Особенности профессионального самоопределения

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Что такое профессиональное определение

Профессиональное самоопределение – это явление, когда взрослый человек или ребенок (подросток) отождествляет собственную личность с конкретной профессией. Например, кто-то с детства видит себя только врачом или педагогом, кто-то – автомехаником. Проблема возрастной специфики выбора профессии, кем быть – это, пожалуй, самые важные вопросы, волнующие старшеклассников и их родителей. Для того чтобы найти себя в жизни, юноша или девушка должна:

  • Изучить разные специальности, их достоинства и недостатки;
  • Изучить собственные склонности к тем или иным школьным предметам, гуманитарным или точным наукам;
  • Проанализировать текущую ситуацию в мире (узнать, какие специалисты наиболее востребованы в настоящий момент);
  • Прислушаться к рекомендациям взрослых, обладающих большим жизненным опытом (родители, учителя, школьный психолог и классный руководитель).

Определиться со специальностью помогут родители и учителя

Бывает, что определиться довольно сложно. Эта проблема свойственна разносторонним личностям, которые одинаково талантливы в нескольких сферах деятельности. В этом случае рекомендуется записаться на курсы профессиональной ориентации по особой методике.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Сущность профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение личности — это установление отношения к трудовой деятельности путем согласования человеком личных способностей и интересов относительно мира профессий.

Основные термины психологии профессионального самоопределения это:

Профессиональный выбор –становление личности относительно будущей сферы деятельности, осуществляющееся с учетом жизненного плана и целей.

Профориентация – комплекс мер и действий по оказанию личности специальной помощи в отношении выбора профессии.

Профконсультация – процесс оказания консультантом индивидуальной помощи по выбору специальности.

Профессионально важные качества — особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации трудовой деятельности и обеспечивающие ее качественное выполнение.

Сущность процесса профессионального самоопределения личности — это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.

Выбор специальности является показательной характеристикой зрелости личности, ее потребности в социально-психологической самореализации.

Человек в течение всей жизни постоянно анализирует, производит переосмысление своих достижений, самоутверждается в труде.

Этапы профессионального самоопределения личности — это возрастные периоды, через которые проходит большая часть людей.

Ученые считают, что профессиональное самоопределение — это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.

Так, Е.А. Климов выделяет:

  • Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.
  • Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.
  • Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.

На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.

Что влияет на выбор профессии?

1. Родители, которые разными способами оказывают свое воздействие:

– Влияние на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения; воздействия через семейную атмосферу.

– Желание чтобы ребенок наследовал профессию родителей, продолжил семейное дело или династию (например, врачей или военных).

– Воздействие родителей через личный пример.

– Влияние оценки родителей на выбираемую ребенком профессию.

– Направление и ограничение выбора детей, настаивание на продолжении или прекращении обучения в определенной школе или вузе, или определенной специальности. Внутренние мотивы родителей могут быть при этом разнообразными: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и прочее.

Сила влияния мнения родителей на ребенка возрастает, когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки.

2. Влияние друзей и учителей.

– Мода на профессии среди сверстников.

– Выбор профессии за компанию.

– Положительное или отрицательное отношение к «учителю предметнику».

3. Гендерные стереотипы. Влияние ожиданий общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины.

4. Уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности подростка, которые определяют его способность принимать решения. Некоторые подростки делают нереалистичный выбор, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с некоторыми профессиями не могут.

5. Индивидуальные способности и интересы. Интерес, мотивация и личные качества определяют успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения успеха в избранной сфере деятельности, и дать хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

6. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, уровень зарплаты, престиж и перспективность карьеры. Определенное влияние имеет мода на профессию. Подростки часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

7. Уровень информированности о профессиях. Подросток банально может не знать о существование многих профессий и не понимать, чем занимаются люди некоторых профессий.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим фактором для выбора профессии. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам. Так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессии.

Молодому человеку со стороны взрослых необходима разумная помощь в профессиональном выборе. Но не в виде навязывания определенных профессий и готовых решений, а в виде помощи, чтобы подросток сумел осознать себя, свои способности и интересы, чтобы он мог самостоятельно рассмотреть различные профессии, подумать и спланировать жизненные планы. Выбор профессии должен исходить от него самого, т.к. ему ее получать, работать и жить.

Родитель или привлекаемый специалист по профориентации, должен помочь ребенку учесть социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее востребованность и перспективность в будущем.

Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое

В широком смысле слова, педагогика – это наука о воспитании и обучении личности.

Современная система обучения детей в общеобразовательных школах предполагает помощь ученику в осознании значимости и осуществлении правильного и рационального выбора в отношении будущей профессии.

Школьники всерьез начинают задумываться о том, чем они будут зарабатывать на жизнь, примерно в возрасте 12-14 лет. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами школы или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Ученики на этом этапе соотносят профессии с собственным мышлением не только по типу нравится — не нравится, а начинают оценивать определённые стороны и аспекты профессий.

Профессиональное самоопределение учащихся — это процесс становления у ученика интереса и личного отношения к трудовой деятельности. Он осуществляется через согласование внутренних потребностей и социально-профессиональной направленности.

Грамотное оказание помощи подросткам в рамках педагогики необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на получение ответов на вопросы «Кем я хочу?» и «Кем я могу стать?».

Профориентационная работа в школе включает в себя:

  • Информирование. Возможность получения знаний о специальном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.
  • Диагностика. Применение психологических тестов для выявления личностных качеств, черт характера, профессиональных намерений и предпочтений подростка.
  • Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями желаемой трудовой среды.

Роль школы в профессиональном самоопределении личности — это организация системы обучения, построенной на основе дифференциации (разделения) классов в соответствии с направленностью на изучение отдельных предметов. Со стороны профессиональных учебных заведений – их профильный уклон и предметность.

Реализация школьниками выбора в ситуации самоопределения происходит с помощью работы социально-педагогической службы, которая производит диагностику динамики профессий, разрабатывает модели самоопределения с учетом педагогического опыта, а также создания партнерства с современным производством.

Важно понимать, что итог профессионального самоопределения школьников — это окончательный выбор профессии

Задача школы в этом случае — сосредоточить внимание юношей и девушек на:

  • развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности,
  • построении и коррекции профпланов,
  • самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос — «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это

Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение личности

обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

Социальное самоопределение

— осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе? Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать? Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию? Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес? Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным? Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь? Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

Каждый новый в вашей жизни человек заслуживает уважения

Опять-таки, всегда можно что-то приобрести и вы ничего не потеряете, если будете относится к людям с уважением. Это не значит, что вы должны постоянно пресмыкаться, но и пренебрегать людьми или отталкивать их не стоит.

Улыбайтесь, словно вас чем-то обрадовали

Когда во время рукопожатия смотрите кому-то в глаза, улыбайтесь, будто видите в них что-то, что делает вас счастливыми. Громко смеяться не стоит, улыбки будет достаточно.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности

— это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса:«Кем быть?» и«Каким быть?» .

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора

. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн,внешние причины действуют только через внутренние условия . А Уолт Дисней говорил на это:«Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Этапы выбора профессии

На начальном этапе выбора большое значение имеет мнение друзей

О том, как найти свою профессию в жизни, написано много книг: и художественных, и научно-популярных. Этот комплексный процесс происходит постепенно и включает в себя несколько этапов. Сначала девушка или юноша делает спонтанный выбор, руководствуясь эмоциями и чувствами. Например, радость от спортивной победы может мотивировать школьника к поступлению в институт физкультуры, а радость от победы в олимпиаде или конкурсе проектов – к научно-исследовательской работе.

Потом будущий выпускник начинает глубже исследовать выбранную специальность с позиции финансовой выгоды, предполагаемых трудностей и престижа. На этом этапе главную роль играет отношение общества к людям, выполняющим ту или иную работу. Бывает, что ученик, имеющий явные способности к чему-либо (например, к истории, искусству, наукам), сознательно отказывается поступать в профильный институт, мотивируя это тем, что «работникам культуры мало платят» или «быть библиотекарем непрестижно, знакомые будут смеяться».

На завершающем этапе процесса жизненный путь уже выбран, и школьник начинает усиленно готовить себя к карьере в выбранном направлении. Психологи утверждают, что лучше всего окончательно определиться и подвести итог поискам в восьмом-девятом классе. Тогда, получив среднее неполное образование и сдав егэ, ученик может перейти в училище, колледж или в профильный (математический, языковой, медицинский) класс, чтобы продолжить образование и начать более близкое знакомство с будущей работой. Большую роль в профориентации в юношеском возрасте играет школьная производственная практика.

Интересно. У старшеклассников 13-16 лет очень сильно развито так называемое «стадное чувство» – желание быть как все и не выделяться из толпы. Мнение коллектива является основным. В связи с этим на начальном этапе выбора жизненного пути для тинейджера может сыграть определяющую роль мнение друга или подруги. Если родители не дадут ребенку грамотного совета, подросток может поступить в неподходящее ему учебное заведение «за компанию» с приятелем. Результат не всегда оправдывает ожидания.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Сложности выбора у старшеклассников

Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.

На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.

Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.

Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.

Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: