Психодрама

Фанатизм

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Основные направления психодрамы

Групповая психотерапия — помощь людям в решении личностных и клинических проблем психодраматическими средствами.

Тренинги личностного роста для самопознания и саморазвития человека в жизненной и профессиональной сферах.

Бизнес-тренинги — использование психодрамы в бизнесе для решения разнообразных задач: тренинги эффективных продаж, принятия решений и др.

Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные «Я», в монодраме «берут участие» пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).

Социодрама — работа с темами, общими для большой группы.

Аксиодрама — вид социодрамы, основан на работе с личностными ценностями, как реальными, так и символическими.

Драматерапия — использование литературных сюжетов, разыгрываемых на сцене с психотерапевтической целью.

Библиодрама — жанр психодрамы, в основании которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, содержащих основные архетипные конфликты человека.

Мифодрама, по методологии близка к предыдущей. Заключается в разыгрывании мифологических сюжетов (например, древнегреческих или скандинавских).

Театр «Play-back» и другие виды театральной психодрамы — синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза выступает театр импровизации. Play-back — это разыгрывание группой актеров, котороые имеют психодраматическую подготовку, различных сцен из жизни кого-либо зрителей зала. Является формой самопознания и психотерапевтической помощи.

Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Метод применим для всех возрастных групп — от малышей детского сада до слушателей заведенийпоследипломного образования.

Психодрама Морено

Основатель психодрамы Я. Морено сделал определенный прорыв в психологии. Его психодрама отличается от сценария, который прописан в театре или фильмах. В психодраме, хоть у всех есть свои роли, все же присутствует спонтанность, импровизация, доступ к проявлению любых эмоций, естественность. Роли есть, но они не прописаны, могут отыгрываться естественно.

Психодрама Морено включает такие понятия:

  1. Роли.
  2. Ролевые игры.
  3. Теле – перенос и контрперенос. Это когда человек переносит на другого то, чем обладает сам.
  4. Спонтанность – естественность и отсутствие прописанного сценария заранее.
  5. Инсайт – озарение, внезапное понимание сути проблемы, которого должен достичь клиент.
  6. Катарсис – очищение через страдания. В психодраме достаточно очищения путем понимания клиентом и другими людьми, что происходит в разыгрываемой ситуации и как это исправить.

Детская психодрама является популярной, поскольку дети не способны заниматься самоанализом, а для решения своих проблем им легче использовать ролевые игры.

Облако тегов сайта

$ IAGP Зерка Морено Морено Дж. Л. Морено-Фестиваль Разогрев на контакт с переживаниями арт-терапия виньетки генограмма демонстрация психодрамы для детской группы история психодрамы музыка в психодраме обучение психодраме онлайн примеры психодрамы психиатрия психодрама в воображении психосоматика работа со сном разогрев без взаимодействия разогрев в парах разогрев для каждого по очереди разогрев на включение в группу разогрев на включение эмпатии разогрев на контакт с переживаниями разогрев на спонтанность разогрев по группам разогрев — договориться без слов разогрев — общее действие семейная история социодрама социометрия теория психодрамы техники монодрамы упражнения для знакомства упражнения на завершение упражнения на обратную связь футуропрактика

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Техника проведения психодрамы

Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

Магазин

Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт. При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы. Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

Автобус

Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры. Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности. После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию. Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами. Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.

Семья

Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

Монолог с двойником

Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает. Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего. Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции

Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения

Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста. Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

Признаки

Во-первых, это собственно страх и сильная, ничем не объясняемая неприязнь к гомосексуалистам. Во-вторых, это агрессивность, строящаяся на страхе перед собственной гомосексуальностью и боязнью оказаться «одним из них». Агрессия – это оружие против страха.

Более того, гомофобия обнаруживается зачастую в навязчивых мыслях относительно своей неполноценности и страхом перед тем, что человека интересуют «ненормальные» темы. Другое проявление – это желание утвердиться как «нормальный» человек, которое выражается зачастую в беспорядочных сексуальных связях, которые, порой, носят механический характер и не доставляют удовольствия.

Что мы делаем, когда дотрагиваемся до раскаленной поверхности? Тоже самое делает и гомофоб – он пытается любыми путями изолировать свой мир от «опасных» стимулов, а в некоторых случаях фактически уничтожить. В связи с этим возник еще один не всегда правдивый миф о гомофобах, который стоит развеять.

Утверждать, что каждый человек, выступающий против гомосексуализма, сам является приверженцем этого влечения – опрометчиво. В частности, зачастую страх перед однополыми связями обусловлен тем, что человек является членом какой-то ортодоксальной религиозной, культурной или политической группы. Страх перед гомосексуализмом зачастую используется как удобный механизм обозначения «внешнего и реального врага», с которым стоит бороться.

В большинстве своем симптомы страха схожи с проявлениями любых фобических нарушений: в легкой степени это некоторая неприязнь и нервозность, желание прекратить контакт с объектом страха.

В серьезных случаях к психологическому дискомфорту присоединяются соматические симптомы: нарушения работы сердца, чувство удушья, жар, дрожь и другие типичные проявления патологических состояний.

В редких случаях разворачивается картина, близкая к паническому приступу. Наступает состояние дереализации, человек теряется в месте-времени, может не понимать, кто он такой, испытывать сильнейший страх и опасаться за свою жизнь. Могут наступать потери сознания или акты неконтролируемого насилия.

Такая же реакция возможно при контакте с «острыми» темами в источниках СМИ, случайных диалогах и вообще при любых встречах.

Техники психодрамы

Психодрама предлагает следующие техники:

  • Представление себя. Здесь клиент знакомит других с собой и своей проблемой, ее основными моментами и участниками.
  • Проигрывание роли.
  • Двойник – выбирается другой участник, который будет проигрывать роль главного героя (клиента, чью проблему разбирают).

ПСИХОДРАМА

Теория ролей

  • Роль — это единица консервированного поведения.
  • Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Стадии ролевого развития

Эмбриональная стадия (матрица органического развития).1. Стадия «первой вселенной».2. Вторая вселенная3. Третья вселенная

Теория спонтанности

  • драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
  • творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
  • оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
  • адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Основные элементы психодрамы

ПротагонистВедущий

  • иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
  • быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
  • творить моменты, когда все становится возможным: ведущий
  • создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
  • обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
  • знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
  • иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
  • уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Вспомогательное «я»

  • войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцитация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
  • следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
  • понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
  • понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
  • вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).

ЗрителиСцена

Основные фазы психодрамы

Разогрев

он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;
он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К

Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группа страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.);
он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии.. Психодраматическое действиеШеринг

Психодраматическое действиеШеринг

Основные техники психодрамы

Дублирование Техника зеркала обмена ролями Самопредставление Исполнение роли Диалог Монолог Реплики в сторону Техника пустого стула Шаг в будущее Возврат во времени Тест на спонтанность Техника «сновидение» Психодраматический шок Гипнодрама

  • БАРЦ Э. (1997) Игра в глубокое. — М.: Класс.
  • БЛАТНЕР Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь.
  • КЕЛЛЕРМАН П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. — М.: Класс.
  • КИППЕР Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс.
  • ЛЕЙТЦ Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. — М.: Прогресс.
  • МОРЕНО 3. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. — М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.
  • МОРЕНО Я. (1993) Театр импровизации. — Красноярск: Фонд ментального здоровья.
  • Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. — СПб.: Питер.
  • РУДЕСТАМ К. (1998) Групповая психотерапия. — СПб.: Питер.
  • Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. — М.: Класс, с. 25-36.

СОЦИОМЕТРИЯ

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму. Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров. После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту. Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения. Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.На видео о том, что из себя представляет психодрама:

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений — показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.

Специалисты

ИльинаЕлена Анатольевна
Семейный психолог, гештальт-терапевт

опыт работы более 5 лет
1 положительный отзыв

  • Семейная психотерапия
  • Гештальт-терапия
  • Психодрама
  • Групповая психотерапия

Методы психоаналитической психодрамы

В результате ролевой игры психодрамы происходит спонтанное раскрытие глубинных чувств участников в гораздо большей степени, чем при использовании других методик психотерапии.

Методы психодрамы прекрасно сочетаются с другими техниками и усиливают их эффект.

Групповая психодрама — участники группы совместно выбирают героя (протагониста) и тему, актуальную для всех. Затем герой проигрывает ситуацию с вовлечением других участников на роли как его самого, так и важных людей из его референтного окружения. После отыгрывания ситуации участники дают эмоциональные отклики, делятся своими впечатлениями и открытиями

Важно отметить, что данный процесс не является оценкой действий участников, а позволяет им раскрыть свои собственные чувства. Учитывая важность данного этапа, групповую психодраму в Москве в ЦМЗ «Альянс» проводят только высококвалифицированные специалисты

Индивидуальная психодрама — или, как ее еще называют, «монодрама» — это разновидность индивидуальной психотерапии. Данный прием используется также в других терапевтических подходах, таких, как гештальт-терапия. Гештальт, психодрама — наиболее эффективные и популярные методики, с успехом практикуемые специалистами нашего центра.

Терапевтические факторы психодрамы (на примере опиоидных аддиктов)

С. А. Кулаков, Р. Д. Миназов

Прости мне то, чего не сделал, И то, что сделал, — всё прости. Не бойся, мир остался целым, В нём просто некуда расти. Василь Дробот

Терапевтический аспект (или фактор) можно определить как элемент, вызывающий терапевтический эффект. Таким образом, терапевтические аспекты и представляют собой те самые “проводники перемен”, “исцеляющие факторы” или “механизмы роста”, которые вносят позитивный вклад в психотерапию.

Раскрытие важной информации о себе;
Выражение личных и значимых чувств;
Исследование тем, которые ранее были болезненны для пациента;
Изменение представлений о себе, адекватное самопринятие;
Компетентность в совладании/преодолении трудностей;
Анализ мотивов поведения и эмоций;
Реорганизация личностного смысла;
Прояснение и изменение интрапсихических моделей и схем, сложившихся в раннем детстве;
Активация ресурсов;
Изменение симптомов;
Изменение структуры личности.

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение. Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать. Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: