Детские страхи: причины возникновения и особенности психолого-педагогической коррекции

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов

Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека

Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Страхи у детей 5 лет

На первом месте среди причин, вызывающих детский страх 5 лет, выступают неблагоприятные взаимоотношения с родителями, особенно с матерью.

Страхи у детей 5 лет вызываются также особенностями взаимодействия между ребенком и воспитателем: непоследовательностью оценок и требований, преобладанием авторитарного общения. В обоих случаях малыши пребывают в состоянии напряжения и скованности из-за страха не выполнить требования взрослых, а также боязни переступить жесткие рамки. Все дисциплинарные меры, которые применяются такими педагогами, зачастую сводятся к окрикам, порицаниям, отрицательным оценкам, наказаниям, запретам.

Непоследовательный воспитатель провоцирует страх невозможностью прогнозировать малышу собственное поведение. Постоянные изменения требования воспитателя, эмоциональная лабильность и прямая зависимость поведения от его настроения приводят к растерянности у малышей, не дают возможности понять, как правильно следует поступить.

У детей 5 лет с различным уровнем развития воображения отмечаются в страхах различия: с низким уровнем воображения преобладают боязни реалистического характера; с высоким уровнем воображения преобладают фантазийные боязни.

Как расстаться красиво

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Понятие страха

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки. Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.

Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения

Определение 1

Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Диагностика детских страхов 470 руб.
  • Реферат Диагностика детских страхов 270 руб.
  • Контрольная работа Диагностика детских страхов 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.

Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Какому вину декантация противопоказана?

  • Бургундские вина любого возраста принято наливать из бутылки.
  • Бордосские с выдержкой менее 2 лет тоже не подлежат декантации.
  • Это же справедливо для тосканских вин возрастом менее 3 лет.
  • И для большинства вин Нового Света, не достигших 3 лет.

А вы декантируете вино перед подачей? Ощущаете изменения? Расскажите, ведь нам это очень интересно!

Не забывайте, что главная задача вина – ваше наслаждение. Будьте здоровы!

Как действовать, если ребенок до года боится

В самом раннем возрасте, когда младенец испугался и расплакался, его нужно успокоить, приласкать и перевести внимание на что-то другое. Сейчас для ребенка главное понять, что он находится под защитой мамы

Это ваш первый шаг.

Второй –побуждайте ребенка исследовать пугающий объект или знакомиться с человеком, который вызвал опасения (разумеется, если поддерживать контакт с этим человеком важно). В этом деле играет огромную роль постепенность ваших действий

Например, громко звучащая игрушка или фен пусть сначала помолчат в ваших руках, предложите малышу их потрогать. Когда он станет смело к ним прикасаться, объясните, что, если вы нажмете кнопочку, то фен зашумит, игрушка заиграет музыку. Сделайте это на значительном расстоянии от малыша. Или пусть это сделает папа в коридоре, так чтобы ребенок видел, но был под надежной защитой на руках у мамы. Постепенно уменьшайте расстояние

В этом деле играет огромную роль постепенность ваших действий. Например, громко звучащая игрушка или фен пусть сначала помолчат в ваших руках, предложите малышу их потрогать. Когда он станет смело к ним прикасаться, объясните, что, если вы нажмете кнопочку, то фен зашумит, игрушка заиграет музыку. Сделайте это на значительном расстоянии от малыша. Или пусть это сделает папа в коридоре, так чтобы ребенок видел, но был под надежной защитой на руках у мамы. Постепенно уменьшайте расстояние.

Когда к вам пришли в гости незнакомые для малыша люди, попросите их не обращать внимания на вашего ребенка прямо с порога. Ему нужно время, чтобы свыкнуться. Дайте ему время, и пусть он первым проявит интерес к новым взрослым. В любом случае нужно помогать ребенку привыкнуть к новому сначала в малых дозах, а потом контакт можно делать более активным.

Итак, алгоритм ваших действий такой:

— поддерживайте и защищайте, если это необходимо;

— если у ребенка опаска, напряжение, дайте ему время и возможность оставаться пассивным наблюдателем;

— не торопите и не подгоняйте, сталкивайте с пугающим объектом по чуть-чуть;

— побуждайте взаимодействовать с тем, что пугает малыша вместе или через игру.

Несколько общих признаков

Считается, что мужчины не склонны публично выражать свои эмоции. Это скорее распространенный стереотип. В действительности влюбленному сложно скрывать свои чувства долгое время. Поэтому, просто понаблюдайте за ним:

Проявление повышенного внимания

Ну не сможет мужчина несколько дней спокойно ходить мимо понравившейся девушки! Он обязательно что-нибудь скажет ей, обратит на себя ее внимание, сделает комплимент (обычно неудачный), предложит помощь и проч.
Демонстрация безразличия. Это отличная маскировка своих чувств

Но длится она ровно до той поры, пока понравившийся объект не обратится к нему. Как только вы с ним заговорите, попросите помощи или совета, от безразличия не останется и следа.
Ревность. Вот ее-то распознать сложнее всего. С одной стороны нельзя показать свои чувства, какое он имеет право на ревность, если нет никаких отношений? А с другой – справиться с этим чувством не просто.
Проявление заботы в мелочах. Происходит это не всегда осознанно. Ну кажется, что такого, донес сумку, подвез после до дома (раз, другой, десятый), остался после работы и помог с отчетом, заменил кран, собрал гарнитур. Только ни для какой другой женщины делать все это, мужчина не стремиться – делайте выводы.
Изменение в поведении. Перед своей избранницей он всегда (или только на первых порах) будет стараться создать о себе хорошее впечатления. Мужчина вряд ли бросит курить или откажется от посиделок с друзьями, но рассказывать об этом или демонстрировать уж точно не станет.
Изменение во внешности. Вы больше не увидите его небритым или в не глаженой футболке. А если такое и случится, то смущение и поток извинений гарантированы.

Женщина склонна верить словам, но для того чтобы определить заинтересован ли мужчина в отношениях им доверять нельзя, основополагающий критерий – поступки.

Не важно, говорит он о своих чувствах или упорно молчит и отводит взгляд

Если вы окружены заботой и вниманием, ко всем вашим проблемам мужчина относится с пониманием, значит вы ему небезразличны. И наоборот: пустая болтовня признак отсутствия настоящих чувств

Как понять что нравишься парню видео

Барокамеры

Что такое детские страхи?

Под детскими страхами следует понимать такую же тревожную и беспокойную реакцию в эмоциональном плане, которую испытывают взрослые люди. Страх может быть ответной реакцией как на реальные, так и на вымышленные раздражители. Так, ребенок может бояться определенного выражения лица своего родителя, который обычно именно с такой мимикой переходит к физическому избиению ребенка. Малыш может бояться притрагиваться к игрушке, поскольку, по его мнению, она является для него опасной.

Обычно детские страхи основаны на фантастических представлениях об окружающем мире. Поскольку малыш еще мало знает и понимает тот мир, в котором он появился, он всего опасается или боится. Малыш осторожничает, медленно принимает решение, действует аккуратно

Все основано на инстинкте самосохранения, когда человек, впервые с чем-то столкнувшись, сначала наблюдает, со стороны изучает, осторожно пробует новый предмет. Лишь тогда, когда становится понятно, что предмет абсолютно неопасен, человек начинает с ним быстро и легко обращаться

Окружающий мир для ребенка является неизведанным полем. Он пока не знает, что представляет для него опасность

Вот почему очень важно изучать окружающий мир вместе с ребенком, объясняя ему, что его окружает и как с этим нужно обращаться

Если ребенок перед чем-то испытал страх, он, скорее всего, этого будет бояться. Частыми детскими страшилками становятся монстры под кроватью или темнота. Какова причина данного явления?

  1. Монстры под кроватью появляются в тот момент, когда ребенок не уверен в своей безопасности. Он смотрит по телевизору страшные мультики, родители его чем-то пугают, а мир кажется страшным. Тогда ребенок не чувствует себя в безопасности, даже находясь дома.
  2. Темнота является часто инстинктивным страхом, когда человек не может четко распознавать предметы вокруг себя. Не видя, что его окружает, ребенок начинает фантазировать, представляя, что в его комнате находятся страшные существа, которых он не видит из-за темноты. Вообще темноты могут бояться даже взрослые, поскольку пока они не контролируют обстановки, их воображение начинает рисовать страшные картины.

Не стоит к страху относиться отрицательно. На самом деле у страха есть механизм, который очень полезен для человека. Данный механизм называется защитным, поскольку под воздействием страха человек совершает исключительно такие поступки, которые сохранят его жизнь.

Если ребенок боится высоты, то он не будет взбираться на крышу дома или дерево. Если ребенок боится животных из-за наличия у них клыков, он не будет к ним подходить. Другими словами, страх заставляет человека ограждать себя от того, что может ему навредить. Это полезная функция. Почему же тогда родители хотят помочь детям избавиться от страхов? Речь в данном случае идет о тех боязнях, которые ничем не угрожают ребенку, а лишь мешают ему познавать окружающий мир.

Родительские реакции на детские страхи

Как только вы столкнулись с детскими страхами, задумайтесь, что происходит с вами.

Как правило, реакции родителей на детские страхи бывают такими:

  • Паникер и спасатель
  • Раздраженный критик
  • Проводник и защитник

В первом случае паникуют те мамы, которые не уверены в себе, их собственные страхи раздувают проблему до вселенских масштабов, и вместо реальной помощи такие мамы начинают паниковать или бросаются жалеть и «спасать» ребенка, нападать на его «обидчиков».

В роли раздраженных критиков чаще всего выступают папы, их злит, что сын боится с их точки зрения пустяков, поэтому они выбирают простой, но бесполезный прием – ругают малыша или насмехаются – «Трусишка! Такой большой, а боишься ерунды!» или: «Ты же мужик, а ведешь себя как девчонка!»

Взрослая позиция — быть проводником и защитником, который поддерживает и помогает ребенку. Он должен знать, что мама и папа не оставили его один на один со страхом и всегда готовы помочь разобраться с тем, что же его пугает, и в конечном итоге помочь преодолеть страх. 

Итак, очень хорошо, когда при встрече с детскими страхами, вы выбрали позицию проводника и защитника. Как теперь нужно действовать?

Общий подход при страхах такой:

— признать детские чувства без высмеивания или упрека;

— если необходимо, защитить его и поддержать;

— если страх ограничивает или парализует, помочь обрести уверенность и восстановить активность.

Обратите внимание, не нужно спасать ребенка, который боится! Ведь опыт прохождения через страх нельзя прожить за него

Да, очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что с ним все в порядке, и его не отвергнут с его чувствами. Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое

В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом

Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое. В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом.

Рассмотрим, как этот подход может выглядеть с детьми разного возраста.

Как выбрать сказку

Хорошо, когда мы читаем сказки детям на ночь. Если у малыша боязнь темноты, то это лучший способ помочь преодолеть ее

Важно выбирать сказки, не оказывающие травмирующего действия на неокрепшую детскую психику. 

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» рекомендует ответственно подходит к выбору литературы для детей. Не стоит читать ребенку те сказки, где есть запугивания, завуалированный «каннибализм». Сюда относятся такие общепринятые сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят». Мы по привычке читаем их нашим детям. А они говорят о том, что как бы ты ни старался, ни убегал, ни прятался, тебя все равно съедят. Чтением подобной литературы мы усиливаем тревогу малыша, в результате у него возникает задержка психосексуального развития. Опасения и страхи усиливаются, препятствуя чувственному развитию. Дети не способны развиваться, находясь в страхах.

Иногда мы не хотим читать ребенку сказки на сострадание. Родители видят, как он плачет от таких сказок, и думают, что плакать для него плохо. Бывают слезы от страха, а бывают − от сопереживания героям сказок. Это разные слезы, и эффекты от них очень сильно отличаются. Когда ребенок плачет от сопереживания, он развивается. 

Важно не просто вызывать сострадание, а показывать на противоположностях: вот тьма, а вот свет, вот добро, а вот зло. В момент, когда малыш начинает плакать не от страха за себя, а от сочувствия к героям сказки, и появляется тот самый лечебный эффект

Самой целительной и психоаналической сказкой для детей является «Девочка и спички». В ней прослеживается очень четкое разделение на свет и тьму, жизнь и смерть. 

Как помочь ребенку преодолеть страхи

Детские страхи можно преодолеть! Все, что нужно для этого — знать причины и особенности детских страхов. Мы рассмотрели лишь некоторые их виды. Основная часть данной статьи написана о чувственных детях со зрительным вектором, больше всех подверженных эмоциональным расстройствам. На самом деле малыши предрасположены к множеству различных тревожных состояний в зависимости от врожденных свойств их психики или, другими словами, векторов. Порой даже самые внимательные и заботливые родители не могут увидеть, что малыша мучает страх. Без системных знаний не всегда можно отличить тревожные состояния ребенка от непонятных истерик или упрямства. 

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» подробно рассматривает все виды эмоциональных расстройств, причины их возникновения, последствия и показывает, как бороться с детскими страхами. Тренинг – это методичка на все случаи жизни. Она поможет понять ребенка, себя, мужа, окружающих нас людей; узнать, как избежать конфликтных ситуаций; правильно воспитать ребенка, не причинив ему психологических травм, и развить все его природные способности. В атмосфере любви, понимания, заботы дети развиваются естественным образом и не подвержены страхам. 

 

…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория Правильно даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б. в садике и даже согласится завтра остаться спать в садике УРА!..Евгения К., медсестра, Таллин 

…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской – плачет). Перестала повышать на него голос…Елена Н., Тверь

…Сначала я слушала в полуха параллельно писала работу, но очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и главное поняла про свою дочурку. Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» на утро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…Аида Б., Ришон-ле-Цион, Израиль

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Аденома гипофиза что это такое, причины, признаки, диагностика

Причины

Существует определенное количество самых распространенных причин развития детских страхов и тревог:

Как ни странно, одной из них является урбанизация — рост городов. Чем больше пространство, в котором растет малыш, тем больше возможностей у него оставаться одиноким. В больших городах взрослые больше волнуются за ребенка и ограничивают самостоятельные перемещения своего чада. Эти страхи передаются ребеночку, затрудняют общение со сверстниками, ограничивают его самостоятельность. Психологи отмечают, что дети, живущие в больших просторных квартирах, страдают большими страхами, чем дети из тесных коммунальных квартир. Это можно объяснить тем, что в тесных квартирах у ребенка больше возможностей общения со взрослыми и сверстниками, чаще дети находятся в кампаниях. А дети из больших квартир зачастую находятся в одиночестве, им сложнее наладить отношения с соседскими детьми, и появляется больше времени для размышлений и для зарождения различных страхов.

Тревоги, доказано учеными, часто развиваются у детей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Ребенку нужно чаще играть, находиться в кампаниях сверстников — это самое лучшее средство избавления от излишних тревог и размышлений. Кроме того, более активные детки легче адаптируются в детских садах. Очень часто поведение мамы является ключевым в зарождении детских страхов. Например, мать, много работающая и мало уделяющая времени своему ребеночку, зарождает в нем постоянную тревожность. В семьях, где мама домохозяйка, а главной является отец, страхи у ребенка зарождаются гораздо реже. Очень сильно на детей влияют конфликты. Ссоры родителей зарождают в ребенке огромную неуверенность и тревожность, это сильно влияет на его поведение в окружающем мире. Дети из конфликтных семей зачастую мучаются от ночных кошмаров и обладают большим количеством страхов и комплексов, чем дети из счастливых семей. Так же доказано, что возраст родителей является немаловажным фактором. Чем моложе и активнее родители, тем меньше у малыша поводов к развитию тревог

Дети, выросшие, среди братьев и сестер так же становятся более жизнерадостными по сравнению с детьми — «одиночками», на которых направлены зачастую слишком большая тревожность и внимание родителей. Наследственность тоже неким образом влияет на страхи Вашего чада

Учеными замечено, что по наследству передается общее психическое состояние и реагирование на окружающий мир. На малыша могут даже влиять страхи и стрессы, испытанные матерью во время течения беременности.

Страхи от 11 до 16 лет

В норме все детские страхи и тревоги в подростковом возрасте должны сгладиться. Появляются новые страхи, связанные с взрослением ребенка и становлением его самооценки. Он боится быть «не собой», т.е. не соответствовать собственным требованиям к самому себе.

Подростки переживают физическую и физиологическую перестройку, из-за чего многие из них начинают комплексовать из-за своей внешности, боятся не понравиться лицам противоположного пола.

Не стоит воспринимать страх, как каприз ребенка или способ привлечь к себе внимание! Страхи быстро исчезнут, если в семье царит благополучная и мирная обстановка, полная любви к ребенку и поддержки во всех трудностях. 

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития. Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей. Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера

Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак

В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться. Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии. В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе. Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира. Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: