Учебный процесс
Категории контент-анализа
Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования. Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий. Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.
Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу
Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа
Качественный контент-анализ[править]
Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он еще называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.
Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.
С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений
При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания
В результате такого анализа часто получаются с куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимый.
Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.
Популярные ошибки
Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:
- Документы не проверены на подлинность.
- Авторство документов не подтверждено.
- Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
- Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
- Не продуманы критерии для анализа.
- Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
- Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
- Классификация составлена с нарушением логики.
- Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.
Категории должны быть:
Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.. Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.
Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.
Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой
Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты, распространенные ошибки
1. История метода
Изобретателями и лидерами контент-анализа по праву считают американцев, однако на самом деле впервые контент-анализ (см. Интент-анализ) было применено в 1640 году в Швеции. Там, во время дискуссии с официальным лютерантством, теологи сравнили апокрифическую сборник религиозных гимнов ?Песни Сиона» с гимнами официальной церкви и подсчитали количество основных религиозных идей и их освещение (положительное, отрицательное или реальное).
На американском континенте формализованный анализ текста впервые применил Дж. Спид, который 1893 опубликовал статью «дают теперь газеты новости?» — Это был результат контент-анализа воскресных выпусков нью-йоркских газет за 1881-1883 годы. Спид измерил объем материалов по каждой теме в дюймах и сравнил результаты. Оказалось, что газеты стали уделять больше внимания сплетням и скандалам, но меньше — литературе, политике и религии.
Новейшая история контент-анализа берет свое начало в годы Второй мировой войны, когда разведка союзников отслеживала число и тип популярных песен, которые пускали в эфир европейские радиостанции. Таким образом делались выводы о перемещении и концентрацию войска на континенте. На тихоокеанском театре военных действий отслеживали радиосвязи между Японией и ее военными базами на разных островах. Увеличение объема коммуникации указывали на то, что японцы планируют операцию в данном районе Тихого океана.
Тогда же, в 1940-х, контент-анализ начали использовать для определения подлинности исторических документов. Исследователи считали определенные слова в контексте документах определенного автора, чья подлинность была доказана, и сравнивали их количество с сомнительными документами. Контент-анализ также применялся для изучения пропаганды. Украинские исследователи применяют контент-анализ при проведении культурно-исторических исследований, в частности, для атрибутирования текстов, записанных в летопись из уст Бояна
Уже в конце 1960-х контент-анализ стал методологии, распространенной в магистерских работах, которые защищали в американских университетах, — до сих пор остается любимой методологии медиа-исследователей в США.
Контент-анализ как социологический метод впервые использовал Макс Вебер во время работы в Берлинском университете.
Советы
Контент-анализ
Контент-анализ — строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления или измерения социальных тенденций, репрезентативных этим массивам.
Как показывает практика, в большинстве случаев данная методика используется при анализе содержания материалов СМИ, довольно часто применяется в качестве метода обработки первичной исследовательской информации, особенно открытых вопросов анкет.
Преимущественно развитие этого метода обязано социологическим исследованиям, но приемы контент-аналитических исследований применяются всюду, где возможна постановка тех или иных исследовательских задач, связанных с углубленным пониманием содержания текста, способов его производства и обращения в обществе, восприятия со стороны читателя или адресата.
Возможности метода
1. определение и анализ преобладающих направлений СМИ;
2. определение эмоциональных окраски, тона публикаций;
3. определение рейтинга лидеров, фирм, организаций, товарных марок по частоте упоминания в СМИ;
4. определение отношения СМИ к лидерам, фирмам, организациям, определенным событиям, способ подачи материала, эмоциональный тон;
5. концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора.
Стадии исследования
1. подготовка программы анализа документов (задачи, понятия, гипотезы и т. д.);
2. формирование выборки;
3. разработка методики данного конкретного анализа;
4. проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности;
5. сбор первичной информации;
6. количественная обработка собранных данных;
7. интерпретация полученных результатов, выводы.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Гранты, стипендии и возможности финансирования расходов на обучение во Vrije Universiteit Amsterdam
Стандартные способы перемотать диалог в ВКонтакте
Учи на память стихи или прозу
Возможно, ты не любишь учить отрывки наизусть. А это затратное по времени и нервам занятие отлично развивает мозг. И в школе дети учат стихи или прозу не просто для хорошей отметки, а для тренировки интеллекта, чтобы им было проще решать задания по математике, русскому и другим учебным предметам. Поэтому не бросай учить стихи после школы. Находи интересующие тебя отрывки и старайся заучивать хотя бы по одному в неделю-две.
Main menu
Контент-анализ в психологии
Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.
Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации. В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.
Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.
Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.
Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.
Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:
— через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;
— исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;
— изучение психологии респондента;
— изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;
— изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.
Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.
Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).
Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.
Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.
Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Не ищи легких путей
Иногда мы сами расхолаживаем свой мозг, стараясь не нагружать его лишней активностью. А ведь дозированное умственное напряжение необходимо организму не меньше, чем физическое! Без него мозг быстро стареет и начинает атрофироваться. Поэтому радуйся каждой возможности пошевелить своими извилинами.
Подготовка к распитию
Качественный контент-анализ
Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он ещё называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.
Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.
С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений
При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания
В результате такого анализа чаще получаются куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые.
Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.
Рейтинг
Психология отношений
Преимущества методики
Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:
- смотрит прямо на общение через тексты или транскрипты и, следовательно, попадает в центральный аспект социального взаимодействия;
- может обеспечить как количественные, так и качественные операции;
- может обеспечить ценную историческую/культурную информацию во времени посредством анализа текстов;
- позволяет близость к тексту, который может чередоваться между конкретными категориями и отношениями, а также статистически анализирует кодированную форму текста;
- может использоваться для интерпретации текстов для целей, таких как разработка экспертных систем (поскольку знания и правила могут быть закодированы в терминах явных заявлений о взаимосвязи между понятиями);
- является ненавязчивым средством анализа взаимодействий;
- обеспечивает понимание сложных моделей человеческого мышления и использования языка;
- в случае хорошего исполнения рассматривается как относительно «точный» метод исследования.
Основные способы, процедуры анализа
Вот где и как появился контент-анализ. Как метод исследования он включает в себя сразу несколько основных процедур, которые мы сейчас и рассмотрим.
1. Во-первых, нужно выявить смысловые единицы анализируемого контента, в роли которых могут выступать:
а) Некие термины, являющиеся смысловыми понятиями, используемыми в отдельных научных отраслях.
б) Темы, причем не только всего текста или выступления в целом, но и те, которые подразумеваются разными смысловыми абзацами или фрагментами речи выступающего.
в) Особенно важны имена и фамилии людей, которые встречаются в данном материале.
г) Анализу следует подвергать все упоминаемые события и факты.
д) Если у речи или документа есть потенциальные оппоненты, то нужно разобраться и со смысловыми реляциями, которые на них направлены.
Нужно заметить, что единицы обязательно должны выделяться в контексте содержания, а также задач и целей, которые преследует данная публикация. Конечно же, всегда нужно учитывать еще и те научные гипотезы, которые были использованы (если они были) при ее создании.
2. Во-вторых, выделяются единицы счета. Они могут как совпасть, так и не совпасть с элементами анализа, о которых мы только что говорили. Если совпадают, то исследователю остается банально определить частоту появления каждого термина (или аналогичного понятия) в тексте.
Во втором же случае ему самому, на основе тематики какого-то произведения и собственного здравого смысла, предстоит выделить эти самые единицы, которыми могут являться:
а) Общая протяженность написанного текста или произнесенной речи.
б) Площадь произведения, где в большей концентрации имеются смысловые единицы.
в) Общее количество печатных знаков или же абзацев.
г) Если речь идет о публичном выступлении, видеозаписи или аудиофайле, то определяется общее их время.
д) При анализе старых кинохроник можно принять во внимание также общий метраж использованной пленки. е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием
е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием.
Выборка Контент-анализа. Контент-анализ — описание метода
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов
исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий
для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу
Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми
для контент-анализа