Интенция

Доминик Перлер

Этот известный современный философ из Швейцарии родился 17 марта 1965 года. Являясь профессором и преподавателем теоретической философии в Берлинском университете, он стал известен всему миру как писатель Доминик Перлер. «Теории интенциональности в Средние века» — его фундаментальный труд, посвященный развитию философии с 1250 г по 1330 год.

Изучив работы таких философов того времени, как Фома Аквинский, Петр Иоанн Оливи, Дунс Скот, Петр Авреол и Оккам, Перлер сформулировал 5 типов интенциональности:

  • Тип формального тождества был озвучен Фомой Аквинским, который считал, что интенциональность – это способ выражения с помощью интеллекта, который дает формулировку объекту только через сравнение его с подобными объектами или общими для них свойствами. Например, понятие «живое существо» означает дышащий, передвигающийся и действующий субъект, под категорию которого попадает и человек, и животное.
  • Тип активной фокусировки познавательных способностей предложил Петр Иоанн Оливи, францисканский монах, живший в 1248–1298 гг. Он считал, что в процессе познания объекта, тот не влияет на изучающего его субъекта. То есть только нацеленность на изучение предмета или явления способно расширять познания человека о нем.
  • Тип интенционального объекта Дунса Скота, первого разработчика понятия интенция, был связан с направленностью сознания на изучаемый предмет или его познание. При этом бытие конкретной вещи получало присущие только ей черты и определялось, как «эта».
  • Тип интенционального присутствия Петра Авреола обозначает поступок, как намерение совершить действие. Например, грех – это интенция души.
  • Тип естественного знака Оккама подразумевает, что вещам свойственен смысл просто потому, что они существуют.

Таким образом, Перлер («Теории интенциональности в Средние века») разделил это понятие на 5 моделей, каждой из которых свойственен собственный взгляд на восприятие картины мира и входящих в нее вещей и явлений. Именно философские мысли древних мудрецов легли в основу дискуссий современных ученых.

Парадоксальная

Психотерапевты применяют различные техники для того, чтобы облегчить участь своих пациентов. Одна из таких методик – парадоксальная интенция. В чем она заключается? Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он сильно волновался перед началом какого-то мероприятия. Например, студенты всегда волнуются перед экзаменами, а человек, который впервые идет на собеседование, переживает о том, получится ли у него произвести хорошее впечатление на менеджера по кадрам. Этот страх перед началом события может довести человека до панического состояния. Чтобы снять излишнюю нервозность, нужно специально провоцировать ситуацию. Пример парадоксальной интенции может быть таким: человек, который боится общаться с незнакомыми людьми, должен выйти на улицу и заводить диалог с каждым встречным

Неважно, будут прохожие поддерживать беседу или же ограничатся простым приветствием. Провоцируя свой страх, человек учится его преодолевать

Этот метод парадоксальной интенции работает всегда. Он применяется не только психологами, но и обывателями, которые хотят перебороть какую-то фобию.

Проигрывание роли

Еще
один вариант задания клиенту состоит
в том, чтобы пред­ложить ему сыграть
роль другого в процессе общения, лучше
всего того человека, который является
моделью и образцом в общении, того, на
кого он хочет быть похожим или «победить».
Сыграть роль — это значит вести себя
по возможности сходно, употреблять те
же слова и выражения, хмуриться и смеяться
так же, как и он, и т.д. Такая игра совсем
не обязательно должна происходить в
той компании, где человек встречается
со своим идеалом. Лучше все­го, чтобы
это было среди других людей, тогда
перевоплощение может быть более полным.
Клиенту можно предложить рассказы­вать
то, что обычно рассказывает о себе его
модель от первого лица. Мотивировать,
объяснить, зачем дается такое задание,
можно сле­дующим образом: «У каждого
человека в глубине души таятся ак­терские
способности, и если уж вам самому не
дано стать другим, попробуйте сыграть
роль другого, пережить то, что испытывает
он (она). Опыт, полученный таким образом,
поможет вам понять самого себя, и к тому
же вы сможете точно решить, стоит ли вам
быть таким, как ваш идеал. Возможно, что
у вас самого есть ка­кие-то способности,
которые вам стоит попробовать использовать
в процессе общения, а проигрывая роль
другого, вы сможете с большей легкостью
их в себе обнаружить». Эта техника
направле­на прежде всего на расширение
представления человека о себе и на
дискредитацию возможностей и образа
идеала. Проигрывая роль другого, человек
неожиданно для себя может обнаружить,
насколь­ко ценными для него являются
собственные качества, проявляемые в
общении.

Почему это работает?

Парадоксальная интенция эффективна даже в сложных случаях, когда не помогают медикаментозное лечение и иные техники психотерапии. В чём сила этого остроумного метода?

Когда человек погружён во внутренний конфликт, его энергия затрачивается на поддержку обеих конфликтующих сторон

Внимание захвачено. Человек не может выйти в третью позицию и посмотреть на себя со стороны

Юмор и гиперболизация позволяют отстраниться от себя, выйти из замкнутого круга. Самоотстранение, в свою очередь, приводит к внезапному расслаблению.

Добавим, что человек не способен усилием воли вызвать потоотделение или покраснение щёк. Абсурдная затея. Но, как уловка, срабатывает. Мы сдаёмся внутренней силе, играющей против нас, осознанно соединяемся с ней и аннулируем её.

Несомненно, что некоторые люди прибегают к парадоксальной интенции интуитивно, – когда шагают навстречу страху под девизом «Будь, что будет!»

Словарь методических терминов

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Знание грамматических элементов языка и умение ими пользоваться в процессе общения. См. языковая компетенция.ДИСКУРСИВНАЯ (от лат. discursus – беседа, разговор) КОМПЕТЕНЦИЯ (англ. discourse competence). Способность построения целостных, связных и логичных высказываний (дискурсов) разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании, предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания, ситуации общения, коммуникативных задач. Рассматривается как компонент коммуникативной компетенции.ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio – стремление). Направленность сознания на какой-л. предмет; на решение задачи, проблемы. В основе такой направленности лежит желание, замысел. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-л., замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать И. прежде всего с замыслом. И. – коммуникативное намерение – может возникнуть в виде замысла построить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью И. является речевая интенция – намерение осуществить речевой акт.КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕНЦИЯ. То же, что коммуникативная цель.КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. Учащийся владеет К. к., если он в условиях прямого или опосредованного контакта успешно решает задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка. С психологической точки зрения К. к. – это прежде всего способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах. Понятие К. к. предложил американский лингвист Д. Хаймс (1972), который утверждал что для речевого общения недостаточно знать только языковые знания и правила. Для этого необходимо также знание «культурных и социально-значимых обстоятельств». Д. Хаймс рассматривал К. к. как интегративное образование, которое включает в свой состав наряду с лингвистическими и социокультурные компоненты. Единицами К. к. являются: единицы языка и речи, используемые участниками общения в соответствии с содержанием высказывания в различных сферах и ситуациях общения. Необходимый уровень К. к. определяется этапом и целью обучения. Применительно к обучению иностранным языкам понятие К. к. получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком (см. «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком», Страсбург, 1966); в этой публикации К. к. была определена как совокупность следующих компетенций: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной). См. также компетенция, языковая компетенция, речевая компетенция, компетентность (Московкин, Юрков, 2004; Hymes, 1972).КОМПЕНСАТОРНАЯ (от лат. compensatio – возмещение) КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность учащегося привлекать в условиях недостаточного владения изучаемым языком имеющиеся у него знания, умения и навыки пользования родным или иностранным языком

Является важной составляющей общей коммуникативной компетенции. См

стратегическая компетенция.КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. competens – способный). Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Термин введен Н. Хомским в связи с исследованием проблем порождающей (генеративной) грамматики. Первоначально термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий / слушающий (по Н. Хомскому) должен: а) образовывать предложения / понимать речь; б) иметь суждение о высказывании, т. е. усматривать формальное сходство / различие в значениях двух предложений. Применительно к изучению иностранного языка К. характеризует определенный уровень владения языком и включает три взаимосвязанные К.: языковую (или лингвистическую), речевую и коммуникативную. В современной литературе перечень компетенций дополняется социокультурной, дискурсивной, стратегической, социальной компетенциями. Речь может идти также о профессиональной, предметной и ряде других компетенций.ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Знание словарного состава языка и способность им пользоваться в процессе общения.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. То же, что языковая компетенция.ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Знание национальных обычаев, традиций, реалий страны изучаемого языка, способность извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации. Понятие, близкое к понятию социокультурная компетенция.МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность человека существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры. М. к. предполагает умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентирах и оценках своей и чужой культуры. В ее основе лежат принципы толерантности, плюрализма, лингвистического многообразия (Сысоев, 2003; Сафонова, 1991, 1996). См. межкультурное общение.НАРРАТИВНАЯ (от англ. narrative – повествовательный; от лат. narrator – рассказчик) КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность строить собственное высказывание и понимать высказывание собеседника, представителя иной социокультурной общности и языковой среды, адекватно принятым в данном обществе социокультурным нормам. Н. к. лежит в основе восприятия и порождения устных сообщений о событиях, происходящих с самим рассказчиком или другими людьми (personal experience stories). Этот вид компетенции можно рассматривать как часть компетенции в сфере межкультурного общения. Сформированность Н. к. обеспечивает успешность общения с представителями иной лингвосоциокультурной общности.ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. О. к. включает: 1) декларативные знания (знания о мире, знания о различных областях жизни, полученные в результате жизненного опыта, образования или из других источников); 2) социокультурные и межкультурные знания, т. е. знания, присущие определенной культуре или имеющие универсальный характер, понимание сходств и различий между культурами родной страны и страны изучаемого языка, система ценностей, правила этикета, язык жестов; 3) знание специфики изучаемой языковой системы; 4) индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие успешно осуществлять речевую деятельность, а также навыки и умения, обеспечивающие успешное и эффективное овладение неродным языком и культурой (Гальскова, 2000; Общеевропейские компетенции…, 2003). См. учебно-познавательная компетенция, экзистенциальная компетенция.ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире, знания о различных областях жизни); 2) социокультурные и межкультурные знания, т. е. знания, присущие определенной культуре или имеющие универсальный характер, понимание сходств и различий между культурами родной страны и страны изучаемого языка; 3) знание специфики изучаемой языковой системы; 4) индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие успешно осуществлять речевую деятельность, а также навыки и умения, обеспечивающие успешное и эффективное овладение неродным языком и культурой. Получила обоснование в описании «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» (2003).ОБЩЕГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Компетенция, связанная с профессиональными умениями преподавателя и определяющая качество отбора и представления на занятиях значимой для учащихся информации. О. к. предполагает владение следующими умениями: 1) отбирать тексты для занятий в соответствии с целями обучения; 2) комментировать содержание текста с использованием дотекстовых, притекстовых и послетестовых заданий; 3) оценивать литературное произведение не только как факт национальной культуры, но и с точки зрения его межкультурной значимости; 4) воспринимать / объяснять эстетическую или мировоззренческую позицию учащегося, не совпадающую с традиционной или собственно преподавательской точкой зрения. Профессионально значимой для преподавателя считается следующая информация: 1) сведения о культуре страны изучаемого языка, 2) знания о культурных общечеловеческих ценностях, 3) общенаучная информация, 4) сведения об этикете и нормах поведения носителей языка в различных ситуациях общения. О. к. является объектом рассмотрения в рамках культурологии и лингвострановедения. Ср. социокультурная компетенция.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Параноид

Параноид – это недуг, который проявляется бредовым состоянием, явлениями психического автоматизма, вербальными галлюцинациями, ложными представлениями и псевдогаллюцинациями.

Данная патология считается более тяжелым состоянием, нежели паранойя и одновременно с этим более легким заболеванием, нежели бредовое расстройство, парафрения. Рассматриваемый синдром чаще наблюдается при патологиях с органической этиологией, токсических и соматогенных психозах.

Также он в сочетании с псевдогаллюцинозом сопутствует шизофрении. Симптомы параноида довольно редко можно наблюдать в изолированном виде.

Инволюционный параноид

Данная форма психоза впервые возникает в возрасте обратного развития (инволюции) и характеризуется бредом обыденных отношений.

Инволюционный параноид проявляется постепенным формированием стойкого бреда при ясном сознании и внешне сравнительно упорядоченным поведением. В бредовые идеи больного вовлекается ближайшее окружение (родня, соседи, знакомые). Больной их подозревает в сознательном причинении различных неприятностей, таких как вредительство, притеснение, нанесение ущерба, отравление.

Обычно бредовая концепция при этой форме параноида не распространяется за границу узких отношений бытового характера, поэтому и именуется бредом «бредом обыденных отношений» («малого размаха»).

Индивиды, страдающие инволюционным бредом, уверены, что соседи или родственники портят их вещи, пробираются втихую в квартиру, подбирая отмычки или ключи, подсыпают соль или ядовитые вещества в пищу, подпускают газ под дверь.

Также они убеждены, что соседей посещают подозрительные личности, состоящие с ними в тайном заговоре, заключающемся в нанесении ущерба либо личности больного, либо его имуществу.

При этом вследствие бредовых идей больные могут неверно истолковывать ощущаемые ими телесные ощущения. Например, учащенное сердцебиение и кашель они приписывают отравлению газом, а диспепсические нарушения – отравлению ядами, добавленными в еду.

Больные характеризуются большим упорством и активностью в отстаивании собственных бредовых идей и убеждений, а также они с убежденностью дон «Кихота» сражаются с мнимыми врагами и преследователями.

При этом у лиц, страдающих рассматриваемым недугом, подавленного настроения не бывает, зато часто наблюдается меланхолический настрой.

У мужчин чаще, нежели у представительниц прекрасной половины, возможно развитие бредового состояния на почве идей ревности. Они могут ревновать к соседям по дому, даче, к коллегам и друзьям.

Самые незначительные и обыденные события ими интерпретируются по-бредовому.

Так, например, супруга поговорила с соседом по даче через забор о высадке рассады, но индивиду, страдающему параноидальным состоянием, кажется, будто, жена назначила свидание.

У больных инволюционным параноидом создается бредовая система, характеризующаяся неадекватным оцениванием былых событий (ретроспективная оценка).

Лица, страдающие бредом ревности, считаются социально опасными, поскольку могут пытаться совершить расправу с изменницей и ее предполагаемым любовником. На фоне таких бредовых идей у индивидов, страдающих инволюционным параноидом, сохраняются социальные связи.

Они способны адекватно ориентироваться в вопросах быта. В отдельных случаях лица с параноидом не утрачивают трудоспособность. Даже при продолжительном течении заболевания тенденция к усложнению бредовых состояний отсутствует.

Также, в отличие от психозов, связанных с возрастными особенностями, слабоумие не наступает. Отличительной особенностью рассматриваемого недуга является позднее начало, чаще оно возникает после преодоления пятидесятилетнего рубежа.

Инволюционный параноид прежде всего развивается у личностей, которым присуща излишняя подозрительность, ригидность (застреваемость), излишняя пунктуальность.

В дальнейшем перечисленные качества у таких индивидов могут преобразоваться во враждебность, конфликтность и мстительность.

Таким образом, параноид психотип, в первый черед, отличается ярко выраженной целеустремленностью, стремлением к доминированию и чрезмерной подозрительностью.

На начальных этапах развития описываемого нарушения отмечаются сложности в его диагностировании. Так как на начальной стадии недуга бредовые идеи больных обычно принимаются за рядовые бытовые конфликты и ссоры.

Особую сложность представляют бытовые ссоры, разгорающиеся в коммунальных квартирах.

Поскольку очень часто реальные события переплетаются с ложными, вследствие чего отличить бредовое состояние от нормы бывает не просто.

Инволюционный параноид лечение его показано в стационарных условиях. Рекомендовано применение нейролептиков (например, Трифтазина или Галоперидола) в соединении с транквилизаторами (такими как Седуксен и Феназепам). Противопоказано лечение гормональными препаратами. Временное облегчение может принести смена местожительства. При своевременной терапии прогноз благоприятный.

Алкогольный параноид

У субъектов, длительно злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями, возникает острый алкогольный параноид, представляющий собой одну из разновидностей психоза и проявляющаяся бредовыми идеями преследования.

Алкогольный параноид чаще возникает у индивидов, страдающих эпилептоидной формой психопатии.

Острый алкогольный параноид проявляется возникновением бреда преследования. Дебют недуга непосредственно связан с продолжительным употреблением спиртосодержащих напитков (запоем) либо с абстинентным синдромом. Больному начинает казаться, что его преследуют, ему грозит серьезная опасность, что его хотят отравить.

Иногда появляются иллюзии и галлюцинации, которые подтверждают идею заговора с целью их убийства.

Больные острым алкогольным параноидом пытаются отыскать любые подтверждения собственных подозрений во всех случающихся событиях. Они интерпретируют вещи, предметы и обстановку вокруг себя в качестве определенных символов, подтверждающих их идеи.

Так, например, нож, забытый на столе, может служить доказательством того, что супруга хотела зарезать мужа, но что-то ее отвлекло. Пациенты, страдающие рассматриваемой формой недуга, могут начать опасаться темноты, они страшатся выходить на улицу, боятся общаться с людьми.

Нередко им может казаться, что опасность идет от определенных людей, например, от тех, с кем они пребывают в состоянии конфликта или которым должны денег. Также, такие больные характеризуются ярко выраженным чувством страха, которое не проходит даже в стенах собственного жилища, в безопасных условиях.

Часто у больных могут развиться зрительные устрашающие галлюцинации, на фоне которого существенно усиливается чувство страха и аффект тревоги. Больные могут противоестественно вести себя, например, повстречав случайно предполагаемого врага, убегают в противоположную сторону или домой за помощью.

Алкогольный параноид лечение его в условиях дома не проводится, поскольку больные нуждаются в постоянном медицинском присмотре и госпитализации в психиатрический стационар. Для терапии алкогольного параноида используется медикаментозное лечение в комплексе с витаминотерапией.

После снятия проявлений алкогольного параноида рекомендована комплексная терапия алкоголизма, в которой применяется ряд методик психотерапии, в частности – групповая.

Профилактика развития алкогольного параноида заключается в предотвращении развития алкогольной зависимости у лиц, склонных к психопатиям.

Реактивный параноид

Клиническая медицина подразделяет реактивные психозы на:

– острую реакцию на стрессовое воздействие;

– истерические психозы;

– депрессии и мании психогенной этиологии;

– психогенный параноид.

В свой черед острые реакции на стрессовое воздействие подразделяются на:

– гиперкинетические формы, при которых поведение больных утрачивает целенаправленность, а на фоне нарастающей тревожности и страха зарождается хаотическое психомоторное возбуждение, характеризующееся бесцельными метаниями, беспорядочными движениями, постоянным стремлением бежать куда-то, кроме того наблюдается утрата ориентировки в окружающем пространстве;

– гипокинетические формы, характеризующиеся состоянием двигательной заторможенности, которая порой доходит до полной обездвиженности.

Истерические психозы представлены нижеприведенными психотическими состояниями:

псевдодеменцией, проявляющейся мнимым слабоумием, которое зарождается на фоне сужения поля сознания и характеризуется кажущейся утратой простейших навыков, неверными ответами и действиями;

– истерическим сумеречным помрачением сознания, характеризующимся сужением поля сознания, потерей ориентации, избирательной обрывочностью последующей амнезии, обманами восприятия, которые отражают психотравмирующую ситуацию;

– пуэрилизмом, представляющим ребячливость, инфантильность поведения, которая зарождается на фоне истерически ограниченного поля сознания;

– синдромом бредоподобных фантазий, которому характерны нестойкие идеи величия, богатства, собственной особой значимости;

– синдромом регресса личности, который характеризуется диссоциацией психических функций и сопровождается утратой навыков поведения и самообслуживания, речи и т.п.;

– истерическим ступором, проявляющимся выраженным психомоторным торможением, явлениями помрачения сознания.

Одними из наиболее частых разновидностей психогенных реакций считаются психогенные депрессии.

Можно выделить две главные группы реактивных депрессивных состояний: острые и затяжные депрессивные реакции. Острые формы характеризуются чрезмерной интенсивностью аффективных проявлений, которые выражаются в виде вспышек.

Затяжные формы – это медленно развивающееся депрессивное состояние, клинические проявления которого приобретают максимально выраженный характер лишь по прошествии определенного периода времени после наступления психотравмирующей ситуации.

Одними из наиболее редких форм психогенных реакций являются психогенные мании. Вначале развития этой формы патологии преобладают симптомы суетливости, взбудораженности, раздражительности на фоне незначительной выраженности витальных нарушений – аффекта радости, удовольствия, расторможения устремлений. Характерно сочетание противоположных аффектов, например, горя и воодушевления.

Психогенный параноид встречается приблизительно 0,8% случаев. Можно выделить три формы психогенного параноида: острую, подострую и затяжную.

Состояние, при котором у индивидов формируются ложные взгляды и умозаключения, связанные с определенной травмирующей ситуацией, называется реактивным параноидом или реактивным бредовым психозом.

Вначале идеи могут обладать сверхценностью для индивида, быть психологически понятными и возникать на реально существующих событиях. На первых порах такие идеи поддаются коррекционному воздействию, однако по мере развития недуга они трансформируются в бредовые. Им сопутствует неправильное поведение.

Реактивный параноид представляет собой группу психозов, вследствие чего обладает богатой симптоматикой, возникающей вследствие психической травмы (например, пребывания в чуждой обстановке, в условиях серьезного стресса). Основные симптомы при данной форме параноида – это сверхценные или бредовые идеи.

Кроме того, возможны галлюцинации. Больные характеризуются повышенной тревожностью и подозрительностью. Они пребывают в устойчивом психологическом напряжении. Часто при реактивном параноиде выявляется депрессивная составляющая в разной степени выраженности.

Диагностируют данную форму недуга, основываясь на данных анамнеза и клинической симптоматике.

Лечение параноида, прежде всего, подразумевает устранение травмирующей ситуации. Кроме того успешно зарекомендовали себя некоторые психотерапевтические методики и медикаментозная терапия, которые применяются только после ликвидации нарушений психотического уровня.

Рассматриваемое состояние может возникать при изоляции, например, в условиях языковой обособленности. Также можно выделить ряд факторов, являющихся предрасполагающими к развитию параноида:

– непонимание чужих обычаев или речи;

– напряжение окружающей среды (например, военные условия);

– переутомление;

– алкоголизация;

– состояние, ослабленное бессонницей;

– недоедание.

Вначале у больных отмечается страх и излишняя подозрительность, затем появляются мысли о преследовании, которые перерастают в боязнь возможного убийства.

На фоне этого состояния часто возникают обманы восприятия, проявляющиеся в слуховых галлюцинациях (больные слышат голоса близких или плач детей).

Такое состояние чаще наблюдается у арестантов, которые отбывают наказание за совершенное преступление в одиночных камерах – они слышат голоса родных, близких знакомых, плач детей.

Обычно распознавание реактивных параноидов не вызывает затруднений. Основными критериями для диагностики являются:

– ситуационная обусловленность болезненного состояния;

– связь с травмирующей ситуацией;

– обратимость симптомов при изменении внешней среды.

Кроме того, выявить некоторые психические расстройства, например, инфлятивный параноид или иные параноидные явления, можно при помощи теста Сонди.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии параноида обязательно проконсультируйтесь с врачом!

13 главных сериалов ноября: перезапуск «Озорных анимашек», продолжение «Тёмных начал» и «Метода»

Как полностью избежать депрессии после развода (разрыва)?

Литература

Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: