Что такое «девиантное поведение»: 7 главных признаков

Навигация

Виды и типы девиантного поведения

В этом секторе знаний о девиациях целый набор разноплановых характеристик. Виды девиантного поведения весьма разнообразны. Одна их группа соотносится с интересами индивидуумов, другая – с частью социума, третья – с общественными параметрами и типами норм, которые нарушены.

Основные виды девиантного поведения делятся на:

  1. Деструктивизм. Он выражается в проявлениях мазохизма, конформизма. Человек причиняет себе вред осознанно, на основе имеющихся у него суждений о ситуациях и поступках других людей.
  2. Асоциальные факторы. Они отражаются на семье, друзьях, ближайшем окружении человека. К таковым относятся алкоголизм, наркомания, попытки суицида.
  3. Преступное поведение. Это нарушение закона в любой его части и трактовке. Сюда же относятся пересечение черты морали. Но чаще психологи соотносят такой тип с имеющими место грабежами, убийствами и т.д.

Девиантное поведение имеет несколько форм: поступки (от раза к разу) и целенаправленная деятельность (постоянное занятие проституцией или вымогательство). Сюда же исследователи относят образ жизни. Он тоже может быть преступным. Его ведут представители организованных мафиозных сообществ.

Пьянство, азартные игры, склонность к суицидальным явлениям – тоже прерогатива более юного возраста. Согласно статистике, практически 90% молодых людей начинают принимать спиртное в 13-15 лет.

К самоубийствам приводят конфликтные ситуации в семье и социальной группе, несчастная любовь. Не менее сильнодействующий фактор здесь – агония наркомана, последствия глубокого запоя, «белая горячка». Кстати, не всегда вышеназванные факторы напрямую влияют на решение о самоубийстве. Согласно исследованиям, их количество возрастает в обществе в периоды экономических кризисов, резких потрясений.

Самое интересное, что отмечают криминалисты и психологи – это то, что преступник считает свое поведение нормой. Он оправдывает себя с точки зрения нужды в тех средствах, которые вымогает или забирает силой. И даже мысли о том, что деньги можно заработать честно, не посещают его. Ему нужно все, сразу и много.

Кстати, не во всех обществах нормы поведения одинаковы. То, что у нас является отклонением, в далеком африканском племени «Мумбаев» принято.

Наиболее доступную типологию девиаций представил социолог Мертон. Он определил это понятие, как разрушение культурных ценностей и этических норм.

По Мертону возможных девиаций четыре:

  1. Отрицание общепринятых норм достижения целей: успех, финансовое благополучие, признание. Примером этого типа служат проститутки, денежные махинаторы, вымогатели.
  2. Преувеличение значения способов достижения целей. К примеру, скрупулёзно погрузившийся в свою деятельность, чиновник требует исполнять предписания безукоризненно, сквозь бюрократические проволочки, часто забывая о целях своего пребывания в данном кресле.
  3. Противостояние целям, одобренным обществом. Это выражается в бомжевании, запоях.
  4. Бунтарский настрой — соотносится со стремлением к ломке стереотипов, сложившихся в социуме отношений. Такими способами пользуются революционеры.

Недевиантное, значит конформное поведение. В этом случае человек всегда соглашается с нормами, целями и средствами, которыми пользуются социальные группы в его окружении. Девиация по Мертону – это доведенная до абсурда идея, следование своим интересам, не соизмеряясь с принятыми ценностями.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение является относительным, поскольку соизмеряется лишь с культурными нормами определенной группы людей. Например, преступники считают, что нормальный вид заработка – это вымогательство, однако основная часть населения считает подобное поведение девиантным. Это касаемо также некоторых видов социального поведения: в одном обществе они считаются девиантными, в другом — нет. К формам девиантного поведения, как правило, относятся алкоголизм, наркотическая зависимость, уголовная преступность, проституция, азартные игры, психические расстройства, самоубийства.

Одной из признанных современными социологами стала типология девиантного поведения, которая разработана Р.Мертоном, основывавшимся на представлениях о девиации как результате аномии, т.е. разрушении базовых элементов культуры, прежде всего с точки зрения этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основана на представлении о девиации как о разрыве между культурными целями и одобряемыми социумом способами их достижения. Исходя из этого Мертоном выделяются 4 типа девиации:

  • инновация, которой предполагается согласие с целями общества, но в тоже время отрицание принятых в обществе способов их достижения (к этой категории можно отнести создателей «финансовых пирамид», великих ученых, шантажистов, проституток);
  • ритуализм, который связан с отрицанием целей самого общества и преувеличением до абсурда значения способов их достижения (к этой категории людей можно отнести бюрократа, требующего, чтобы каждый документ тщательно заполняли, не единожды проверяли, подшивали в нескольких экземплярах, но при этом забыто главное — цель);
  • ретретизм (иначе говоря, бегство от действительности), выражаемое в отказе от социально одобренных целей и способов их достижения (к этой категории относят алкоголиков, наркоманов, бомжей и др.);
  • бунт, который отрицает цели и способы, но при этом стремится заменить их на новые (сюда можно отнести революционеров, стремящихся сломать на корню все общественные отношения).

Единственный тип недевиантного поведения, по мнению Мертона, — конформное поведение, которое выражается в согласии с целями и средствами их достижения

В своей типологии Мертон акцентирует внимание на том, что девиация — не продукт абсолютно негативного отношения к принятым в обществе нормам и стандартам. К примеру, вором не отвергается социально одобряемая цель — материальное благополучие, он возможно и стремится к ней с тем же рвением, что и молодой человек, который озабочен служебной карьерой

Но при этом вор — это девиант.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Шизофрения является биологической причиной девиантного поведения

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Негативные и неполноценные воспитательные моменты внутри семьи часто становятся причиной такого поведения

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Асоциальное поведение между людьми

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Профилактика

Профилактика девиантного поведения подростков и детей должна носить комплексный характер, реализовываться на трех уровнях: государственном, семейном, школьном. Необходимо следить за психическим, физическим состоянием ребенка, вовремя выявлять патологии, лечить их

А также важно создавать социально-психологически благополучные условия развития, отвечающие потребностям, особенностям конкретного ребенка

Основное средство профилактики – организация досуга, всестороннего развития детей. Родители должны уважать личность ребенка, не принуждать его идти по тому пути, что выбрали они, а интересоваться его интересами. Но еще важнее создание благоприятного психологического климата в семье. Ребенок должен знать, что во всем мире есть хотя бы одно место, где его всегда ждут, любят, принимают таким, какой он есть.

Организация досуга для профилактики девиаций.

Как сделать своими руками

Конкретные поведенческие нарушения

Эмоциональное напряжение выливается в девиантное поведение подростков, которое может развиваться по нескольким сценариям.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Подросток становится чрезмерно активным, что в сочетании с безрассудностью и импульсивностью приводит к невозможности сконцентрироваться на одном деле. В итоге он часто получает дисциплинарные взыскания, которые только увеличивают дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми и понижают самооценку.
  2. Расстройство поведения во взаимоотношениях с семьей. Подросток может нормально вести себя в школе, с друзьями или посторонними людьми, но при этом дома проявлять агрессию и грубость. Антисоциальное поведение может ограничиваться словесным непослушанием, но может быть и более деструктивным. В последнем случае возможно воровство у родителей, жестокое отношение к ним, намеренный разгром и даже поджог дома.
  3. Отсутствие социализации. Если ребенок чувствует себя одиноким, потому что не может найти общий язык со сверстниками, он может выражать свои переживания по поводу изоляции и непопулярности путем разрушительных действий. Такие действия могут проявляться как непослушанием или мелким хулиганством, так и вспышками неконтролируемой ярости и жестокими нападениями с насилием. При этом со взрослыми нет доверительных отношений, поэтому на все попытки пресечения антисоциальных действий чаще всего демонстрируется несогласие.
  4. Социализированное расстройство. Асоциальное и агрессивное поведение может проявляться и у общительных детей, обладающих авторитетом среди друзей. При этом они могут состоять как в компании подростков с выраженными девиациями, так и в абсолютно нормальной группе.

Внешние проявления расстройств сочетаются с внутренней депрессией, самообвинением, тревогой и переживаниями. В результате этого ребенок не может получать удовольствие от игр и занятий, теряет к ним интерес и страдает от страхов и чувства безнадежности. Запущенные формы приходится лечить в специальных школах для детей с девиантным поведением.

Причины и мотивы асоциального поведения

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:

Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение

Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества

Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).

Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.

Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.

Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.

Причины девиантного поведения следует определять в соответствии с видами такого поведения.

Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.

Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь. Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.

Причины появления девиантного поведения

Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Животный мир

Детская агрессия под контролем

Родителям и опытным педагогам важно научить ребенка точно оценивать свое внутреннее состояние и контролировать собственные пагубные эмоции, вовремя давать реакцию на сигналы, поступающие телесно. Верно определяя подобный посыл, ребенок сможет самостоятельно управлять собственными эмоциями, предупреждать вероятные конфликты

Во время воспитания агрессивно настроенных детей вся воспитательная работа родителей и опытных учителей осуществляется по трем важным направлениям:

  • периодическое консультирование и обучение проблемных детей положительному поведению, оптимальным способам выражения появившегося гнева;
  • квалифицированная помощь в освоении действенной методики, позволяющей овладевать собой во время ярких вспышек беспричинного гнева;
  • привитие детям чувства сопереживания и сочувствия к близким людям.


Стили поведения родителей с агрессивным ребенком

Подобная комплексная коррекция пагубного поведения ведет к оптимальному результату только при систематической активной работе с проблемным ребенком. Невнимательное отношение к детским личным проблемам может лишь ухудшить конфликтную ситуацию. Родителям в такой ситуации требуется проявить толику терпения, понимание, постоянно отрабатывать навыки конструктивного общения с окружающими. Все это поможет снять выраженную агрессию у сына или дочери.

Мне нравится1Не нравится

Как начинается псороптоз

Возбудителем заболевания является клещ круглой формы с желтоватым оттенком, размером 0,4—0,7 мм. Он проживает в кроличьих ушах, сооружает ходы, откладывает личинки, создает потомство. Именно поэтому у кролика могут быть горячие уши.

Заражение псороптозом ушей у кролика происходит несколькими способами:

  • от крольчихи к крольчатам;
  • от инфицированного питомца к здоровому животному через чешуйки кожи, выпадающие из ушей одновременно с клещами;
  • от хозяина кроликов через предметы ухода или рабочую одежду;
  • от других паразитов в щелях вольеров, где до этого находились зараженные животные.

Помимо этого на распространение заболевания в кроличьих ушах, активизирующееся в особенности весной и зимой, может действовать высокая влажность, скученное содержание кроликов, наличие гельминтозов, нерациональное питание.

Чаще всего заражаются животные от 3-х месяцев. Ушной клещ зачастую передается от больной псороптозом самки. Взрослые особи заболевают контактным способом от других животных и хозяина. Человек может являться предпосылкой псороптоза, принеся заразу на обуви, одежде и других предметах одежды.

Причины девиантного поведения

Некоторые причины девиантного поведения несут в себе не социальный характер, а биопсихический. Примером может явиться склонность к алкоголизму или наркомании, которая может передаться от родителей к детям. Социология девиантного поведения выделяет несколько направлений, которые объясняют причины его возникновения. Так, Мертоном используется понятие аномии (т.е. состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже перестали соответствовать реальным отношениям, а новые пока еще не утвердились), Причиной девиантного поведения, по его мнению, была несогласованность целей, которые выдвигались обществом, и средств, которые это общество предлагало для их достижения. В рамках направления, которое базируется на теории конфликта, утверждают, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, когда они основываются на нормах другой культуры. К примеру, преступника рассматривают как носителя некой субкультуры, которая по своей сути конфликтна по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Некоторые современные отечественные социологи считают, что источниками девиации стали социальное неравенство в обществе, различные возможности удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Однако различные формы девиантного поведения взаимосвязаны между собой, при этом один негатив усиливается другим. К примеру, алкоголизм может способствовать усилению хулиганства.

Маргинализация — одна из причин девиаций. Главный ее признак — это разрыв социальных связей, причем в классическом варианте сначала рвутся экономические и социальные связи, а потом уже и духовные. Характерной чертой социального поведения маргиналов стало снижение уровней социальных ожиданий и социальных потребностей. Следствием маргинализации становится примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в быту, производстве, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различных социальных патологий: алкоголизма, наркотической зависимости, ростом психических заболеваний, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество представляют особый образ жизни (например, отказ от участия в общественно полезном труде, ориентацию лишь на нетрудовые доходы), на сегодняшний день получили достаточно широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность от девиаций подобного рода заключается в том, что данный слой населения часто выступает в роли посредника при распространении наркотиков, совершении краж и других преступлений.

Девиантное поведение в современном обществе обладает некоторыми особенностями. Оно все в большей степени становится рисковым и рациональным. Основным отличием девиантов, которые сознательно идут на риск, от авантюристов, которые делают опору на профессионализм, является вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самореализации, самоактуализации и самоутверждению личности.

Замечание 2

Зачастую девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, которое характеризуется внутренней борьбой и внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирается прежде всего теми, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной ситуации, чья индивидуальность подавлена, личностные стремления блокированы. Эти люди не в состоянии сделать карьеру и изменить свой социальный статус, поскольку считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если проявления того или иного вида девиации приобретают устойчивый характер, становятся нормой поведения для многих, то общество должно пересмотреть принципы, которые стимулируют отклоняющееся поведение либо провести переоценку социальных норм. Иначе девиантное поведение может стать нормой для нашего общества. Во избежание широкого распространения деструктивной девиации нужно:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство в соответствии с новой социальной реальностью;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: