Область применения и гарантии
Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ – это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.
История появления психоанализа
Психологические концепции, схожие с психоанализом, появлялись и до Зигмунда Фрейда, но ни одна из них не была четко сформулирована.
Фрейд, являясь неврологом, искал методы лечения пациентов с неврозами и истериками. В конце 1880-х годов австриец проходил стажировку в парижской клинике «Сальпетриер» у известного невролога Жана-Мартина Шарко, который активно исследовал нейропсихиатрическое расстройство у больных сифилисом.
Зигмунд Фрейд понял, что существуют бессознательные психические процессы, когда работал консультантом в клинике для детей-афатиков, у которых отсутствовали органические причины их симптомов. Свои наблюдения и выводы он описал в монографии в 1891 году.
В 1895 году совместно с врачом Йозефом Брейером Зигмунд Фрейд опубликовал «Исследования истерии», в которых изложил свои взгляды на истерические симптомы. Согласно этой теории, причиной истерической симптоматики являются неприятные ситуации, которые так или иначе относятся к сексуальным ассоциациям. В это же время он занимается разработкой нейрофизиологической теории бессознательных механизмов, оказывающих влияние на психику людей. Однако эта теория не была доработана, а ее ранняя версия получила огласку уже после смерти невролога.
В 1899-1900 гг. Фрейд заключает, что сны человека очень индивидуальны, потому как имеют символическое значение. Основатель психоанализа считает, что бессознательное, наполненное символическим содержанием, — это «первичный процесс». «Вторичным» является осознанное содержание. В 1900 году теория была опубликована в монографии «Толкование сновидений».
Огромная популярность психоанализа связана с личностью Фрейда, который, будучи евреем, сплотил вокруг себя еврейское общество единомышленников, воспринимающих его идеи как истину в последней инстанции.
В СССР психоанализ был популярен в начале XX века. Но с приходом к власти большевиков подвергался гонениям и не развивался в России до 1990-х годов. Однако многие идеи психоанализа входят в отечественную психотерапию и психологию.
Несмотря на продолжающееся развитие направления, психоанализ в XXI веке утратил былую популярность. Его позиции заняла когнитивно-поведенческая терапия. Тем не менее, отделение психоанализа есть во многих влиятельных психологических объединениях, например, в Американской психологической ассоциации.
Функция «Я» в психоанализе Фрейда
В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.
Структура личности
Функция | Особенности |
---|---|
ИД (или ОНО) | Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы |
ЭГО (Я) | Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я. Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД. |
Супер-ЭГО (Сверх-Я) | Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО: • совесть; • самонаблюдение; • формирование идеалов. |
Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.
Структура личности
Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Детство как основа взросления
«Все мы родом из детства» — эта знаменитая фраза великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери правильно раскрывает воспоминания человека и его отношение к окружающей действительности с момента взросления до смерти. Психоанализ говорит о том же не так романтично, разделяя фазы детства в соответствии с основными моментами развития на каждом возрастном этапе. Автором психоаналитической теории детского развития является немецкий невролог, психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно в его работах была структурирована психика и доказано, что основное влияние на развитие человека оказывает другой человек, непосредственным образом связанный с воспитанием и обучением растущей личности. Работу Фрейда в этом направлении продолжила его дочь Анна. Особенностью ее работы было решение о том, что результатом конфликта между внутренними инстинктивными влечениями ребенка и ограничительными требованиями к нему внешнего социального окружения становятся грани характера индивида. Детская психика развивается как следствие постепенной социализации ребенка, причем на каждом периоде усваивается понятие о том, что желаемое удовольствие не всегда совпадает с реальными требованиями социума. Задача родителей и воспитателей, а также учителей способствовать более сглаженному восприятию реальности, качественно донося до ребенка определенные требования и прививая навыки жизни в обществе таким образом, чтобы психика ребенка не страдала от несоответствия «хочу» и «можно».
Психоаналитическая теория развития человека — длительная, по сей день не прекращающаяся работа психологов, психиатров, психоаналитиков. Научное начало было дано Зигмундом Фрейдом, продолжено его учениками и последователями. Сегодня много споров вызывают некоторые аспекты этого учения, но во многих методиках работы по выявлению и лечению психических отклонений и заболеваний теория психоанализа успешно применяется.
Эдипов комплекс и Комплекс Электры
Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.
В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.
Техника классического психоанализа
Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:
- Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
- Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
- Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
- Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
- Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;
Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.
Методы психоанализа
Основное правило психоанализа заключается в том, что клиент должен вслух говорить обо всем, что ему придет в голову. Благодаря этой информации, человек сможет вытеснить из себя все комплексы и барьеры, которые мешают жить.
В практике распознавания бессознательного наибольшее распространение получили 3 метода психоанализа:
- толкование сновидений;
- метод свободных ассоциаций;
- использование ошибочных действий и оговорок клиента.
Метод свободных ассоциаций
В основе психоанализа лежит метод свободных ассоциаций. Он применяется для коррекции и лечения психических расстройств. Исследование бессознательных процессов в психике позволяет пациенту осознать источник собственных проблем и способ его устранения.
Пример метода
Дополнительная информация! Психоаналитический метод свободных ассоциаций впервые создал в 1879 году Фрэнсис Гальтон.
Английский психолог на отдельных карточках написал 75 слов. Затем из колоды вытаскивал по одной и внимательно изучал содержимое. Все мысли, возникшие при прочтении карточки, Гальтон записывал в дневник. В конце эксперимента психолог понял, что его ассоциации отчетливо отражают сущность мыслей.
Именно благодаря известному австрийскому психиатру данный психотерапевтический инструмент приобрел широкую популярность.
Метод толкования сновидений
Сны представляют собой зашифрованные сообщения, получаемые человеком от бессознательного. Психоанализ сновидений позволяет изучить вытесненные желания, которые индивид пытается «заглушить» в состоянии бодрствования.
Сны
Справка! Зигмунд Фрейд считал, что чем запутаннее сон, тем больше в нем скрытого смысла.
Психиатр относился к ночным образам как к симптомам заболеваний. Фрейд был убежден, что нельзя анализировать сон целиком, необходимо кропотливо изучать каждый его элемент. Только в этом случае анализ позволит выявить суть возникающих «картинок».
Метод интерпретации
Интерпретация – важный инструмент, который позволяет психоаналитику правильно расшифровывать сновидения клиента и свободные ассоциации
Обращая внимание на ошибки клиента и оговорки во время сеанса, психолог отмечает скрытые страхи, желания и намерения человека, которые он по каким-то причинам не может проявить в жизни
Важно! При помощи этого метода значимая информация из бессознательного уровня анализируется и осознается клиентом
Работа психоаналитика
Вместе с психоаналитиком человек вытесняет мысли, которые вызывают у него тревогу и беспокойство. Этот метод активно используется для смягчения симптомов невроза и других проблем с психикой.
Два рода влечений
- влечения, управляющие личностью
- сублимация libido в сферу сознания
- препятствия на пути сублимации
Итак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно). Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может. По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт.
Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения: с одной стороны — эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны — влечение к ненависти, распаду, смерти.
Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.
Сублимация — защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).
Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.
В обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо, т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо. Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной. В человеческой жизни ненависть, распад, разложение и смерть — это не совсем приемлемые вещи и человек пытается, переключаясь на любовь, добро и созидание, избежать их проявления, а вследствие того, что человек сложная биологическая конструкция, сделать ему это весьма непросто.
Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.
Подписка на новости сайта
Как проводится психоанализ?
Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое бессознательное?
Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет
Можно говорить без опаски, потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик
И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).
Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.
Свободные ассоциации
Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем . Это открытие естественной потребности любого человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).
Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.
В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову ().
Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.
Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.
Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.
Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно – проанализировать причины .
::
Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.
Процесс перенесения
Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика
Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.
2 no copyright
Методы психоанализа
Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.
Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.
Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.
Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.
Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.
Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.
Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.
Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.
Биография
Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.
Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне — Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.
Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.
Зигмунд Фрейд в детстве с отцом
Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды Шекспира, Канта, Ницше и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.
Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.
После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.
Зигмунд Фрейд (третий в верхнем ряду, слева на право) в молодости с семьей, 1878 год
Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд Гете под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.
После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.
Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.