Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

Динамическая фасилитация. Закрытие встречи

Обращаемся к участникам: «Почитайте все, что здесь сказано. Что отнести в итоги этого разговора?» Про что Вы можете сказать: очевидно что? Что стало очевидно? Подумайте какие вопросы нужно еще обсудить? Продолжаем фразу «Очевидно, что…» Например: проблема общая и комплексная и т.д. Затем фасилитатор зачитывает результат работы группы, проходя коротко по всем плакатам. Что стало с проблемой? Мы зашли с такой проблемой. Пообсуждали ее. Как она изменилась. Над чем будем работать дальше? С чего мы бы начали следующую встречу (если она предполагается)?

Закрытие сессии идет в обратном порядке. Первое что делаем: резюмируем обсуждение и закрываем контент.

Если случился прорыв (групповой инсайт): например, когда группа находит что проблема совсем не там, где было первоначально заявлено. Это отличный вариант завершения сессии, но он бывает не часто

Варианты закрытия сессии (как индивидуально, так и через малые группы):

  • Сбор выводов. Участники отвечают на вопрос «Что стало очевидно?»
  • Можно итоги структурировать в три предложения
  • При планировании следующих сессий задаем вопрос: «Что возьмем в фокус следующий раз?» или «Что нужно обсудить на следующей сессии?».
  • Можно пройти по истории сессии:
    • Мы считали, что
    • Когда мы с Вами говорили, мы увидели, что проблема не вот в этом, а вот в этом. И порождением этой проблемы является вот это.
    • Мы поняли вот это

И в итоге мы проговариваем весь путь, которым шла группа. Таким образом закрывается (резюмируется) контент.

Далее закрываем процесс. Рассказываем, что происходило. Задаем вопросы участникам:

  • Что Вы наблюдали?
  • Как изменилась для Вас проблема?

Получить обратную связь по процессу обсуждения!

Закрываем пространство: что будем делать дальше или обсуждать на следующей сессии. Это часто бывает закладкой следующей встречи. Мы договариваемся какую нам еще информацию подготовить? Кого нам нужно еще позвать, чтобы следующая встреча прошла продуктивно. Какие вопросы необходимо обсудить на следующей встрече?

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

Если у вас возникли проблемы или вы хотите нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Чистый воздух в салоне автомобиля так же важен, как чистый бензин в баке. За чистоту воздуха и за поддержание комфортного микроклимата в салоне отвечает кондиционер и салонный воздушный фильтр. Фильтрующий элемент Шевроле Лачетти стоит копейки, а пренебрегать его заменой не стоит. Не стоит также и повторно использовать фильтр, поскольку есть вероятность вывести из строя испаритель кондиционера. Где находится, как заменить и чего при этом не стоит делать, будем разбираться прямо сейчас.

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание:

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями

Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Отличие психологической фасилитации

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.

Типы

Помощник по обучению ВМС США в действии.

Фасилитатор Shimer College беседует со студентами.

Бизнес-фасилитаторы

Бизнес-фасилитаторы работают в бизнесе и других официальных организациях, но фасилитаторы также могут работать с множеством других групп и сообществ. Принцип фасилитации заключается в том, что фасилитатор не ведет группу к ответу, который, по их мнению, является лучшим, даже если у них есть мнение по предмету фасилитации. Роль фасилитатора состоит в том, чтобы помочь группе прийти к собственному ответу, решению или результату.

Это может привести к возникновению организационного конфликта между иерархическим управлением и теориями и практикой расширения прав и возможностей . Фасилитаторам часто приходится перемещаться между ними, особенно там, где открытые заявления о расширении прав и возможностей не подтверждаются поведением организации.

Помощники по разрешению конфликтов

Посредники по разрешению конфликтов используются в процессах мира и примирения как во время, так и после конфликта . Они поддерживают конструктивный и демократический диалог между группами, придерживающимися различных и обычно диаметрально противоположных позиций. Посредники по разрешению конфликтов должны быть беспристрастными по отношению к конфликтующим группам (или обществам) и должны придерживаться правил демократического диалога. Они не могут принимать чью-либо сторону или выражать личное мнение. Их роль заключается в том, чтобы поддерживать группы в выработке общего видения будущего, в том, чтобы научиться слушать друг друга, а также понимать и ценить чувства, опыт и позиции противоположной стороны.

Учебные фасилитаторы

Педагоги в диалогическом обучении и других обучения сверстников подходы часто выступают в качестве посредников. Согласно одному общепринятому определению, педагог- фасилитатор имеет такой же уровень знаний как об образовании, так и о предмете, что и учитель , но работает с целью заставить учеников брать на себя как можно большую ответственность за собственное обучение. Например, инструкторов в Shimer College часто называют фасилитаторами из-за их роли в стимулировании обучения, способствуя разговору между студентами о тексте, а не непосредственно инструктируя студентов. При обучении языку учителя могут взять на себя роль фасилитатора, чтобы повысить заинтересованность учащихся в процессе обучения. Эффективная фасилитация требует самоконтроля и внимательного отношения к деталям взаимодействия, а также к содержанию материала.

Фасилитаторы малых групп

Фасилитаторы могут помочь участникам малых и средних групп проработать повестку дня встречи. Координатор часто назначается вместо того, кто когда-то выполнял роль председателя. Наряду с другими должностными лицами на ежегодном общем собрании группы назначается фасилитатор, который выполняет эту роль на год вперед. Группы, которые приняли эту модель, включают молитвенные группы, мужские группы, писательские группы и другие общественные организации.

Координаторы обучения

В обучении взрослых используются учебные фасилитаторы . Эти фасилитаторы не всегда являются предметными экспертами и пытаются использовать существующие знания участника (ов), а затем облегчить доступ к обучению, когда пробелы в знаниях выявляются и согласовываются. Координаторы тренинга сосредотачиваются на основах образования взрослых: устанавливают существующие знания, развивают их и поддерживают актуальность. Роль отличается от тренера с предметным опытом. Такой человек возьмет на себя более ведущую роль и проведет группу через программу, разработанную для передачи совокупности знаний или набора навыков, которые необходимо приобрести. (См. Полномочия опекунов выше.)

Облегающие фасилитаторы

Комплексные фасилитаторы — это фасилитаторы в сообществе социальных служб. Термин «обходной путь» относится к широкому, целостному подходу, используемому фасилитаторами с учетом ряда факторов. Первоначально они обслуживали подростков-инвалидов, которые переходили во взрослую жизнь. Теперь в их число входят фасилитаторы, обслуживающие детей в возрасте от 0 до 3 лет, которые нуждаются в услугах. Вне встреч фасилитатор организует встречи, привлекает членов команды и проводит их до конца. Во время встреч фасилитатор ведет и управляет командой, удерживая участников в правильном направлении и поощряя обсуждение на основе сильных сторон, направленное на удовлетворение потребностей ребенка. Фасилитатор поощряет равное участие членов команды.

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

«Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

Инструмент фасилитации Идея лог. Групповая работа

Далее следует групповая активность. Лучше участников собирать в малые группы. Самое «крутое» в этом методе это то, что он позволяет нам заимствовать идеи (иногда вы встретите термин «красть идеи»).  Заимствуйте на этом этапе идеи с удовольствием! В этом, как ни странно, суть метода.

В каждой тройке процесс будет идти одинаковым образом:

Участники объединяются в группы (2-3-4 человека)
Каждый читает свой список и рассказывает о сути своих идей

Важно! Не надо очень углубляться в пояснениях (пояснять можно только в исключительных случаях, когда идеи не понятны) и рассказах о своих идеях. Не надо спорить или обсуждать идеи! Нужно просто взять для себя лучшее.
Каждый работает на свою личную цель, а именно собирает лучшие идеи на свой лист

Здесь важно отметить: именно собирать, а не договариваться или обсуждать какая идея лучше. Все, что Вам понравится из идей участников группы, предлагаем участникам записывать в свой список. Возможно, во время обсуждения у Вас появятся свои классные идеи: записывайте!
Затем создаем новую группу с новыми участниками. Здесь важно чтобы участники в группах не повторялись!
Записывая новые идеи продолжайте нумерацию, которая есть у Вашего списка. При этом специально не нужно отмечать чья это идея, т. е. участники создают свой банк идей

Работа в малых группах идет от 10 до 25 минут. Участники, сменяя группу выполнят аналогичное задание.

Выполняя эту часть фасилитатору проще работать с парами, чем с тройками, так как проще управлять. Смена групп повторяется 3 – 5 раз. Если все-таки это тройки, то нужно управлять движением участников при смене троек, прописывая их маршрут, чтобы они не пересеклись. Лучший вариант если все со всеми встретятся. Время рассчитывается исходя из количества участников. Примерно 1,5 минуты на одного человека.

Техники фасилитации

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Мировое кафе

Методика групповой работы «Мировое кафе» (World Cafe) — подход к внедрению изменений — разработана Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Открытая по характеру методика предлагает участникам высокую степень свободы, объединяет людей в команды и высвобождает их творческий потенциал.

«Мировое кафе» отлично подходит, когда большому числу участников необходимо обменяться знаниями и опытом по выбранной теме и собрать максимум информации, впечатлений, мнений и оценок. Результатом такой схемы станет общая «картина мира», полученная за короткое время — отражение ситуации в умах присутствующих и срез общего мнения по теме.

Работа по такой методике организуется чаще всего на два–три часа и даже внешне отличается от других технологий групповой работы. В помещении («Кафе») стоят столики, покрытые большими листами бумаги, на которых можно писать, рисовать, делать пометки, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждым столиком постоянно сидит модератор («Хозяин»), остальные участники свободно перемещаются между ними, когда объявляется новый круг обсуждения.

Заслуживающая внимания информация, идеи по решению проблем и мнения фиксируются модератором в обязательном порядке. По окончании очередного тура обсуждения лист бумаги с пометками прикрепляется у стола, а модератор сводит прошедшую дискуссию и ее результаты в мини-презентацию.

Каждый модератор информирует подошедших к его столу участников о наработках, полученных от предыдущих «гостей Кафе». После этого вновь прибывшие «гости» озвучивают свои идеи и предложения по проблеме, делая вклад в общее обсуждение. Эта методика помогает генерировать большое количество идей, тут же подвергать их сомнению, и либо опровергать, либо принимать для дальнейшей работы.

Таким образом, в одном месте концентрируется значительный объем знаний и мнений участников по выбранной теме. Кроме того, процесс обсуждения в «Мировом кафе» создает условия для одновременного взаимного интенсивного обучения участников — своего рода трансфер знаний, представляющий «побочный эффект» групповой работы.

Участники такого мероприятия должны быть достаточно дисциплинированными, чтобы равномерно распределить время между посещениями разных столов. Поэтому фасилитатор всей встречи должен четко следить за временем и помогать присутствующим вовремя перемещаться от стола к столу. Концентрированная, насыщенная дискуссия — желаемый продукт для организаторов «Мирового кафе», а это значит, что фасилитатору придется потрудиться, чтобы оторвать участников от общения.

Другой важной задачей фасилитатора здесь станет организация заключительной части — представления результатов встречи для всех столов. При большом числе участников будет трудно собрать и должным образом обработать все наработки

Поэтому к выбору модераторов, их организаторским и фасилитационным навыкам должны предъявляться высокие требования.

Динамическая фасилитация. Если несколько сессий.

На окончании предыдущей сессии мы можем договориться, что мы возьмем на следующую сессию. Определяем кто и что нам понадобиться. Готовим электронный протокол и раздаем людям.

Вторая сессия начинается с «закладки»: где мы закончили. Что поняли. Спрашиваем, что изменилось. Кто что начал делать для решения проблемы.

Любая сессия всегда начинается с Месс. Эта та «дверь», через которую мы «входим» в новую сессию. Месс второй сессии мы начинаем с первого высказывания. Флип-чарты на вторую сессию вывешиваются чистыми.

Что может быть итогом многократных сессий. На любой сложный вопрос через 3 – 4 сессии неизбежно будет «прорыв». Люди увидят решение проблемы, и они смогут работать с этим решением в другом формате. От сессии к сессии группа идет все более к конкретным выводам

Важно все время задавать фокус и конкретизировать следующее обсуждение

Инструкция по применению Престариум, при каком давлении принимать?

Как правильно фасилитировать?

Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.

Например:

Ментальная карта

На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.

Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.

Мировое кафе

Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива

Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию

Примеры ключевых навыков 2020 года

Фасилитация обучение: Программа курса

Подготовка к встрече

  • Формирование цели встречи. Подготовка встречи
  • Создание образа результата сессии
  • Как сформировать вопросы к встрече
  • Кого пригласить на встречу и как сформировать эффективную группу
  • Сложности и проблемы состава группы
  • Как правильно выбрать место и время проведения встречи
  • «Подводные» камни подготовки к проведению встречи

Открытие рабочей встречи

  • Как быстро включить людей в обсуждение и создать продуктивную рабочую встречу
  • Как добиться, чтобы участники встречи быстро переключились на темы встречи и включились в работу
  • Структура и инструменты этапа: Grape cocktail, Эмоциональные карты, MeWeUs, Мои ожидания, Четкий вход, OARRS, Кубики историй и другие

Формирование конструктивного «настроя» группы и погружение в контекст встречи

Как быстро переключить внимание людей, пришедших на встречу от «внешнего» мира (телефон, почта и т.д.)
Структура и инструменты этапа: Поиск смысла, Три уровня вопросов и другие
Инструменты, которые позволяют выявить и структурировать важные вопросы для обсуждения при наличии только темы обсуждения

Изучение и практическая работа с технологией World Café

  • Технология проведения, принципы дизайна
  • Логистика работы в технологии мировое кафе
  • Роль ведущего и хозяина стола
  • Приоритезация результатов работы группы в world cafe
  • Варианты работы с методологией world cafe в больших группах
  • Нетипичные варианты проведения технологии World Café

Изучение и практическая работа с технологией Ретроспектива проекта

  • Основные правила проведения технологии
  • Ретроспектива проекта: работа с событиями в проекте
  • Вариации проведения техники ретроспектива проекта
  • Анализ полученных результатов. Как провести приоритезацию
  • Как красиво закончить ретроспективу проекта

Технология Открытое пространство или Open space

  • Задачи, которые решает методика
  • Основные правила  правила проведения техники открытого пространства (open space).  Различные роли участников
  • Определение главной темы встречи и формирование вопросов в технологии открытое пространство (Open space)
  • Выделение наиболее интересных решений и их обсуждение
  • Как решения, которые предложены во время встречи доработать до лучших вариантов решений

Технология Динамическая фасилитация

  • Динамическая фасилитация как метод конструктивного диалога в конфликте
  • Как подготовиться к проведению динамической фасилитации. Выбор темы встречи
  • Роль ведущего в технологии динамическая фасилитация
  • Как построить обсуждение проблемы. Внутренняя структура обсуждения
  • Управление «рабочим коридором» встречи
  • Закрытие встречи

Закрытие встречи

Зачем обращать внимание на закрытие встречи
Обязательные этапы закрытия встречи
Инструменты закрытия встречи

  • Lego Serious Play
  • Групповое исследование
  • Карты трендов
  • Другие инструменты и техники по выбору заказчика (индивидуальное формирование структуры обучения под заказчика)

Можете направить заявку для прохождения развивающего обучения  «Фасилитирующее лидерство. Методы и инструменты фасилитации для руководителей» по адресу [email protected]

Возможно проведения в форме вебинара (семинар).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: