Три основных вида оценки себя детьми
Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей, как вы поняли), заниженная или завышенная. Для выявления отклонений и проводятся данные исследования. Разберем более детально позитивые и негативные стороны всех трех вариантов.
Завышенная
Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично.
Заниженная
В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками
Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения
Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах
Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.
Адекватная
Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.
Развитие самооценки школьника младших классов
Так как основные механизмы процесса самооценки формируются в детстве, а окончательно — в школьном возрасте, то стоит учитывать этот момент в качестве подходящего для коррекции. Разумеется, чтобы грамотно повлиять на развитие самооценки школьника младших классов, как родители, так и учителя, должны учитывать особенности характера каждого малыша в этом возрасте, общие моменты и закономерности развития самоуважения и оценки своей личности. Огромное значение в начальных классах для ребенка имеет его коммуникация с другими детьми.
Во время общения школьники развивают все базовые навыки общения с людьми, которые повлияют на их жизнь. Дети на самом деле сильно дорожат возможностью находиться в обществе своих сверстников, так что коллектив в школе является для них чем-то особенным
Ребенок может даже тянуться к коллективу интуитивно, не отдавая себе сознательный отчет в том, что это оказывает важное влияние на формирование его целостной личности. Это еще раз подчеркивает важность коммуникативного взаимодействия для адекватной оценки школьника
Возможен вариант группы детей, которая обладает низкими характеристиками в рамках коммуникативных контактов. Дети в ней, как правило, определяются общими особенностями, происходящими из проблем межличностного общения. Группа плохо уживается, в ней часто возникают конфликты, дети неусидчивы, им тяжело сконцентрироваться на учебе, они драчливы.
Также для индивидов подобной группы характерно ябедничество, вспыльчивость, чрезмерная агрессивность в отношении других детей, эмоциональность. И напротив, если в группе удачно складываются взаимоотношения в целом, то дети более успешны. Отдельные личности, которые занимают авторитетное место среди сверстников, как правило, отличаются особой уравновешенностью, спокойствием, им часто присуща хорошая успеваемость, живость в общении с другими детьми.
По мере учебы и взросления у детей появляется более выраженная критичность в отношении себя и своих поступков. В первых классах, например, они более позитивно относятся к своим успехам. А все неудачи чаще всего списывают на внешние объективные факторы. Второй и третий классы начальной школы – это акцент внимания ребенка на своих отрицательных сторонах, что характеризуется повышенным риском развития заниженной самооценки.
Постепенно видоизменяется отношение детей к отметкам относительно их успеваемости. Для младших школьников восприятие оценки напрямую связано с их мотивацией в учебе.
Таким образом, дети, как правило, связывают оценку учителем их успеваемости с потребностью видеть определенное отношение к их личности. Таким образом получается, что, оценивая успеваемость того или иного ребенка, с точки зрения самих детей учитель также оценивает его личность. Дети сами распределяют свой коллектив на определенные «касты» успевающих или отстающих, основываясь на отношении к ним учителя.
Считается, что в раннем детстве самооценка сохраняется на своем обычном, достаточно уровне. С достижением определенного возраста она видоизменяется, и при условии потворства со стороны родителей, приводит к формированию у ребенка слишком высокого самомнения, поскольку он начинает себя ощущать самым важным в мире. В среднем возрасте и вообще наблюдаются настоящие «скачки самооценки», и такое состояние просто требует вмешательства со стороны и коррекции. В частности, в детских группах полярность самооценки выражается в том, что она бывает низкой или высокой. Так, например, дети, которые пользуются особым успехом у сверстников, будут обладать чрезмерно высоким самомнением, в то время как другие индивиды, не снискавшие внимания со стороны других детей, окажутся слишком зажатыми и неуверенными в себе.
Популярные методы диагностики
Проверить уровень развития самооценки детей и взрослых можно с помощью проведения различных диагностических процедур. Они помогают получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах оценивания самого себя.
«Лесенка»
Данный способ предполагает выявление общего отношения ребёнка к самому себе и к тому, как, на его взгляд, к нему относятся окружающие. Тест можно применять для диагностического исследования детей трёхлетнего возраста и старше. Для проведения диагностики понадобятся деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лесенка, фигурка человечка, листок бумаги и карандаш. Сначала ребёнку предлагают рассадить на лесенке детей: на верхнюю ступеньку надо поместить самых хороших знакомых и, соответственно, на нижней ступени должны оказаться очень плохие дети.
Затем малыш обязан поместить фигурку человека туда, где он сам достоин расположиться. Ребёнок должен объяснить, почему выбрана именно эта ступенька. Затем малыш определяет, куда бы его поставили близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребёнок должен прокомментировать, по какой причине кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступень. Потом он должен предположить, куда поместили бы остальные члены семьи брата или сестру. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.
«Светофор»
С помощью цветовых дорожек можно определить уровень уверенности ученика при выполнении задания и ответе на вопрос. Ребёнок выбирает один из трёх цветов, отмечает им задания домашней или классной работы. Красный цвет сигнализирует о тревоге, вызванной большими затруднениями при выполнении упражнения или решении задачи. Жёлтая расцветка означает, что ребёнок не совсем разобрался в данной теме. Зелёный тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. По ходу урока ученик поднимает красную, жёлтую или зелёную карточку. «Светофор» позволяет педагогу ориентироваться, готов ли класс к движению дальше.
Методика А. В. Захарова
Данный метод помогает определить эмоциональный уровень ребёнка при оценке самого себя. С этой целью испытуемому предлагают ряд графически изображённых кружков, которые обозначают людей. Респонденту нужно в один из восьми кругов поместить себя.
Следующее тестовое задание представляет собой большой шар, окружённый маленькими шариками. В центральный шар помещён сам испытуемый. В остальные кружки надо разместить родственников, друзей и учителей. На третьем рисунке изображён равнобедренный треугольник, на вершине которого условно находятся родители, в левом углу – учитель, в правом – друзья. Надо поставить точку там, где респондент представляет место своего нахождения. Четвёртый тест предполагает нахождение своего места в большом кружке и фиксирует его. И, наконец, в заключение ребёнку предлагают ещё одно задание. Нарисованы пять кружков и под ними в центральной части есть ещё два кружка. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему надо выбрать один из двух шариков и поместить в него себя.
Другие способы исследования
Техника С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого. В основе лежит метод ранжирования. Из предложенных 48 слов субъекту предлагают выбрать 20 предпочтительных и нежелательных личностных качеств, присущих идеальному человеку. Наверху таблицы надо разместить положительные свойства, а внизу – непривлекательные черты. Затем происходит подобное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предложенный способ выявляет реальное представление индивида о самом себе и желание, каким хотелось бы стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязания и оценивания самого себя.
Тест Дембо-Рубинштейна не ограничен анализом личностных качеств. В нём учтены умственные способности, характер личности, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагают 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек ощущает себя в данный момент, и на каком уровне с учётом собственных возможностей мог бы быть. Каждая шкала равна 10 см. Внизу сосредоточены недостатки, вверху – достоинства. Респондент крестиком отмечает на линии точку нахождения качества, месторасположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Чёрточкой обозначается уровень, присущий респонденту в данное время.
Белок и его значение
Белковые фракции в организме человека выполняют множество функций:
- поддерживают коллоидно-осмотическое давление и кислотно-щелочное равновесие крови;
- обеспечивают поддержание полноценной работы системы гемостаза (свертывающая и противосвертывающая системы крови);
- выполняют транспортную функцию (перенос липидных соединений, гормонов и т.д.);
- участвуют в обеспечении реакций иммунитета;
- выполняют роль аминокислотного резерва;
- являются субстратом для синтезирования некоторых ферментов, БАВ (биологически активные вещества), гормонов и т.д.
Способность к психоэмоциональной устойчивости
Оперативное формирование нужного рабочего настроения и отсутствие негативных эмоций – также навык для продаж.
Неважно, что вы поругались с родными или опоздали на автобус, на рабочем месте необходимо находиться только в позитивном настроении. Несколько техник самоконтроля:
Несколько техник самоконтроля:
- «отложите» плохое настроение на будущее. Так и скажите себе: после работы я обязательно несколько часов, например, поплачу;
- подумайте, что повода для плохого настроения нет, ничего страшного не случилось;
- посчитайте упущенную выгоду, сколько клиентов у вас ничего не купят, а вы потеряете деньги;
- посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь.
Помните, что улыбка и хорошее настроение – важный фактор успеха.
Коррекция самооценки младшего школьника
Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.
Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде
Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики
Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление
Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.
Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.
Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок
Для ребенка это очень важно
Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.
Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.
Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.
Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.
Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.
Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.
Пишите отличные посты
Оценка результатов
Когда протоколы заполнены, переходим к обработке полученных результатов. В тесте есть оценочная шкала: ответы «да» получают 1 балл; ответы «нет» оцениваются в 0 баллов; ответы, выражающие сомнение («не знаю», «иногда»), зарабатывают 0,5 балла. Общая сумма баллов определяет качественный уровень самооценки ребёнка.
- 10 баллов — очень высокий;
- 8–9 баллов — высокий;
- 4–7 баллов — средний;
- 2–3 балла — низкий;
- 0–1 балл — очень низкий.
Получив и оценив результаты теста, можно провести беседу с заинтересованными родителями и воспитателями. На консультации рассказывают, как проявляется отклонение от нормы в самооценке ребёнка.
Заниженная самооценка обнаруживает себя склонностью к «самоедству», мнительностью, слабой мотивацией, тревожностью. Для такого человека любая проблема становится гипертрофированно сложной, он болезненно и нетерпимо воспринимает критику в свой адрес, долго и мучительно «пережёвывает» чужие слова, носит в себе обиду. Даже положительную реакцию окружающих человек воспринимает как временный и случайный эпизод в своей жизни, находясь в постоянном эмоциональном напряжении ожидания удара от судьбы. Такой психологический негативизм препятствует построению долговременных, прочных, глубоких отношений с другими людьми.
Завышенная самооценка неизбежно создаст проблемы в общении со сверстниками
Завышенная самооценка, наоборот, приводит к тому, что человек ставит себя в позицию превосходства, уверен в собственной правоте, игнорирует точку зрения окружающих. При завышенном уровне восприятия своих сил и возможностей человек склонен к безответственности в действиях, поскольку берётся за работу, которая ему «не по плечу».
Интерпретация итогов тестирования
Дошкольникам в целом свойственно иметь завышенную самооценку в силу недостатка знаний о себе, об окружающих людях. Часто у детей 4—5 лет можно услышать ответы в преувеличенной степени, когда ребёнок утверждает, будто он «всегда добрый», «всегда умелый», что свидетельствует об отсутствии самокритичности.
Насколько реалистичны и объективны ответы, можно будет проверить, сравнив самооценку ребёнка с мнением родителей и учителей о нём по тем же характеристикам
Старшие дошкольники и ученики средней школы, как правило, объективно и здраво осознают свои положительные качества и недостатки, для них важно мнение друзей и взрослых о них
Обращаем внимание на то, что статистической нормой такого способа диагностики является психологически обоснованное и закономерное расхождение реального и идеального представления о себе ребёнка. Опытный практикующий психолог обязательно обнаружит возможный внутренний конфликт между реальным и идеальным в психологическом автопортрете человека.Рекомендации проницательного исследователя станут ценными для учителей и родителей, которые стремятся разобраться в особенностях характера ребёнка, глубже понять причины поведения своих детей или учеников
Опытный практикующий психолог обязательно обнаружит возможный внутренний конфликт между реальным и идеальным в психологическом автопортрете человека.Рекомендации проницательного исследователя станут ценными для учителей и родителей, которые стремятся разобраться в особенностях характера ребёнка, глубже понять причины поведения своих детей или учеников.
Методика Р.С. Немова «Какой я?» — один из инструментов определения уровня самооценки, который необходим для раннего выявления проблем в области становления своего «я» ребёнка
Обращать внимание на то, как человек воспринимает самого себя, важно с детства, чтобы при необходимости провести психологическую коррекцию и помочь ему счастливо жить, расти, любить себя и комфортно общаться с окружающими
Диагностика темперамента младших школьников
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- а) легко включается в работу;
- б) действует со страстью;
- в) действует спокойно, без лишних слов;
- г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
- а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
- б) возмущается тем, что ему делают замечания;
- в) выслушивает и реагирует спокойно;
- г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
- а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
- б) быстро, со страстью, но других не слушает;
- в) медленно, спокойно, но уверенно;
- г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
- а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
- б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
- в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
- г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
- а) бросает, потом опять продолжает работу;
- б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
- в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
- а) быстро соглашается;
- б) возмущается;
- в) остается, не говорит ни слова;
- г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
- а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
- б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
- в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
- г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Схема наблюдения за темпераментом школьника.
Вариант |
Пункты плана наблюдений |
||||||
реакции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|||||||
б |
|||||||
в |
|||||||
г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
В каждом возрасте на самооценку преимущественно оказывает влияние та деятельность, которая является ведущей. В рассматриваемый период ведущей является учебная деятельность, поэтому от её хода и будет зависеть в решающей степени формирование самооценки школьника. Так, она будет напрямую связана с его успеваемостью и успехами в учебе.
Самооценка младшего школьника ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, каким образом дает себе оценку учащийся, и представляет собой копию оценок, сформированных учителями. Отстающие дети не способны легко мириться с низкими оценками их действий и качеств личности. В связи с этим возникают конфликты, которые усиливают эмоциональное напряжение, волнение и растерянность.
Замечание 2
Важную роль в процессе обучения играет школьная оценка, которая заключается в процессе оценивания, выражающемся в виде проставления отметки и вынесения развернутого оценочного суждения. Отметка представляет собой цифровое (бальное) выражение уровня знаний школьника.
Большое влияние на школьника оказывает преподаватель, который дает знания, контролирует выполнение заданий, оценивает действия. Отметим, что оценки ставятся не только за наличие (отсутствие) знаний, но и за старательность, поведение на уроках и перемене.
В нравственной сфере школьника происходят изменения, что связано с появлением у него собственных взглядов, отношения, требований и оценок. Появляются новые виды деятельности, возникают новые связи с окружающими людьми. В связи с этим у детей проявляются новые критерии, мерки оценки. Это относится как к самому себе, так и к товарищам.
Взяв за основу суждение учителя, родителей и товарищей, школьник дает себе оценку в отношении всего, что имеет отношение к школе. Это не значит, что его оценка является правильной, чаще всего бывает наоборот. Оценка самого себя больше отражает желания ребенка, чем действительное положение дел.
Как формируется самооценка младших школьников
Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно
Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.
Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.
Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.
Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.