Primary menu

Введение в теорию и практику психосинтеза

12 октября 2019 г.

Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.

Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.

Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.

Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними

Техника работы с вниманием. Внимание и воля

Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.

Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Техники развития воли

Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.

Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:

  1. Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
  2. Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
  3. Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.

Упражнения для развития воли

  1. Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
  2. Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.

Комментарии к упражнениям

Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.

Принципы и техники психосинтеза

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Психокинез — это

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.

Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Что такое персонификация?

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Диссоциация: подробнее про явление

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Настольная книга советской нищеты

Описание метода

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:

  1. Глубокое познание своей личности.
  2. Контроль над составными частями своей личности.
  3. Постижение своего «Высшего Я» (см. ) — выявление или создание объединяющего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Примечания

  1. 1 2 [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/Клиническая%20психология/Психосинтез/ Психосинтез](недоступная ссылка) // Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
  2. 1 2 3 Л.А. Карпенко. [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/История%20психологии/Ассаджиоли/ Ассаджиоли](недоступная ссылка) // История психологии в лицах: персоналии. — 2005.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/307/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%97 Психосинтез] // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Истоки оказавшие влияние на появление учения психосинтез

1. Психосоматическая медицина. Эта область знания с определенностью показала наличие связи между психологическим состоянием индивида и многими органическими заболеваниями.

2. Психология религий. Наука, которая в принципе оказала огромное влияние, не только на Ассаджиоли, но и на развитие целой области психологии, а именно трансперсональной психологии, главные идеи которой базируются на целях, которые преследуют традиционные религиозные методы и практики, а именно, на идее необходимости глубинной трансформации личности для получения высшего ( «пикового» по Маслоу) переживания или мистического откровения.

3. Исследования сверхсознательных явлений человеческой психики, под которыми понимаются такие явления, как интуиция, мгновенные озарения, творчество, человеческие сверхспособности или гениальность. В разное время такими исследованиями занимались Абрахам Маслоу, Успенский, Юнг, Холл и многие другие ученые-психологи.

4. Исследования необычных проявлений психической деятельности, таких как ясновидение, телепатия, материалы о полесмертных переживаниях, необычных психофизических способностей и т.п. Этими исследованиями занимались ученые Майерс, Джемс, Лодж и другие.

5. Исследования психологии востока и его древних эзотерических учений на которых эта психология была построена.

6. Холистический подход к личности. Идея изучения человека с позиций целостности изначально были выдвинуты в труде Яна Шмутца «Холизм и Эволюция» и была позже принята «на вооружение» идеологами гуманистической психологии, такими как Олпорт, Маслоу, Перлз, Ангьял и др. Более подробно о холистическом подходе читайте в статье о гуманистической психологии.

7. Межличностная социальная психология и психиатрия.

8. Так называемые «активные методики» развития личности и коррекции психических состояний человека — гипноз, аутогенные тренинги, методы внушения и самовнушения, рациональная терапия Эллиса, психодрама, медитативные методы и т.п.

Вот неполный список факторов, по мнению самого Ассаджиоли, оказавших наибольшее влияние на появление и развитие его собственных взглядов и мировоззрения, а значит и на психосинтез.

Стоит добавить, что вероятно, важнейшим источником здесь не указанным, следует назвать и огромный опыт работы самого Роберто Ассаджиоли в области психиатрии, психологии и консультирования клиентов, а также его личный опыт медитаций и измененных состояний сознания, без чего, вероятнее всего, не состоялось бы никакого психосинтеза.

Контроль над различными элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что «меня пытается захлестнуть волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное «я», а с другой — уныние или гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.

b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить. Во всяком случае, после этого мы можем защищаться от них гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами «опредмечивания», «критического анализа»

и«различения» . Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и — насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотек, их нужно направлять на какието безвредные или, еще лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни

Библиография

  • Ассаджиоли, Р. (1965). Психосинтез. Нью-Йорк: Viking Press.
  • _________. (1967). Юнг и психосинтез. Нью-Йорк: Фонд исследований психосинтеза.
  • _________. (1973). Акт воли. Нью-Йорк: Книги Пингвинов.
  • Фирман Дж. И Гила А. (1997). Первичная рана: трансперсональный взгляд на травму, зависимость и рост. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • _______________. (2002). Психосинтез: психология духа. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Юнг, CG 1954. Развитие личности, серия Боллинген, XX. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Маслоу, Авраам. (1962). К психологии бытия. Принстон, Нью-Джерси: D. Van Nostrand Company, Inc.
  • Макгуайр, Уильям, изд. (1974). Письма Фрейда / Юнга. Vol. XCIV, серия Боллинген. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Соренсен, Кеннет (2016). Душа психосинтеза — семь основных концепций. Кентавр Форлаг

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда. К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Рекомендуем: Рудольф Арнхейм: вклад в психологию

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Расписание на 2019 г.

1 тренинг-модуль 12 октября 2019 г.2 тренинг-модуль 26 октября 2019 г.3 тренинг-модуль 9 ноября 2019 г.4 тренинг-модуль 23 ноября 2019 г.5 тренинг-модуль 7 декабря 2019 г.6 тренинг-модуль 21 декабря 2019 г.

Время проведения:10.00-16.00 (суббота)

Прошедшим программу выдаются:

  • По окончании каждого модуля — накопительные сертификаты ОППЛ свидетельства Европейской Ассоциации Психотерапии о соответствии пройденного курса образовательной программе Европейского Психотерапевтического Сертификата.
  • По прохождении программы — «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

Предварительная запись в группу обязательна

Путин – новая человеческая раса

Навигация

Услуги и объявления7

2 часа.

Персональные занятия «Медитация, психосинтез, энергетические практики»
Москва

  Подать заявку

Анна Владимировна Меринова

1,5–2 часа.

Индивидуальные сессии RPT (очно и по skype)
Москва

  Подать заявку

Анжелла Карманова

Услуга

Консультация психолога. Индивидуальная психотерапия
Москва

  Подать заявку

Услуга

Помощь психолога, коуча, арт-терапевта, трансперсонального терапевта, игропрактика
Москва

  Подать заявку

Тренинговый центр Елены Гордеевой
Центр психологического консультирования «Псиград»
Светлана Александровна Мельник

Вторник, четверг, суббота с 11:00 до 20:00. 3 встречи или 10 встреч.

Программа психотерапии «Выбор партнёра»
Москва

  Подать заявку

Ирина Ивановна Хажилина

2 часа

Индивидуальное консультирование семей и пар
Москва

  Скидка 200Р

Мария Матана

Услуга

Альтернативная онкология
Москва

  Подать заявку

Дмитрий Раевский (Новосибирск)
Дмитрий Раевский (Краснодар)

Услуги в других городах 15

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса, итальянского происхождения. При рождении ему было дано имя Роберто Марко Греко. Его отец Леоне Греко умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать Элена Каула вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским, немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез.

В 1922 году женился на Нелле Чапетти (Nella Ciapetti). У них родился сын Иларио (Ilario).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез».

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

Направление используют

Организаторы

  Тренинговый центр «Дизайн Судьбы»  (Москва),    Институт психотерапии и клинической психологии  (Москва),    Профессиональная Психотерапевтическая Лига  (Москва),    Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии  (Москва),    Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.»  (Москва),    Тренинговый центр Института Психотерапии  (Москва),    Центр «Настоящее» — Творческая Мастерская  (Москва),   Центр психологического консультирования «Псиград»  (Москва),    Центр современных психотехнологий  (Красноярск),    Психологическая студия «Метаморфоза»  (Тюмень),    Психологический центр «Точка РазвитиЯ»  (Киев),   Семейный психологический центр «Шестое чувство»  (Белгород),   Мария Рогожникова (Пермь),    Татьяна Завалишина  (Оренбург),    Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа  (Ростов-на-Дону),    Проект «Холосценденция»  (Санкт-Петербург),    Тренинговый центр «Акцент»  (Красноярск),    Центр эзотерических знаний «Аквилон» (Красноярск),    Центр психологии «Счастливая жизнь»  (Иркутск),    Академия практической психологии  (Набережные Челны).

Ещё организаторы 19

Тренеры

  Анжелла Карманова  (Москва),    Анна Владимировна Меринова  (Москва),    Анна Владимировна Чумакова  (Москва),    Арина Сункаровна Искандирова  (Москва),    Артур Тимофеев  (Москва),    Всеволод Иоффе  (Москва),    Дмитрий Юрьевич Бергер  (Москва),    Екатерина Васильевна Горбова  (Москва),    Елена Вячеславовна Иванова  (Москва),    Елена Николаевна Жарикова  (Москва),    Елена Шинкова  (Москва),    Иван Стригин  (Москва),    Ирина Геннадьевна Давыдова  (Москва),    Константин Валерьевич Гаврилюк  (Москва),    Леонид Борисович Тимошенко  (Москва),    Любовь Сергеевна Белова  (Москва),    Мария Лета  (Москва),    Нина Чахмахчева  (Москва),   Ольга Сироткина  (Москва),    Светлана Александровна Мельник  (Москва).

Ещё тренеры 183

Консультанты

  Анжелла Карманова  (Москва),    Анна Владимировна Меринова  (Москва),    Анна Владимировна Чумакова  (Москва),    Артур Тимофеев  (Москва),    Всеволод Иоффе  (Москва),    Дмитрий Юрьевич Бергер  (Москва),   Екатерина Вандышева  (Москва),    Екатерина Васильевна Горбова  (Москва),    Елена Вячеславовна Иванова  (Москва),    Елена Шинкова  (Москва),    Иван Стригин  (Москва),    Константин Валерьевич Гаврилюк  (Москва),    Леонид Борисович Тимошенко  (Москва),    Любовь Сергеевна Белова  (Москва),    Мария Лета  (Москва),   Ольга Сироткина  (Москва),    Светлана Александровна Мельник  (Москва),    Юлия Константиновна Евдокимова  (Москва),    Анастасия Евенко  (Москва),    Андрей Николаевич Токарев  (Москва).

Ещё консультанты 178

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса, итальянского происхождения. При рождении ему было дано имя Роберто Марко Греко. Его отец Леоне Греко умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать Элена Каула вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским, немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез.

В 1922 году женился на Нелле Чапетти (Nella Ciapetti). У них родился сын Иларио (Ilario).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез».

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

Психосинтез Ассаджиоли

На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.

В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.

Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.

В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.

  1. Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
  2. Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
  3. Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
  4. Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
  5. Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
  6. Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
  7. Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.

Техники психосинтеза

Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:

  1. Глубокое изучение личности.
  2. Контроль над ее элементами.
  3. Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.

Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.

На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.

Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.

Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.

Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.

Происхождение

В 1909 году К.Г. Юнг написал Зигмунду Фрейду об «очень приятном и, возможно, ценном знакомстве, нашем первом итальянце, докторе Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции». Однако позже тот же Роберто Ассаджиоли (1888–1974) написал докторскую диссертацию «Псикосинтез», в которой начал отходить от психоанализа Фрейда к тому, что он называл психосинтезом:

Развивая психосинтез, Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в том, что исцеление детской травмы и развитие здорового эго были необходимыми целями психотерапии, но считал, что человеческий рост не может ограничиваться одним этим. Изучая философские и духовные традиции Востока и Запада, Ассаджиоли стремился обратиться к человеческому росту, выходящему за рамки норм хорошо функционирующего эго; он также хотел поддержать расцвет человеческого потенциала в то, что Абрахам Маслоу позже назвал самоактуализацией , и, более того, в духовные или надличностные измерения человеческого опыта.

Ассаджиоли представил подход к человеку, который мог бы затрагивать как процесс личностного роста — интеграции личности и самоактуализации, так и надличностного развития — это измерение, которое можно увидеть, например, в пиковых переживаниях (Маслоу) вдохновенного творчества, духовного озарения, и объединяющие состояния сознания. Кроме того, психосинтез распознает процесс Самореализации, контакта и отклика на свои самые глубокие призвания и направления в жизни, который может включать в себя как личное, так и надличностное развитие, либо оба.

Психосинтез, таким образом, является одним из самых ранних предшественников как гуманистической психологии, так и трансперсональной психологии , даже на несколько лет до разрыва Юнга с Фрейдом. Концепция Ассаджиоли имеет сходство с экзистенциально-гуманистической психологией и другими подходами, которые пытаются понять природу здоровой личности, личную ответственность и выбор, а также актуализацию личности; аналогично его концепция связана с областью трансперсональной психологии, которая сосредоточена на высших состояниях сознания, духовности и человеческих переживаниях за пределами индивидуального «я». Соответственно, Ассаджиоли входил в совет редакторов как журнала гуманистической психологии, так и журнала трансперсональной психологии .

Ассаджиоли представляет две основные теоретические модели в своей основополагающей книге « Психосинтез» — модели, которые на протяжении многих лет оставались фундаментальными для теории и практики психосинтеза. Эти две модели представляют собой 1) диаграмму и описание человеческой личности, а вторая 2) этапную теорию процесса психосинтеза (см. Ниже).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: