Аффект неадекватности
Описываемое явление – это стабильное негативное эмоциональное состояние, зарождающееся вследствие неудачи, провала и характеризующееся игнорированием факта фиаско либо нежеланием принять ответственность за неуспех. Возникает вследствие условий, повлекших за собой возникновение у субъекта потребности сберечь неверно сложившуюся у него высокую самооценку и завышенную степень притязаний.
Признать собственную несостоятельность для индивида означает пойти вопреки имеющейся потребностью сберечь собственную самооценку. Однако допустить это он не желает. Отсюда зарождается неадекватное реагирование на свой провал, проявляющееся в виде аффективных поведенческих реакций.
Аффект неадекватности является своеобразной защитной реакцией, которая позволяет выйти из конфронтации ценой отклонения адекватного восприятия реальности: индивид сберегает высокую степень притязаний и завышенную самооценку, сторонясь при этом понимания собственной несостоятельности, которая и стала причиной неудачи, избегая зарождающиеся колебания относительно собственных навыков.
Аффект неадекватности может ограничиться одной областью притязаний индивида, однако может нести генерализованный характер, овладевая личностью субъекта целиком. Дети в описываемом состоянии характеризуются недоверчивостью, агрессивностью, обидчивостью, подозрительностью и негативизмом. Продолжительное пребывание малыша в подобном состоянии ведет к вырабатыванию соответствующих качеств характера.
Аффективные крохи часто пребывают в устойчивой конфронтации с учительским составом и ровесниками
Поэтому они различными путями пытаются компенсировать собственные плохие позиции, стараются привлечь симпатию к своей индивидуальности и внимание, тем самым стремятся удовлетворить собственные притязания на хорошие позиции, оправдать личную самооценку. Подобные действия ставят таких малышей в абсолютную подчиненность мнению окружения, зависимость от одобрения, оценивания коллективом. Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию
У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности
Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию. У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности.
«Тихое помешательство»
Некоторые больные люди просто замыкаются в себе и закрываются в четырех стенах. Так они могут существовать многие месяцы, годы и даже десятилетия. Нельзя сказать, что им совершенно чуждо общение. Однако оно представляется им слишком опасным, слишком странным, либо слишком обременительным. Иногда причина кроется в том, что на общение не осталось сил, иногда — в том, что полностью пропало само желание общаться. Сюда относятся случаи шизоидных личностных расстройств, депрессивные аффективные расстройства, многие случаи шизофрении, в том числе хронической, а также случаи деменции. Дело может доходить до того, что люди не только перестают выходить в магазин или, допустим, в ТСЖ (ЖЭК), но и ухаживать за собой, а также содержать в чистоте помещение, в котором проживают. По этой причине условия их проживания зачастую серьезно ухудшаются, переставая соответствовать санитарным нормам, и начинают напрямую угрожать их здоровью (вши, блохи, паразиты). Проблема таких ситуаций заключается в том, что в добавок к угрожающим условиям проживания, про заболевшего человека могут просто «забыть», — особенно если он никогда не отличался особой общительностью и не имел родственников или знакомых. Стало быть, и медицинская помощь может опоздать: ее просто некому будет вызвать.
В самых тяжелых случаях требуется экстренная медицинская психиатрическая помощь, иногда связанная с необходимостью привлечения сотрудников полиции и МЧС, органов опеки и попечительства для отправки больного человека на лечение.
Критерии адекватности
То, как человек ведет себя в обществе, напрямую сказывается на его карьере, отношениях в семье, но нельзя представить индивида, который не имел бы мельчайших заблуждений. Из-за этого принципы адекватности в психологии размыты. Нет четко установленного алгоритма, которому необходимо следовать, чтобы казаться вменяемым окружающим. Понятие адекватность рассматривается в рамках отдельных ситуаций и конкретного общества.
Современные психологи выделяют лишь несколько критериев, по которым судят о вменяемости человека:
- сдерживание эмоций;
- социальная активность;
- коммуникабельность;
- высокая энергичность;
- стремление к достижению целей;
- возможность испытывать широкий спектр чувств (радость, горе, сочувствие).
Что делать, если человек закрылся в квартире
Постарайтесь аккуратно расспросить знакомых или соседей о том, когда они в последний раз его видели и в каком он был состоянии; о чем разговаривал и разговаривал ли вообще; как выглядел и как себя вел. Напишите заявление о случившемся участковому полиции, на чьей территории проживает предположительно заболевший человек
Если вы очень хотите, то осторожно по косвенным признакам постарайтесь определить, дома ли тот, кого вы ищете. В случае наличия с ним адекватного контакта попытайтесь по телефону предложить свою помощь
Однако избегайте быть навязчивым или маячит возле дверей в его квартиру — в случае бредового психоза вас могут счесть за врага, и внезапно применить к вам какое-нибудь оружие. Лучше, в случае отсутствия ответа, доверить подобные дейсвия сотрудникам полиции. В полномочия последних входит обязанность вызывать врача психиатра к лицам, страдающим психическими расстройствами.
Модели педагогического общения
Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.
Основные модели общения:
- Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
- Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
- Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
- Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
- Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.
Адекватность в современном обществе
В современном мире изменилось отношение к понятию адекватности. Стало модно быть странным, ненормальным, не таким, как все. Странные прически, пирсинг, татуировки, другие бодимодификации, экстравагантная одежда, вызывающее поведение – малая часть того, что помогает людям демонстрировать неадекватность. Стало модно ставить себе психические и психологические диагнозы.
И если некоторые из подобных проявлений безобидны для человека и его окружения, то другие люди настолько увлекаются подобной самореализацией, что встают на криминальный путь или оказываются во власти зависимостей. Например, некоторые люди вживаясь в роль сумасшедшего, нападают на прохожих, снимают свои выходки на видео, выкладывают в интернет. В современном мире неадекватное поведение стало символом свободы и равноправия, признаком интересной, творческой, личности, индивидуальности.
Как поступить с неадекватным начальником?
Самая кошмарная ситуация — когда человек дорожит хорошей работой и карьерными перспективами, но вынужден ежедневно сталкиваться с агрессивным, авторитарным боссом. От этого человека зависит будущее в компании и благосостояние подчиненного. Поэтому работник вынужден прибегать к особенно тщательному планированию собственного поведения.
Как вести себя с неадекватным человеком, который имеет над вами власть? Ни в коем случае не стоит пускать все на самотек. Боритесь с проявлениями хамства и унижения. Иначе устойчивое плохое настроение вгонит в депрессию, снизит самооценку, навредит не только психическому, но и физическому самочувствию.
Если вы являетесь специалистом и ценным сотрудником компании, организуйте беседу с начальником. Настройтесь на поддержание спокойного тона беседы. Выскажите руководителю заинтересованность в сохранении должности. Намекните на старательность при исполнении обязанностей. Поведайте, что некоторые аспекты взаимоотношений вас смущают и негативно отражаются на продуктивности труда. Попросите начальника избегать неприятных моментов, которые вредят достижению полезных результатов работы.
В крайнем случае сформируйте коллектив единомышленников. Обратитесь с жалобой к вышестоящему руководству. Если директор компании находится с начальником «на одной волне», вероятно, стоит попросту заняться поиском другого, равноценного места работы для развития карьеры. Ведь никакая оплата и возможные перспективы не стоят постоянных издевательств и риска получения психической травмы.
Адекватность
Адекватное поведение — это поведение, которое понятно окружающим и не идет вразрез с общепринятыми нормами, соответствует ситуации и ожиданиям окружающих. В любом обществе есть общепринятые нормы морали. Так вот адекватный человек будет вести себя соответственно этим нормам, совершать поступки, ожидаемые другими. К примеру, если он зашел в троллейбус и сел на сиденье – это адекватное поведение, а вот если он ляжет в троллейбусе на пол — это неадекватность
Обратите внимание, что все эти нормы внешние, созданные общественным мнением. То есть в адеквате человек живет по внешним ориентирам и не всегда ориентируется на свои чувства и желания
Проще говоря, умеет держать себя в руках. Например, вам понравилась сумочка у соседки, вы давно такую хотели, но вы же не пойдете ее отбирать. На самом деле, адекватность — понятие достаточно относительное, ведь в разных религиях или странах нормы морали могут отличаться, например, если на Востоке принято пить чай сидя на полу, то в где-нибудь в Европе, скажем, в Лондоне, это будет по меньшей мере странно. И если человек ведет себя правильно, по вашему мнению, то это совсем не означает, что другие люди тоже посчитают это нормальным. Вообще, все люди в той или иной степени неадекватны,уж точно время от времени совершают такие поступки.
Зачем нужно оценивать себя?
Это помогает развить личность. Функции самооценки следующие:
- Регуляторная. Помогает в принятии решений.
- Защитная. Обеспечивает стабильность и независимость личностных границ.
- Развивающая. Стимулирует человека расширять кругозор, получать новые знания и навыки.
- Сигнальная. Помогает оценить адекватность своих поступков.
- Эмоциональная. Позволяет человеку быть удовлетворенным самим собой.
- Адаптационная. Помогает найти свое место в мире.
- Прогностическая. Отвечает за активность, когда человек начинает новую деятельность.
- Корригирующая. Позволяет осуществлять самоконтроль в процессе выполнения какой-либо работы.
- Ретроспективная. Помогает адекватно оценить деятельность на заключительном этапе.
- Мотивирующая. Побуждает к действию для того, чтобы быть довольным собой, ощутить гордость.
- Терминальная. Дает возможность остановить деятельность, если в процессе возникло недовольство собой.
Определение самооценки подразумевает то, что она является основой для мироощущения человека. Она отражает степень удовлетворенности своими действиями. Поэтому завышенная или заниженная самооценка препятствует адекватному восприятию происходящего.
Признаки неадекватного поведения ребенка
Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой. Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит. Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.
Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.
Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним. Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома. Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.
Профилактика асоциального поведения
Профилактика девиаций эффективнее всего, когда она выполняется в комплексе: со стороны семьи, общества и государства. Разберёмся, какими способами она может осуществляться.
В семье
Профилактику девиаций имеет смысл начинать в детстве и подростковом возрасте, поскольку ученые доказали, что у людей, совершивших преступление, были предпосылки к этому ещё в детстве.
В идеале, родители должны уделять ребёнку много внимания: общаться и внимательно слушать его, замечать отклонения в его поведении, знать его друзей, разговаривать с ним об общественных нормах. И, конечно, самим показывать пример адекватного поведения — например, никогда не поднимать руку на ребёнка, иначе у него сформируется установка, что насилие — это нормально и правильно
Важно, чтобы у ребёнка сформировалось понимание границ и рамок дозволенного, умение самому регулировать свои действия
Хорошо, если в школе для детей будут проводить специальные классные часы по профилактике зависимостей и других антиобщественных поступков.
В государстве
Также в идеале профилактика девиаций должна проводиться со стороны государства. Ведь число людей с асоциальным поведением напрямую зависит от благополучия в обществе. Если государство помогает малоимущим семьям, обеспечивает для всех равный доступ к образованию и медицине, заботится о пенсионерах и даёт рабочие места, то в стране уменьшается количество преступлений, меньше людей подвержены зависимостям и в целом психологический климат намного лучше.
В обществе
Наконец, нельзя не отметить, что общество вполне способно к саморегулированию. Дело в том, что деятельность человека проявляется не в обществе в целом, а в одной из его малых групп: в семье, рабочем или учебном коллективе, компании друзей или др. Внутри каждой из них существуют свои негласные нормы поведения, которые каждый участник принимает, если хочет быть причастным к этому коллективу. Например, замечено, что в небольших этносах или просто маленьких населённых пунктах уровень девиации гораздо ниже, чем в больших городах. Сказывается то, что там в буквальном смысле все знают друг друга, и жизнь человека напрямую зависит от других людей
Поэтому каждому так важно ощущать свою причастность к своему народу
Примерно то же самое происходит в субкультурах — как молодёжных, так и вполне серьёзных, например, в научном или бизнес-сообществе. Их представителей объединяют общие ценности, представления о допустимом и недопустимом, а также представление о собственной исключительности — конечно, в положительном смысле. Ведь чтобы попасть в такую субкультуру, нужно обладать определёнными знаниями, связями и ценностями. Предполагается, что человек, ценящий свою причастность к такой «элите», не пойдёт против её моральных установок.
Видимое расстройство поведения
Психические больные, будучи в состоянии острого психоза, могут неправильно воспринимать окружающую обстановку, или не воспринимать ее вообще. Они могут действовать исключительно под влиянием звучащих у них внутри «голосов» или бредовых идей, просто сметая со своего пути все, что мешает реализации их планов. Оказаться на пути у подобного больного может быть смертельно опасно.
Поведение человека может не соответствовать принятым нормам и по ряду других причин, начиная с алкогольного, медикаментозного или наркотического опьянения и заканчивая острой аффективной реакцией.
Люди, которые в течение многих лет ведут себя агрессивно, странно или вычурно, как правило, имеют либо тяжелую личностную патологию, либо тяжелое психическое расстройство, изменяющее восприятие мира, мышление и (или) поведение. И это тот случай, когда наличие психических проблем очевидно. Однако дело обстоит так далеко не всегда.
Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно
Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:
- Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
- Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.
Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения. Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить. Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.
Каково минимальное количество баллов по физической подготовке для сотрудников?
Работники групп специального назначения, контроля за оборотом наркотиков, отделов физической защиты по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защиты (расчет по трем нормативам) должны преодолеть минимальный порог по ФИЗО. Для лиц мужского пола максимальный балл 180, минимальный 74.
Сотрудники полиции, за исключением работников специальных подразделений органов по контролю над наркотиками, отделов физической защиты безопасности лиц, подлежащих государственной защите (сумма в двух упражнениях): для мужчин максимальный бал 115, минимальный 45. Для работников, не являющимися сотрудниками полиции (по одному нормативу) от 55 до 20.
Для сотрудниц женского пола специального назначения, работающих в отделении за оборотом наркотиков от 150 до 60.
Ваш комментарий к ответу:
Для остальных групп лиц, ведущих себя неадекватно
существует седующее правило. Если человек ведет себя так, что можно заподозрить у него наличие психического расстройства, психиатрическую помощь без его согласия ему можно оказать только тогда, когда его действия представляют непосредственную опасность для себя или окружающих. Это записано в «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании». В остальных случаях помощь оказывается только по решению суда. Заявление в суд подает врач психиатр (участковый), который ведет прием в диспансере, или врач приемного покоя больницы, если больного привезли туда.
Таким образом, правильные действия в отношении лица, предположительно страдающего психическим расстройством, следующие:
- Обеспечить собственную безопасность
- Вызвать сотрудников полиции, если лицо нарушает общественный порядок или чьи-либо права
- Подать письменное заявление в психиатрический диспансер по месту жительства больного
В завершение хочется отметить, что чье-либо странное поведение никогда не означает обязательный вызов врача психиатра или госпитализацию в психиатрическую больницу. Возможно, человек перенес психическую травму, серьезный стресс или эмоциональный шок; может быть, у него сдали нервы, он обижен, рассержен, раздосадован или унижен. Подобное состояние называется «острая аффективная реакция». Со временем это состояние может самостоятельно пройти: человек сам найдет выход из ситуации. Неадекватное поведение может быть обусловлено тем, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и его неадекватное поведение связано с этим. И это тоже пройдет без посторонней помощи без освидетельствования и госпитализации.
И еще очень важная мысль, которую хочется высказать. Пожалуйса, помните, что в любом случае за собственную безопасность отвечаете только вы сами. Постарайтесь в первую очередь обеспечить эту безопасность для себя. Не пытайтесь оказывать помощь лицам, не являющимся беспомощными. Особенно если вас об этом не просят. Если вы очень хотите оказать помощь психическому больному, вызовите к нему специалиста. И тогда все будет в порядке.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Признаки неадекватности
Признаков неадекватности бывает множество, но рассматривать необходимо комплексно. Не следует вешать на индивидов ярлык неадекватности, обнаружив лишь одно из нижеприведенных проявлений.
Состояние неадекватности выражается в нижеизложенных действиях. И прежде всего, обнаруживается в непредсказуемых переменах настроения полярного характера (плохое настроение сменяется эйфорией, хорошее – плохим), неожидаемым реагированием на людей (излишне импульсивное поведение). Мимика и жесты индивида, находящегося в описываемом состоянии, не отвечают происходящему. Таким субъектам присуща чрезмерная театрализованность, суетливость, излишняя жестикуляция либо напротив неестественное спокойствие, несоответствующее обстановке, замерший неморгающий взгляд непосредственно в глаза собеседнику.
Неадекватный человек склонен перебивать беседующих, недослушивает их доводы и суждения, может вообще не слушать окружающих, либо озвучивать собственное мнение не по теме. Часто проскакивают безапелляционные заявления. Индивиды в состоянии неадекватности нередко высказывают мнение совершенно неуместно. Могут переводить предмет беседы в абсолютно иное русло. Болтают больше о собственной персоне. Речь их наполнена бранными словами, грубыми выражениями, сленговыми оборотами. Помимо этого, могут использовать демонстративно заумные предложения в обыденной бытовой беседе.
Во внешнем облике отмечается неуместный подбор одежды, стиль, несоответствующий мероприятию или обстановке, вычурные или вызывающие наряды. Внешность также претерпевает изменений: ярко окрашенные локоны, необычная прическа, вызывающий макияж. У сынов Адама неадекватность проявляется в чрезмерном пирсинге, «тоннелях» в ушных раковинах, множество татуировок, шрамирование.
Неадекватные люди склонны воспринимать «в штыки» всякие суждения и идеи оппонентов при разговоре, не взирая, на их аргументированность и логичность. Также им свойственны повышенная обидчивость, неадекватная реакция на дружеские подтрунивания, шутки, безобидные подколы.
Неадекватность поведения может выражаться в агрессивности, подозрительности, двигательной расторможенности, суицидальных попытках или склонности к самоповреждению, аморальных деяниях, асоциальных поступках, конфликтности, нарушении социального взаимодействия, категоричности высказываний.