Раздел второй. суждение

Философские основы свободы мысли и слова.

Один из примеров функционального подхода свободе мысли и слова можно встретить в книге Дж. Ст. Милля «О свободе» (впервые опубликованной в 1859 г.), в которой свобода выражения представляется в качестве инструмента поиска истины. Возможность каждого человека свободно излагать свои взгляды рассматривается как предварительное условие проявления истины. На свободном рынке идей мнения конкурируют друг с другом. Чтобы определить, где находится правда, общество должно прислушиваться к неортодоксальным и даже провокационным мнениям, которые ставят под сомнение преобладающие воззрения по отдельным вопросам. Замалчивание определенных высказываний или мнений, кажущихся спорными или вызывающих беспокойство, — это путь к ложному спокойствию и неразрешенным проблемам:

Еще один подход к свободе слова сосредотачивает внимание на ее связи с демократией. Сторонники этого подхода рассматривают свободу слова как необходимое условие для функционирования демократии и самоуправления

Чтобы иметь возможность осуществлять свои права на участие и контролировать осуществление государственной власти, граждане должны иметь доступ ко всем видам информации и идей. Это позволяет им формировать собственные суждения по общественно значимым вопросам, основанные на полном понимании проблем, имеющих отношение к жизни сообщества.

Свободу мысли и слова также можно рассматривать как средство усиления индивидуальной автономии. Возможность выражения своих мыслей и идей позволяет человеку проявить свою личность. В то же время свобода выражения способствует автономии получателя, поскольку для развития собственной идентичности человеку необходимо ознакомится со всеми взглядами, суждениями, точками зрений.

Международные организации склонны подчеркивать взаимосвязь между свободой слова и демократией. Межамериканский суд по правам человека резюмирует эту связь следующим образом:

Вопрос 2. Основные законы логики.

Законов
таких четыре:

1. Закон
тождества: каждая мысль должна быть
тождественна (равнозначна) сама себе,
сколько бы раз она ни повторялась в
рассуждении. Рассуждая о чем-нибудь, мы
должны постоянно иметь в виду одно и то
же.

Казалось
бы, очень просто. Но этот закон нарушают
наиболее часто. Самой распространенной
ошибкой при этом является подмена
понятий, вследствии чего возникают
неправильные умозаключения (учетверение
терминов) и доказательства (подмена
тезиса). Об этом будет речь впереди, в
частности в разделе, посвященном
логическим ошибкам.

Символическое
выражение закона: А = А.

2. Закон
противоречия (его называют также и
законом непротиворечия): два противоречащих
друг другу суждения об одном и том же
предмете, взятом в одном и том же отношении
и в одно и то же время, не могут быть
одновременно истинными.

Символическое
выражение этого закона: А & А.

3. Закон
исключенного третьего: из двух
противоречащих друг другу суждений
одно непременно истинно. А может быть
либо Ь, либо Ь. Третьего не дано. Важный
вопрос о том, можно ли средствами
формальной логики передавать противоречия,
мы рассмотрим далее в курсе.

Закон
исключенного третьего применяется
только:

• К двум
единичным противоречащим суждениям.

• К двум
суждениям, одно из которых общеутвердительное,
а другое частно отрицательное:

• К двум
суждениям, одно из которых общеотрицательное,
а другое частноутвердительное:

Символическое
выражение закона исключенного третьего:
AvA.

4. Закон
достаточного основания: всякая мысль,
чтобы быть истинной, должна быть
доказанной, т. е. должны существовать
достаточные аргумен- ты в пользу ее
истинности. Иными словами, относительно
всякого утверждения мы имеем право
требовать достаточных доказательств,
в противном случае мы можем не принимать
его в расчет. Данный закон уже выходит
за рамки формально-логического закона,
так как требует соотнесения мысли с
действительностью. На этом основании
некоторые авторы вообще не считают его
логическим: «закон достаточного основания
не есть логический закон, — писал один
автор. — Он является скорее пережитком
вольфианской метафизики XVIII века».

В качестве
достаточного основания могут фигурировать:
очевидные факты, факты, проверенные на
опыте, законы и положения науки,
подтвержденные практикой, аксиомы.

Символическое
выражение закона достаточного основания:
В -> А.

ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная
    работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную рольони играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения — приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные уотдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Признаки — это то, в чем предметы сходны друге другом или отличны друг от друга. Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахари мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия — совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления,, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Содержание понятия — это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас

Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

Как поверить в собственные силы, в собственные проявления и в себя?

Не словесная поддержка и одобрение важно для развития себя, как ты уже понял. А, например, собственная убежденность в важности определенного труда

Через воплощение идеи в жизнь! Чтобы поверить в свое творение, его нужно, например, увидеть, потрогать, прочувствовать не только в виде представления!

Каким образом, возможно, это воплощение? Посредством творческого труда, например, созидательного действия – с помощью или без помощи взрослых. Для знакомого старшему поколению прошлого мальчишки, задумка превращается в сборку велосипеда из запасных частей, добытых правдами и неправдами. Для девочки воплощение идеи это готовое платье с красивым воротничком, вышитые салфетки или что-то другое – все зависит от сферы увлечений, желаний и наклонностей (а возможности мы находим сами). А можно еще и вспомнить тот самый, первый восторг: «Я смог», «Это сделал я» – вот, что нам нужно!

В понимании важности своей идеи большую роль играют именно творческие замыслы и их качественная, проработанная в деталях реализация. Обязательна собственная, непохожая на другие, мысль

Какую роль играет ее воплощение? Когда ты, ребенок восторженным взглядом смотришь на целую, настоящую конструкцию, которая сделана по личному проекту, то автоматически наполняешься здоровым, истинным, искомым чувством собственной важности. Вспомни, как, будучи уже взрослым, осознанно зауважал себя, когда преодолел очередную трудность в жизни? И это чувство в данном случае не внешняя оболочка из воздушного шарика, готового лопнуть по любому внешнему общественному уколу, а глубокое, внутреннее, безусловное убеждение. То самое, которое не должно зависеть от общественного мнения и является неоспоримым подтверждением нужности и полезности собственных вложений.

А детское еще неопытное, мягкое, податливое восприятие – первый, начальный толчок к развитию и продолжению любого начала. Тебе больше не нужно ничьих оценок – достаточно помнить тот опыт, делать и видеть результаты достижений. И это есть начало формирования внутренней убежденности.

Удавалось ли тебе создавать что-либо значимое своими руками? Дошел ли ты до уровня собственных идей и мыслей? Воплотились они в жизнь? Если нет, то попробуй вернуться в детский возраст и представить, просто представить, что это все у тебя было. Поймай то детское восторженное чувство. Во взрослом состоянии оно переходит в обыденную, простую уверенность – залог достижения всего. Уверенность в собственных силах, в ценности мыслей и их неоспоримой пользе.

Все что ты считаешь важным и делаешь, имеет право на жизнь

И не столь важно, как на это посмотрят другие. Сколь важно собственное развитие, движение вперед и реализация своих идей

Потому что именно реализация своих идей дает правильное, здоровое чувство собственной важности. А никакая ни внешняя оценка.

Продолжение далее → Зависимость от общества, как потребность в привязанности

§ 1. Логический состав простого суждения

1. Определите
вид суждения, приведите их логические
схемы.

Пример
1.
Свидетели
обязаны давать правдивые показания.

По
характеру связи S
и Р это
атрибутивное (категорическое) суждение;
по характеру связки (ее качеству) и
субъекта (по количеству)
это общеутвердительное суждение (А).

Логическая
схема: Все S
есть Р. На языке логики предикатов: х
(S(х)

Р(х)).

Пример
2.
Незаконный
договор является недействительным.

По
характеру связи S
и Р это
атрибутивное (категорическое) суждение.

очень
трудно здесь определить вид суждения
по количеству и качеству, так как
отсутствует кванторное слово, предикат
выражен с отрицательной частицей («не
действительный»), связка обозначена
словом «является».

Вначале
определяем S
(«незаконный договор») и Р («недействительный»).
Квантор отсутствует, но подразумевается
(«Всякий…»).

Итак,
по количеству это суждение является
общим, так как нет никаких указаний на
частный (либо единичный) характер
высказывания. Связка утвердительная
(«является»). Ее можно условно заменить
на другое слово: «суть». Несмотря на то
что в предикате есть частица «не», все
равно (в данном случае) она выражает
утверждение1.

Логическая
схема: Все не-S
суть не-Р. На языке логики предикатов:

х (S(х)

Р(х)).

1.1.
«Язык – одежда мыслей» (С. Джонсон).
1.2. Ни один человек себе не враг. 1.3. Кто
виноват? 1.4. «Всякая корысть уже
некультурна» (Н. Рерих).
1.5. Автор «Мертвых душ» – Гоголь. 1.6. Один
в поле не воин. 1.7. Икона есть окно в
запредельный мир. 1.8. «все
жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер).
1.9. Завтра состоится морское сражение.
1.10. Есть еще порох в пороховницах. 1.11.
Абсолютной истины не существует. 1.12.
«поэт
в России больше чем поэт» (Е.
Евтушенко)
. 1.13.
«Хлестнула дерзко за предел нас отравившая
свобода» (С. Есенин).
1.14. «Зло грубейшая
форма невежества» (Н. Рерих).
1.15 «люблю
твой колкий слух» (А.С. Пушкин).
1.16. «о
прощенье не молю» (М.Ю. Лермонтов).
1.17. «нежная
правда в красивых одеждах ходила» (Вл.
Высоцкий)
. 1.18. «Мы
на роли предателей, трусов, иуд в
детских играх своих назначали врагов»
(Вл. Высоцкий).
1.19. «Крутые скользкие края имеет эта
колея» (Вл. Высоцкий).
1.20. «Я цели намечал свои на выбор сам»
(Вл. Высоцкий).

Виды

Логика – это очень ценное интеллектуальное качество, которое помогает правильно мыслить. Логическое мышление выстраивает мыслительные процессы в такой последовательности, которая позволяет проследить взаимосвязь между событиями или рассматриваемыми объектами. Логика у человека формируется примерно с 7–8 лет и продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. Необходимо помнить, что законы логики основываются на практической информации. Здесь выводы опираются на ранее полученные знания. Задатки логического мышления появляются у ребенка с рождения. А также оно делится на определенные виды. Рассмотрим их.

Образно-логическое

Данный вид позволяет человеку решать так называемые образные задачи. Именно поэтому его еще называют наглядно-образное мышление (это когда человек воспринимает информацию еще и зрительно). При таком процессе происходит визуальное представление ситуации и оперирование образами. Образное мышление и воображение имеют одно и то же значение. Воображение позволяет четко нарисовать определенную картину или точно описать предмет или явление. Недаром уже с полутора лет у ребенка начинает формироваться именно такой вид мышления.

Абстрактно-логическое

Этот вид позволяет мыслить при помощи инструментов, которые не существуют в природе. Индивид может мыслить абстрактно, а именно: имитировать различные отношения между объектами и даже между представлениями, созданными самим мышлением. Таким образом, у человека в мыслительной деятельности появляется сообразительность. При ее подключении человек может домыслить ту или иную ситуацию. Например, когда индивид знает только начало истории, но не знает ее конца. Чтобы довести ситуацию до логического завершения, он применяет абстрактное мышление. Именно так действуют писатели-фантасты. Обладая очень хорошим абстрактным мышлением, они додумывают научную теорию, и так получается интересный сюжет.

Словесно-логическое

Его еще называют вербально-логическим мышлением. Оно использует языковые средства и речевые конструкции. Этот вид требует четкого владения речью, а также умения правильно мыслить. Любой оратор обладает хорошо развитым словесно-логическим мышлением. Благодаря ему человек может грамотно построить свой диалог с другими людьми. Без такого мышления не могут обойтись адвокаты, писатели, журналисты.

Что такое личное пространство?

Это собственные чувства, которые ты имеешь право иметь и чувствовать.

Это только твои желания, которые относятся только к тебе и радуют именно тебя.

Это только твои мысли и предпочтения.

Это право на собственный опыт и даже на собственные ошибки.

Это собственная воля выбора и право принимать собственные решения.

Это все собственные проявления, присущие только тебе, твой характер, твои особенности и все отличительные качества, те самые, которые только ты. Ты – это никто другой! Ты – это только ты! И ты имеешь право на свое все.

Эти права у тебя никто не может отобрать. Никаким правом тебя никто в качестве «поощрения» не может наделить. Оно тебе вручено вместе с самим фактом жизни. И твое дело теперь, как ты всем своим намерен распорядиться.

Есть вариант – спрятать в шкаф. Сделать вид, что «меня нет», и больше всего на свете желать, чтобы «кто-нибудь, наконец, меня нашел и достал». Потому что невозможно жить, не давая себе право на самого себя и на эту жизнь…

Но никто! Не вытащит тебя из шкафа! Это должен сделать только ты сам!

Законы логики

Как и в любой науке, здесь существуют определенные правила. Закон логики – это принцип, которому необходимо следовать, чтобы из истинных суждений получить правильный вывод. Их разработал и сформулировал еще Аристотель, изучая формальную логику, в которой использовались словесные суждения. Существует четыре базовых закона, нарушение которых приводит к появлению умышленных или неумышленных ложных выводов:

  • тождества;
  • непротиворечия;
  • исключенного третьего;
  • достаточного основания.

Закон тождества

Изучая, что такое наука логика, непременно сталкиваются с ее первым законом тождества или равенства. Некоторые именуют его принципом постоянства. Суть состоит в том, что на всем протяжении логического рассуждения изначальное понятие должно сохранять свой первоначальный смысл. Искажение, которое свойственно многим языкам и двойственность, многозначность, могут привести к ложным выводам.

Примером несоблюдения этого принципа является простой диалог:

  • Зачем чай в кружке?
  • Очевидно же! Чтобы его кто-то выпил!
  • Нет. Чай в кружке за ее стенкой. То есть здесь было подменено понятие слов зачем и за чем, сделан ложный вывод.

Закон непротиворечия

Еще одним фундаментальным постулатом является закон непротиворечия. Его суть состоит в том, что два противоположных высказывания не могут быть одновременно истинными. Одно или оба из них обязательно окажутся ложными. Можно привести простой пример иллюстрации этого закона:

  1. Маша утверждает, что абрикос из корзинки взяла Таня.
  2. Таня же опровергает сестру и уверена, что абрикос взяла Маша.
  3. Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. То есть либо Таня взяла абрикос, и Маша права, либо наоборот.
  4. Оба эти выражения могут быть ложными, если абрикос просто упал из корзинки и закатился под стол, потому как емкость была переполнена.

Закон исключенного третьего

Нередко студенты изучая, что такое наука логика, путают предыдущий закон с принципом исключенного третьего. Они схожи, но суть каждого все же отличится. Этот закон сформулирован так, что истинным может быть либо само суждение, либо же его отрицание. Третьего не дано. То есть закон оперирует не противоположными понятиями, а противоречащими друг другу. К примеру:

  1. Утверждение «все голуби – птицы» – верно.
  2. Ему противоречит вывод, что все голуби – не птицы. Или «не все голуби – птицы». Вторые высказывания ложны. Третьего высказывания быть не может.

Закон достаточного основания

Четвертый закон – логического мышления, был сформулирован не Аристотелем, а лишь в XVIII в. озвучен Готфридом Лейбницем. Суть принципа состоит в том, что любой тезис будет иметь силу только тогда, когда будет подтвержден аргументами. Причем они должны быть такими, чтобы исходная мысль четко вытекала из них.

Самым ярким и знаменитым примером применения закона достаточного основания в жизни является принцип так называемой презумпции невиновности:

  1. Ее суть состоит в том, что любой человек не считается виновным до тех пор, пока совершение им преступления не доказано фактами.
  2. Даже если заключенный дает показания против себя – это не является веским фактом признания его виновным.
  3. Для доказательства обвинителю необходимо привести прямые улики и достоверные факты участия обвиняемого в совершении преступления.

Допустимые ограничения свободы слова.

Свобода слова, безусловно, не является абсолютной и может быть ограничена при определенных обстоятельствах. Согласно общему принципу международного права прав человека, закреплённому в документах ООН и Европейской конвенции по правам человека, права человека не могут осуществляться, если это нарушает права других людей.

Согласно ст. 10 Европейской конвенции по правам человека свобода выражения мнений может быть ограничена по одной из следующих причин:

  • в интересах национальной безопасности и территориальной целостности;
  • в целях охраны общественного порядка и общественного благосостояния;
  • в целях охраны здоровья или нравственности населения;
  • для защиты репутации или прав других лиц;
  • для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;
  • для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Практика Европейского суда по правам человека выводит следующий тройственный критерий допустимости ограничения свободы выражения мнения:

  1. ограничение предписано законом – закон должен быть четко сформулирован и не иметь обратной силы;
  2. ограничение преследует законную цель, указанную в международных документах по правам человека;
  3. ведение ограничения должно быть обязательным для достижения означенной цели – недостаточно, чтобы ограничение служило достижению одной из указанных законных целей, оно должно быть необходимыми для ее достижения.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: