Борьба с космополитизмом в СССР
На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм — это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.
В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.
Космополитизм, патриотизм и интернационализм[править]
Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.
Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.
Весьма часто космополитизм берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.
По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.
Неонацизм и космополитизм
Однако существует и такая категория приверженцев данной идеологии — воинственные космополиты. Эти люди навязывают свою точку зрения довольно в агрессивной форме тем, кто, на их взгляд, недостаточно цивилизован, пребывает под влиянием национальных традиций, идеи государственности и Они не пропагандируют свою приоритетность, но яро отстаивают идеи отречения от всего устаревшего, на их взгляд. Как такового понятия «насильственный космополитизм» не существует. Поэтому зачастую применяют и подменяют его понятием «неонацизм».
Одной из форм космополитизма является глобализация интеллектуальной собственности и бизнеса. Также это подразумевает доступность информации для каждого человека в любой точке мира, свободное проживание и перемещение, объединение стран.
Что такое «космополитизм»?
Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:
- Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
- Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
- Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.
Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.
Символ космополитизма
Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.
Негативные моменты
Даже такая прекрасная и гуманистическая идея находит немало противников:
- Чаще всего ожесточенную реакцию вызывает необходимость глобализации экономики. Представители левых движений видят в этом наступление капиталистов на права рабочих в отсталых странах;
- Все попытки создания международных институтов не увенчались успехом. Созданная в начале XX века Лига наций не смогла предотвратить трагедию нацизма, ООН был бессилен в условиях холодной войны;
- Уничтожение государственного суверенитета является нарушением права граждан на самоопределение и их демократического волеизъявления;
- Государства конкурируют между собой подобно животным в дикой природе, поэтому отношения между ними всегда будут носить отпечаток недоверия. Никакой лучшей альтернативы национальной инфраструктуре человечество не придумало;
- Патриоты полагают, что вытеснение из дискурса понятия Родины приведет к безответственности и беспринципности. Любовь к отечеству предполагает самопожертвование и взаимоподдержку, космополитизм порождает лишь эгоизм и одиночество в глобальном мире.
История
Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген. В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.
В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.
Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию. Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.
Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма. В 1921 году Эжен Ланти основал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году опубликован основной документ ассоциации — «Манифест Безнационализма».
После Второй мировой войны космополитизм успешно развивается в капиталистических странах: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира». Параллельно в СССР происходит «борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.
В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека.
В России
Современный процесс глобализации, по сути, осуществляет чаяния космополитов, поскольку происходит стирание границ наций, языков, культур. Европейский Союз, СНГ – близких к осуществлению слияния объединений. Мировой язык один – английский. Культура тоже весьма условно дифференцируется. Разумеется, кристаллизованная идея космополитизма утопична. Люди – слишком сложная материя, а человеческая природа всегда ставит интерес индивида выше интересов человечества. Вполне вероятно, что через столетия будет создана единая и государство, а братская любовь восторжествует.
Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.
История развития космополитизма
Ранние древние выражения космополитизма, вызванные необходимостью выживать в диких природных условиях, отмечаются в добровольном объединении племён, родов и народов по религиозному, идеологическому, экономическому признаку.
О рассматриваемой идеологии впервые заговорили в Древней Греции и первым, кто изложил мысли о мировом гражданстве, был Сократ, но Диоген его опередил и ранее успел объявить себя «космополитом».
В то время космополитизм прогрессировал в учении киников, и явным импульсом стала Пелопоннесская война, которая поспособствовала отрицательному взгляду на призыв к местному патриотизму по причине утраты независимости и важности отдельных полисов (городов-государств, объединяющих город и окружающие земли с сёлами). Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики
В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви
Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики. В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви.
С XVI века космополитизм приобретает светский характер. В 1544 году Гийом Постель в понятие «космополитизм» вкладывает не религиозный, а земной смысл, представляя себе мировое государство внерелигиозным и наднациональным братством, основанном на собственном выборе каждого. Впрочем, космополитизм пребывал тогда в стадии формирования, появляясь в тайных обществах герметистов и алхимиков. Благодаря развитой организации масонства это братство первым распространило космополитизм.
Формирование данного мировоззрения пришло на рост пацифистских настроений изнемогших от войн европейцев. В этом значимую роль сыграло учение «Вечного мира» Канта и Бентама, рекомендующее создать в Европе непрерывно действующий конгресс, который бы объединил государства в вопросах мира. Раздумывая, Кант усмотрел в рассматриваемой идеологии кульминацию истории, относя её к естественному состоянию человека.
Возобновление космополитизма случилось в XX веке на волне сильнейших социальных потрясений из-за мировых войн и революций. Для этого времени в Европе характерно развитие движения безнационализма, относящееся к радикальной ветви космополитизма.
В 1921 году Эжен Ланти создал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT). Перед ассоциацией ставилась задача содействовать исчезновению всех наций как самоуправляющихся союзов и применение эсперанто как общего языка культуры.
В 1931 году был издан документ ассоциации – «Манифест Безнационализма».
После завершения Второй мировой войны рассматриваемая идеология с успехом прогрессирует в капиталистических странах.
Принятая в декабре 1948 года «Всеобщая декларация прав человека» закрепила в мировом законодательстве права каждого жителя Земли.
В 1954 году Гарри Дэвис создаёт некоммерческую организацию «Всемирное Правительство Граждан Мира», знаменитую выдачей «Паспорта гражданина мира».
Одновременно в СССР отмечается «борьба с космополитизмом» – это мировоззренческая кампания, направленная супротив советских интеллектуалов, тяготеющих к сторонникам прозападных тенденций.
В XXI веке рассматриваемая идеология возобновляет своё развитие по причине тотальной глобализации.
В поддержку космополитизма выражал своё мнение Л. Н. Толстой, называя патриотизм пережитком варварских времён, злом, неминуемо ведущим к вражде и агрессии.
Явным адептом рассматриваемой идеологией является Стив Харвиц. Философская теория описываемого мировоззрения приобрела развитие в работах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм был описан в трудах немецкого политического философа и социолога Ульриха Бека, а именно в книге «Космополитическое мировоззрение».
Нередко рассматриваемая идеология попадает под критику за пропаганду равнодушия к национальным ценностям, безучастие к национальной культуре.
Итак, человека можно отнести к космополиту, если он лишён патриотизма, безучастен к интересам Отчизны, чужд своему народу, не причисляет себя к какой-либо национальности. Космополит нетерпим к унижениям, преследованиям, ущемлениям в правах по вероисповеданию, цвету кожи, умственным и физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям, не выказывает отрицательного насильственного давления и влияния на других личностей, не препятствует их увлечениям и традициям.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Космополитизм – что это?
Иногда надо вести себя сдержано Как правильно нн или н ?
ч.
мн. ч.
м
ж
с
И.Р.Д.В.
неод.
одуш.Т.П.кф
ПАДЕЖ | ед. ч. | мн. ч. | |||
м | ж | с | |||
И. | заде́ржанный | заде́ржанная | заде́ржанное | заде́ржанные | |
Р. | заде́ржанного | заде́ржанной | заде́ржанного | заде́ржанных | |
Д. | заде́ржанному | заде́ржанной | заде́ржанному | заде́ржанным | |
В. | неод. | заде́ржанный | заде́ржанную | заде́ржанное | заде́ржанные |
одуш. | заде́ржанного | заде́ржанную | заде́ржанное | заде́ржанных | |
Т. | заде́ржанным | заде́ржанной, заде́ржанною | заде́ржанным | заде́ржанными | |
П. | заде́ржанном | заде́ржанной | заде́ржанном | заде́ржанных | |
кф | заде́ржан | заде́ржана | заде́ржано | заде́ржаны |
СДЕРЖАННЫЙ, СДЕРЖАННОСТЬ
Слова сдержанный, сдержанность
в современном языке крепко связаны с глаголамисдержать исдержаться , от которых они были произведены когда-то. Но в то же время им присущи такие смысловые оттенки, которыми ярко выражается их семантическое своеобразие. Словосдержанный , будучи причастием страдательным от глагола сдержать, вместе с тем выражает качественные значения: «владеющий собою, умеющий сдерживаться»; «полный выдержки, самообладания или свидетельствующий о выдержке, самообладании». Например:сдержанный человек, сдержанный характер, сдержанный тон ответа . Иногда к этому значению примешивается оттенок «тактичный, полный чувства меры» (например,сдержанный ответ ). Ср. у К. С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» (1933): «…в ”Гамлете“ явились значительные трудности. Начать с того, что в нем мы снова встретились с сверхчеловеческими страстями, которые надо было воплощать всдержанной и чрезвычайно простой форме» (Станилавский, с. 611–612).
Производное сдержанность
выражало соответствующее отвлеченно-предметное значение качества; обозначает также «способность владеть собой, уменье сдерживать порывы». Например, у Гончарова: «В лице замечалась такжесдержанность , т. е. уменье владеть собой» (см. сл. Ушакова, 4, с. 120–121). Смысловые отношения, выражаемые словамисдержанность, сдержанный , относятся к тому кругу представлений о поведении в обществе, который нашел соответствующие словесные обозначения в русском литературном языке не раньше второй половины XVIII – начала XIX в.
История появления космополитизма
Самые древние проявления этого течения можно увидеть в ненасильственном объединении родов, племен и сообществ. Это осуществлялось на основе религиозных, экономических, географических, идеологических признаков для выживания в агрессивной среде внешнего мира. Это было своего рода противопоставлением обманному образованию княжеств, государств и империй. Первой исторической фигурой, объявившей себя космополитом, был Диоген. Он пропагандировал идеи превалирования личностных интересов над государственными. Следует отметить, что этому способствовал упадок греческих городов, что повело за собой отрицание в обществе идей местечкового патриотизма. Люди, воспринимающиеся как граждане своего города, с утратой значения и независимости отдельно взятых городов стали относить себя к гражданам всего мира. Эта идеология была развита стоиками, но ранее озвучивалась киниками (тем же Диогеном). В стоической философии космополит — это гражданин цельного мирового государства.
Реально ощутимое выражение космополитизма было в теократической политике Папы, а также в идее создания всемирной монархии. Хотя оно было далеко несовершенным. Также в и Ренессанса данная идеология была направлена против раздробленного феодализма и поощряла свободу индивида. Космополит (значение слова) используется как понятие начиная с 18-го века.
Определения
Определения космополитизма обычно начинаются с греческой этимологии «гражданин мира». Однако, как указывает Аппиа, «мир» в первоначальном смысле означал «космос» или «вселенную», а не землю или земной шар, как предполагает нынешнее употребление. Одно определение, касающееся этой проблемы, дано в недавней книге о политической глобализации:
Китайский термин тянься (все под небесами), метоним империи, также был переосмыслен в современную эпоху как концепция космополитизма и использовался модернистами 1930-х годов в качестве названия шанхайского англоязычного журнала. мировых искусств и литературы, T’ien Hsia Monthly . Многоязычные современные китайские писатели, такие как Линь Юйтан , Вэнь Юань-нин, также переводили космополитизм, используя теперь более распространенный термин шицзе чжуи (идеология мира ).
Космополитизм — плюсы и минусы
Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:
- Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
- Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
- Пробуждает интерес к культуре других народов.
Основные отрицательные моменты:
- Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
- Снижает чувство гордости за свою страну.
Книги о космополитизме
Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.
-
Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества»
. Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего. -
Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху»
. Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее. -
А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики»
. В книге поднимаются проблемы - противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
-
Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС»
. Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства. -
Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира»
. Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.
Космополитизмом называют идеологию, которая рассматривает жителей всего мира независимо от их национальной принадлежности, гражданства или причастности к конкретному роду. В дословном переводе с древнегреческого космополит — мира». Также это понятие имеет и другие трактовки, зависящие от политической направленности, времени. Некоторые из них противоречат друг другу, но рассмотрим каждую отдельно.
Современное определение понятия
В настоящее время общепринята следующая трактовка: космополит — это независимый и свободный от местечкового влияния и амбиций человек, относящийся с пониманием к любым пристрастиям и предпочтениям других людей, оказывающий таким образом в первую очередь уважение индивидууму, а не национальной или территориальной принадлежности. Космополит в международном праве — это тот, кто не признает расовые, политические, национальные и другие подобные привилегии. Для приверженца данной идеологии неприемлемо унижение, преследование и ущемление в правах по цвету кожи (волос, глаз), вероисповеданию, умственным или физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям (если они, конечно, не оказывают отрицательного влияния на других людей), традициям и увлечениям.
Такой человек отметает устаревшие традиции, но принимает новые, более прогрессивные и удобные, при этом не навязывая своего мнения. В основном, космополитизм проявляется в обществе с различными культурными традициями или с ярко выраженными особенностями отрыва от устаревающего наследия.
Борьба с космополитизмом
Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.
Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.
Что такое «космополитизм»?
Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:
- Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
- Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
- Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.
Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.
Символ космополитизма
Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.
Патриотизм и космополитизм
Некоторые приверженцы этой теории отказываются от патриотических настроений по отношению к стране, заменяя их на аналогичные в отношении ко всему миру. Главная идея, лозунг – это единство всех людей. По мнению космополитов, на данном этапе человечество вступило в фазу формирования цельной общепланетарной цивилизации. Ставя права и интересы личности выше государственных, космополиты не связывают понятие Родина с государственным устоем или политическим режимом. Согласно этой идеологии, государство как аппарат власти должно служить защите и интересам своих граждан, а не наоборот. Другими словами, население отдельно взятой страны не должно чем-то жертвовать ради интересов государства.