Понятие социальной адаптации: основы, характеристика, результаты

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование

При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка. В число методов соцадаптации входят:

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.


Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Понятие уровней адаптации

Чаще всего социальная адаптация рассматривается как сумма самостоятельных, локальных и независимых адаптивных процессов, а не как единый, неделимый, социальный процесс. Поэтому нет общепризнанного определения и понимания ее природы, уровневой классификации адаптации, определения социальных уровней.

Структурный подход позволяет выделить макроуровень – макроинституты, регулирующие политику, экономику, культуру. Внутри каждого из них выделяют относительно самостоятельные институты первого, второго и последующих микроуровней.

Замечание 1

Все уровни возможно разделить только условно, поэтому существует целый ряд звеньев, обеспечивающих связь микро- и макроуровней социальной реальности: личности и взаимодействия между ними, социальные группы, организации, институты; типы обществ и т.д.

Взаимопроникновение, сращивание, взаимодействие всех уровней обеспечивает образование специфического институционального поля, наполнение информационного пространства, формирование общества.

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых

Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:

Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду

На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.

Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение

Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.

Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.

Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация ребенка – это довольно сложный и многофакторый образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной.

Определение 1

Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается.

Зачастую, адаптируясь, ребенок воспринимает все в виде образов и игры. Одно из главных условий социальной адаптации детей – это безопасность. Она важна на любом этапе, поскольку если в этом возрасте ребенок столкнется с опасными для его жизни и здоровья явлениями, процессами или людьми, то это может нанести непоправимый вред, что в будущем обернется детской травмой и самыми настоящими психическими отклонениями.

В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо»), используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то.

Особенности социальной адаптации ребенка в семье:

  1. Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер);
  2. Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье;
  3. Психологическая и педагогическая культура родителей;
  4. Материально-бытовые условия проживания;
  5. Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком;
  6. Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты).

Но бывают и неблагополучные семьи, и в данном случае есть вероятность столкнуться с проблемами в процессе социальной адаптации ребенка.

Цели социальной адаптации

При изучении целей социальной адаптации важно обратить внимание на аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию в разным уровням социальной среды. Так, активность может протекать на нескольких этапах: в рамках социальной группы, профессиональной организации или в пределах всего человеческого общества

Когда речь идет о социальной адаптации в рамках социальной группы, то главная цель здесь – способность грамотно и правильно выстроить взаимоотношения одной личности с уже устоявшейся социальной группой. Социальная группа может, в данном случае, преследовать свои целы, быть ориентирована на ту деятельность, которая обусловлена сферой ее существования (экономической, политической, социальной или духовной).

Целеполагание в условиях социальной адаптации к новым видам профессиональной организации строится на двух аспектах:

Индивид сам выбирает область своей профессии, получает необходимое образование

Также важно, чтобы при этом человек опирался на свои врожденные навыки и умения, или же развивал новые, если планирует освоить совершенно новую профессию;
Принятие организацией нового лица. Главная цель и главная роль отдается тут лидеру профессиональной организации

Ему важно правильно и четко объяснить коллективу необходимость нового сотрудника, его ценность и уникальность.

Замечание 1

В рамках всего человеческого общества цель социальной адаптации – выстроить межличностные отношения таким образом, чтобы каждый индивид в любой социальном слое, классе, на лубом этапе структуры обществе чувствовал свою причастность

Таким образом, важно, чтобы каждый человек ощущал себя звеном одной цепи, элементы которой взаимосвязаны

Цели адаптации могут отличаться в зависимости от уровней. Выделяют первичную и вторичную адаптации.

Первичная социальная адаптация – это процесс приспособления человека, который не имеет опыта профессиональной и социальной деятельности. Цели первичной адаптации следующие (рассмотрим на примере трудовой первичной адаптации):

  1. Включение молодых людей и выпускников в трудовую деятельность;
  2. Грамотное распределение рабочей силы с учетом индивидуальных умений, навыков, особенностей и знаний;
  3. Социализация человека, его профессионализация (первичные этапы, то есть первоначальное освоение профессии);
  4. Замещение убывающих работников, то есть тех, что уже заканчивают свою трудовую деятельность и могут передать опыт и знания новому поколению;
  5. Профессиональный отбор и ориентация на индивидуальные качества.

Вторичная адаптация – это процесс приспособления человека, который ранее имел опыт во вхождении в социальную среду, но по определенным причинам был вынужден сменить одну обстановку на другую. Например, сюда относятся люди, которые поменяли свое место работы, профессию, профессиональный статус.

Цели вторичной адаптации (опять же, берем критерии на примере трудовой и профессиональной адаптации):

  1. Перераспределение кадров;
  2. Приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест (повышение квалификации, переобучение или переподготовка с учетом появления новых технических и иных средств);
  3. Совершенствования климата на производстве;
  4. Повышение уровня стабильной работы коллектива, его сплоченности (проведение специальных мероприятий как в рабочее, так и во внерабочее время).

Особенности социальной адаптации в условиях расхождения системы ценностей

Поскольку социальная адаптация реализуется в различных социальных сферах и посредством разных институтов, то и качества, которыми она обладает, зачастую интерпретируются в зависимости от сферы адаптации личности.

Например, уравновешивание в процессе социальной адаптации – это период, когда индивид в наименьшей степени включен в адаптационные процессы. Он всего лишь узнает всю окружающую его среду и сложившуюся ситуацию, определяет проблемы, которые необходимо разрешить для дальнейшего функционирования.

Иногда вместо процесса адаптации протекает так называемая псевдоадаптация. Ее самая яркая черта – это видимость приспособленности к новой обстановки, но ее полное внутреннее отвержение со стороны человека. Индивиду приходится притворяться, что он воспринимает все нормы и установки, но при этом они полностью противоречат его привычному мироощущению и мировосприятию.

Порой адаптация характеризуется как приноровление, когда индивид признает основную систему ценностей и сопоставляет ее со своими внутренними интенциями. На данном этапе одна из особенностей социальной адаптации – нахождение точек соприкосновения и желание идти на компромисс с индивидом (или индивиду идти на компромисс с окружающей его средой, ее порядками, нормами и законами).

Адаптация отличается еще одной особенной чертой – она может выступать в качестве уподобления. Индивид переориентируется, трансформирует свои ценности, от прежней системы норм и правил поведения не остается ни следа. Это происходит именно по причине влияния окружающей среды на его мировоззрение.

Замечание 2

Все вышеперечисленные черты могут быть характерны не только для процессов социальной адаптации, но и для процессов социализации, поскольку два этих явления неразрывно связаны друг с другом.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Критерии адаптированности

Важно разделять адаптацию как непосредственный процесс и адаптированность как результат процесса адаптации. Можно говорить о субъективных и объективных критериях адаптированности

Объективные критерии связаны с той степенью, в которой личность или группа могут реализовывать нормы и правила жизнедеятельности, которые приняты в данном обществе.

Субъективные критерии связаны с непосредственной степенью удовлетворенности личностью или группой своим членством в социальной группе, существующими условиями, необходимыми для удовлетворения и развития своих социальных потребностей.

Замечание 1

Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является принятие определенной социальной роли. В этом случае речь идет о двух формах социальной адаптации — активной и пассивной. При активной адаптации индивид стремится воздействовать на среду (например, для того, чтобы вызвать реакцию изменения), при пассивной — нет. Поэтому очевидно, что эффективность социальной адаптации связано с тем, насколько индивид адекватен в том, как воспринимает себя, свои социальные роли и социальные связи.

Таким образом, успешная социальная адаптация связана с высоким статусом индивида в среде, его удовлетворенность средой в целом и наиболее важными ее элементами — в частности. Низкая же (неуспешная) адаптация связана со стремлением перемещения индивида или группы в другую социальную среду, отклоняющимся поведением и аномией.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Понятие социальной адаптации

Адаптация означает постоянный, динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на постоянную изменчивость внешних условий существования поддерживают свое устойчивое состояние. Это состояние необходимо именно для того, чтобы организм существовал, эффективно функционировал, а также успешно развивался и продолжал свой род.

В рамках социологической науки наиболее важным типом адаптации выступает социальная адаптация человека и отдельных общественных групп. Адаптация человека является весьма сложным как социальным, так и биологическим процессом, в основе которого лежит фактор изменения систем и функций организма, а также привычных и уже устоявшихся моделей поведения.

Замечание 1

Процесс адаптации является в какой-то степени двусторонним, двухфакторным, так как человеку необходимо не только самому приспособиться к новой социальной, культурной и экологической обстановке, но и приспособить эту обстановку в соответствии со своими потребностями и нуждами.

Также важно создать целую систему жизнеобеспечения, которая состоит из наиболее значимых элементов, таких, как:

  • Жилищно-коммунальные условия;
  • Одежда;
  • Транспортные средства (личные и общественные);
  • Инфраструктура (задействование всех возможных организаций, социальных институтов и создание их взаимозависимости в условиях своей жизнедеятельности);
  • Продукты питания – для поддержания работоспособности, энергии, активности и жизнедеятельности в целом.

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

1. Тематические экскурсии

2. Семейные вечера отдыха

3. Дискотеки

4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах

5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку

6. Концерты детей-инвалидов

7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой

8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов

9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами

10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.

11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов

12. Праздники первоклассника

13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов «Свирель» и «Лазурь»

14. Творческие встречи с писателями и артистами

15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов

16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов

17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам

Показатели социальной адаптации

Исследуя предыдущие четыре критерия (отношение к лидеру, отношение к коллективу, отношение к самому себе, и отношение к трудовой деятельности), нужно очертить также ряд показателей успешной социальной адаптации как важного жизненного процесса в деятельности человека. Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Отношение к лидеру социальной группы или общества – выражено в следующих показателях:
эмоциональная поддержка со стороны лидера (руководства организации, объединения, политической партии или общественного движения);
заинтересованность по отношению к мнению подчиненных (проведение выборов, собраний, референдумов, возможность свободно высказать свое мнение и не бояться преследований по закону);
отношение к подчиненным с пониманием и поддержкой (лояльность, помощь в случае сложной ситуации, объяснение правил, прав и обязанностей, установление личных контактов, отсутствие приказного тона в распоряжениях, отношение ко всем как к равным);

Отношение к остальным членам общества – данный критерий подразумевает под собой следующие показатели:
помощь в решении сложных общественных, трудовых и производственных задач;
отношения между старыми и молодыми членами коллектива могут выстраиваться по нескольким сценариям, но самые распространенные среди них – это или напряженные отношения, или дружеские. Возможны также отношения нейтрального характера;
помощь коллектива в проявлении личной инициативы как способа развития своих навыков и особенностей. Зачастую нового человека просят показать свои самые сильные стороны, на которые в дальнейшем необходимо сделать упор в социализации;

Отношение к самому себе

В данном критерии важно выделить такие показатели, как:
физическая напряженность (реакция организма на новые социальные условия, смена климата, привычного образа жизни, способов питания);
степень увлеченности процессом адаптации (любопытство и любознательность, желание расширить рамки своего сознания, получить больше знаний о новой социальной среде);
уровень сосредоточенности и спокойствия (фокусировка на внутренний мир, на то, что требует организма). Этот показатель очень важен, поскольку он определяет внутреннее и внешнее, физическое и психическое состояние адаптирующегося организма

Если процесс адаптации в данном случае затруднен разными факторами (климатические и экологические условия, непривычные часовые пояса), но человеку нужна помощь специалистов для того, чтобы быстро и успешно справиться с данной проблемой;

Отношение к окружающей деятельности. В этом критерии авторы выделяют следующие показатели:
степень удовлетворенности собственной деятельностью, степень удовлетворенности теми условиями, которые предлагает новая социальная (трудовая, экологическая, политическая, психологическая) среда;
степень удовлетворения работой, а также оценка той пользы, которую несет рабочая и социальная обстановка для интересов и склонностей индивида.

Замечание 2

Таким образом, человек может оценить, каким образом, в процессе социальной адаптации, условия соответствуют его умениям, навыкам, уровню знания, интеллекту.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Факторы социальной адаптации

Замечание 2

Факторы социальной адаптации – объективно или субъективно существующая реальность, способствующая или препятствующая адаптации. Факторы адаптации – это условия, определяющие сроки, течение, темпы, результаты адаптации, воздействующие на значение показателей социальной адаптации.

К основным факторам социальной адаптации относятся:

  • ведущие – менталитет, отражающий ценностное, рациональное, подсознательное и чувственное отношение личности к элементам социальной реальности;
  • личные – социальные и психологические особенности индивида;
  • объективные — различные экономические показатели (прожиточный минимум, уровень жизни и т.д.);
  • субъективные – уровень самооценки индивида;
  • региональные – экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории;
  • институциональные – социально-обеспечивающие, организационно-экономические, организационно-политические;
  • глобальные – политическое и социально-экономическое устройство общества.

Основные факторы, оказывающие влияние на социализацию и успешность адаптационных процессов: группы средств, адаптационные ресурсы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям; барьер, препятствующие адаптации.

Адаптивные барьеры включают внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, препятствующие и тормозящие процесс адаптации к различным адаптивным ситуациям. Адаптивные барьеры: эмоционально-психологический, возрастной, мировоззренческий, тезаурусный, знаковый, контрасуггестивный, национально-культурный, ситуативный, режимный, временной.

Преодоление адаптивный барьеров подразумевает использование различных средств. В процессе адаптации на индивида обычно воздействует несколько адаптивных барьеров.

Адаптация индивида к социальной среде будет принципиально невозможной, если он осознанно будет отказываться от попыток приспособления

Важно применять стратегии, основанные на щадящем, косвенном, опосредованном влиянии структур гражданского общества

Понятие социально-правовой адаптации

Замечание 1

Если под социальной адаптацией понимается весь комплекс действий, который направлены на вхождение человека в новую среду и его приспособление к ней, то при социально-правовой адаптации учитывается еще и нормативно-правовой аспект процесса.

Зачастую процесс социально-правовой адаптации рассматривают на примере подрастающего поколения. Это связано с тем, что молодые люди и дети, не достигшие совершеннолетия, по причине правовой неграмотности совершают уголовно-наказуемые преступления.

Ежедневно подростки вступают в различные взаимоотношения со своими сверстниками, а также с лицами старшего возраста, а после окончания школы их контакты становятся еще шире, так как меняется сфера обучения и деятельности, а также интересы. Таким образом, человек не подозревает, что вступает в определенные правовые отношения. В их основе лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения.

Для того чтобы эти правила поведения верно интерпретировались и соблюдались, необходима специальная социально-правовая подготовка. Именно она направлена на следующие действия:

  1. Принятие правильных нравственных и правовых решений;
  2. Выполнение гражданских обязанностей;
  3. Избежание конфликтов с окружающими людьми;
  4. Избежание асоциальных поступков, которые ведут к формированию асоциального (девиантного) отклоняющегося поведения.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: