Подходы к развитию личности. часть 2

Вы здесь

Общество Психология Тренинги по саморазвитию: в чем подвох?

«Это топчик!»: что думает геймер о ноутбуке ASUS ROG Zephyrus G14

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

  • сознательное;
  • бессознательное;
  • Сверх-Я.

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

  • когнитивной;
  • аффективной;
  • поведенческой.

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Что такое самопознание?

Развитие самопознания неоднородно, оно имеет несколько этапов, включает изучение разных характеристик личности. Наиболее точное определение может быть следующим: это процесс осознания своих глубинных потребностей, физических и психических особенностей.

Тягой понимания самого себя наделен только человек. Он стремится определить, какими потенциальными возможностями обладает, каковы его интеллектуальные качества, черты характера, каким образом ему следует строить отношения с окружающими людьми.

Осознание самого себя может длиться в течение десятков лет, у других же может занять несколько дней или произойти в 1 момент.

Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в психологии. Ученые выделили смысловые функции самопознания:

  • нормализация психологического здоровья личности;
  • обретение внутренней гармонии и зрелости;
  • подбор подходящего способа самореализации.

Высокий уровень самосознания избавляет от внутренних противоречий, разрешает конфликты, помогает человеку понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков. Управляя своим поведением, человек управляет свое жизнью. Это путь к тому, чтобы обрести счастье и принести радость и пользу окружающим.

Данное понятие может рассматриваться с 3 точек зрения:

  1. Религиозное. Оно помогает постичь бога, божественное начало в себе и соединиться с ним.
  2. Повседневное. Может использоваться ежедневно. Помогает управлять собой и другими людьми.
  3. Психологическое. Ведет к обретению гармонии, зрелости и душевного здоровья.

И психологи, и философы указывают на то, что стремление к самопознанию является инстинктивным процессом.

Глава 3. Цели и мотивы самопознания

Цели самопознания
бывают широкие и узкие, реальные и
нереальные, истинные и ложные.

К предельно широким
целям самопознания относятся познание
своей личности в целом и познание
жизненных целей. Существует немало
людей, которые не задумываются над
жизненными целями, плывут по течению.
Все это обедняет их жизнь, делает ее
неосмысленной, а поведение человека
непредсказуемым.

К узким целям
самопознания относится то конкретное
содержание своего образа Я, которое
становится актуальным для нас в настоящий
момент. Возможна и системная постановка
целей самопознания. Одной из самых
распространенных и широко применяемых
на практике систем является система:
«Хочу» — «Могу» — «Надо». Когда человек
четко отвечает на эти вопросы – чего я
хочу добиться в ближайшем и отдаленном
будущем, каковы мои возможности и
насколько все это отвечает требованиям
социума, окружающих, — он значительно
расширяет границы своего самопознания.

Как мы уже отметили,
цели самопознания бывают реальными и
нереальными, истинными и ложными.
Реальная цель – мы обнаруживаем и
анализируем в себе то, что на самом деле
существует, цель нереальная – мы пытаемся
зафиксировать и познать в себе то, чего
на самом деле нет.

Что же побуждает
человека ставить широкие и узкие,
реальные и нереальные, истинные и ложные
цели самопознания? Это мотивы, которые
можно разделить на две группы:
специфические, т.е. лежащие в основе
самой деятельности самопознания, и
неспецифические, которые связаны с
самопознанием опосредованно.

К специфическим
мотивам относится интерес к себе. В
данном случае интерес – это эмоционально
окрашенная потребность в познании себя.
Различают несколько стадий развития
интереса к себе:

  • любознательность;

  • собственно интерес
    к себе;

  • страсть самопознания.

Любознательность
характеризуется стремлением узнать о
себе, главным образом, то, что человеку
неизвестно, но может быть известно
другим людям. Любознательность может
не носить стойкого характера, т.е. как
только любопытство удовлетворено, оно
исчезает, человека начинают занимать
другие, более насущные проблемы. При
благоприятных условиях любознательность
перерастает в устойчивый интерес к
себе, который начинает определять все
новые и новые цели самопознания, расширяет
границы деятельности по познанию себя.
Когда же интерес к себе переходит
определенные границы, обретает
эмоциональный накал, он превращается
в страсть к самопознанию, и человек
посвящает этой страсти значительную
часть своей жизни. Негативными
представлениями страсти к самопознанию
являются использование алкоголя,
наркотиков, психологических средств
для проникновения в подсознание с целью
поиска в себе нечто особенного, чего на
самом деле может и не быть.

К неспецифическим
мотивам относятся все остальные мотивы,
которые также можно разделить по степени
значимости для развертывания деятельности
самопознания на три группы:

  • мотивы, связанные
    с Я (мотивы самоуважения, целостности
    Я, мотив достижения самоидентичности,
    мотив признания себя со стороны других);

  • мотивы, связанные
    с саморазвитием (мотивы самоутверждения,
    самосовершенствования, самореализации,
    самопрезентации, самоактуализации);

  • мотивы других
    видов деятельности (общения, престижа,
    достижения, познания, учения, моральные
    мотивы и др.).

Следует сказать,
что без самопознания нельзя в полной
мере реализовать ни один мотив, в конечном
итоге все замыкается на знании себя,
отношении к себе, способности к
саморегуляции и самоконтролю, только
в этом случае реализация всех остальных
мотивов будет успешной.

Я-концепция

В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.

Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:

  • прошлого опыта;
  • успехов и неудач;
  • отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
  • собственной внешности.

В психологии

В психологии самосознание

понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Стандартные способы перемотать диалог в ВКонтакте

Процесс самопознания

Процесс самопознания по утверждению ученых и философов, длится всю жизнь. По мере изменения внешних обстоятельств, внутренних характеристик меняется отношение субъекта, его способы самовыражения и виды самореализации.

В процессе самопознания выделяют следующие элементы, обеспечивающие возможность изучения собственного образа Я:

  • самонаблюдение или интроспекция, выделение своих чувств, эмоций, реакций на те или иные события;
  • самоанализ полученных путем интроспекции данных о себе с выделением причин, аспектов проявления различных личностных характеристик;
  • социально ориентированное сравнение образа себя и его описательных данных с идеальным, поиск соотношения Я-реального и Я-идеального.

На основе проведенного анализа, постановки целей и задач, позволяющих приблизиться к идеальному образу себя проводится внутренняя работа над слабыми сторонами, выделение сильных, актуализация ранее незадействованных возможностей.

Самопознание и развитие

Самопознание и развитие личности – базис гуманитарного направления психологии. Осознание себя как личности с уникальными характеристиками позволяет понимать и реализовывать те потребности, которые важны именно для данного индивидуума.

Удовлетворение потребностей в социальном признании, самореализации невозможно без понимания наиболее ценных для субъекта способов самовыражения. Обеспечение посредством самопознания развития поля вероятностей актуализации возможностей, путей самовыражения позволяет находить индивидуальный смысл жизни.

Тренинги самопознания

Психолог М. Ю. Орлов отмечал, что эффективное самонаблюдение, составляющее первую ступень самопознания, саморазвития и актуализации личности, практически неосуществимо без знаний об основах психологии личности и чувств. Знать, что представляет собой чувство, к примеру, обиды или стыда и иметь возможность не только поддаваться этому чувству, но разделять его на части, проводить поиск мотивов, оценку уровня и способов разрешения ситуации, составляет базис интроспективной методики. Без навыков самонаблюдения, интроспекции невозможна рефлексия и получение объективных знаний о себе. Фактически самонаблюдение в таких случаях трансформируется в привычку «копаться в себе», вызывать травмирующие образы и заново переживать болезненные ситуации.

Для предотвращения начала и/или закрепления подобных процессов проводят тренинги самопознания, саморазвития или самоактуализации. Основное условие эффективности занятий – личность ведущего тренинг. Соответствующее образование (психологическое, педагогическое), опыт групповой или индивидуальной работы обеспечат значительную часть успешной помощи клиентам или студентам.

Второй важный аспект – желание клиента проводить субъектную работу над собой, осваивать навыки отстраненной интроспекции, анализировать свое состояние без развития ригидных качеств. При индивидуальной работе основным преимуществом является более высокая степень открытости клиента, при групповой наличие сторонних людей способствует интенсификации личностных процессов.

Самопознание: план тренинга

При проведении тренингов по самопознанию в план включаются четыре основных этапа и, при необходимости, несколько вспомогательных.

Первый этап состоит из психологической подготовки к началу работы, расслабления, возможно применение медитативных техник, упражнения на психогигиену. Цель данного этапа – снятие напряжение, нежелательного эмоционального фона, фокусировка внимания на задачах по самопознанию. План занятия при этом составляется заранее.

На втором этапе клиент выбирает или формулирует травмирующую ситуацию, оценивает результаты предыдущей деятельности на основе дневника наблюдений, концентрируется на новом направлении или аспекте процесса, описывая и анализируя его при помощи тренера.

На третьем этапе проводится анализ ситуации, чувства, выбранной задачи, выбираются методы работы с нею.

Четвертый этап – заключительный момент тренинга, позволяющий закрепить новые цели, обеспечить клиенту выполнение правил самонаблюдения без перехода процесса интроспекции в «самокопание», подведение итогов, закрепление эмоционального состояния.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества

Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время

Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души

Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Требования к регистрируемым доменам

Домены, регистрируемые в доменной зоне .mq, должны соответствовать требованиям, предъявляемым регистратором к доменам второго уровня.

  • Минимальная длина имени — 3 символа.
  • Максимальная длина имени, учитывая домен первого, второго уровня, — .mq, не более — 63 символов.
  • Имя домена может состоять из букв латинского алфавита (a-z), цифр (0-9) и тире (—, -).
  • Имя домена может содержать символы расширенной кодировки (à, á, â, ã, ä, å, æ, ç, è, é, ê, ë, ì, í, î, ï, ñ, ò, ó, ô, õ, ö, oe, ù, ú, û, ü, ý, ÿ, ß).
  • Имя домена не может начинаться или заканчиваться символом тире (минусом) (—, -).
  • Имя домена не может содержать последовательность двух тире (минусов) подряд ( — -, — -, — —, — —).
  • Имя домена не может начинаться с последовательности символов — (x n — -).

Виды самопознания

Существует несколько видов самопознания. Каждый человек может выбрать тот, который ему подходит больше. Психологи выделяют следующие методы работы:

  1. Аналитический. Подразумевается интеллектуальная работа, проводимая на ментальном уровне.
  2. Творческий. Духовная деятельность сопровождается изучением чувств, эмоций на астральном уровне.
  3. Духовный. Становится возможным обрести сакральные знания.

Каждый метод самопознания имеет свои особенности.

Аналитическое самопознание личности

Способы и средства самопознания включают разные виды аналитической работы над собой.

Самонаблюдение помогает определить, какие ошибки были совершены, какие реакции последовали на некоторые стимулы. В ходе наблюдения индивид быстро находит те качества или свойства, от которых ему следует избавиться. Чаще всего такой вид работы используется для устранения недостатков. Благодаря регулярной работе человек лучше слышит внутренний голос и совершает меньше ошибок.

Самоанализ позволяет вынести на поверхность проблемы, ушедшие глубоко в подсознание. Несмотря на эффективность такого способа самоисследования, часто он является болезненным.

Самоисповедь предполагает работу с размышлениями посредством внутреннего диалога. Часто в ходе такой работы человек осознает свою вину

Важно проработать ее, а не усугублять состояние обвинениями. На этом этапе может помочь взгляд со стороны, поэтому нужно найти собеседника, который сможет выслушать и дать объективную оценку ситуации

При рефлексии человек не дает себе оценок, но только отслеживает свои чувства, эмоции, состояния и поступки

Следует с осторожностью использовать роль судьи в процессе самоизучения. При наличии противоречий эта позиция может усугубить душевные страдания

Еще один эффективный способ аналитического вида — сравнение. Часто человек сравнивает свои успехи и достижения с результатами других людей. Однако это неверный подход, который только усугубит внутренние конфликты. Сравнивать себя человек может только с собой, но в разные периоды жизни. Это позволить отследить динамику внутренних процессов, увидеть изменения, оценить их и выработать дальнейшую стратегию и тактики в достижении целей.

Самопознание и самооценка напрямую зависят друг от друга, поэтому исследование собственного внутреннего мира является ежедневной необходимостью.

Творческое самопознание человека

Творческие методы самопознания предполагают исследование себя через отношения с другими людьми. Этот вид работы над собой включает применение различных игр, театральных постановок и других мероприятий, в которых становится возможным взаимодействие с социумом.

Участие в драматических постановках может благотворно отразиться на внутреннем состоянии человека. Выбрав героя, индивид вживается в его образ, перенимает характер и привычки. На период игры человеку удается забыть о том, кто он есть в жизни. Проживание различных ситуаций, состояний, которые вне сцены могут вызвать у человека дискомфорт, дает возможность решить самые разные психологические проблемы, причем сделать это естественным образом.

Духовное самопознание

Духовный вид самоисследования несколько отличается от других способов внутренних поисков. Человек должен выбрать духовную традицию, которая будет содержать образец для практических действий в области самосовершенствования.

В соответствии с ним индивид определяет путь развития, который приведет его к пониманию самого себя. В этом большую роль играют законы и понятия, на которых основывается выбранная духовная практика. Часто процесс самопознания сопровождается глубоким проникновением в глубь себя, что впоследствии приводит к переменам, часто происходящим радикальным образом.

Если человек остановил свой выбор на традиции йоги, то каждое занятие будет приносить ему какие-то новые знания и понимание некоторых важных явлений или процессов. Например, изучение истории возникновения учения, чтение и комментирование текстов, практические упражнения дадут возможность найти ответы на вопросы не только в отношении характера человека, но и устройства общества и мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: