Механизмы психологической защиты личности
В 1894 году данный термин ввел Зигмунд Фрейд. Первое упоминание о психологической защите встречается в его работе «Защитные нейропсихозы». Далее понятие применялось Фрейдом в ряде других исследований, направленных на описание борьбы «Я» и болезненных мыслей и аффектов.
Психологическую защиту связывают с трансформацией системы внутренних ценностей личности, которая помогает устранить травмирующие моменты. На нашем сайте вы можете также прочитать о функциях, выгодах и недостатках психологических защит. Ниже кратко описаны самые распространённые.
Виды психологической защиты
- отрицание– искажение мировосприятия. Человек не принимает информацию, которая его тревожит. Такой способ формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно воспринимать происходящее;
- вытеснение – считается универсальным способом освобождения от внутреннего конфликта. Происходит за счет выключения из сознания непозволительного мотива или неприятной информации;
- проекция – заключается в неосознанном переносе на другое лицо личных чувств, желаний и влечений. Как правило, человек не хочет себе в них признаться из-за свойственной им социальной неприемлемости;
- идентификация – перенесение на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств, которые присущи другому человеку. В детском возрасте идентификация является простым способом овладения этическими нормами и правилами социального поведения;
- рационализация – обманное толкование человеком своих желаний, поступков. В действительности они могут быть вызваны причинами, признание которых означало бы потерю самоуважения;
- замещение – представляет собой смену направления действия с недосягаемого объекта на доступный. Такой прием не приводит к желаемой цели, хоть и позволяет снять напряжение за счет переноса активности в иное русло;
- отчуждение – своеобразное обособление сознания от негативных факторов. Неприятные эмоции блокируются, стирается связь между эмоциональной окраской и событием;
- подавление – подразумевает исключение из сознания сущности травмирующего события и эмоций. Данный механизм используется для сдерживания чувства страха, проявление которого недопустимо для позитивного самовосприятия;
- регрессия – является своеобразным возвращением в случае проблемной ситуации к ранним или более незрелым формам поведения («я — ребенок, и вы должны мне помочь»);
- интроекция – подразумевает символическое включение в собственный образ другого человека или объекта. Прием прямо противоположен проекции. Играет значительную роль на этапе раннего развития личности и является основой усваивания родительских ценностей и идеалов;
- компенсация – представляет собой бессознательную попытку преодоления реальных или мнимых недостатков. Осуществляется посредством настойчивого самосовершенствования, стремления к достижению результатов;
- реактивное образование – представляет собой процесс подмены неприемлемых для сознания побуждений, желаний и чувств. Это происходит путем вырабатывания и акцентирования внимания на противоположном отношении к ситуации или поведении.
Анализ религий
Рационализация
Рационализация, как и проекция, весьма распространена. Дело в том, что наше поведение определяется множеством факторов: инстинктов, мировоззрением, ценностями, стратегическими и логическими задачами, логикой ситуации, просто настроением или состоянием здоровья, привычками и другим. Стоит нам объяснить свои поступки в двух-трех словах, как мы тем самым уже рационализируем.
Объяснение происходит обычно в самых приемлемых, удобных для себя мотивах. Если человеку задать вопрос: «Почему ты только сейчас почистил зубы?», то можно получить один-два десятка разных ответов, от простого «Я забыл раньше почистить» до резонерских «Мне нравится чистить зубы перед выходом из дома, чтобы сохранять свежесть дыхания» или «Я не мог раньше тебя почистить, ты же пример для меня». И все эти фразы будут ложными, а по другому говоря – во всех них будет доля истины.
Мы не можем существовать, не объясняя своего поведения – себе или окружающим. Поэтому рационализация, пожалуй, является самым естественным механизмом психологической защиты. Рационализация помогает нам не только почувствовать логику своего поведения, немного приблизиться к его пониманию, но и позволяет сохранить самоуважение, сделаться лучше в глазах других. Одно дело, когда человек говорит: «Я хожу на работу, потому что труд облагораживает». И другое дело, если он же скажет: «Я хожу на работу, потому что мне нужны деньги, а еще на работе можно посплетничать и потрепать кому-нибудь нервы». Не следует путать, конечно, рационализацию как бессознательный механизм и сознательную ложь, обман и притворство.
Во время консультации не следует, очевидно, слишком заострять внимание на рационализациях – в силу их естественного изобилия. Однако некоторые рационализации могут представлять собой серьезные препятствия на пути решения проблемы, с которыми пришел клиент
С такими рационализациями следует работать, старательно выясняя вместе с клиентом причинно-следственные связи, объясняя, что у каждого действия обычно много причин, не одна.
Способы и приемы психологической защиты
Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.
Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.
Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.
Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.
Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.
Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.
Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.
Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!
Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.
Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Отрицание.
Это еще один ранний способ справляться с неприятностями, когда ребенок отказывается принять их существование. Очень часто, когда дети пугаются, они закрывают глаза руками, как бы говоря себе, “если я этого не вижу, значит, это нет”.
У взрослого действие этой защиты можно наблюдать в момент, когда ему сообщили о смерти близкого человека. Его первой реакцией будет: “Нет! Этого не может быть!”. Человек, у которого отрицание является ведущей защитой всегда будет настаивать на том, что “все хорошо”, “все к лучшему”. Личности, преимущественно использующие отрицание в своем арсенале защит, называются маниакальными. Иногда способность к “отрицанию” является спасительной. Примером этому могут служить героические поступки, совершенные во время войны или в чрезвычайных обстоятельствах, когда люди, отрицая опасность, “не успевая подумать” бросаются на помощь своим товарищам и близким. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно, скорей откажутся от своих переживаний, нежели полностью их осознав, подавят слезы волевым усилием.
Но чаще всего “отрицание” приводит к достаточно тяжелым последствиям: алкоголик, отрицающий свою зависимость; мать, игнорирующая сексуальные домогательства к своей маленькой дочери; жена, отрицающая опасность, избивающего ее мужа и т.д.
Как мы помогаем?
Мы предлагаем профессиональную психологическую помощь в форме психологических консультаций и долгосрочной психотерапии.
Различие состоит в том, что консультации могут носить разовый характер и посвящены конкретной узкой теме, заявленной клиентом. Психотерапия – длительная углубленная работа, сконцентрированная на личности клиента. Психотерапия с элементами психоанализа помогает выявить истоки проблем, осознать их, осуществить глубинные изменения характера, тормозящего личностное развитие и мешающего полноценной жизни.
В зависимости от личных предпочтений и рекомендаций психолога, вы можете выбрать одну из предложенных форм работы.
В иерархии защиты
Вайльян разделил защитные механизмы на иерархию защит, варьирующуюся от незрелой до невротической и заканчивая здоровой, и поместил интеллектуализацию — например, представление акта насилия без ощущения сопутствующих эмоций — в средний уровень невротической защиты. Таким образом, как и рационализация, интеллектуализация может служить мостом между незрелыми и зрелыми механизмами как в процессе взросления, так и во взрослой жизни.
Винникотт , однако, считал, что беспорядочная забота о детстве может привести к чрезмерной зависимости от интеллектуальности как замены материнства; и рассматривал чрезмерную озабоченность знаниями как эмоциональное обнищание, направленное на заботу о себе через разум. Юлия Кристева аналогичным образом описала процесс, посредством которого «катектируется сама символика … Поскольку она не ориентирована на секс, она отрицает вопрос о половом различии».
Одним из ответов на такую чрезмерную интеллектуализацию может быть чувство юмора, то, что Ричард Хофштадтер назвал необходимым качеством игривости — сам Фрейд сказал, что «юмор можно рассматривать как высший из этих защитных процессов»!
Интеллектуализация – психологическая защита
Интеллектуализация относится к высшим проявлениям психологической защиты, ведь человек включает разум, чтобы отключить эмоции. Люди при интеллектуализации очень сильно шокируют окружающих, когда спокойно реагируют на смерть близких или выбирают место на кладбище, еще будучи живыми.
Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.
Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.
Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.
Интеллектуализация в психологии: примеры защиты
Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:
- в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
- избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
- услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.
По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов
Обучение в школе здоровья
Интеллектуализация
В отличие от предыдущего типа, эта защита сохраняет эмоциональное состояние, испытываемое как травмирующее, но переводит его «на интеллектуальный уровень». Человек отстраняется от своих чувств и переживаний, теоретизирует по их поводу, рационально объясняя их механизмы.
Зависимость поведения от эмоций таким образом снижается — и это положительный эффект такой защиты. Формируется взвешенное, спокойное, предсказуемое поведение, которое воспринимается окружающими как зрелое.
Минус интеллектуализации — искаженное восприятие действительности (это относится к любой психозащите). Снижается уровень эмпатии, а это не способствует общению и особенно близким отношениям.
***
Перечисленными вариантами перечень психологических защит не ограничивается. Но можно выделить так называемые протективные (они не допускают травматический опыт в сознание — проекция, отрицание, вытеснение, идеализация) и дефензивные (они допускают травмирующую информацию — рационализация, интеллектуализация).
Например, механизм интроекции присоединяет личность к чужому «я», чужой среде или образу жизни. Пример — подражание киноактерам или звездам музыкальной индустрии: копирование прически, манеры одеваться и т.п. Принцип «мы все — одна семья» в корпорациях-сектах также срабатывает благодаря механизму интроекции.
При проекции человек ошибочно воспринимает внутреннее как приходящее извне («в этом городе злость разлита в воздухе, такое ощущение, что каждый здесь меня ненавидит»).
Реактивное образование (или инверсия желаний) заменяет травмирующие мысли и чувства на прямо противоположные (гиперопека — следствие бессознательной неприязни к ребенку, мальчики «обижают» девочек, скрывая от самих себя симпатию к ним).
Не исключено, что в XXI веке появятся новые виды психологических защит. Не исключено, что узнаем мы о них только тогда, когда уже вовсю будем ими пользоваться.
Смещение.
Этот термин относится к перенаправлению эмоции, поведения, озабоченности чем-либо с первоначального объекта на другой в силу того, что изначальная направленность может вызывать тревогу.
Классическим примером смещения является ситуация, когда муж срывает свое зло на жене после неприятного разговора с начальником. Любые ситуации, когда некто становится «козлом отпущения» также связаны со смещением агрессии на этого человека.
Наблюдения семейных терапевтов показывают, что, как правило, в парах, где один из партнеров неверен, другой партнер направляет свою агрессию не на «провинившегося» супруга, а на соперницу или соперника.
Также может быть смещена и страсть. Сексуальные фетиши, по всей видимости, могут быть объяснены как переориентация эротического интереса с гениталий человека на бессознательно связанную область. Например, ноги или даже туфли.