Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией

В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии

Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Определение понятий рефлексия и саморефлексия

Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.

Что понимают под рефлексией

Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.

Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.

Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков.
Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:

  • интеллектуальная;
  • духовная;
  • эмоциональная;
  • оценочная.

Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.

В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:

  1. Когнитивный. Подразумевает изучение внутреннего мира, его соотнесение с нормами, стандартами, требованиями, принятыми в обществе.
  2. Эмоциональный. Выражается в переживании по поводу отношения к себе окружающих людей. Человека заботит его сознание и поведение.

Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа.
Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.

Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.

Понятие саморефлексии

Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания.
В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.

Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития. Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:

Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:

  • знание о знании (например, человек знает таблицу умножения и осознает при этом данный факт);
  • незнание о знании (например, индивид знает много иностранных слов, услышанных или прочитанных в разных местах, но не осознает этих познаний);
  • знание о незнании (например, человек не знает, где расположена гора Эверест, и осознает свое невежество);
  • незнание о незнании (например, человек не знает, какие картины написал Рафаэль Санти, и в тоже время даже не подозревает сам факт неведения, по причине того, что никогда не слышал о Санти).

Понятие и суть

Термин «рефлексия» происходит от лат. reflexio — отражение, оборачивание. У человека есть физические рефлексы — набор действий, которые он выполняет автоматически, реагируя на внешнюю среду. Это спонтанный процесс, который не требует обдумывания, сознательного усилия. В психологии рефлексия — такой же ответный процесс со стороны психики. Но он, в отличие от рефлексов, требует серьезной умственной работы.

Рефлексия — это самоанализ. Он не относится к врожденным процессам: человек не осмысливает свой внутренний мир, если он не владеет навыками самопознания и самооценки. Рефлексия требует ответственного отношения и объективности. Чтобы оценивать себя, свои поступки и взаимоотношения с окружающими, необходимо нормально воспринимать самокритику.

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Популярные статьи  Истерика у ребенка 1.5, 2, 3, 4 лет - причины, что делать

Коммуникативная рефлексия

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

 Рефлексия  – способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели

Мы учимся не на опыте

Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться.

Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят. Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы.

Рефлексия может быть  — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.

рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.

рефлексия направлена на будущее — как мы будем обучаться, каких целей хотим добиться. Этот этап необходим в построении индивидуальной траектории развития и обучения.

Что дает рефлексия в обучении?
  1. Повышение мотивации

  2. Анализ проблем и поиск способов их решения

  3. Оценка субъективной эффективности образовательного процесса

  4. Понимание своих познавательных особенностей

Качественная рефлексия поможет извлечь пользу даже из «неудачного» курса. Допустим, вы ошиблись в выборе образовательной программы — не подходит формат, не нравится преподаватель, атмосфера в группе. В таком случае нужно не просто поругать себя или окружающих в том, что вы пошли не по своему пути. Рефлексия здесь необходима для того, чтобы понять, какие форматы вам не подходят, как избежать этой ошибки в будущем. Можно задать себе следующие вопросы:

  • Где я потерял мотивацию?

  • Что мне помешало достичь цели?

  • Как действовать дальше?

Рефлексия — часть нашего префронтального наследия, и этот интегративный участок также отвечает за поддержание отношений и за адаптивную устойчивость, то есть за пятый и шестой компоненты базового образования.

Инструменты рефлексии

Для командной рефлексии нужно больше инструментов для систематизации мнений, обобщения, структурирования.

Метод «Start, Stop, Continue»

Метод предназначен для быстрой генерации идей и поиска решений проблем. Вместо того чтобы перечислять все темы, группировать их, а затем проводить анализ каждой из них, вы можете сразу перейти к конкретным действиям.

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как , , .

Задайте следующие вопросы:

  • Что команда должна начать делать?

  • Что команда должна прекратить делать?

  • Что команда должна продолжать делать?

Добавьте свои ответы в виде цифровых заметок в соответствующие столбцы. Найдите совпадения, расхождения. Результатами станут конкретные действия, которые необходимо совершить для улучшения работы.

Метод «Mad, Sad, Glad»

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Mad, Sad и Glad. Дайте каждому участнику 15 минут, чтобы составить список наблюдений, которые они сделали за определенный вами период обучения. Попросите каждого участника описать свои наблюдения и поместите заметку на доске — это должно быть место, которое соответствует ощущениям участника, делая его счастливым, грустным или безумным (то есть какой-то процесс выводит человека из себя). Наблюдения должны быть сгруппированы по сходству. Определите, какие повторяются чаще: именно они и оказывают сильное влияние.

Метод «Quick Retrospective»

Это быстрый метод рефлексии, который можно проводить несколько раз в неделю — в зависимости от интенсивности обучения. Нужно ответить на четыре главных вопроса:

  • Что было хорошо?

  • Что вызывает дискомфорт?

  • Как мы можем исправить проблему?

  • Какие идеи я могу предложить для будущего развития?

Виды рефлексии

Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:

личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания;
коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.

Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «Прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях.

В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься

«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил об этом так: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте». Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию

Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Популярные статьи  Расстройство личности - симптомы, причины, виды, лечение

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?

Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить.

Главное — найти время и возможность его применить.

Что такое рефлексивная практика

Еще в психологии есть такое понятие, как рефлексивная практика.

Это тесно связано с концепцией обучения на собственном опыте, когда вы думаете о том, что вы сделали, и что произошло, и при этом решаете, что вы будете делать иначе в следующий раз.

Различные академики в большей или меньшей степени затрагивали рефлексивную практику и опытное обучение, в том числе Крис Аргирис.

Человек, который придумал термин «двойное обучение», чтобы объяснить идею о том, что рефлексия позволяет вам выйти за пределы «единой системы». Цикл «Опыт, Размышление, Концептуализация, Применить» во второй цикл, чтобы распознать новую парадигму и изменить ваши идеи, чтобы изменить то, что вы делаете.

Кажется, все они согласны с тем, что рефлексивная практика — это навык, который можно выучить и отточить, что является хорошей новостью для большинства из нас.

Академики также склонны согласиться с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высоким уровнем» теории и «болотистой низменностью» практики. Другими словами, это помогает нам исследовать теории и применять их к нашему опыту более структурированным образом. Это могут быть как формальные теории из научных исследований, так и ваши собственные идеи. Это также побуждает нас исследовать наши собственные убеждения и предположения и находить решения проблем.

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Значение рефлексии в психологии

Будучи взрослым человеком, нужно брать ответственность за свои поступки, судьбу, жизнь. Ведь именно зрелая личность имеет ту жизнь, о которой мечтает, если обладает способностью к самоанализу. Слабаком заклеймят человека, имеющего пристрастие обвинять во всех своих бедах окружающий мир. Редко кому-то удаётся расстаться со старым мировоззрением.

А. Буземан открыл рефлексии дорогу в психологию, сделал её самостоятельной темой. Он понимал, для каких целей внедряет саморефлексию в область психологических методик. Прочувствовать внешний мир, пропустить сквозь себя – это то, что А. Буземан определил понятием рефлексия.

Также были и отечественные психологи, которые занимались этой темой особенно углублённо — Р. Зейгарник и С. Рубинштейн.

Самопринятие, самоосознание, поиск себя во внешнем мире и понимание собственной мотивации. Всё это они приписывали к понятию саморефлексии. Познание истины про себя самого – вот, как преподносилась рефлексия впервые.

Сегодня рефлексия – это один из инструментов саморазвития, расширения сознания человека.

Личностные характеристики и прочие нюансы психики будут во власти того, кто решит всерьёз заниматься саморефлексией. Чтобы, например, избавиться от дурного настроения, достаточно выйти на его глубинную первопричину. Подобрав правильные шаги, можно не только исцелить душевную боль единожды, но и не допустить в дальнейшем.

Главное всё время возвращаться в пресловутое «здесь и сейчас». Как только мыслеформы заполняют мозг, избавляться от них путём понимания и принятия.

Также существует практика «взгляда из кинозала», будто человек видит себя в каком-то фильме и наблюдает свои действия со стороны.

Профессиональный психолог не станет злоупотреблять средствами клиента, а научит «уходить в себя» самостоятельно, осознанно.

Все мучительные вопросы отпадут, решатся сами собой.

Самоанализ и рефлексия идентичны друг другу по описанию в психологических справочниках.

Для каждой конкретной ситуации существует свой, индивидуальный подход. Прежде всего в осознании нуждаются следующие моменты жизни:

1. То, что человек чувствует именно сейчас, в эту секунду. Необходимо отследить такие негативные чувства, как обиду, чувство вины, страх, саможалость;

2. Вычислить слабое место. Ту часть реагирования, на которую общие проблемы давят превыше всего. Например, человека постоянно ввергает в стресс супруг (а) или любой другой член семьи;

3. Умение извлечь выгоду из сложившейся ситуации, получить опыт.

Человек как бы начинает видеть себя со стороны. Так, как его видят в социуме, как отражаются на внешнем мире его поступки.

В конечном итоге – это глубокий самоанализ. Умение превратить желаемое в действительное, достичь цели, перешагнуть через фобии, найти новый внутренний ресурс.

Функции саморефлексии имеют несколько векторов направленности:

  • Сознание становится подконтрольным, а не контролирующим действия человека фактором. Осознание себя, своих мыслей, идей, действий;

  • Выработка такого качества, как самокритичность, оценочное восприятие своих действий, подсознательное разделение на «хорошо» и «плохо». Улавливая связующие нити между удачами и неудачами, человек делает выводы, учится;

  • Видение рычагов давления на проблемы, неудачи. Умение справляться даже с самыми сложными решениями самостоятельно;

  • Реальная возможность навсегда избавиться от преследующих мыслеформ, разрушительных мыслей, деструктивных установок;

  • Подбор ключей к жизненно верным, созидательным решениям.

Популярные статьи  Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми

Среди психологов бытует мнение, что рефлексия отнюдь не всегда полезна. Как говорится, «многие знания – многие скорби» или «горе от ума», если саморефлексия перерастает в дотошное самокопание, самобичевание, негативизм, непринятие себя и своих поступков.

Первый опыт саморефлексии желательно получать в сопровождении грамотного, квалицированного специалиста.

Почему рефлексия так важна?

Итак, для чего нужна рефлексия нам, обычным людям, проживающим свою жизнь в этом мире? Оказывается, эта способность может как значительно облегчить существование, так и усложнить его. Всё зависит от того, как именно использовать этот вид деятельности. Несомненно, одно – она открывает перед нами новые возможности и делает жизнь богаче, интереснее. Не говоря уже о том, что это явление служит неисчерпаемым источником вдохновения для творческих и креативных людей.

Роль рефлексии в жизни человека:

► Появляется возможность взять под контроль собственное мышление. Человек ищет правильное русло для своих размышлений и действий.

► С рефлексией связана способность к самокритике. Это позволяет увидеть собственные недостатки, проводить анализ ошибок и работу по их исправлению.

► Благодаря самоанализу можно избавиться от негативных мыслей, тяжким грузом лежащих в голове и отравляющих нашу жизнь.

► С рефлексией возможен анализ ситуаций, происходящих в жизни и возможность сделать логические выводы.

► Осознание ошибок, совершённых в прошлом, помогает заниматься саморазвитием, воспитанием в себе стрессоустойчивости и обретение индивидуальной позиции.

Рефлексия способствует росту личности. Человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избегнуть их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом не понимает причины своего плачевного положения.

Примеры рефлексии в психологии

Быстрый темп современной жизни и поток информации, льющийся отовсюду, часто не оставляет возможности для раздумий над серьёзными вопросами бытия. В реальности есть много возможностей для развития рефлексии внутри себя.

Рефлексия в психологии примеры из жизни:

️Наблюдение матери за ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, это тоже форма самоанализа.

️Чтение художественной литературы. Сопереживание героям книги, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуации на себя – это также оценка своих возможных действий.

️Раскаяние после ссоры или сожаление о негативной реакции. Эмоции, взятые под контроль и поиск их причин – это одно из проявлений самоанализа.

️Учителя занимаются рефлексией ежедневно, в силу своей профессии. Они проводят оценку всех этапов, анализируют возникшие сложности для удаления препятствий и исправления ошибок. Овладение этим процессом позволяет значительно повысить профессиональный уровень педагога.

Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. Это умение можно в себе развить, пользуясь некоторыми методиками.

Есть люди, которые не придают значения этому явлению. Они оставляют без внимания анализ собственных поступков и действий. Результат такого поведения – зацикливание в привычной схеме поведения. Это приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликты с самим собой и даже открывает ворота психическим заболеваниям. Научиться правильно рефлексировать можно самому или с помощью специалиста.

Заключение

Всё, что влияет на способность человека к рефлексии, заключено в нашей жизни. Это умение закладывается с самого раннего возраста.

  • Осознание себя начинается в три года и это точка отсчёта для начала самоанализа, хотя он находится ещё в зачаточном состоянии.
  • Следующий ключевой момент – поступление в школу. Адаптация в обществе, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.
  • В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать ребёнка. Для правильного формирования рефлексивной деятельности требуется участие старшего поколения.
  • В ранней юности правильно сформированная способность проявляется уже в полной мере. Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы. Происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.

Важно научиться использовать данную способность как инструмент саморазвития, а не угнетение собственной личности. Излишнее самокопание и выискивание негатива только вредит человеку

Параллельно с осознанием ошибок нужно заниматься изучением своих сильных сторон – это позволяет сохранить внутреннее равновесие, которое нам необходимо для сохранения душевного здоровья.

Рефлексия — что это?

Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

Рефлексия в философии

Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека

Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления

В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

Рефлексия в психологии

Принято считать, что рефлексия — это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на внутренний мир человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.

Рефлексировать можно по-разному.

Рефлексировать можно правильно и неправильно.

Что значит неправильно? Про людей, которые нервничают по пустякам, остро переживают по поводу и без повода, занимаются бесконечным самокопанием, говорят, что они «рефлексируют». Рефлексируя, такие люди примеряют к себе все услышанное плохое, замыкаются в себе и в своих обидах. Так вот, такая рефлексия неправильна и, более того, вредна. Выйти из неё без помощи специалистов может уже и не получится. Во всем, а в самоанализе особенно, нужна мера.

Рефлексия может быть конструктивной и деструктивной. Пример последней как раз приведен выше. Деструктивная опасна, она разрушает личность: зацикливание на неприятностях, на «неправильном» поведении, не помогает, а выматывает. Появляется чувство вины, от которого избавиться совсем непросто. Итог печальный.

Конструктивная – ваша помощница, ваш союзник. Самоанализ не истеричный! Основываясь на нем, делаете правильные выводы и используете полученные знания, чтобы не наступать больше на прежние грабли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: