Как интерпретировать невербальное общение людей?
Невербальное общение людей
Многие используют методы соблазнения с использованием жестов и языка тела. Часто подчеркивается, что залогом успешного флирта является понимание и умение читать на языке противоположного пола. Конечно, не существует отмычек для правильного анализа языка тела партнера по взаимодействию, но есть некоторые проявления или даже микродвижения, которые могут указывать на определенные тенденции и установки. Учитесь интерпретировать невербальное общение людей. Это поможет даже читать мысли. Вот расшифровка интерпретаций невербального общения:
- Сигналы сочувствия — приближение, ограничение физической дистанции, улыбка, осязание, жесты открытости и дружбы.
- Сигналы доверия — выставленное положение тела, широкие жесты, объятия, раскрытые руки.
- Сигналы господства и власти — обустройство собственного пространства, вторжение в интимное пространство собеседника, занятие лучшего места за столом, сильный и властный тон голоса, резкое и деспотичное выражение лица.
- Сигналы готовности к бою — агрессия, нападение, борьба с осанкой, крик, угрожающее выражение лица.
- Сигналы сексуального возбуждения — кокетливые взгляды, длительный зрительный контакт, ласковое прикосновение, представление ваших чар, вздохи с правильным тоном.
- Сигналы шока — экстатические состояния, замерзание, крик, быстрые движения тела, расширение зрачков.
Важно помнить, что многие сообщения имеют два уровня значения. Один — это информация на уровне слов, а другой — мета-сообщение, то есть информация о чувствах и настроении говорящего, выраженная не напрямую, а через ритм, тон или так называемое словесные модификаторы
Мета-сообщения являются источником многих межличностных конфликтов, потому что ясное и логичное предложение может, например, посредством нисходящей интонации, выражать враждебность, раздражение или осуждение.
Словесные модификаторы или модальные слова — это слова, которые добавляют уточнение в утверждение. К ним относятся такие слова, как:
- Только
- Действительно
- Сейчас
- Наконец
- Еще раз
- Только немного
Они обычно выражают навязчивое неодобрение и раздражение (в тексте) и являются элементом параллельного языка.
Вербальное и невербальное общение
Вербальное общение — это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение — это общение посредством слов, речи.
Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.
Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.
Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.
Несмотря на то что речь — это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации — менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное — интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!
Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь — это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.
Развитие средств общения
Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.
Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.
Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.
Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.
В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.
4.1. Дистанция
Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:
o Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.
o Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;
o Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
o Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.
Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Ольфакторное общение
Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.
К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.
Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.
Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:
- пол,
- возраст,
- социальный статус,
- качества личности,
- внешность,
- настроение.
Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.
Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.
Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.
В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.
В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.
Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.
В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.
Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.
Замечание 2
Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.
Следите за лицом
Язык как средство общения
К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.
Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.
Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.
Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.
Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.
Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.
Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.
Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.
Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.
Методы изучения и совершенствования
Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:
- исследования межличностного взаимодействия;
- измерения особенностей коммуникации;
- изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
- исследования социальной мотивации.
Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:
- Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
- Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
- Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
- Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
- Общаться с малышом через игру.
С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.
Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.
Общение: сущность понятия и виды
Определение 1 Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.
Замечание 1
Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.
Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:
- Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
- Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.
Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 470 руб.
- Реферат Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
- Контрольная работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
- Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.
Средства делового общения
Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е
важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы
Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:
- Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
- Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
- Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
- Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
- Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.
Как развить коммуникабельность
Развитие коммуникабельности является популярной темой среди психологов, коучей и тренеров различных бизнес-направлений, также её элементы могут присутствовать в любой программе личностного роста, т.к. умение общаться является неотъемлемой частью любого развития в социальном мире. Существует также ряд рекомендаций, пользуясь которыми, человек сможет самостоятельно повысить свои риторические, харизматичные и коммуникабельные способности, заодно повысив уровень уверенности в себе.
Первоочерёдным заданием является прекращение избегания всех возможностей общения. Если раньше вы пытались ускользнуть с вечеринки, где не все знакомы или заказать товары в интернете, чтобы не вступать во взаимодействие с консультантами, то сейчас необходимо стараться, как минимум не исключать специально возможности взаимодействия. На первых этапах не стоит напрягаться и самому становиться инициатором общения, достаточно подождать активности, а по мере преодоления неловкости всё больше проявляться.
Перед запланированным общением лучше планировать своё удовольствие от этого времени, чем варианты побега. Даже если вы понимаете, что ничего приятного происходить не будет, и ничего нового вы не услышите, рекомендуется продумать, как можно развернуть разговор. Если это выяснение отношений на работе, то можно начать самому предлагать пути решения и спрашивать начальника о кооперации, тогда варианты угроз и унижений снижаются. Если к вам приходит друг, постоянно рассказывающий одни и те же свои переживания, то сразу берите инициативу в свои руки, начиная собственное повествование или уводя его на сеанс в кино или в парк.
Основы коммуникабельности сводятся к постоянному проявлению активности. Первым здоровайтесь, показывайте человеку, что вы его заметили. Это особенно актуально в больших городах и корпорациях, когда люди исключительно по взгляду пытаются выяснить хотят ли с ними взаимодействовать. Улыбки и приветствия будет достаточно, чтобы начать диалог, а если он не готов к взаимодействию, то вы просто оставите приятное впечатление.
Когда диалог уже завязался, старайтесь избегать формальностей, портящих любое взаимодействие. На стандартный вежливый интерес необходимо ответить чуть больше, чем констатацию, что всё нормально. Так у собеседника появляется, за что зацепиться в продолжение беседы. Кроме того, что сами рассказываете о себе, обязательно запоминайте, что из личных моментов рассказывали вам и при следующей встрече интересуйтесь. Главное, что естественным образом повышает коммуникабельность – искренний интерес к собеседнику. Перестаньте воспринимать даже давних знакомых в привычном ракурсе, задайте им неожиданные вопросы, спросите совета, поделитесь своим мнением.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Особенности прибавления веса новорожденных
Сколько должен прибавить ребенок за первый месяц на грудном вскармливании? В норме недельный показатель набора массы тела составляет 90-150 гр., далее этот показатель растет, и со второго месяца жизни малыш поправляется на 140-200 гр. в неделю. Небольшие отклонения не считаются патологией, если малыш правильно растет и развивается.
Что влияет на прирост массы тела новорожденного
Норма повышения веса у младенца при грудном вскармливании колеблется в зависимости от некоторых факторов:
- пол малыша – мальчики склонны к ускоренному набору массы тела;
- наследственность – малыш развивается согласно комплекции одного из родителей;
- питание кормящей матери – если не соблюдает диету или принимает лекарства, вкус молока ухудшается, а ребенок съедает его меньше;
- вид вскармливания – искусственники чаще полнее грудничков за счет содержания в смесях сахара, жира и пальмового масла;
- режим кормления – малыши, которых прикладывают к груди по требованию, набирают вес активнее детей, питающихся по часам;
- подвижность ребенка – активные малыши расходуют больше энергии, у них прибавка веса меньше;
- аппетит – детки, не желающие активно сосать грудь и засыпающие во время прикладывания, недополучают порции пищи, что объясняет их недобор в весе;
- возраст – в течение первых 6 месяцев малыш активно поправляется, затем показатели снижаются.
Прибавка веса – строгая норма или индивидуальный показатель
Идеальное питание для новорожденного младенца – это грудное молоко, содержащее максимум питательных веществ, необходимых малышу для роста и прибавки в весе. Для определения нормы прибавки веса у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, по месяцам, педиатры применяют таблицу, где расписаны величины от верхней до нижней границ. Данные, обозначенные в таблице, были получены в ходе длительных исследований и наблюдения за состоянием здоровья новорожденных детей.
Согласно этим данным, допускаются отклонения в массе младенца, обусловленные его индивидуальными особенностями. Например, грудничок, набирающий каждый месяц по 500 гр. веса также считается здоровым, как и ребенок, прибавляющий в один месяц 300 гр., а в другой 800 гр. В таких ситуациях доктора оценивают, в норме ли масса тела, исходя из данных за последние несколько месяцев.
Как рассчитать, сколько весит малыш
Для вычисления примерной массы тела ребенка и определения, нормально ли он набирает в весе в течение первых 6 месяцев жизни, используют специальную формулу: вес, который был зафиксирован при выписке из роддома, плюсуют числом возраста малыша в месяцах, умноженным на 800. Например, новорожденный с весом 3200 гр. во время выписки, должен весить в 5 месяцев 7200 гр. (3200+5×800).
В течение следующих полугода жизни малыш в норме будет прибавлять меньше веса, поэтому для деток от 6 месяцев до года используют другую формулу, помогающую вычислить примерную массу тела: вес при выписке плюсуется с прибавкой за 6 первых месяцев жизни, затем цифра прибавляется к 400 x на возраст малыша (-6 месяцев). На первый взгляд формула сложна, но это не так. Например, за первые полгода малыш набрал 800 гр.x 6 = 4800 гр. Готовая цифра используется для вычисления примерного веса грудничков старше 6 месяцев. Малыш в 7 месяцев, который весил 3000 гр. при выписке, должен весить соответственно формуле 3000+4800+400x(7-6) = 8200 гр.
У мальчиков и девочек разные весовые нормы