Самооценка

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Неудачи в детстве

Это еще одна распространенная причина низкой самооценки

Понятно, что от неудач никто не застрахован, но важно отношение к ним. Если событие было сильно травмирующим, то это зачастую отражается на психике в виде снижения самооценки и комплекса вины

Например, дети часто упрекают себя из-за развода родителей или их частых ссор. Это чувство вины трансформируется в будущем в постоянные сомнения и неумение принять решение. Все негативные безобидные события в детстве воспринимаются как серьезные глобальные проблемы. Например, взрослый спортсмен, заняв не первое, а второе место на соревнованиях, продолжит тренироваться с утроенной силой. Малыш же может испытывать сильнейший дискомфорт, вплоть до получения психологической травмы, особенно если родители не проявляли должного понимания к ситуации.

Заниженная самооценка возникает в детстве из-за множества причин. Чаще всего это неудачи, ошибки, насмешки сверстников и неосторожные замечания взрослых (в первую очередь родителей). В итоге в подростковом возрасте у ребенка уже четко сформировано мнение, что он невезучий, плохой и неполноценный. В результате появляется неоправданное чувство вины за собственные действия.

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность

Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам

К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя

Последствия низкой самооценки

Многие популярные психологи утверждают, что низкая самооценка — главная причина многих типов нездорового поведения, включая насилие, депрессию, повышенную тревожность и алкоголизм. Она опасна такими, на первый взгляд, безобидными бытовыми проявлениями как:

Внушаемость. Человек перестаёт критически мыслить и идёт на поводу у навязанных идей, мошенников, рекламных трюков и манипуляторов.

Перфекционизм. Этот «псевдоминус» в каждом втором резюме на Headhunter’е на самом деле не так прост, как кажется. «Синдром отличника» действительно мешает жить и работать в полную силу. Ведь перфекционисты так боятся сделать недостаточно хорошо, что в конечном счёте не делают вообще или делают после всех возможных дедлайнов.

Боязнь перемен. За страхом перемен стоит невозможность и нежелание взять на себя ответственность

В итоге мы даже не пытаемся получить лучшую должность или обратить на себя внимание понравившегося человека.

Проблемы в отношениях/одиночество. Заниженная самооценка — главный спонсор токсичных отношений и домашнего насилия

Например, женщины часто внушают себе, что с её данными лучше всё равно не найти и надо довольствоваться малым. При другой крайности человек просто не позволяет себе заводить отношения, искренне полагая, что недостаточно хорош и любить его невозможно.

Невозможность самореализации. Заниженная самооценка любит оставаться в зоне комфорта текущего положения — даже если в ней не так уж и комфортно. Она не допускает ни малейшего шанса даже помыслить об успехе в любимом деле.

Иной взгляд на проблему

Некоторые психологи рассматривают проблему заниженной самооценки под другим углом. Они высказывают мнение о том, что почти все, кто жалуются на низкую самооценку, на самом деле имеют проблемы с завышенной или нестабильной самооценкой.

Люди с низкой самооценкой просто не могут выявить у себя такую проблему, а, значит, и бороться с ней. Психологи объясняют это тем, что человек, страдающей заниженной самооценкой боится чуть громче нужного произнести своё имя и уж тем более заявить, что способен на большее. На самом деле, он боится преувеличить свои возможности, сказать и не достигнуть, получив в ответ издевательства и насмешки.

В случае, когда человек чётко и ясно формулирует проблему, говоря о низкой самооценке — налицо взлетевшая до небес планка и завышенные требования к себе, которым просто нереально соответствовать.Человек строит иллюзию собственной исключительности, но мир сопротивляется и никак не хочет подстраиваться.

Бороться с низкой самооценкой можно и даже нужно. Предлагаем 10 действенных способов.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Татьяне Навка

Что такое самооценка?

Самооценка – это феномен психики, когда человек придает себе определенный уровень ценности и значимости. У самооценки есть три функции:

  1. Регуляция – отвечает за личностную направленность.
  2. Защита – способствует стабильности и независимости.
  3. Развитие – становится определенным толчком, который побуждает человека совершенствоваться.

Очевидно, что степень самооценки влияет на то, как человек начинает относиться к себе, контактировать с окружающим миром и позволять окружающему миру влиять на него. Обычно на самооценку личности влияют окружающие люди, которые высказывают свое мнение, проявляют определенное поведение в отношении индивида. Если человек зависим от окружающего мнения, тогда его самооценка будет нестабильной. Как можно сохранять стабильность, когда люди будут выражать разное мнение?

Однако самооценка обращает внимание читателя сайта психологической помощи psymedcare.ru на то, что оценивание происходит лично человеком. Если не обращать внимания на окружающее мнение, тогда что вы сами о себе будете думать, как себя начнете оценивать? Самооценка – это личное мнение человека о самом себе, если только он не будет базировать его на точках зрения окружающих людей

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Причина завышенной самооценки

Причины, которые приводят к развитию неправильного восприятия себя у мужчин, женщин и детей, различны. Чтобы понять природу возникновения неадекватного «Я», необходимо детально изучить каждую группу индивидов.

У женщин

Повышенная самооценка у женщин – это образ искаженного «Я», который сформировалс,я исходя из обстоятельств в данный момент времени.

Завышенная самооценка у женщин

Психологи выделяют следующие причины ее появления:

Несмотря на то, что женщины реже страдают от завышенной самооценки, именно у них она намного слабее, чем у мужчин. Поэтому девушкам-нарциссам легче избавиться от этого «воздушного замка» и обрести счастье.

У мужчин

Мужчина-нарцисс считает себя центровой фигурой во Вселенной. Его не интересуют интересы и мнения «серой массы». Именно так он воспринимает других людей.

Завышенная самооценка у мужчин

Среди основных причин развития повышенной самооценки можно выделить:

  1. Детские комплексы и травмы. Если ребенок не дополучил в семье любви, ласки, заботы, во взрослом возрасте он может требовать этого от других людей. В каждом человеке мужчина-нарцисс будет видеть прообразы «отца» или «матери», от которых можно получить положительные эмоции.
  2. Желание понравиться девушке может побудить мужчину завышать свои достижения, а также «строить» из себя того, кем не является. Постепенно выдуманный образ «прирастет» к своему хозяину вместе с размытой оценкой собственного «Я».
  3. Финансовая независимость и карьерные достижения могут спровоцировать развитие нарциссизма.

Завышенная, как и заниженная самооценка у мужчин может резко меняться на противоположную, провоцируя депрессии и фрустрации.

У детей

Завышенная самооценка у ребенка может характеризоваться неправильным воспитанием в семье. Часто неадекватным оцениванием себя страдают дети, которые росли без братьев и сестер. Младшие дети также подвержены развитию неадекватной самооценки, но это происходит намного реже.

Завышенная самооценка у детей

Среди основных причин появления нарциссизма можно выделить следующие «недочеты» в воспитании:

  • ребенок в доме – хозяин и центр внимания, поэтому его самомнение возрастает «до небес»;
  • все желания малыша исполняются безукоризненно и в короткие сроки;
  • ребенок не знает слова «Нет» или «Нельзя»;
  • за плохие поступки малыш не несет ответственности.

Постоянное потакание родителей прихотям своего чада приводит к искажению его восприятия собственного «Я». Ребенок теряет «магическую» связь с особенным местом в мире. Он начинает думать, что все вокруг делается только для него.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Что такое резюме и зачем оно нужно

Резюме — один из основных инструментов поиска работы. В нем кандидат кратко излагает значимую для потенциального работодателя информацию. Оно призвано заинтересовать представителя компании настолько, чтобы тот захотел пригласить человека на собеседование.

Резюме не является автобиографией и не должно полностью описывать жизненный путь его автора, важны только сведения, связанные с вакансией, на которую претендует соискатель. Это рабочая анкета.

Рассматривая пример резюме менеджера по продажам, представляется важным указать профильное образование, опыт работы в качестве менеджера либо по очень близким, смежным специальностям и качества соискателя, характеризующие его как отличного продавца.

Подробно излагать опыт, с продажами не связанный, сколь бы обширным он ни был, в резюме не стоит./p

Задача рабочей анкеты — добиться встречи с потенциальным работодателем. Составить ее можно самостоятельно либо прибегнуть к онлайн-сервисам на рекрутинговых ресурсах. Единый образец резюме менеджера по продажам не утвержден, и соискатель вправе по своему усмотрению комбинировать информацию, располагая ее так, как ему видится целесообразным.

Основные проблемы с самооценкой

У психологов есть такое понятие, как адекватная самооценка. Это означает, что человек правильно позиционирует себя в социуме, рассчитывает свои силы и возможности. Значительное отклонение в какую-либо сторону от линии адекватной самооценки могут привести к двум основным проблемам — это заниженная и завышенная самооценка.

Заниженная самооценка

Для заниженной самооценки характерны:

  • неуверенность;
  • нелюбовь и неуважение к себе;
  • слабая амбициозность;
  • самобичевание по любому поводу;
  • неспособность воспринимать свои ошибки как опыт;
  • комплекс неполноценности.

С такой проблемой все появляющиеся на жизненном пути возможности воспринимаются как недостижимые или вообще не замечаются. Даже у способных людей ни о каком развитии и успехе не идет и речи. Люди с заниженной самооценкой постоянно недовольны собой и окружающим миром, поэтому со стороны выглядят угрюмыми и недружелюбными, а это еще больше усугубляет проблему.

Есть много способов повысить самооценку, ниже мы рассмотрим их подробнее. Одно из решений — ставьте себе задачи и выполняйте их! Пусть поначалу они будут несложными, тут главное — это их выполнить

Акцентируйте свое внимание на том, что вы уже сделали, ставьте новые цели. Определите область, в которой вы сильны, и развивайте ее

В скором времени вы сможете сделать гораздо больше, чем в начале пути, и это откроет вам двери к новым свершениям.

Завышенная самооценка

Симптомы завышенной самооценки:

  • неуважение к другим;
  • гордыня;
  • эгоцентризм;
  • планка ожиданий выше уровня собственных возможностей.

Люди с завышенной самооценкой часто ощущают неудовлетворенность из-за того, что слишком переоценивают свои силы и не получают ожидаемого результата. Также они считают себя умнее остальных и не воспринимают критику. Это приводит к социальным проблемам и трудностям на пути к достижению поставленных целей. Общение с такими людьми часто бывает неприятным, так как они любят всячески показывать свое превосходство над окружающими.

Как по мне, решение этой проблемы сложнее, чем в первом случае. В основном это связано с тем, что люди с завышенной самооценкой редко задаются вопросом «Что такое самооценка?» и не пытаются исправить ситуацию. Кстати, у меня самого частенько проявляются подобные симптомы. Тут главное научиться здраво воспринимать критику, попробовать правильно оценить свои возможности и задаться вопросом: «Почему же я считаю себя лучше других?».

С такими людьми нужно либо просто научиться жить, либо попытаться помочь им, но не все так просто. Подробнее эту ситуацию я рассмотрю в следующей статье. Подпишитесь на обновления, и вы не пропустите эту публикацию.

Здоровая самооценка: подведем итоги

Для того, чтобы сформировать в себе адекватную и здоровую самооценку, первым делом следует задуматься, нет ли среди ваших близких людей, которые регулярно безосновательно критикуют и унижают вас. Подобное окружение значительно затруднит работу над изменением отношения к себе. Следующим шагом будет непосредственно выполнение упражнений, которые помогут найти и сформировать позитивные представления о себе. Именно они позволят вам со временем сформировать здоровую самооценку.

Да, это не будет просто, но проведя такую работу над собой, вы научитесь любить и уважать себя, а также спокойно относиться к собственным недостаткам вне зависимости от того, насколько удачный день у вас был. Здоровая самооценка является залогом новых успехов как в карьере, так и в личной жизни.

Кроме того, современная психотерапия также позволяет эффективно работать над формированием адекватного отношения к себе. На нашем сайте вы можете записаться на консультацию психолога. Наши специалисты обязательно помогут вам как с вопросами корректировки самооценки, так и с другими сложностями и проблемами эмоционально характера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: