Необихевиоризм
В 1932г. Эдвард Томлен публикует книгу «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить в нее промежуточные звенья, т.е. дополнительные факторы, влияющие на реакцию. Также он настаивал на том, что на поведение стоит смотреть не в конкретной ситуации, а целостно. Один из самых важных выводов из его экспериментов заключается в том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Своими опытами он доказал, что в течение всей жизни индивид формирует когнитивную карту пути для решения различных задач.
Выводы Томлена принудили бихевиористов к пересмотру прежних воззрений на поведение.
Однако лидером необихевиоризма считается Берхауз Фредерик Скиннер. Как и Уотсон он считал главной задачей психологии анализ причин человеческого поведения и выработку методов управления им. Тем не менее в историю психологии Скиннер вошел как теоретик обучения, разработавший методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.
Кроме того, Скиннер является первооткрывателем такого понятия как оперантное поведение — система активных действий для достижения индивидуумом желаемой целей. В своих работах он также основывался на знаниях о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: условные рефлексы, формируемые Павловым в ходе исследований Скиннер определял как стимульное поведение, определяемое ассоциацией с конкретным стимулом и не зависящее от собственной активности субъекта.
Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным:
— устойчивость;
— долговременность;
— стремление индивида повторить успех даже при отсутствии стимула.
В настоящее время бихевиоризм, определивший облик американской психологии в первой половине ХХ века уже не применяется в чистом виде. Тем не менее, многие выводы бихевиористов до сих пор являются основными постулатами американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, является наиболее рекомендуемым в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии или поведении.
Список литературы:
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640с.2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»,1996. 416с.
Текст публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос /psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? /psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск /psychosearch.ru/donate
Бихевиористская школа
В середине $XX$ века активно развивались такие науки, как социология и социальная психология. Практические методы и инструментарий этих научных направлений стали использоваться в менеджменте.
Определение 1
Бихевиоризм – наука о поведении человека.
Применение бихевиоризма в менеджменте получило название школы поведенческих наук, которая стала очередным эволюционным этапом школы человеческих отношений. Идеи этой школы базировались на применении психологических и социологических инструментов в организационных процессах с целью повышения их эффективности.
Базовая концепция бихевиоризма заключается в утверждении, что сотрудника необходимо развивать. Эффективность и результативность сотрудников зависит от их поведенческих характеристик, психоэмоционального состояния, а также от коммуникаций внутри организации и сложной системы групповых внутриорганизационных взаимоотношений.
Идеи бихевиоризма проникли во все сферы управления и дали начало таким управленческим концепциям, как теории мотивации, теории лидерства, организационные структуры компании, теории власти и коммуникации и т.п.
Пример 1
Ключевыми представителями школы поведенческих наук считаются:
- К. Арджирис,
- Р. Лайкерт,
- Д. Мак-Грегор,
- Ф. Герцберг.
В основу всех концепций школы поведенческих наук легли две основные теории, разработанные в начале 19050-х годов американским специалистом в области социальной психологии Дугласом Мак-Грегором, — теория X и теория Y. Мак-Грегор считал, что управление должно базироваться на какой-либо из этих теорий. При этом теория Х соответствует взглядам классических школ управления, а теория Y является более прогрессивной, отражающей современные научные течения в менеджменте.
Направление бихевиоризм и его второе дыхание
Джон Уотсон оказался не единственным желающим исследовать только «голую» биологическую природу человека. У другого американца – Берреса Фредерика Скиннера биологизация мира людей приобрела угрожающие масштабы. Все, что влияет на поведение, он называл подкреплениями. Соответственно, культурные явления не стали исключениями.
Изучение поведения животных стало основой биологизаторской модели Скиннера. Ее по умолчанию можно назвать ограниченной. По мнению исследователя, обучение не связано с внутренней познавательной деятельностью человека. Получение новых знаний в трактовке Скиннера является всего лишь подкреплением правильных реакций.
Грубо говоря, обучение – это не сознательный процесс, а всего лишь результат дрессуры. Все психические процессы (мышление, память, мотивы) разделены на две категории. То, что нельзя назвать реакцией, Скиннер обзывал подкреплением, и наоборот.
Однако, есть в теории Скиннера и рациональное зерно. Он предлагал не контролировать поведение наказанием. В его понимании, угроза имела бы такие результаты:
- Отрицательные эмоциональные явления. Вспомни себя, когда ты был подростком. Если мама запрещала общаться с подозрительной компанией, то ты ей врал, чтобы не получить наказание. Возвращаясь домой, когда на часах было далеко за полночь, ты беспокоился о том, что получишь по первое число. Итого, мы имеем три побочных эффекта наказания – ложь, тревогу и страх.
- Социальные побочные явления. Публичное порицание ребенка педагогом могло бы впоследствии обернуться потерей уверенности и самоуважения.
- Временное появление нежелательного поведения. Если риск наказания уменьшится, то желание совершить нежелательное действие перевешивает. И снова вернемся к проблемам подростков: если мама куда-то уехала и не узнает о невинных шалостях с дурной компанией, то что мешает скоротать вечерок так, как хочется?
Говоря о подкреплениях, Скиннер делил их на два типа: первичные и вторичные. К первичным можно отнести наши базовые потребности. Так, человеку нужна еда, вода, физический комфорт и способность к размножению, то есть секс
К перечню вторичных (условных) причислены такие подкрепления, как: привязанность деньги, внимание и так далее. Кроме того, секс за деньги, с позиции Скиннера, можно было бы назвать объединением вторичного подкрепления с первичным
Более сильным последствием генерализации является социальное одобрение. Именно оно вынуждает человека в детстве получать хорошие оценки, в подростковом возрасте – вести себя прилежно и соблюдать социальные нормы, а после достижения совершеннолетия – получать престижное образование и строгать карьеру с усердием Папы Карло.
И тут наблюдается интересная картина: Джон Уолтер представил на суд коллег-психологов эксперимент, который основан на домыслах, а его последователь, Беррес Скиннер, называл теории психоанализа предположением. Он был уверен, что мотив, эмоция и влечение – это ничто, и проверить это невозможно никак, поэтому и изучения такие категории недостойны.
Поведение человека – это глина, а окружающая обстановка – гончарный круг, который и позволяет создать новое изделие. То есть, бихевиоризм – это в психологии особое направление, которое стоит фактах, которые можно измерить корректно и объективно. Чтобы изучить поведение, достаточно только умело манипулировать средой, в которой находится человек. А вот включать в анализ механизмы, которые действуют внутри человека, нет необходимости.
В результате имеем следующее: два исследователя, одно направление и немного разные подходы. Именно их наработки обеспечили бихевиоризм почетным местом в перечне факторов, влияющих на развитие науки.
Роль бихевиоризма в психологии – это то, что легко переоценить и недооценить. Проще, конечно, сказать, что этого направления просто было, а его последователи считали людей животными. Однако бихевиоризм имел и конкретный результат – превратил психологию в экспериментальную науку.
6 Этап: Психология как наука о бессознательном.
Параллельно
науке о поведении, развивалась наука о
бессознательном — том, что находится
за пределами сознания человека.
Основателем этого направления в
психологии считается Зигмунд Фрейд,
выдвинувший концепцию трехуровнего
строения психики человека.
Согласно
З. Фрейду, психика состоит из трех
компонентов: огромного темного
бессознательного, которое никогда не
будет до конца познано человеком («Оно»),
из осознаваемого, рационального
компонента («Я» или «Эго») и социального
цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).
Бессознательное
(«Оно») является наиболее древней основой
психики, в котором
господствуют первичные потребности.
Здесь локализованы инстинкты (в первую
очередь, по мнению Фрейда, сексуальный
и агрессивный). Контакт с этой частью
своей психики человек может осуществлять
во время сна, медитации, гипноза и
некоторых других формах измененного
сознания.
Вторая
часть сознания человека – «Эго» в
большей степени соответствует
представлению человека о себе, и выполняет
две важные функции: во-первых, руководит
контактом с реальностью, а, во-вторых,
осуществляет связь с бессознательным.
Наконец,
третий компонент нашего сознания –
«Супер Эго» — совесть человека, его
внутренний сторож, который осуществляет
надзор как бы изнутри сознания. Фрейд
считал, что «Супер Эго» является
видоизмененным родительским авторитетом,
сублимацией строгого, но справедливого
Отца, который в детстве следил за
ребенком, контролировал его поступки
и наказывал за нарушение правил.
Для
выявления этих трех компонентов психики
З. Фрейд разработал новый метод –
психоанализ,
позволяющий вступать в контакт с
бессознательным за счет ослабления
контроля сознания, используя метод
«свободных ассоциаций».
Основная идея бихевиоризма
Джон Уотсон находил, что поступки человека влияют на окружающих людей сильнее, нежели его внутренний мир
Именно поведение имеет наибольшую важность в жизни личности. Практичнее искать понимания природы человека через изучение его поведения
Оно подвластно объективному наблюдению. Так развивалась центральная идея бихевиоризма, которая подчеркивала ведущую роль и высокую приоритетность изучения поведения для дальнейшего развития психологии, полностью отрицала целесообразность исследования человеческого сознания.
-
В процессе работы над созданием теоретической базы бихевиоризма Джон Уотсон выделил два вида реакций: врожденные и приобретенные. Описание первых продвигалось достаточно хорошо. С выявлением принципов образования новых возникали сложности. Решение данной задачи в дальнейшем привело к формированию теории классического научения.
-
Джон Уотсон определял научение как вырабатывание условных реакций на стимульное воздействие. Поведение он определял как систему реакций на влияния из внешней среды. За каждым действием человека, непременно стоит внешняя причина. Так появилась небезизвестная формула: SR, где S – любого рода событие среды, которое индивид способен воспринять; R – любой характер поведения, демонстрируемого индивидом. Формула стала главным инструментом объяснения поведение человека. Классический бихевиоризм очень интересовали две задачи: научиться исходя из ситуации прогнозировать поведение, по характеру реакции определять ее стимул. Процессы образования новых и закрепления желательных реакций Джону Уотсону помогли научные труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Исследования советских ученых содержали обоснование механизмов формирования условных рефлексов. Концепцию об условных рефлексах Джон Уотсон закладывает в основу своей естественнонаучной психологической теории, утверждая, что каждая ранее несвойственная реакция приобретается путем обуславливания.
-
Американский психолог Беррес Фредерик Скинер изучал особый вид реакций — оперантных. Основная идея Скинера в том, что человек ведет себя определенным образом не из-за стимулов, а из-за последствий. Оперантные реакции возникают тогда, когда какое-то действие получает подкрепление. Так нужная реакция фиксируется, закрепляется и происходит научение. При поощрении действий индивида, вероятность их повторения в будущем увеличивается. При наказании — вероятнее индивид не будет склонен совершать их снова. В 1938 году Скинер предложил термин «оперантное научение». Механизмы обусловленного научения получили широкое практическое применение: избавление от страхов и фобий; коррекция трудновоспитуемости и агрессивности детей, избавление от вредных привычек, работа с конфликтными ситуациями в семье.
-
Социальное научение
Канадско-американский психолог Альберт Бандура был одним из тех, кто развивал эту теорию. Основная идея — научение путем наблюдения, подражания. Люди видят следствия поступков своих, окружающих. Одни действия приводит к успеху, поощряются. Другие — заканчиваются неудачей, наказываются. Усваиваются те модели поведения, которые обеспечивают более желанный результат. Моделей для подражания предостаточно. Люди могут найти их в художественных произведениях, фильмах, проповедях. Телевидение четко улавливая потребности людей, является поставщиком нескончаемых примеров. Альберт Бандура занимался также изучением проблем глобальной социализации, процесса, позволяющего обществу побуждать людей воспроизводить определенные социально приемлемые типы поведения. Как и другие концепции научения, эта теория имеет ограничения. Не все, чему индивид научается, результат наблюдения за другими людьми, подражания им. Он осознано отказывается от каких-то видов поведения, даже при всей их адекватности, поощряемости. Когнитивное осмысление — неотъемлемый инструмент научения.
Огромный вклад бихевиоризма, наряду с гельштат-психологией и психоанализом, в развитие психологии неоспорим. Главным методом исследований наконец стал строгий естественнонаучный эксперимент. Были хорошо освещены механизмы научения
Наметилась тенденция признания важности сознания психологами-бихевиористами. Это и стремительное развитие кибернетики создали предпосылки для развития когнитивной психологии, занимающейся процессами познания на основе аналогии с системой работы вычислительного устройства
Концептуальные положения
Бихевиоризм в классическом понимании исследует преимущественно внешние проявления поведенческих реакций, при этом практически нет разделения между рефлексами человека и других живых существ. Вся психическая деятельность приравнивается к ответным двигательным реакциям организма. Умственная деятельность и мышление отождествлялось с речевой и двигательной активностью, а эмоциональные проявления характеризовались через призму внутренних процессов индивида или другой живой особи.
В рамках этого течения не уделялось внимания изучению сознания, поскольку не представлялось возможным разложить его проявления на двигательные акты.
Личностная концепция также не была сформулирована, поскольку считалось, что формирование личности представляет собой процесс научения: подкрепление одних вариантов поведения и устранение других. Важным для бихевиористского подхода было проанализировать: как происходило научение индивида в предшествующем опыте и какие условия способствовали сохранению демонстрируемого поведения в настоящий момент.
На развитие бихевиоризма в 20 веке существенное влияние оказали естественные науки и физика. Родоначальники направления и их последователи стремились использовать в своих разработках методы естествознания.
Были выдвинуты следующие методологические подходы:
- наблюдение за поведением в лабораторных, искусственно создаваемых и поддающихся управлению условиях;
- наблюдение поведенческих реакций в естественной среде.
Основные эксперименты проводились с использованием животных, а полученные данные и выявленные закономерности также считались свойственными человеку. Впоследствии такая методика была подвергнута острой критике в особенности по причинам этического характера.
Основные положения
Основоположником бихевиоризма Уотсоном были сформулированы основные положения, на которых базировалось и развивалось это направление.
- Предметом изучения психологии является поведение и реакции живых существ.
- Психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности индивида определяются посредством поведения.
- Поведение живых существ рассматривается в качестве комплексных реакций организма на внешние раздражители (стимулы).
- Выявив характер стимула, можно предугадать поведенческую реакцию на него и определенным образом контролировать поведение не только животных, но и людей.
- Все реакции можно разделить на два вида: условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни, и безусловные — передающиеся по наследству.
- В результате обучения происходит закрепление успешного реагирования на конкретные раздражители и, путем многократного повторения, переход этих поступков в автоматизмы. Таким образом, благодаря условным рефлексам осуществляется формирование навыков.
- К навыкам следует относить также мышление и речь.
- Память — это механизм, с помощью которого происходит запоминание и удержание необходимых навыков.
- На протяжении всей жизни человека в зависимости от изменений условий окружающей среды происходит процесс формирования новых психических реакций.
- Не существует установленных закономерностей в становлении психики детей на разных возрастных этапах. Таким образом, отрицается возрастная периодизация развития.
- Эмоции являются лишь реакциями на различные стимулы внешней среды.
В современной психологии теории бихевиористов не пользуются популярностью, при этом широко применяются направления, которые сформировались на основе бихевиоризма и необихевиоризма, например, когнитивная психология, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поведенческая психотерапия и т. п.
Работа Айзенка
Ганс Айзенк
Началом создания этой теории стало исследование и сравнение поведенческих реакций довольно больших групп военных с одной стороны, обладающих невротическими симптомами, с другой, признанных психологически здоровыми. В итоге Айзенк выделил 39 меняющихся факторов по которым различались эти две группы испытуемых, а последующий их анализ позволил выявить четыре основных различия — стабильность, нейротизм, экстраверсию и интраверсию.
Здесь же можно упомянуть о том, что в прочтении Айзенка термины интраверсия и экстраверсия надо понимать с несколько иной точки зрения, нежели у Юнга. Совершенно ожидаемо для бихевиориста, Айзенк привязал оба термина к чисто биологическим процессам возбуждения и торможения. Невротические же проявления Айзенк связывал с условными рефлексами. Адаптивное поведение индивида, направленное на устранение стимула несущего опасность невротических последствий и в результате снижающего фактор тревожности способствовало развитию фактора стабильности.
В результате этих исследований Айзенком было выявлено 4 категории характеров, которые определялись как сочетание двух параметров — стабильный + интраверт, невротичный + экстраверт, стабильный + экстраверт, невротичный + интраверт.
Айзенк широко известен как автор тестов на интеллект, а в среде психологов, как автор соответствующей теории личности и множества психологических тестов и опросников различной направленности — личностного, подросткового и т.д.
Теория Айзенка является довольно ярким примером использования данных, полученных методом бихевиоризма.
Кто стоял у истоков психологии?
Обычно, когда говорят о зарождении психологии в начале 20 века, то чаще всего упоминают такие имена как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер.
Фрейд Зигмунд
И это вполне справедливо: ведь эти люди стояли у истоков психологии, создали свои собственные оригинальные школы и терапевтические методы построенные на базе психоанализа.
Также вы можете спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это ни что иное как психоанализ Фрейда.
А дело все в том, что именно с психоанализа началась практическая психология, то есть набор тех специфических методов призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а именно оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему, а говоря иначе испытывали страдания или психологический дискомфорт.
На сегодняшний день практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов и работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.
И это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на первое место, когда говорим о психологии.
Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке и родившееся фактически одновременно с психоанализом, которое в немалой степени базировалось на идеях противостоящих идеям Фрейда.
Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) учение о поведении человека в его различных аспектах
Учение о котором котором пойдет разговор называется бихевиоризм — направление из которого впоследствии вышла поведенческая психология, социальная психология а также некоторые методы оказания психологической помощи, которые используются и в наше время.
Противостояние с идеями психоанализа имеет для объяснения появления бихевиоризма весьма важное значение. Дело в том, что психоанализ и прочие идеи о структуре человеческого сознания, зародившиеся на его основе, носили очевидно умозрительный характер и с точки зрения классического научного подхода, подразумевавшего использование реальных опытных данных и их интерпретацию на основе сравнения друг с другом, могли быть в лучшем случае отнесены к разряду научных предположений или гипотез за которыми, однако, не стояло никаких достоверных опытных данных
Многочисленные наблюдения за реакциями пациентов того же Фрейда и других психоаналитиков и психиатров базировались на субъективных интерпретациях, которые транслировали им те же пациенты, проверить их достоверность не представлялось возможным, а любая обратная связь, которую давал психологу пациент по той же причине могла быть подвергнута большому сомнению.
Иван Павлов (1849 — 1936) Владимир Бехтерев (1857 — 1927)
В свете такого подхода многие известные ученые того времени, ведущие исследования условных рефлексов животных, их поведенческих особенностей (Павлов, Бехтерев, Торндайк, Шеррингтон и другие), то есть того, что можно было наблюдать непосредственно в условиях опыта, считали учение Фрейда как минимум ненаучным и даже шарлатанским.
Конечно и сам Фрейд, и его последователи прекрасно понимали суть претензий, однако обладали своими, не менее вескими аргументами в пользу своих теорий, о чем мы поговорим позднее, когда речь зайдет о критике бихевиоризма.
В чем заключается основная проблема бихевиоризма?
Поведенческий подход к изучению психики весьма способствовал развитию психологии, как объективного научного метода, а также, дал мощный толчок к развитию новых социальных дисциплин, таких как антропология, социология, политология и других.
Но с самого начала своего появления учение Уотсона обладало и одним, но весьма существенным недостатком, оно подчеркнуто игнорировало роль самого индивида во взаимодействии со средой, и тем более, роль психической реальности человека, существование и сильное влияние которой на поведенческие факторы было невозможно отрицать. В рамках же теории бихевиоризма человеческой личности была уготована незавидная и незаслуженная роль абстрактного черного ящика содержимое которого почти не принималось в расчет.
Сам Уотсон всегда подчеркивал свое отношение к человеческой личности, как к чистому листу бумаги, лишенному свободы воли, на котором можно было написать все что угодно.
Вот его слова в полной мере демонстрирующие позицию бихевиоризма: «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».
Эдвард Толмен
Естественно такая позиция изначально закладывала камень преткновения, ограничивающий возможности учения. Со временем это привело к тому, что в 1948 году Толменом было внесено изменение — в основную формулу стимул-реакция, он добавил еще одну переменную I, которая означала психические явления в сознании личности. Отныне формула поведенческой психологии выглядела следующим образом S=>I=>R, где I означала психические процессы человека, которые зависели от типа стимула, условий окружающей среды, физического состояния организма, наследственности и накопленного опыта. Эта переменная объясняла например факт неодинакового поведения людей, подвергающихся воздействию одинакового стимула.
Новое учение получило название НЕО-бихевиоризма и на настоящий момент именно оно является основной наукой изучающей поведение людей.
Принципы необихевиоризма
Несмотря на то, что в последние десятилетия бихевиоризм претерпел весьма серьезные изменения, его базовые принципы декларированные еще Уотсоном остались в основном прежними.
К ним можно отнести следующее:
1. отношение к психике человека, как к преимущественно «белому листу» с некоторым незначительным влиянием врожденных наследственных факторов.
2. основную идею о необходимости изучения только лишь доступных непосредственному наблюдению и анализу поведенческих реакций на стимул (хотя исключительную значимость переменной I сегодня никто не отрицает).
3. убеждение, что посредством использования определенных техник можно существенно изменить поведенческие реакции индивида, и в этом последователи этого направления действительно преуспели больше других.
История возникновения бихевиоризма
В 1898 Эдвард Торндайк защищает докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», в которой описывает свои опыты, главным результатом которых он считал возможность изучения и оценки интеллектуальных возможностей индивида без учета его сознания в каких-либо проявлениях. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связующее звено между идеями или между идеей и движением, а как связь движения и ситуации.
Торндайк полагал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.
Торндайк принимал за исходный момент действия не внешний импульс, на который уже определена реакция организма, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, и вынужден решить ее самостоятельно.
Торндайк утверждал, что связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в то время рефлекс рассматривался исключительно как механическое явление) выглядела следующим образом:
1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался;
2) мобилизация сил организма для решения данной проблемы;
3) активный поиск решения;
4) выучивание решения для аналогичных ситуаций путем упражнения .
В 1913 году Джон Брадус Уотсон публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», позднее принятую «манифестом» нового направления.
Статья содержала радикальные для того времени положения:
1) психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность, так как реально только то, что можно наблюдать, т.е. телесные реакции. Основной задачей психологии признавалась необходимость предугадывать поведение человека и управлять им;
2) единственный метод исследования — объективное наблюдение. Поведение необходимо исследовать как мышечные и гормональные реакций, как очевидные, так и скрытые;
3)необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации изменения стимула;
4)главная цель исследований — объяснение механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в выявлении методов его целенаправленного формирования.
Основной формулой человеческого поведения бихевиористы полагали простейшую взаимосвязь стимула (S) и реакции (R). Так, с помощью простейшей формулы S-R они пытались объяснить все действия человека, отрицая при этом сознание, мотив, образ действия. Уотсон считал, что, управляя внешними раздражителями, можно сформировать любого человека, определив за него его стремления, убеждения, поведенческие привычки. Свои взгляды ученый описал в трудах «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психологиясточкизрениябихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).