Возникновение и суть гордыни
Летописи утверждают: после создания Богом небесного воинства самый могущественный ангел по имени Денница (Люцифер) не возжелал преклонить колено перед Творцом. Он возгордился силой, собрал оппозиционное войско и решил забрать трон Всемогущего Господа под своё управление. На небесах произошла колоссальная битва, но Денница проиграл армии архангела Михаила и пал в преисподнюю, где отныне обитают он и темные духи, лишенные сияния и благодати Бога.
Люцифер не возжелал преклонится перед Творцом
Несмотря на то, что этот порок идет восьмым в списке страстей, но по времени он первый, самый неукротимый и свирепый, словно дикий зверь. Гордыня проистекает из тщеславия, которое сопровождается поиском ложного почета и похвалы, а также чрезвычайно завышенной самооценкой. Человек, подверженный этой пагубной страсти утверждается во мнении, что он выше и достойнее других по всем показателям.
Вскоре же гордыня порождает осуждение и ложное утверждение в собственной правоте. Завышенная самооценка делает таких людей несправедливыми судьями.
Важно! Люди, поверженные страсти гордыни, стремятся хвастать достижениями, считая их собственными. Они забывают рассмотреть помощь окружения и высших сил
Гордыня провоцирует человека возвышать себя и принижать тех, кто составляет конкуренцию или просто находится рядом. Нередко заблудшие умы даже не осознают, что подверглись влиянию самого свирепого греха. Со временем эта страсть поглощает душу и не позволяет остановиться в несправедливости.
Гордыня имеет признаки, которые необходимо различать.
- Человек не способен остановиться: перестать возносить эго и оскорблять, принижать других. Гордецы проявляют чрезмерное себялюбие, тщеславие, высокомерие и часто хвастают достижениями.
- Такие люди подвержены обидам, которые постоянно накапливаются и расширяются. Несчастные испытывают сильное раздражение, когда события происходят не по их сценарию.
- Гордецы отдают душу во власть темной злобы и ненависти, они любят сарказм и презрения, наслаждаясь унижением и ошибками других.
Человек, подверженный гордыне считает, что он выше и достойнее других
Эти признаки часто принимают за добродетельные качества, когда они торжествуют в душе, занимая передовые позиции сознания. Страсти действуют таким образом, что личность теряет самоконтроль и получает импульс к причинению вреда.
На заметку! Часто бывает, что Бог навлекает на людей именно те пороки, которые видятся ими в других. Наша оценка окружения неполноценна и всегда ошибочка, так как не существует в нашем разуме способности проникнуться деятельностью и мыслями своего ближнего или даже врага. Мы видим только страсти, но не покаяние.е
Сын Божий Иисус не обвинял несчастных людей, впавших в страшный грех. Он упоминал, что пока жизненный путь не окончен, есть возможность все исправить и пойти по истинному пути. Последнюю черту под жизнью проводит загробный суд.
Страсть корыстолюбия молитва от греха сребролюбия
Как выявить в себе сребролюбство
Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.
Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.
Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:
- отказа от прелестей жизни;
- экономии на еде и путешествиях;
- вечного страха потерять прибыль;
- переживаний от падения курса валют.
Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.
Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денегВажно! Самое страшное наказание для сребролюбца — христианина — наказание, епитимия, в виде регулярных отчислений в помощь храму или нищим. Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада
Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.
Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.
Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.
Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.
Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.
Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:
- врачи, назначающие ненужные операции;
- учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
- педагоги, готовящие малоопытных специалистов.
Мамона пожинает урожай.
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Молитвой и милостыней: как победить страсть сребролюбия?
У благосостояния две крайности: нужда и излишнее богатство. В притчах царя Соломона есть такие слова:
В крайней нужде человеку трудно сосредоточиться на вопросах духовной жизни. Многое упускает он в трудах по добыче хлеба насущного и попытках свести концы с концами. Мысли медленно начинают занимать мысли лишь о деньгах… Но при этом рождается и страсть сребролюбия, потому что предметом мысли становятся деньги. В таком случае необходимо просить Бога, чтобы Он устроил финансовую жизнь человека и его семьи.
А вот у людей состоятельных другая беда: они бывают одержимы желанием наживы. В таком случае нужно приучать себя творить милостыню, помогать нищим, и вообще оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. На Руси считалось, что если у человека водились деньги, значит, их дал Бог, чтобы жить самому и помогать ближним. Вы можете оказать существенную помощь в устройстве храмов и монастырей Русской Церкви, сделав так называемое пожертвование на кирпичик. Имена жертвователей, строителей и благоукрасителей храма возносятся к престолу Божиему за каждым храмовым богослужением.
И пусть Господь даст Вашему дому благополучия и достатка, а души наполнит светом радости и мира!
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.
Как избавиться от сребролюбия
Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.
Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.
Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.
Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.
Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Какой вред наносит алчность здоровью?
Человеческая алчность разными путями влияет на здоровье: путём психосамотических связей между корой больших полушарий и внутренними органами, через нарушение нейроэндокринной регуляции обмена веществ, а также опосредованно- через нарушение сна и режима питания. Ведь если стремление добыть побольше денег или получить новую должность становится навязчивой идеей, то она не оставляет человека даже ночью. В результате человек не высыпается, а утром чувствует себя усталым и разбитым. Кроме того, жадность нередко трансформируется в зависть, раздражение и гнев, а это приврдит к повышению уровня адреналина и норадреналина в крови. Эти гармоны вредно влияют на сердечно-сосудистую систему и способствуют развитию гипертонии, инфарктов и инсультов. Положение осложняется тем, что жадные люди экономят на всём, в том числе на лекарствах и квалифицированной врачебной помощи, которая тоже стоит денег. В результате, когда болезнь серьёзно достаёт человека и он наконец обращается к врачу бывает уже поздно вернуть потеренное здоровье. Правда эдесь нужно сделать важную оговорку: отдельные кратковременные вспышки этой страсти не опаспы, особенно если они завершаются приобретением желаемого. Нарушения здоровья возникают при хронической неутолённой жадности, когда человек в течении длительного времени переживает алчность, скупость или зависть.
Практикующий психолог Анатолий Малиш
/kpupil.com/stat_i/stat3.html
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
В чём вообще проблема?
От всех остальных грехов блуд отличается тяжестью духовного состояния и последствий. По словам святителя Иоанна Златоуста, блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли. Нередко он приравнивается к убийству. В отличие от собственно убийства, блуд уничтожает не только тело, но и душу человека, причём его губительное действие начинается именно с разложения сознания и души. «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого», — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.
Святитель Григорий Нисский, сравнивая грех блуда с убийством, говорит о том, что от убийства страдает только одна сторона — жертва, при этом человек погибает физически, а его душа остается живой. Вина ложится на плечи преступника, совершившего убийство. В случае же нарушения седьмой заповеди ситуация с духовной точки зрения образует ещё более страшную картину. Во-первых, ответственность за совершение такого греха распространяется как на его инициатора, так и на того, кто поддался соблазну. Во-вторых, вред наносится не только телу человека, но и его бессмертной душе.
«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других
Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным
Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же тело и сам сопричастен осквернению» (свт. Григорий Нисский).
Этой проблеме святые отцы в своих проповедях уделили большое внимание. Вот лишь некоторые примеры
В ветхозаветные времена совершивших такой грех всенародно предавали смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; …обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:22-24). Двадцатая глава книги Левит полностью посвящена этой теме: «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:11). Даже с убийцами в некоторых случаях поступали снисходительнее.
Святые отцы о блуде:
Блуд — не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего (свт. Василий Великий).
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).
Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь (прп. Исидор Пелусиот).
Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть безчестию одного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, постыдные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху (свт. Григорий Нисский).
Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой безчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти (свт. Григорий Нисский).
Неслучайно нравственность, супружеская верность, целомудрие считались залогом внутреннего благосостояния государства и здоровья нации. Нравственная распущенность ставила под угрозу существование целых народов, государств и империй. История полна такими примерами. Нельзя не упомянуть и об искалеченных судьбах, разбитых семьях, нежеланных детях, которых, если сразу не бросили, всю жизнь ненавидят. Всё это венчается горем и слезами.
Как обнаружить у себя этот грех?
Что это за грех – сребролюбие, понимают многие, особенно верующие, которые часто посещают храм и слушают проповедь о пагубной страсти от священника. Но как же обнаружить эту немощь, ведь очень часто мы остаемся «слепыми», не видим явных свидетельств греха.
Итак, симптомами этой «болезни» могут быть:
- Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в результате этого он не получит ничего, кроме слова «спасибо».
- Неправедная прибыль. Продажа или покупка краденого товара, подлог финансовых документов, обсчет или обвес.
- Взяточничество. Занимая определенную должность, уполномоченный властью человек не предпринимает никаких мер по решению проблемы, если ему не преподносятся подарки или деньги.
- Накопительство и мелочность. Человек отдаляется от Бога, посещение служб становится для него пустым времяпрепровождением и тратой времени. Воскресные и праздничные дни он уделяет различным мероприятиям для умножения и накопления собственного богатства. Такие люди, как правило, не желают подавать милостыню, становятся жестокими и немилосердными.
Заботясь о своем материальном благополучии более, чем о духовно-нравственном развитии, мы становимся зависимыми и порабощенными. Некоторые люди утверждают, что деньги им приносят свободу и независимость. На самом деле это не так: люди, прожившие всю жизнь, знают, что означает это стремление к накопительству.
В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, деньги, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.
Восстающая на душу страсть порождает другие похоти, например:
- воровство;
- предательство;
- лицемерие;
- гордость;
- ненависть;
- гнев;
- невоздержание;
- убийство.
Все происходит постепенно, сердце человека окутывается все новыми грехами, угасает совесть, которая перестает его мучать.
Богатство — это грех?
Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?
Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет «левые» источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.
Первый же бизнесмен никакого «левого» дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.
Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй — сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.
Рабочее место
Патопсихологи работают в психиатрических клиниках, научно-практических центрах (Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и др.)
Грех сребролюбия равно недоверию Богу
Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.
Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:
- исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
- испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
- растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.
Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.
Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.
Православная церковь осуждает грех сребролюбия
Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.
Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.
Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.
Это интересно: Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница: познаем суть
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.
Святые о любостяжании
В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.
- Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
- Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
- Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
- Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
- Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
- Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
- Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
- Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.
Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них. Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.
Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.
Как выйти из состояния обиды?
Фото: Pravmir.ru
С одной стороны, выход очень прост – нужно простить всех и покаяться в грехе. Но это чувство тем и опасно, что вырвать его из души до самого основания очень сложно.
Ведь зачастую обида – это результат завышенной самооценки. Человеку кажется, что он заслуживает большего, а получает меньшее. И начинает обижаться на несправедливость, как ему кажется. Но где же христианское смирение? Где осознание того, что оценить нас может только Господь? Может быть, по грехам нашим нам полагается еще меньшее, а мы дуемся на тех, кто дал нам мало почета, внимания, других благ.
Еще Святой Исаак Сирин говорил:
Невероятно сильная аллегория Святого. Поэтому способом избавиться от греховного чувства может быть только проявление смирения и прощения.
Предложения со словом трусость
Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.
1. Презренная трусость поочередно вызывала на абсолютная откровенность
плохо 1
хорошо 2
2. Коричневая трусость действительно нагородила с пораженным джонатаном
плохо 2
хорошо 1
3. Подлая трусость лестно одержала в ясном небе
плохо 2
хорошо 1