Что такое ментальность: здоровье и болезнь на ментальном уровне

Содержание курсов:

Торт «Лесной муравейник»

Менталитет богатства: можно ли перестроить свое мышление

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные: генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные: психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой талант и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные цели.
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о творчестве.
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Зато удача играет не такую важную роль в жизненном успехе миллионеров, как кажется. В списке факторов успеха она занимает только 13-е место.

Но главное, о чем стоит помнить: настройки ума на мышление миллионеров не гарантируют богатства. Но они того стоят.

Выводы

  • С точки зрения отдельного человека менталитет – это способ восприятия реальности, на который повлияли среда и окружение человека.
  • Менталитет – статическая «величина», которая меняется очень медленно. Ментальность изменяется под влиянием эпохи.
  • Русский менталитет лучше всего описать фразой: «загадочная русская душа».
  • Копирование привычек миллионеров не принесут богатства. Но перемены мышления помогут добиться успеха.

3 Надежная память

Еще одним плюсом изучения языка является «опережающее назначение памяти». Изучение языков показало увеличение объема памяти, особенно значительное в краткосрочной памяти. Это огромное преимущество, т.к. оно позволяет мозгу сохранять информацию в течение более длительного срока и усваивает её быстрее.

Виды менталитета

Менталитет как особенность социальной группы был сформирован многими столетиями. Его развитие и изменение напрямую зависят от исторических событий. У него есть как отрицательные, так и положительные стороны. То же самое происходит и с людьми, которые его формируют. Так какой бывает менталитет?

Менталитет общества можно разделить на несколько типов:

  • этнический (например, французский, болгарский);
  • профессиональный (например, шахтёрский, актёрский);
  • классовая ментальность (мировоззрение буржуазии и люмпенов);
  • идеологический (революционное, консервативное мышление);
  • возрастное мышление (подростковый менталитет или менталитет пожилых людей);
  • этнографический (деревенский, городской).

Помимо этого, выделяют мужской и женский менталитет, антисоциальное и просоциальное мышление, семейное мировоззрение.

Классификация показывает, что одна и та же личность может принадлежать к различным группам, что приводит к различным проблемам. Например, подростки часто оказываются в диссонансе со своим «я», так как образ жизни их семьи и прививаемые в процессе воспитания нормы поведения входят в конфликт с обычаями школьной среды.

Менталитет в исторических, религиозных и научных источниках

Рассуждения о том, что у отдельных народов имеются свои специфические социально-психологические особенности, присутствуют ещё в трудах Плиния и Геродота. Дополняет картину также художественная литература того времени, в которой был очень популярен сюжет путешествий по далёким странам. В таких произведениях всегда очень подробно описывались культурные особенности разных народов (реальных и вымышленных) и недоразумения, возникающие из-за этих особенностей.

Немало информации современные исследователи черпают также из религиозных книг – Библии и Корана. Библия подробно описывает исторические сюжеты, по которым можно судить о бытовавших в разные времена обычаях, моральных и этических нормах

В Коране большое внимание уделяется ценностям, культурным и духовным принципам, которых должны придерживаться мусульмане

В 18 веке исследованием особенностей поведения, свойственных отдельным народам и нациям, занялся шведский естествоиспытатель Карл Линней (он больше известен как автор единой системы классификации животных и растений). Он стал первым, кто решил разобраться, что такое менталитет с научной точки зрения. Примерно тогда же появилась этнопсихология – новая наука, изучающая «душу народа» и «национальный характер».

Термин «менталитет» (mentality) ввёл в научный обиход французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль. Значительную часть своей научной карьеры он посвятил изучению австралийских аборигенов и папуасов, сохранявших на тот момент первобытно-общинный строй. Результаты данного исследования он изложил в книге «Первобытный менталитет», в которой описывал, какие специфические черты присущи представителям разных племён.

Но по-настоящему популярным термин стал с подачи «Школы Анналов» – французского исторического сообщества, основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром. Они определяли менталитет как черту характера, которая есть и у рядового солдата, и у короля Франции. Это определение подчеркивало, что данная черта является коллективной, но проявляется у каждой личности.

В дальнейшем тема менталитета интересовала самых выдающихся психологов 19-20 веков: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других. Сегодня данная тема также активно изучается в социальной психологии, культурологи, истории, этнологии и других науках.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Типы менталитета

Исследователи выделяют 4 типа менталитета, которые характерны для разных этапов существования человеческой цивилизации. Чтобы лучше понять, что такое менталитет, рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

  1. Варварский.  Данный тип менталитета возникает на ранних этапах формирования всех цивилизаций. В подобных культурах высоко ценится физическая сила и склонность к геройству, при этом практически полностью отсутствует страх смерти. Носители варварского менталитета религиозны, но не фанатичны. Они легко меняют религиозные взгляды, если новая религия лучше объясняет, где Солнце прячется ночью и чем оно там занимается.
  2. Аристократический.  При развитии любой цивилизации неизбежно происходит значительное социальное расслоение. Появляется сословие богачей, питающихся дорогой вкусной пищей и имеющих возможность содержать своё тело в чистоте. Благодаря этому в аристократическом менталитете возникает такое явление как сексуальная избирательность. Также сильно возвысились представления о чести и достоинстве. Теперь благородные мужи должны были демонстрировать доблесть и отвагу, а благородные дамы – неприступность и целомудрие.
  3. Интельский.  Данный тип менталитета сформировался на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения. Условия жизни значительно улучшились, повысился уровень безопасности. Войны в тот период не были слишком разрушительными, поэтому у представителей всех сословий появилось ощущение относительной безопасности. Для интельского менталитета характерна более высокая ценность человеческой жизни. Меньше ценилось умение воевать, и больше ценилось умение работать.
  4. Буржуазный.  Этот тип менталитета является господствующим сегодня. Основные ценности – работоспособность, умение распоряжаться деньгами, экономить их и правильно инвестировать. Для носителей данной ментальности характерно стремление к власти и наживе, также им свойственно подчинять свои религиозные и идеологические взгляды практическим соображениям.

В современном мире основным является буржуазный тип менталитета. Он служит основой для менталитетов народов и наций, населяющих все страны нашей планеты. Разумеется, существуют племена, умудряющиеся даже сегодня сохранять первобытные обычаи и варварский тип менталитета.

Наглядные примеры

Что такое ментальность на простых примерах.

  1. В России в начале каждой весны празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, затем устраивают гуляния, в процессе которого сжигают чучело, что символизирует проводы зимы. В Индии об этом знать не знают и, возможно, ее жители покрутили бы у виска, услышав о такой традиции.
  2. Русские перроны заполнены людьми, которые прощаясь, обнимаются и целуются. Во Франции такое поведение на железнодорожных вокзалах строго запрещено – можно даже штраф схлопотать. А все из-за того, что некогда их перроны были очень узкими, и обнимающиеся мешали движению других.
  3. Если к вам придут в гости, то, скорее всего, в знак гостеприимности вы предложите им чай с чем-нибудь вкусненьким, а может и накроете богатый стол с чем покрепче. В Китае кружку чая гостю подают вместо слов «А не пора ли вам домой?» Вот что значит разная ментальность.

Примеры национальных менталитетов

Поскольку для большинства из нас менталитет ассоциируется с характеристикой нации, рассмотрим пример нескольких стран.

Жители России характеризуются отсутствием приватности человека. Каждый может постучаться к соседу в квартиру вечером, не думают, что лучше не беспокоить в такое время. Все всё про друг друга знают.

Русские знамениты на весь мир своей искренней и открытой душой. Они действуют от сердца. Если им не нравится кто-то, они не будут это скрывать. А полюбившегося человека примут с распростёртыми объятиями.

Негативизм как взгляд на мир – распространённое описание этого народа. Даже если всё стабильно и нормально, людям всё равно кажется, что что-то не так и есть повод погрустить (понастальгировать по былым временам) и сетовать на ситуацию, политику, чёрного кота на улице.

Американцы же очень позитивные и эмоциональные люди, несмотря на то что каждый третий сидит на антидепрессантах. Всегда улыбаются и всему рады (возможно, что это следствие многолетнего свободного ношения оружия — лучше улыбнуться, чем получить пулю).

Иногда это переходит в лицемерие, если перед ним человек, которому улыбаться он не хотел бы. Если американцы выражают свои чувства или отношение к чему-то, то словами «Восхитительно!», «Я вас очень сильно люблю!», «Это просто замечательно!» (послушайте их текущего президента).

Граждан Америки считают работоспособным народом. Но при этом они стараются отделять работу от личной жизни, отдавая ей значительное количество внимания. Также они не любят халяву. Если есть бесплатные напитки, они всё равно пойдут и заплатят за них.

Являются хорошими слушателями и никогда не перебивают. И сразу дают новому собеседнику кредит доверия. Они не пытаются проверить какую-то информацию, врёшь ты или нет. Не любят разговаривать об интригах и сплетнях.

Вот немцев сразу характеризует любовь к порядку. У них для всех предметов есть место, куда их нужно класть, и только туда. Они строго придерживаются правил, установленных в семье, на работе, в государстве. «Ordnung muss sein» — порядок должен быть всегда.

Жители Германии никогда ничем не делятся. Даже если речь идёт о куске пиццы для своего друга. Также у них особое отношение к детям. Законом запрещено их бить и на них кричать. За это могут отобрать ребёнка и поставить семью под наблюдение.

Эти описания дают только приблизительное представление о нации, и совсем не обязательно что представитель России, Америки или Германии должен им соответствовать. Но в общем социум похож на те характеристики, которые им приписали.

Я тут не упоминал про ментальность китайцев, японцев и других «далеких» от нас народов. С ними мы вообще отличаемся очень сильно. Это, кстати, мешает сближению, ибо мы все же больше европейцы, чем азиаты. Но, думаю, скоро мы этот пробел исправим.

Подборки по теме

Использую для заработка

Типология менталитета

Чтобы понять, что такое менталитет, был произведён психологический анализ биографий многих личностей.

А также на основе изучения мемуаров, наблюдений за поведением окружающих людей, удалось определить 4 типа ментальности личности:

1. Варварский.

2. Аристократичный.

3. Интельский.

4. Буржуазный.

Это интересно: 4989,Чудесная сила молитвы к святой блаженной Матроне Московской

1Факторы формирования менталитета

Менталитет, или восприятие окружающего мира, как его еще называют, формируется на основании ряда факторов

Не менее важное значение имеет возраст – в среднем, система ценностей и определенное направление мышления формируется в период с 3 до 15-16 лет. Именно в этот период наибольшее воздействие на формирование ценностей ребенка оказывают близкие люди и работники школьных учреждений.
Среди основных двигателей ментального мышления стоит отметить следующие:

  • идеология родителей в период воспитания ребенка;
  • влияние социального окружения;
  • религиозные взгляды;
  • воздействие образовательных процессов;
  • знакомство и изучение различных направлений в искусстве;
  • психологические особенности;
  • влияние авторитетных и успешных личностей;
  • политическая составляющая;
  • воздействие средств массовой информации.

Понятие, определение менталитета

Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.

Что же такое менталитет:

  • ценности, убеждения, установки личности;
  • нормы, идеалы;
  • когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
  • культурный, личный опыт;
  • жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
  • представления о мире, своем месте в нем.

Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.

Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.

Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Техника

АвиацияАвтоВычислительная техникаОборудование(Электрооборудование)РадиоТехнологии(Аудио-видео)(Компьютеры)

Социально-культурное значение билингвизма

Увеличение образовательных ресурсов в Интернете, в частности рост Википедии, повысило значимость билингвизма в школьном и вузовском образовании.

Социальные случаи билингвизма

Выделяются два случая билингвизма:

  • языковые социальные группы взаимно друг друга исключают, то есть два языка никогда не встречаются: член двух взаимно исключающих друг друга групп никогда не имеет случая употреблять два языка вперемешку;
  • языковые социальные группы в той или иной мере друг друга покрывают.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: