Коррекция социальной дезадаптации
Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.
Социальные контакты
Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.
Проработка страхов и сомнений
У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.
Ума Турман — 180 см
Поскольку эта актриса достигла ошеломляющего роста в 180 см, неудивительно, что она начала карьеру, работая моделью для британского Vogue. Однако, частично именно благодаря «Криминальному чтиву» Ума достигла звезд. Для этой актрисы роль долговязой Беатрикс Киддо в «Убить Билла» стала всего лишь очередной ступенькой на лестнице к успеху. На красной дорожке она часто возвышалась над своими коллегами, как будто недостаточно выделялась своими продуманными и привлекательными платьями.
Коррекция и профилактика
Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:
- Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
- Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости — гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
- Восстановление прежних социальных контактов.
- Новые знакомства.
- Поиск увлечений и хобби — это заставляет человека находить людей с общими интересами.
- Поиск постоянной официальной работы.
- Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
- Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
- Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
- Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.
Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.
Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.
Типы дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это один из видов состояния психики, характеризующийся несоответствием психосоциального статуса новой роли в обществе. Перед тем как говорить о формах школьной дезадаптации, следует упомянуть о наличии нескольких критериев. К таким критериям относятся расстройства, связанные с негативным восприятием процесса обучения, педагогов или одноклассников.
Трудности в освоении школьной программы, что соответствует возрастной категории и навыкам школьника, проявляются в виде хронической неуспеваемости, дефицита знаний и второгодничества. У детей этой категории отсутствуют многие навыки, характерные для их возрастной группы. Также следует упомянуть о возможных эпизодических поведенческих нарушениях, которые не поддаются коррекции. К такой модели поведения относятся акты вандализма, пренебрежение нормами, установленными в стенах образовательного учреждения и демонстративное противопоставление собственной личности в отношении окружающих.
Дезадаптация школьников, как правило, развивается при поступлении в первый класс или при переходе из начальной в среднюю школу
Патогенную дезадаптацию можно охарактеризовать, как проявление дисфункции нервной системы, а также как сбои в работе анализаторов. Появление различных фобий и других проблем, связанных с восприятием, может быть проявлением заболеваний головного мозга. При психосоциальной форме дезадаптации, связанной с индивидуальными особенностями личности, дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов.
Существует пять главных видов школьной дезадаптации, которые проявляются в виде следующих признаков:
- Первая форма – когнитивные нарушения, проявляющиеся в виде трудностей в освоении школьной программы, соответствующей возрасту и способностям ребенка.
- Вторая форма – эмоционально-оценочная дезадаптация, имеющая взаимосвязь с длительными эмоционально-личностными нарушениями. В этом случае, школьник проявляет негативное отношение как к школе, так и к отдельным урокам. Данное состояние часто сопровождается повышением тревоги, вызванной школьными проблемами.
- Третья форма – поведенческая, характеризуется как постоянное нарушение правил, установленных в конкретном образовательном учреждении. Данный вид дезадаптации проявляется в виде агрессивности, конфликтности и пассивно-отказных реакций.
- Четвертая форма – соматическая, имеющая связь с наличием патологий в процессе физического и психического развития.
- Пятая форма – коммуникативная, выражается в виде трудностей в построении контактов с одноклассниками и педагогами.
В подростковом возрасте
Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.
Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.
У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.
На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:
- безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
- отсутствие борьбы с прогулами;
- отсутствие воспитательной работы со школьниками;
- наличие подростков, которые бросили школу.
Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.
К характерным проявлениям СД в школе относят:
- неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
- неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
- постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.
Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.
- Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
- Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
- асоциальным поведением;
- нарушением норм, прав и морали;
- отчуждением от основных институтов социализации;
- в склонности к суициду;
- деформации системы ценностей и социальных установок;
- внутренней саморегуляции;
- в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
- подростковом алкоголизме.
Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:
- первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
- вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.
Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:
- наследственность;
- дефекты семейного и школьного воспитания;
- социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
- наличие деформаций в самом обществе;
- результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.
Коррекция социальной дезадаптации
Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.
Социальные контакты
Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.
Проработка страхов и сомнений
У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.
В подростковом возрасте
Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.
Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.
У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.
На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:
- безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
- отсутствие борьбы с прогулами;
- отсутствие воспитательной работы со школьниками;
- наличие подростков, которые бросили школу.
Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.
К характерным проявлениям СД в школе относят:
- неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
- неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
- постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.
Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.
- Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
- Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
- асоциальным поведением;
- нарушением норм, прав и морали;
- отчуждением от основных институтов социализации;
- в склонности к суициду;
- деформации системы ценностей и социальных установок;
- внутренней саморегуляции;
- в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
- подростковом алкоголизме.
Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:
- первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
- вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.
Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:
- наследственность;
- дефекты семейного и школьного воспитания;
- социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
- наличие деформаций в самом обществе;
- результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.
Диагностика школьной дезадаптации
Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.
Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:
- быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
- повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
- ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
- повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).
Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.
Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:
- Психолог проводит необходимые диагностические методики.
- Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
- Школьник проходит обследование у врача.
- Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
- Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.
Классификация
В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:
- Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
- Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
- Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.
Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.
К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.
Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:
- патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
- психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
- социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.
В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.
Профилактика социальной дезадаптации
Замечание 2
Специалисты подчеркивают, что доводить социальную дезадаптацию до крайней степени развития очень опасно для человека, поскольку наступают необратимые процессы, которые невозможно остановить или провести с ними корректирующую работу. Чем раньше будут приняты активные меры, тем лучше и спокойнее будет ощущать себя человек.
Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении человека позитивными эмоциями. Во-первых, следует объединить усилия в рамках семьи. Семья – этот тот круг, который находится с человеком на протяжении всей его жизни, и родные люди в первую очередь могут повлиять на его состояние
Очень важно окружить человека вниманием и заботой, показать, что он важен, и без его присутствия жизнь членов семьи изменится в худшую сторону
Работа со специалистов важна не только на начальных этапах корректировки дезадаптации, но и уже после того, как человек прошел курс терапии
Очень важно следить за его состоянием, отмечать настроение, а также то, какие занятия приносят ему радость, а какие огорчают, и от чего стоит ограничить себя. Благодаря специалистам и долгой работе над собой человек возвращается к полноценной жизни, заводит новые знакомства, возвращается радость к жизни
Необходимо найти те занятия, которые будут носить положительный характер, увлекать человека, станут его хобби и, возможно, способом заработка.
Таким образом, социальная дезадаптация – это очень актуальная и сложная проблема, которая требует к себе пристального внимания специалистов в области психологии и социальной психологии человек, которые избегает общества и замыкается в себе, нуждается в помощи со стороны. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует одиночество и отчуждение. Только профессионал способен грамотно выявить проблему, ее причины и направить личность на пусть по ее разрешению и возврату к полноценной жизни в обществе.
Причины социальной дезадаптации
У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.
Педагогическая запущенность
Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.
Утрата привычного коллектива
Иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни или смены рода деятельности. Социальная дезадаптация начинается не сразу, а спустя какое-то время. Просто человек вдруг начинает замечать за собой, что ему не хочется лишний раз выходить из дома, следить за собой, выполнять какие-то рутинные обязанности, с кем-то встречаться. Человек сосредоточивается на самом себе и уходит с головой в работу. Постепенно он привыкает действовать в одиночку, присутствие кого бы то ни было начинает сильно мешать и даже раздражать. Дезадаптация постепенно увеличивается, появляются различные страхи, связанные с другими людьми и взаимодействием в целом. Творческие люди, к примеру, вынуждены много времени проводить наедине с собой. Только так они могут черпать неиссякаемый источник вдохновения, чтобы затем реализовывать его в продуктах своего труда. Но не все знают, как тяжело им приходится, когда за весь день не с кем обмолвиться словом, поделиться радостью или печалью.
Конфликт с окружением
Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.
Памятники и скульптуры Йошкар-Олы
Мир
АзияАмерикаАфрикаЕвропаПрибалтикаЕвропейская политикаОкеанияГорода мираРоссияМоскваКавказРегионы РоссииПрограммы регионовЭкономика