Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
- основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
- благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Феномен самоуспокоенности
Однако, когда происходит несчастный случай, именно человек должен взять на себя управление процессом, напрямую взаимодействуя с артефактами. Даже в нормальных условиях рекомендуется, чтобы операции не оставили все в руках автоматических систем, потому что было показано, что тогда мы можем найти явление, известное как самодовольство (Parasuraman and Riley, 1997). Это явление происходит, когда человек слишком полагается на правильное функционирование автоматической системы и прекращает мониторинг (взаимодействие) процесса, чтобы при возникновении проблемы не обнаруживать необходимость вмешательства.
По этой причине дизайн диспетчерских за последние годы претерпел изменения в философии, которая идет в русле признать важность взаимодействия человека с машиной и, следовательно, вклад когнитивной эргономики в этом контексте. В классической концепции диспетчерские были спроектированы с учетом того, что машины должны быть автоматическими, а человек должен действовать только тогда, когда произошла авария
Тем не менее, теперь считается, что дизайн этих комнат должен быть сделан из концепции, основанной на стратегии, которую Zwaga и Hoonhout (1994) называли наблюдением через сознательное знание ситуации.
В классической концепции диспетчерские были спроектированы с учетом того, что машины должны быть автоматическими, а человек должен действовать только тогда, когда произошла авария. Тем не менее, теперь считается, что дизайн этих комнат должен быть сделан из концепции, основанной на стратегии, которую Zwaga и Hoonhout (1994) называли наблюдением через сознательное знание ситуации..
Восприятие элементов в окружающей среде
Когда человек находится в любой ситуации, он знает, что происходит в его среде. Даже когда мы сидим, ничего не делая, у нас есть информация обо всем, что происходит вокруг нас. Однако, когда нам приходится выполнять сложную задачу, подобную той, которая выполняется в диспетчерской, необходимо обрабатывать огромный набор данных о том, что происходит внутри и снаружи. Все это информация должна быть посещена, сохранена, интерпретирована и использована принимать необходимые решения, чтобы производственный процесс развивался правильно.
Все это называется сбором, обработкой и использованием знаний о ситуации, которая была определена как “восприятие элементов в окружающей среде в объеме времени и пространства, сжатие их значения и проекция их статуса в ближайшем будущем” (Эндсли, 1995).
Во многих областях применения когнитивной эргономики, таких как управление воздушным движением, пилотирование самолетов или управление атомной или тепловой электростанцией, эргономисты должны использовать эту концепцию для описать и интегрировать все когнитивные процессы которые несут ответственность за получение, хранение и использование информации, которая доступна для того, чтобы человек мог выполнять работу в них и, таким образом, помогать проектированию системы работы, подходящей для человека, улучшая его благополучие и избежание страшных человеческих ошибок.
Ошибочное написание слова
Из вышеизложенного ясно, что ошибочным написанием слова будет опаздаю.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Целеустремленность — что это такое в психологии
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует
Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку
Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Почему переходный возраст так называется? Как понять, что ребенок вступил в новый этап своей жизни?
Примеры из жизни
Например, вы помогаете человеку, которому ваша помощь и не особо-то нужна, вроде как степень дискомфорта минимальна, но если к данной ситуации еще и прибавятся подавляющие над вами срочные дела, то степень его усилится в разы
Интенсивность диссонанса прямопропорциональна важности выбора, который стоит в эту минуту перед человеком, а само состояние внутреннего конфликта всегда мотивирует личность на его устранение. И чтобы выбраться из этого состояния, человек может поменять свои убеждения, либо изменить тактику действий или же просто критически оценить поступившую информацию, и не дать ей оказать влияние на его жизнь
Например рассмотрим ситуацию, когда некая девушка «в теле», вдруг осознает необходимость обретения стройной красивой фигуры и задается целью как раз заполучить себе новое тело. Чтобы дойти до намеченной цели необходимо свершение многих дел, это и походы на тренировки, и пересмотр рациона, с соблюдением диет и правильный режим. Если внутренний конфликт желания стройной фигуры и необходимости свершения постоянных действий дойдет до пикового уровня, то чтобы избежать внутреннего конфликта начнется поиск необходимых причин: нет времени на хождение в спортзал, да и денег особо нет, да и самочувствие ухудшается от диеты, да и тело как тело и так сойдет…Все сведется к тому, чтобы избежать внутренних противоречий и вернуть «мир» внутри себя.
Колебалка на щуку Вильямс Ваблер / Williams Vabler
Ловить активно на эту колебалку щуку стали недавно. В основном «распробовали» ее зимние рыбаки, что ловили на нее из-подо льда судака.
А щука тоже Вильямс Ваблер стороной не обходит и отлично отзывается на ее валкую проводку. В мелких местах можно ловить на Вильямс Ваблер Лайт – облегченные варианты этих блесен.
Хорошо хищник ловится на Ваблер и в ХМАО, и в Астрахани, и на Урале. Везде эта приманка нашла себе применение.
Ловить на нее лучше с лодки. Тогда есть вариант ее отцепить при зацепе. Да и не летит далеко эта приманка.
Что такое когнитивная психология?
На сегодняшний день когнитивная психология занимает прочное положение среди направлений психологии и имеет множество разных определений и описаний как перспективное и молодое направление. Формальное начало когнитивной психологии – это 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах, например в инженерной психологии.
Все познавательные процессы задействуются на разных этапах получения, хранения и воспроизведения полученной информации. Познавательные процессы рассматриваются как функции психики человека, которая выполняет операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации, то есть когнитивная психология рассматривает и изучает процесс переработки информации в знания, процесс формирования понятий и ассоциаций.
Ученые проводят аналогию между работой головного мозга человека и работой компьютера. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» и успешно применяют его в своих научных психологических трудах. Таким образом, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как о системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.
При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе и стадии обработки она находится определённое время и представлена в различной форме.
Основная идея когнитивной психологии сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.
С этой позиции главная задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы найти максимально эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций.
Когнитивный подход. Фото Tim Gouw, Unsplash
Что такое когнитивный подход?
На основе полученных данных исследований создан когнитивный подход, в центре которого – исследования структуры и организации памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, ощущений, то есть когнитивный подход охватывает весь спектр психических процессов и сфер поведения.
Согласно такому подходу, обучающиеся являются не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но и активными участниками процесса обучения. При этом обучающиеся опираются на свои когнитивные процессы и уже имеющиеся знания, которые находятся в основе понимания и применения этого явления при общении в ситуации обучения.
Если характеризовать когнитивный подход в общих чертах, то он заключается в том, чтобы понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения.
Слепота к изменениям
Как преодолеть когнитивный диссонанс
Если вас настиг когнитивный диссонанс, как избавиться от навязчивого и неприятного состояния:
- Изменить тактику поведения;
- Пересмотреть своё мировоззрение и принципы;
- Критически воспринимать поступающую информацию;
- Игнорировать любую информацию, относящуюся к проблеме.
Чтобы уменьшить болезненность от диссонанса, нужно смириться с тем, что это состояние неизбежно
Важно понимать, что в жизни всегда найдётся место противоречию и мир не идеален и люди вовсе не такие, какими нам кажутся. Поэтому проще принять факты такими как они есть, чем бесплодно тратить энергию на их изменение
Само состояние появляется потому, что у каждого человека есть набор убеждений, правил, принципов и стереотипов, на которые он опирается в своей жизни. Многие так закостенели в своём мнении, что убеждены, что других точек зрения просто не существует. Пример тому – религиозные фанатики. Весь мир должен подчиняться их правилам, а люди следовать их желаниям.
Любой из нас не единожды сталкивался с этим феноменом в собственной жизни и стремился всячески избавиться от навязчивого состояния. Удивительный факт заключается в том, что мозг и психика способны выстраивать такую линию поведения на подсознательном уровне, которая помогает справиться с ситуацией и уменьшить негативные последствия.
Например, напряжённая ситуация побуждает нас изменить своё поведение – найти новую работу с более комфортными условиями, сменить круг общения, выбрать другой маршрут и т. д.
Если не получается изменить ситуацию, мы меняем своё отношение к ней, подбирая оправдания происходящего, идя на компромисс. В крайнем случае срабатывает механизм игнорирования. Это особенно часто используется при онлайн-общении в соцсетях. Проще всего отправить собеседника в чёрный список, чем пытаться убедить его в своей точке зрения.
Чем «зашореннее» мышление, тем больше риск возникновения диссонанса. Задача развитой личности – воспринимать информацию, не разделяя всё на «чёрное и белое». Чем больше аспектов способен понять человек, тем гибче его психика и шире мышление. Зацикленные люди больше подвержены возникновению внутренних конфликтов. Хотя это состояние присуще каждому из нас, размер ущерба, который наносит когнитивный диссонанс, зависит от восприятия и гибкости мышления.
Познание в психологии
В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.
Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом
Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам
Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятностей
- Физика, где принцип наблюдателя изучается математически.
Что такое когнитивный диссонанс простыми словами
Несмотря на интригующее название понятие когнитивного диссонанса очень простое.
Оно происходит из двух понятий:
- cognitiо (познание, знание);
- dissonantia (несоответствие).
Таким образом, понятие расшифровывается дословно как противоречие тому, что знаешь. Человек увидел или сделал что-то, что не укладывается в рамки его представлений о мире, нормах морали.
В таких случаях мы чувствуем дискомфорт, происходит внутриличностный конфликт. Ведь встретились наши представления о мире и действительность, а они не совпали по каким-то причинам.
С когнитивным диссонансом люди сталкиваются систематически и на протяжении всей жизни.
Возникают вопросы:
- надо ли что-то с этим делать;
- вредно ли это для психического здоровья.
Здесь все зависит от того, насколько принципиальны для человека и укоренены в сознании его шаблоны, и в какой степени они отличаются от реалий. Дело в том, что любому зрелому человеку желательно находится в состоянии психологического комфорта. Личность себя ощущает хорошо, когда все логично и понятно, в противном случае появляется ощущение опасности и тревоги, просто неприятное чувство.
Мы должны ощущать согласованность между тем, что знаем и делаем. Так устроен мозг человека. При когнитивном диссонансе наступает шок, встряска, из зоны комфорта приходится выходить. Установки и принципы у индивида формируются долгие годы, с детства, возникает единая система ценностей.
Сознание пытается усиленно рефлексировать, чтобы устранить противоречие и вернуть внутренний комфорт. Поэтому любой диссонанс следует преодолеть. Как это сделать расскажем ниже.
Частные случаи лечения
Расстройств личности
Когнитивный психотерапевт вынужден работать с образным мышлением больных, которые живут в мире своих иллюзий и круг общения которых — несуществующие люди. Цель — постепенное возвращение его в реальность с помощью родных, близких, гипноза, всевозможных техник и методик КПТ.
Зависимостей
Здесь максимально эффективной считается «карта целей». Она наглядно показывает больному, что то искусственное удовольствие, к которому он стремится, носит краткосрочный характер и уничтожает более перспективный во времени комфорт от жизни.
Обсессивно-компульсивных расстройств
Первая техника — прекращения (описана выше). Вторая — «Четыре шага» Шварца:
- Первый шаг — осмыслить, что навязчивая мысль — это следствие болезни.
- Второй — установить доверие с психотерапевтом.
- Третий — научиться отвлекаться от навязчивых мыслей.
- Четвёртый — произвести переоценку ценностей.
Панических атак
Хороший когнитивный психотерапевт избавляет от данного расстройства за 20 сеансов. Ему удаётся переубедить человека, что паническая атака — не что иное, как плод его воображения, стереотип поведения, внушённый ему с детства какой-либо психотравмирующей ситуацией. До больного доводится мысль, насколько это опасно, демонстрируются данные статистики: показатели давления, ритма сердца, частота дыхания по время приступа и вероятность получения инсульта.
Добротность
Разные показатели этой величины приводят к различным последствиям:
- При низкой степени добротности (или отклика) существующая система неспособна сохранять вынужденные колебания долгое время и постепенно возвратится к собственным колебаниям;
- Высокая добротность в некоторых случаях может быть опасной, так как напряженный резонанс обязательно приведет к разрушению физического тела, на которое производится воздействие извне. Например, если не просто стоять на середине доски, перекинутой через широкую реку, а совершать раскачивающие ее движения (вверх-вниз), то, скорее всего, вскоре вы окажитесь в воде, так как доска сломается в той точке, где вы находились.
Человеческие ошибки
Область применения когнитивной эргономики, которая имеет давние традиции и в настоящее время привлекает большое внимание, — это область прогнозирование и предотвращение так называемых «человеческих ошибок или ошибок». Много раз нас удивляют новости о трагической аварии, например, когда поезд сошел с рельсов, вызвав гибель большого числа людей
Эти аварии происходят, когда машина (например, поезд), которой управляет человек (например, водитель), ведет себя неподобающим образом (например, сходит с рельсов). Поэтому на первых этапах расследования технические специалисты сосредоточивают свое внимание на возможном существовании технического сбоя. Однако часто бывает так, что после тщательного осмотра машины неисправность его компонентов не обнаруживается. Затем они переключают свое внимание на другого возможного человека, ответственного за аварию, человека, который управлял машиной
Много раз нас удивляют новости о трагической аварии, например, когда поезд сошел с рельсов, вызвав гибель большого числа людей. Эти аварии происходят, когда машина (например, поезд), которой управляет человек (например, водитель), ведет себя неподобающим образом (например, сходит с рельсов)
Поэтому на первых этапах расследования технические специалисты сосредоточивают свое внимание на возможном существовании технического сбоя. Однако часто бывает так, что после тщательного осмотра машины неисправность его компонентов не обнаруживается
Затем они переключают свое внимание на другого возможного человека, ответственного за аварию, человека, который управлял машиной.
К сожалению, первое, что попадает на первые страницы прессы, это подозрение, что этот человек изменил свое физическое или психическое состояние. Поэтому врачи по поручению следственного судьи начинают проводить анализы в поисках следов алкоголя, наркотиков или любых других веществ, которые оправдывают ненормальное поведение. Однако, недоумение техников и общественности становится ясно, когда эти анализы также ничего не показывают. Человек, который управлял машиной, был в идеальном физическом и психическом состоянии. ¿Что случилось потом?
Часто в этот момент мы слышим, что “авария произошла из-за человеческой ошибки”. То есть человек, который управлял машиной, в отличном здоровье, он совершил непонятную ошибку. Очевидно, что возможность того, что ошибка была преднамеренной, исключена. Никто не хочет врезаться в поезд. Поэтому вопрос, который остается в воздухе, ¿почему он совершил ошибку? Недостаточно занести в каталог несчастный случай из-за ошибки или человеческой ошибки.
Объективность экспериментов, проведенных авторами теории
Существуют также индивидуальные различия в том, действуют ли люди так, как предсказывает эта теория. Сильно взволнованные люди, более вероятно, сделают это. Многие люди, похоже, способны справиться со значительным несоотвтствием и не ведут себя предсказуемо.
Наконец, многие исследования, подтверждающие теорию когнитивного диссонанса, имеют низкую обоснованность. Например, поворот колышков (как в эксперименте Фестингера) — это искусственная задача, которая не происходит в повседневной жизни. Кроме того, большинство экспериментов использовали студентов в качестве участников, которые поднимают вопросы предвзятого образца. Можем ли мы обобщить результаты таких экспериментов?
Причины возникновения диссонанса
Когнитивный диссонанс может возникнуть при различных обстоятельствах:
- Наиболее часто он проявляется тогда, когда имеющийся познавательный опыт не соответствует новой информации. Познание – процесс непрерывный, поэтому диссонанс в той или иной степени будет возникать постоянно. С этим хорошо знакомы в научных кругах. Чего стоит только история реконструкции игуанодона – травоядного динозавра. Его представляли то четвероногим, то двуногим и с рогом на морде, то снова четвероногим – и так несколько раз по мере того, как археологи находили новые свидетельства.
- Ещё одна причина когнитивного диссонанса – несоответствие мнения одного человека общепринятым взглядам. Так уж происходит, что общепринятые представления, так называемые «прописные истины» люди обычно принимают «на автомате», не проверяя их и не задумываясь об их сущности (и о личности того, кто им передал эти знания). Построенная общественным мнением картина мира кажется стройной и непротиворечивой, пока в дело не вмешивается, обычно внезапно, человек, который по-настоящему задумался над проблемой. Его «личное мнение» может вполне соответствовать истине, но остальные замечают лишь то, что оно отличается от мнения большинства.
- Возникает когнитивный диссонанс и у человека, который попал в чуждую для него культурную среду. Например – съездил в экзотическую страну и понаблюдал за жизнью аборигенов. Такое же чувство возникает у людей старшего поколения, когда они смотрят на поведение молодёжи – во что она одевается, какую музыку слушает и на каком языке говорит. Диссонанс усиливается, когда наблюдатель осознаёт, что «условные аборигены» интеллектуально ничуть не хуже развиты, чем он сам. Так, когнитивный диссонанс часто испытывают европейцы, попавшие в Японию, и японцы, впервые оказавшиеся в Европе.
Эмпатия — это хорошо или плохо
Польза от понимания чужих эмоций очевидна
Если не брать во внимание крайности, то данный навык оказывает помощь в карьере, облегчает общение, улучшает психологический настрой в коллективе и способствует повышению самооценки. Имеет ли развитая эмпатия плюсы и минусы? Очевидно, да
Польза эмпатии уже обозначена в статье, а вот с тем, как эмпатия влияет на человека с отрицательной стороны, нужно разобраться. Эмпатия в общении может не только улучшать психическое состояние, но и ухудшать его, действуя подавляюще.
► Гиперэмпатия чревата эмоциональными перегрузками и срывами. Человек вынужден всё происходящее вокруг пропускать сквозь своё сознание. При этом в душе остаётся след от чужой боли и страданий. На восстановление уходит длительное время.
► Гиперответственность – качество, которым обладают сильные эмпаты. Они часто ощущают излишнее чувство вины за события, к которым не имеют никакого отношения. Полагая, что обязаны помогать всем и каждому, не способны рассчитать собственные силы и возможности.
► Эмпатические способности могут перерасти в крайнюю степень альтруизма и самопожертвования. Помогая кому-то в ущерб собственным интересам, человек постепенно погружается в болото своих нерешённых проблем.
► Высокие эмпаты обладают природной деликатностью и не способны вести себя грубо или категорично по отношению к другим. Они страдают от хамства и производят впечатление безвольных людей, слабостью которых можно воспользоваться.