводы из совершаемых поступков. В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. С помощью искусства поднимают силу духа, вселяют чувство уверенности, учат приспосабливаться к жизни.
Арт-терапия предназначена также для:
Развития речевой, познавательной деятельности дошкольника. Столкнувшись с новыми предметами (красками, карандашами, мольбертом, цветным песком, новой песенкой или танцем), дети проявляют любопытство. Они изучают названные предметы – пробуют на вкус, распознают цвет, запах, интересуются назначением.
Развития уверенности дошкольника в собственных силах. Во время занятий арт-терапией предоставляется полная свобода действий. Дети вправе импровизировать при создании нового. Чувствуя значимость творения, сравнивая с работами соседей по парте, они осознают, как по мере усложнения занятия, возрастает их мастерство. Уже после первых уроков арт-терапии замкнутые, неразговорчивые ребята начинают свободно контактировать со сверстниками, воспитателями.
Контроля эмоционального фона. Дети, в возрасте 3-5 лет, не умеют контролировать собственные эмоции, арт-терапия помогает им в этом. Страх, горе, гнев, восхищение немедленно проявляются в виде физической реакции – слез, истерики, смеха. На занятиях по арт-терапии дошкольников учат понимать, что с помощью плача и истерики улучшить качество сделанной поделки невозможно. Наблюдая за работой в группе дети осознают, что для достижения успеха необходимы усилия, концентрация внимания, направление эмоций на создаваемый предмет, а не на окружающих, этому их учит арт-терапия.
Развития креативного творческого мышления. Особенность арт-терапии — отказ от навязывания вида творческой деятельности и способа выражения. Работающие с арт-терапевтом, могут самостоятельно выбрать занятие (танец, пение, рисунок), решить хотят ли они использовать краски, карандаши, фломастеры, другие материалы. На тренингах по сказотерапии дети самостоятельно придумывают поучительную историю. В основе ее могут быть сказки, рассказанные родителями, воспитателями, или детские фантазии. Собственные идеи приветствуются и поощряются больше, чем заимствованные.
Воспитания здоровой, общественно полезной личности
Занятные уроки, проводимые в игровой форме, призваны рассказать о важности вежливого обращения друг с другом, со взрослыми, о способах выражения благодарности, необходимости оказания посильной помощи нуждающимся в ней. Этот воспитательный момент присутствует при рассказывании и составлении детьми собственных сказок
Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям. Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли
Рисование для дошкольников крайне важно, но это далеко не единственный вид деятельности, о чем не следует забывать при индивидуальной работе с ребенком
Что такое арт-терапия
Арт-терапия – это способ исследования и лечения психоэмоционального состояния человека, основанный на самовыражении через искусство и творчество.
Она подходит всем, не имеет побочных эффектов или противопоказаний, как у таблеток, и ограничений по возрасту, полу и социальному статусу. А охват психологических заболеваний и отклонений, при борьбе с которыми помогает арт-терапия, необычайно широк.
Цель
В зависимости от проблемы, из-за которой человек принимается за лечение, можно выделить следующие цели:
- борьба с подавлением эмоций;
- избавление от негативных мыслей;
- диагностирование психического заболевания;
- контроль над определенным видом эмоций (например, управление гневом);
- уменьшение влияния фобий;
- решение конфликтов внутри семьи;
- приобретение и развитие коммуникативных и творческих навыков;
- повышение самооценки;
- улучшение настроения.
К целям лечения не относится фундаментальное изучение какого-либо вида искусства. Не надо быть талантливым художником или гончаром, чтобы пройти курс арт-терапии.
Функции
Арт-терапия – это универсальный метод лечения, так как он не только приводит к положительному результату, но и делает это мягко, не травмируя и не вызывая болезненных воспоминаний.
Терапия выполняет ряд функций.
- Одна из основных – коррекционная. Во время лечения нередко меняется взгляд на жизнь, уходят страхи и комплексы, появляется чувство контроля над эмоциями и мыслями. Происходит коррекция эмоционального состояния и поведения.
- Развивающая. В центре внимания находятся сильные стороны человека, во время терапии они развиваются и укрепляются, а также приобретаются новые навыки и умения.
- Метод лечения предполагает создание чего-то нового: песен, книг, картин, музыки. Это суть творческой функции. Отмечу, что простое написание книги или работа с коллажем не является арт-терапией. Только взаимосвязь с психологией и анализирование своего творчества можно назвать методом лечения.
- Психотерапевтическая функция отвечает за лечение в прямом смысле этого слова. Арт-терапию эффективно применяют при борьбе с серьезными психологическими проблемами.
- А если использовать арт-терапию не как основной, а как дополнительный метод, чтобы ускорить процесс лечения или корректировки, то это вспомогательная функция.
- Также с помощью искусства можно провести не лечение, а диагностику пациента, отсюда и диагностическая функция. Самый распространенный способ сбора информации о человеке посредством рисунков.
- Очищающая функция помогает высвободить негатив, избавить тело от напряжения, а голову от токсичных мыслей.
Область применения
Как я уже писала ранее, поле деятельности арт-терапии обширно, от серьезных психических патологий до обычного плохого настроения.
Основными показаниями для проведения данного вида лечения являются:
- каждодневный стресс;
- депрессия;
- эмоциональная нестабильность;
- наличие фобий и психологических травм;
- заниженная самооценка;
- замкнутость и подавление эмоций;
- отсутствие коммуникативных навыков;
- возрастные кризисы;
- семейные конфликты;
- задержка в развитии у детей.
Арт-терапия
Психологи уже давно отметили, что чем проще и понятнее упражнение для человека, тем легче ему раскрыться и показать все, что творится у него в душе. На сегодняшний день арт-терапия используется не только в психотерапевтических, реабилитационных и корректирующих работах, но и в быту, когда родители желают воздействовать на ребенка. Взрослым тоже легко выражать свои душевные переживания через искусство. Более того, если человек не знает, как интерпретируется его творение, это позволяет психологу точно узнать о том, что он может скрывать за словами.
Арт-терапия – это психотерапевтическая работа, которая включает в себя использование искусства. Различными творческими поделками человек рассказывает о себе. Таким образом психолог может не только собрать информацию о клиенте, но и помочь ему в трансформировании своих страхов, моделей поведения, мировоззрения и т. д.
Двумя особенностями поведенческой арт-терапии, которые в равной степени помогают пациенту и терапевту, являются ее четкость и структурированность. Методы терапии на основе подкрепления базируются на принципах оперантного обусловливания. После того как сделана оценка поведения, терапевт и пациент переходят к следующим шагам.
- Составление списка возможных способов подкрепления. Это решающий момент. В качестве подкрепления может рассматриваться все, что с высокой вероятностью способствует проявлению желательной реакции.
- Определение того, как и когда применять то или иное подкрепление. Непрерывное подкрепление – лучший способ добиться изменений в поведении за короткий срок. Пациент получает соответствующее подкрепление каждый раз, когда ведет себя согласно поведению-цели. Как только пациент начинает систематически придерживаться нового поведения, подкрепление можно ослабить и применять лишь изредка и случайным образом, что помогает зафиксировать положительные результаты.
- Начало шейпинга. Шейпинг – процедура, при которой каждое удачное приближение к поведению-цели получает подкрепление. Это делается для того, чтобы адаптировать пациента к новой для него роли и приблизить к желаемой или правильной реакции.
- Составление формального контракта, в котором фиксируются все детали и требования лечебного плана, а также уточняются, когда, как и где должно проявляться поведение-цель.
- Периодический пересмотр параметров терапевтического процесса для отслеживания и фиксации успехов пациента. При необходимости в режим подкрепления вносятся соответствующие коррективы.
- Окончание терапии. Когда пациент «достигает» поведения-цели, а затем придерживается этого поведения в течение определенного времени, курс терапии завершается.
Арт-терапия, основанная на подкреплении, часто применяется при работе с детьми, больными аутизмом. Самой сложной задачей здесь оказывается поиск значимого подкрепления. Собственно же лечебный процесс заключается в применении подкрепления для улучшения определенного функционального поведения детей: навыков общения и коллективизма, игровых навыков, а также основных школьных навыков (распознавание букв, чисел и основных цветов). Детей обучают тому или иному поведению-цели и поощряют их каждый раз, когда они успешно ему следуют.
Изотерапия – метод психологической коррекции дошкольников
Для осуществления психологической коррекции дошкольника необходима деликатность и осторожность, потому что процессы, происходящие в душе ребенка и в душе психолога, находятся во взаимодействии. Отношения с ребенком арт-терапевт должен выстроить таким образом, чтобы ребенок начал делиться своими возникающими ощущениями
Результатом является то, что ребенок начинает лучше себя осознавать
Отношения с ребенком арт-терапевт должен выстроить таким образом, чтобы ребенок начал делиться своими возникающими ощущениями. Результатом является то, что ребенок начинает лучше себя осознавать.
Обсуждая вопросы, которые относятся к разработке частей картины, их четкое выделение дают возможность самопознанию ребенка углубиться.
На первом этапе изотерапии дети используют разные материалы, а потом их смешивают. Это свободная активность перед творческим процессом – непосредственное переживание.
На втором этапе начинается процесс творческой работы – визуальное представление, создание чего-то удивительного. В этот момент дети, вне зависимости от возраста, полностью взаимодействуют со своим творчеством.
На третьем этапе идет процесс дистанционирования, процесс рассматривания. Работа располагается на вертикальной поверхности так, чтобы на неё было легко смотреть.
На четвертом этапе идет вербализация мыслей и чувств, которые возникли в процессе рассматривания рисунка.
Четвертый этап имеет свои особенности, которые заключаются в следующем:
ребенок должен описать картинку с использованием местоимения «Я», как будто он и есть картинка;
предметы на картинке выбираются специфические, чтобы ребенок смог их идентифицировать с чем-нибудь;
чтобы облегчить задачу ребенку можно задать вопросы – «что ты делаешь?», «кто тебе всех ближе?»;
отступать нельзя, даже если ребенок говорит, что не знает – в этом случае можно дать свой ответ и спросить, правильно это или нет;
между разными частями картинки психолог предлагает ребенку вести диалог, и просит обратить внимание на цвет;
ребенку надо то, о чем он говорит, «отнести к себе», поэтому психолог работает над идентификацией — этот этап помогает проработать какие-то реальные ситуации, вытекающие из рисунка;
обращается внимание на пропуски в рисунке и те вещи, которые выходят на первый план для ребенка;
на протяжении этого этапа идет наблюдение за внешними проявлениями поведения;
важными являются интерес и настойчивость психолога. Для развития ребенка важным элементом является его творческая деятельность и чаще сам процесс рисования является более важным, чем результат
Изотерапия при работе с детьми эффективна, потому что ребенок, в отличие от художника, не заботится о зрителях, он получает удовольствие от самого процесса
Для развития ребенка важным элементом является его творческая деятельность и чаще сам процесс рисования является более важным, чем результат. Изотерапия при работе с детьми эффективна, потому что ребенок, в отличие от художника, не заботится о зрителях, он получает удовольствие от самого процесса.
Самый важный тест осени: где вы проснётесь после новогодней ночи
Как влияет цветотерапия на здоровье?
Чтобы человек мог находиться в состоянии здоровья, его душа, ум и тело должны находится в гармонии, взаимодействовать согласованно. Если же здоровье человека ухудшается, появляются заболевания, то прежде всего нужно разбудить и активизировать скрытые резервы организма, дать человеку к ним доступ и научить его чувствовать и доверять себе. Арт-терапевт с помощью специальных методик арт- и цветотерапии пробуждает в организме клиента его скрытые ресурсы, способные восстановить здоровье и излечить заболевания. Цветотерапия, оказывая прямое влияние на наши чувства и внутренний мир , дает потрясающие возможности для активизации скрытых способностей, талантов и потенциала человека.
Виды и методы куклотерапии
Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.
В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:
- Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
- Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
- Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
- Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
- Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
- Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.
Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной
Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками
Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.
Затем идёт обучение управления ею.
Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».
И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.
Изотерапия для школьников
В 7 лет происходят значительные изменения в жизни ребенка. Он идет в школу. Новый учитель, одноклассники и обязанности, с которыми необходимо справляться. Задача изотерапии поддержать школьника, помочь справиться со стрессовой ситуацией. Для этого возраста подойдут следующие занятия:
- рисование различных каракуль в течение несколько минут позволит снять напряжение, переключиться;
- рисование на влажной бумаге друзей способствует налаживанию контактов в новом обществе, такое рисование подходит ребятам, которые чувствуют себя неуютно с одноклассниками;
- если ребенок боится новых обстоятельств, предложите ему вылепить страх, со временем страх начнет преображаться в менее страшного монстра.
Кому требуется изотерапия
Изотерапия позволяет ребенку самовыражаться. В этот момент им никто не руководит. Рисунки, по мере решения проблемы, изменяются
Для педагога важно сохранить все работы малыша, чтобы в дальнейшем видеть прогресс
Основные цели изотерапии:
- проработка мыслей, которые ребенок подавляет;
- человек выражает мысли, которые не может высказать из-за страха или обиды;
- по окончанию рисования психолог должен определить сферу, в которой у ребенка происходят неприятности;
- во время курса человек начинает управлять ситуацией, скидывает груз проблем и недосказанности;
- отношения между людьми приходят в норму, во время занятия снимается напряжение, ребенок понимает и принимает себя.
Данный метод имеет важное значение для детей и взрослых:
- Детям-инвалидам, которые оторваны от большого мира. Метод позволяет увидеть позитивные моменты.
- Детям с синдромом дефицита внимания. Они находят выход агрессивным эмоциям.
- Ребятам, которым тяжело налаживать контакт со сверстниками.
- Детям и взрослым в переходные этапы жизни. Поступление в школу, переходный возраст, потеря близкого — причины, при которых нужна изотерапия.