Диагностика нарушения
Диагностика проводится в несколько этапов:
- Сбор и анализ жалоб пациента и анамнеза заболевания. Учитываются следующие факторы:
- возраст, когда начали проявляться первые признаки дебильности;
- течение беременности матери;
- факты простуды и инфекции в детстве;
- недоедание в детстве.
- На втором этапе происходит осмотр психиатром. Он оценивает интеллектуальные способности, используя опросники и шкалы. Происходит оценка речи, поведения в повседневных ситуациях, отношения к родным и близким.
- Компьютерная томография и МРТ способны зафиксировать признаки повреждения мозга.
- Консультации невролога в некоторых случаях.
Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64
Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.
Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания
Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром.
При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.
Описание
При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера
Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно
У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Тем не менее они могут формировать простейшие обобщения. Для них составляет трудность охватывание ситуации целиком, и обычно они улавливают только внешнюю сторону событий. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Хотя может быть и достаточно большой словарный запас, но речь при этом всё равно бедна и однообразна. Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (вплоть до синдрома саванта): отличная механическая память (без осмысления повторяемого), способность производить в уме сложные арифметические операции, умение рисовать, абсолютный слух и др.. При более тяжёлой степени олигофрении (имбецильности) одарённость также встречается. Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.
Дебилы с программой основной общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают начальную или вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Они способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении в медленном темпе. Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Дебилы могут освоить несложную специальность, иногда даже очень хорошо. Эмиль Крепелин отмечал, что «их умение больше, чем знание».
В привычной обстановке дебилы относительно адекватны и самостоятельны. Они могут жить самостоятельно, но чаще всего требуется руководство и поддержка.
Дебилы способны попадать под влияние других людей, так как обладают повышенной внушаемостью. Из-за данной особенности они могут быть использованы как орудие в преступных целях. Они также зачастую легко перенимают чужие взгляды и впоследствии стойко их придерживаются, при этом наблюдается недостаток в собственных суждениях. Им свойственно запоминание различных правил и выражений, которые шаблонно употребляются. Некоторые склонны даже поучать других людей и зачастую рассуждают о том, чего сами не понимают (так называемые «салонные дебилы»). Также у них недостаточно развита способность к подавлению влечений и самообладанию. В целом их волевые и эмоциональные качества развиты лучше, чем у имбецилов. Часто встречается усиление примитивных влечений, в частности полового влечения, сопровождающееся распущенным поведением.
У дебилов отмечается некоторая неуклюжесть, размашистость движений. Иногда встречаются неврологические расстройства и аномалии физического развития, собственно, как и при других формах умственной отсталости.
Замечено[кем?], однако, что пациенты с лёгкой степенью дебильности в большинстве своём — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.
Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Характер их может быть добродушно-ласковым и приветливым, либо агрессивным со злобностью, упрямством и недоверчивостью к окружающим.
Все интересы страдающих дебильностью преимущественно сконцентрированы на удовлетворении инстинктов (пищевого и полового), а также на своей внешности.
Олигофрения в стадии имбецильности
Если ставится диагноз «олигофрения в стадии имбецильности», что это такое – средняя степень патологии. Интеллект и психическая сфера развиты слабо, частично, IQ 20–49. Обычно формирование заболевания начинается еще материнской утробе. Имбецильность имеет несколько стадий. Она оценивается по шкале IQ (указывается в баллах):
- легкой, когда симптоматика минимальна, а тестирование показывает от 35 до 50;
- выраженной (проявляются признаки заболевания), а значение 25–34;
- глубокая (больной почти не обучаем, ему нужен круглосуточный контроль и уход), тестирование показывает 20–25.
Люди в стадии имбецильности могут себя обслуживать сами, выполнять некоторые простейшие действия, даже отличать съедобное от не съестного. Однако мыслят примитивно и имеют очень малый запас слов (максимум до 300), отсюда – косноязычие. Они очень подвержены внушению, инертны, в новом окружении или обстановке быстро теряются, не отличаются инициативностью.
Несмотря на способность обслуживать себя самостоятельно, не могут выполнить даже простейшую работу. Они очень любят родных и близких, понимают и реагируют. Когда их хвалят или ругают, знают имена родителей, но могут их путать. В от преобладающих черт характера могут быть разными – скромными, застенчивыми и добрыми или, наоборот, – злобными и довольно агрессивными, а также разниться и поведение. Одни характеризуются как равнодушные личности, апатичные, другие – чрезмерно подвижны. На лице не видно никаких реакций, оно выглядит застывшим. Для олигофрении характерно редкое мигание, грубая анатомия черепа (микро- или гидроцефальный) с неправильным расположением ушей, дефектным прикусом.
При этом сильно заметно нарушение мелкой моторики, координации движений – они угловатые, неуверенные, скованные, а походка отличается неуклюжестью. Олигофренам в средней стадии заболевания недоступны точные действия. Такие люди сфокусированы на своих потребностях. Часто прожорливы, неряшливы.
Имбецильность отличается очень узким кругозором, слабой волей, плохой памятью, но имеют хороший слух. Больные часто допускают неточности при описании. Если находятся в спокойной и привычной для себя обстановке, без раздражающих факторов, то могут даже научиться читать, но по слогам. Чтобы они запомнили какие-то определенные действия (например, для самообслуживания) требуется много повторений.
Для олигофренов в стадии имбецильности адаптация в социальной среде сильно затруднена. Они подсознательно чувствуют собственную ущербность в сравнении с другими. Трудиться могут только по заученным шаблонам, и малейшее изменение вызывает сильную растерянность и ступор. Активные больные могут совершать антисоциальные и даже опасные для других людей поступки, склонны все время убегать.
Идиотия
Данная форма олигофрении имеет свои внешние проявления в самом раннем возрасте. Больные идиотией, как правило, живут недолго. Большинство из них не перешагивает 20-летнего порога из-за крайне низкой жизнеспособности.
Для олигофрении в стадии идиотии свойственно системное недоразвитие человеческой личности. Больной при этой форме болезни остается всю свою жизнь 2-3-летним ребенком. Такие люди почти полностью беспомощны. Им требуется постоянный присмотр и уход. Невозможным для них в большинстве случаев является и обучение любым навыкам самообслуживания. Лишь приблизившись к 13-14 годам жизни больные подростки начинают умывать лицо, ходить в туалет (но и то под обязательным постоянным контролем) и выполнять другие действия для удовлетворения минимальных потребностей.
Идиотия является дефектом развития, носящим глобальный характер. При этой степени олигофрении происходит нарушение в физическом развитии человека. Он существенно отстает в росте и весе. Помимо этого, пациент часто страдает от соматических заболеваний, в частности от пороков сердца, нарушений слуха и зрения. А из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата люди с диагнозом «идиотия» не могут самостоятельно передвигаться. Очень часто для них становится невозможным прямохождение. Сложно им также самостоятельно стоять, сидеть и ползать. У больных нередко наблюдаются сбои в работе кровеносной системы и ЖКТ, деформации черепа, недоразвитие различных внутренних органов и т. д. Помимо двигательного недоразвития нередко имеет место беспорядочная двигательная активность или монотонные движения (раскачивания). А из-за ослабленного иммунитета таких людей часто поражают инфекционные заболевания.
Значительные негативные изменения затрагивает глубокая степень олигофрении и высшие психические функции. Например, восприятие больного ограничено лишь непроизвольными проявлениями ощущений на имеющийся внешний раздражитель. Такие люди реагируют лишь на то, что относится к естественным потребностям – на жару и холод, боль и голод и т. д
Внимание какому-либо предмету они могут уделить не более чем в течение одной минуты. Также у таких больных крайне затруднена ориентация
Они не имеют возможности приспособиться к окружающему миру без организующей, направляющей и сопровождающей помощи.
Помимо этого больные с глубокой степенью олигофрении не способны понять человека, который обращается к ним. Тем не менее их можно научить простейшим действиям, которые могут быть освоены только в результате многократно повторенных просьб. Поведенческая реакция пациентов проявляется только при изменениях интонации, а вот собственная речь у таких людей отсутствует. От них можно услышать только нечленораздельные и бессмысленные звуки.
Отсутствует у больных и память. Ведь она также является одним из компонентов психической деятельности. Как правило, такие люди не запоминают изображения, лица и символы в виде букв и цифр. Лишь изредка случается, что пациенты узнают самых близких им людей и проявляют при этом элементарные эмоции (улыбаются и гулят). Но это касается идиотии не самой глубокой степени.
В качестве высшей познавательной функции отсутствует у этих пациентов и мышление. Для них невозможны даже самые простые операции. Нет у них и осознания собственной личности.
Крайне упрощенной является у таких больных и эмоциональная сфера. Они не способны адекватно реагировать на окружающие события. Эмоции этих людей никак не связаны с какими-либо внешними раздражителями. Они не смеются и не плачут. Им неизвестно чувство сострадания, ненависть, любовь и жалость.
Часто у пациентов можно наблюдать неосознанные реакции в виде агрессии, направленной на самих себя. Помимо этого без всяких видимых причин они могут швырнуть любой предмет в окружающих, толкнуть или ударить находящегося поблизости человека. Реакция на любое порицание у них отсутствует полностью.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «дебильность»
Классификация олигофрений (дебильность)
Примечания
Стадии дебильности
Чтобы определить стадию дебильности, врачи проводят тест на интеллектуальное развитие:
- Легкая стадия дебильности отмечается при IQ в 65-69. При такой стадии сохраняются навыки приобретения специальности. Они способны ухаживать за собой и даже создавать семью. В некоторых случаях даже не требуется постоянная психоневрологическая проверка.
- Умеренно выраженная стадия дебильности отмечается при IQ в 60-64.
- Тяжелая стадия дебильности проявляется при IQ в 50-59. Человек при такой стадии не может обходиться без посторонней поддержки и помощи. Может научиться простым физическим навыкам и домашним делам.
Стадию определяют специалисты, которые проводят ряд исследований. Коэффициент IQ определяется после проведения ряда заданий на пространственное мышление и логику и рассчитывается в зависимости от процента правильных ответов.
Степень умственной задержки определяется по формам:
- Атоническая: неспособность к мотивированному и целесообразному поведению.
- Астеническая: истощаемость, эмоциональная неустойчивость, утомляемость.
- Дисфорическая: выраженные агрессивные расстройства настроения разрушительного действия.
- Стеническая: уравновешенность, добродушие, активность, общительность или вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неупорядоченное поведение.
Больные должны систематически проходить обследование у врачей, а также имеют ряд противопоказаний в социальной сфере. Их не допускают к таким мероприятиям:
- Служба в вооруженных силах.
- Ношение и приобретение оружия.
- Служба в государственных и муниципальных органах.
- Работа мастером, инженером, машинистом.
- Допуск к государственной тайне.
- Вождение автотранспорта.
Иногда дебильность остается не выявленной из-за нежелания родителями признавать ее у своего ребенка. Они не переводят своих детей в специальные школы, где 4-годичный курс обучения проходят за 8 лет.
Постановка диагноза и тесты
Чаще всего дебильность проявляется в школе, когда ребенок перестает осознавать и понимать происходящее. Для этого и существуют медосмотры, психологические тесты, которые время от времени проводит школьный психолог для выявления особенных детей. Для определения дебильности существует множество психометрических заданий и тестов на определение уровня интеллектуального развития.
Тест Айзенка
Ганс Айзенк — английский психолог, который создал тест для определения уровня интеллектуального развития. Он позволяет определить многие заболевания и выявить скрытые умственные способности. Существует 8 вариантов тестов Айзенка, и они рассчитаны на возрастную категорию от 18 до 60 лет.
Есть задания, которые сделаны на основе теста Айзенка и рассчитаны на детей. Они позволяют определить аналитическое, синтетическое и логическое мышление. Результаты считаются так, что среднее значение равняется 100. Такой примерно уровень у большинства людей. Значение, которое меньше 70, расценивается как одна из форм умственной отсталости. Точный диагноз ставится после более детального анализа и исследования пациента.
Тест Войнаровского
Это психологический тест на логику, и он не требует специальных знаний или умений. Тесты заключаются в условии и 3 следствиях, среди которых нужно выбрать 1 верное решение. Часто в условии встречаются незнакомые или несуществующие слова. Но смысл не в этом, а в том, чтобы понять условие и правильно выбрать следствие.
В тесте всего 30 вопросов, на которые можно ответить в течение 15 минут. Для человека, у которого нет проблем с развитием, они несложные. По результатам можно понять, присутствует ли у человека логика.
Оценка развития речи
Оценка развития речи проводится у детей дошкольного и школьного возраста. Дети с нарушением речевой функции часто отстают от учебного процесса, поэтому проблему нужно своевременно выявить и воздействовать на нее. Стандартно в общеобразовательных школах и детских садах этим занимается логопед.
При умственном развитии речь поздно развивается. Ребенок должен заговорить до 3 лет. Если этого не произошло, это повод для беспокойства. Раньше дети начинали разговаривать раньше, но современное общество в большей части зависит от гаджетов, поэтому специалисты утверждают, что более позднее речевое развитие считается уже нормой.
Лепет и агуканье у детей должно начинаться в 3-6 месяцев. У детей с дебильностью оно проявляется примерно после года. Ученые описывали проблемы и особенности позднего речевого развития у детей. Коррекция проводится в зависимости от степени олигофрении. Она должна иметь комплексный характер с медикаментозным лечением и психологическими и педагогическими занятиями.
Тест Торренса
Это метод психодиагностики креативности и творческих способностей человека. Тест Айзенка не единственный, определяющий возможности человека. Тест Торренса позволяет распознать уровень мышления, фантазии и логики одновременно. Высокие результаты дают возможность увидеть творческий потенциал ребенка. Слишком низкий результат говорит об умственном развитии.
Творческие способности напрямую зависят от умения учиться понимать происходящее, анализировать ситуацию. Дети с умственной отсталостью не владеют такими навыками и в результате тестирования не могут показать высокие результаты.
Суть проблемы
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Дискография
Проявления (признаки)
Как уже было отмечено, при дебильности человек не может овладеть сложными понятиями, не способен обобщать информацию и не владеет абстрактным мышлением, в отличие от здоровых людей. Дебилы имеют наглядно-образный тип мышления. Больные не способны вникнуть в суть ситуации, они понимают ее только по внешним явным признакам.
Если ребенку показать изображения, он их поймет. Но определить связь между ними не сможет. Дети с дебильностью не способны сравнивать предметы по их качествам. Также может быть недоразвитая речь (общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Характеристики речи и умственного развития при дебильности:
- замедленность речи
- косность речи
- аграмматизм
- скудная лексика (небольшой запас слов)
- при легкой степени дебильности ребенок нормально ориентируется в бытовых ситуациях
- при легкой степени дебильности больной мыслит абстрактно хуже, чем здоровые дети
- проблемы в обучении
- трудности с запоминанием и применением правил написания
- трудности запоминания и передачи своими словами текста
- плохое понимание полученных заданий
- особые сложности на уроках математики
Дебильность не исключает уникальных талантов. Например, в редких случаях ребенок очень красиво рисует или поет, умеет умножать в уме большие числа или имеет прекрасную механическую память. Но такие случаи встречаются не так уж часто. Познавательная потребность детей с дебильностью сильно ограничена. То есть они практически не нуждаются в новой информации. Волевые, нравственные и эстетические свойства их развиты на минимальном уровне. Потому о полноценном мировоззрении в случаях с дебильностью говорить нельзя. Своих собственных суждений дети с таким диагнозом не имеют.
Дебилы склоны подражать другим, копируя их привычки, походку, поступки и речь. Чужие взгляды они принимают за свои. Иногда из-за легкой внушаемости дебилы идут на преступления, навязанные чьим-то злым умыслом. Характер таких детей добродушный и ласковый. Но в части случаев наблюдается и противоположное: они злые агрессивные, могут мстить и причинять боль. Вероятно усиление примитивных влечений в части случаев, включая сексуальное.
Причины дебильности
Заболевание не развивается само по себе. Ей предшествуют причины, которые и приводят к дебильности различной степени и стадии. Ими являются:
- Генетические болезни, которые сопровождаются умственной отсталостью: синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. При них отмечается аномалии в строении генов или хромосом, что приводит к физическому недоразвитию.
- Врожденные факторы, которые отмечались, пока женщина была беременна, что и влияло на развитие плода:
- Ионизирующее облучение, например, на рентгене.
- Инфекционные болезни: сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, краснуха и пр.
- Химические факторы: наркотики, алкоголь, медикаменты, токсины, яды от бытовых грызунов и пр.
- Нарушение диеты или недоедание, когда женщина отказывается от приема конкретного продукта, при этом не восполняет другими продуктами необходимый элемент.
- Недостаток йода, который участвует в правильном развитии нервной системы.
- Фетоплацентарная недостаточность.
- Возникновение резус-фактора.
- Травмы головы при рождении ребенка, например, акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепные кровоизлияния.
- Отсутствие общения и педагогической работы с ребенком в первые годы жизни. Особенно часто наблюдается в неблагополучных семьях.
- Недостаток йода в пищевом рационе после рождения и до 2-3 лет.
Макс Корж – Кто здесь папа
Сольная карьера
Советы астролога
Примечания
- ↑
- ↑ Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
- ↑ Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
- Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 253. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2 изд.. — М.: Медицина, 1968. — С. 397—398. — 75 000 экз.
- ↑ Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 488—489. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
- ↑ Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. Психиатрия: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — С. 460—461.
- ↑ И. Ф. Случевский. Психиатрия. — Медгиз, 1957. — С. 424—425.