Десоциализация

Десоциализация и ресоциализация: различия

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

  • принудительная изоляция от общества;
  • включение осуждённых в однополые группы;
  • жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;
  • облачение в спецформу;
  • замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;
  • отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • утрата свободы действий.

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум

Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь

Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации

Зеленый

Самый нейтральный цвет, который выравнивает чувства и приводит к балансировке нервов. Если одолевают скованность, злоба и неуравновешенность, то зеленый отлично помогает.

Физиологически зеленый цвет эффективен при сердечных приступах или болезнях сердца, но только не при опухолях.

Признаки социализации

На разных уровнях социализации индивид овладевает социальным опытом и преобразует его в собственные установки, морально-этические нормы, ключевые ценности, дает свою характеристику общественным отношениям. На протяжении жизни человеку приходится исполнять разные ролевые функции, включаться в различные социальные связи, работать над собой и преобразованием окружающего мира.

О том, насколько социализация была успешной, можно судить по ее признакам. Признаки социализации личности: 

  • быстрая и качественная адаптация к социальным условиям;
  • усвоение основных ценностей, социально-культурных норм, общественного мировоззрения, правил поведения социальной группы;
  • выработка морально-нравственных установок, ориентация на гуманистические ценности;
  • образ жизни и поведение, соответствующие нормам общества;
  • формирование индивидуальных личностных качеств (самоопределение; независимость суждений, способность к саморазвитию и т.п.);
  • социальная идентификация;
  • интеллектуальная зрелость, развитие самосознания, способность к самоанализу, самооценке, рефлексии.

Альфред Адлер

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Виды социализации по объему и содержанию усвоенной информации

  • Полная социализация заключается в усваивании человеком того объема знаний, который необходим ему для успешного взаимодействия с обществом.

    Иными словами, говорить о полной социализации возможного в случае абсолютного соответствия выполняемым функциям, задаваемых обществом, в котором проживает человек и требованиям социальной группы, к которой он относится. Полная социализация охватывает сексуальную, материальную и социальную сферу.

    Замечание 1

    Таким образом, для полной социализации человек должен иметь нормальное физическое и психическое развитие, достаточный уровень образования и социальный статус, семью и детей.

  • В случае, если в какой-либо области человек не отвечает принятой норме, следует говорить о неполной социализации. Аналогично с полной социализацией, неполная социализация означает, что часть объема информации, необходимой человеку для функционирования в группе, не усвоена.

  • Выделим также такой вид социализации как односторонняя социализация.

    В случае односторонней социализации человек усваивает нормы и знания какой-либо одной сферы, т. е социализируется либо в семье, либо на работе и т.д.

  • Еще одним видом социализации, выделяемым по объему усвоенной информации является актуальная социализация. Для актуальной социализации характерно усвоение того объема и содержания социального опыта, который соответствует социальной группе человека. Актуальная социализация дает возможность решать в первую очередь задачи, возникающие перед обществом, социальной группой в конкретный момент.

    Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

  • Отдельно можно выделить адекватную социализацию. Данный вид социализации характеризуется полным соответствием идеалов, правил поведения, знаний, которыми обладает человек, тем реальным объективным процессам, которыми он окружен.

Понятие о ресоциализации. Основные задачи ресоциализации. Суть исправления.

Пенитенциарная
педагогика, как и любая наука, оперирует
определенной системой понятий. Известно,
что общие понятия, отражающие основные
стороны, свойства и связи явлений
объективного мира, называются категориями.

Следует рассмотреть
основные категории пенитенциарной
педагогики и в частности исправление,
перевоспитание и ресоциализацию. В
пенитенциарной литературе существуют
различные точки зрения на эти понятия.
Некоторые авторы считают их синонимами.
Другие ученые считают, что исправление
означает частичные изменения в личности,
изменения лишь отдельных моральных
качеств, а перевоспитание — это полная
перестройка морального облика осужденного.
По мнению третьих, это совершенно разные,
неоднородные понятия.

Необходимо
подчеркнуть, что и в действующем
законодательстве нету их четкого
разграничения, они используются как
однозначные категории.

Перевоспитание
осужденных представляет собой двусторонний
процесс, включающий, с одной стороны,
целенаправленную деятельность субъекта
по организации воспитательного
воздействия, а с другой стороны,
деятельность объекта (личности
осужденного) по усвоению и восприятию
этого воздействия. Только в результате
такого взаимодействия можно достичь
определенных положительных изменений
в личности осужденного, то есть обеспечить
ту или иную степени исправления.

Исправление
это внутренний
процесс положительных изменений
отдельных качеств и, в целом, направленности
личности и создают готовность к
самоуправляемому правопослушному
поведению. Исправление рассматривается
как результат совместной деятельности
воспитуемого и воспитателя.

Ресоциализация рассматривается
как самосознательное восстановление
осужденного в социальном статусе
полноправного члена общества; возвращение
его к самостоятельной общепринятой
социально — нормативной жизни в обществе.

Целями педагогической
системы надо считать и реализацию задач
ресоциализации преступника, т.е.
достижение такого изменения личностных
качеств осужденного, которое позволило
бы вернуть его в социум, рассчитывая на
его самоуправляемое и стабильное
социально — нормативное поведение после
освобождения.

В определении
содержания понятия ресоциализация одни
авторы (З.А.Астерминов) считают, что
понятие «ресоциализация» может
быть отождествлено ​​с понятием »
исправление и перевоспитание», другие
(И.В.Шмаров) рассматривают ресоциализацию
только как постпенитенциарную
деятельность. Определение, которое
нашло место в уголовно-исполнительном
кодексе Украины продиктовано видением
процесса ресоциализации отечественными
учеными в области пенитенциарной
педагогики и психологии и в частности
В.М.Синевым, В.И.Кривушей, как единый
процесс восстановления и развития
социально полезных связей и отношений,
как в период отбывания наказания, так
и после освобождения, и дальнейшая
адаптация осужденного к самостоятельной
жизни на свободе. Решение именно этой
задачи — ресоциализации — наиболее
социально значимо для общества, ведь
оно заинтересовано в том, чтобы преступник
не совершал уголовных нарушений не
только в период когда он изолирован от
общества решеткой, но и после возвращения
в среду свободных людей. Поэтому общество
обязано помочь адаптироваться
(приспособиться) к среде на свободе, и
должно быть психологически готово
принять освобожденного не как преступника,
а как обновленную равноправную личность.
Социальная адаптация лиц, освобожденных
из исправительных учреждений зависит
от эффективности подготовки к освобождению
и от конкретных видов помощи после
отбытия наказания.

Подготовка к
освобождению должна начинаться как
можно раньше после прибытия в места
лишения свободы. Это означает, что
обращение с заключенными и содержание
их должны быть такими, чтобы они не
чувствовали себя изъятыми из общества,
а наоборот, понимали, что продолжают
оставаться его частью. Поэтому следует
привлекать общественные организации
и социальных работников к оказанию
помощи персоналу учреждений, в их
деятельности по социальной реабилитации
заключенных и, в частности, поддержание
и улучшение отношений заключенного со
своей семьей и общественными организациями.

Подростковая любовь — советы влюбленным и их родителям

Похожие главы из других книг:

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии — это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса — социализации.

Итак, ресоциализация — это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Что такое социализация личности?

В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация — это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей. Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.

Еще один вариант социализации индивида — в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.

Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.

Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии

  1. Гуманистическая психология понимает социализацию как самоактуализацию человека, проявление его Я-концепции.
  2. Необихевиоризм рассматривает данное понятие в контексте социального научения, как результат воспитания и подражания существующим социальным ролям.
  3. Символический интеракционизм видит социализацию только как результат и последствия социального взаимодействия, во время которого агенты социализации и индивид осуществляют так называемое «взаимопроникновение».
  4. Советская и российская школа психологии понимает социализацию как воспитание и фактически ставит между ними знак равенства. Воспитание может осуществляться целенаправленно и способствовать формированию запланированных педагогом ценностей и навыков или быть бессистемным, когда на личность стихийно влияет множество факторов и условий, не контролируемых воспитателями.

Первичная социализация

Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации. Первичная социализация происходит, когда ребенок учится отношениям, ценностям и действиям, подходящим для людей как членов определенной культуры. На это в основном влияют ближайшие родственники и друзья. Например, если ребенок видел, как его / ее мать выражает дискриминационное мнение о меньшинстве или группе большинства, тогда этот ребенок может подумать, что такое поведение приемлемо, и может продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинства / большинства.

Вторичная социализация

Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в более крупном обществе. По сути, это модели поведения, подкрепленные социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома. Здесь дети и взрослые учатся действовать в соответствии с ситуациями, в которых они находятся. Школы требуют совсем другого поведения, чем дома, и дети должны действовать в соответствии с новыми правилами. Новые учителя должны действовать иначе, чем ученики, и узнавать новые правила от окружающих. Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает меньшие изменения, чем те, которые происходят при первичной социализации. Такими примерами вторичной социализации являются переход в новую профессию или переезд в новую среду или общество.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии –  это своеобразный  «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: