Что такое ассоциация? значение и примеры

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн 

Виды ассоциаций

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Полезное видео «об этом» глазами обоих полов

Международная ассоциация – что это такое?

В век всемирной глобализации неудивительно, что объединения могут охватывать не только крупные предприятия и корпорации, но даже и страны. Чаще всего такие союзы призваны защитить права работников конкретной отрасли, понять проблематику дальнейшего развития и принять нужные меры. Международные организации выпускают различные стандарты, стремятся повысить уровень квалификации работников, на их базе проводятся многие конференции и мероприятия. Кажется, что жизнь обычного человека нигде не пересекается с деятельностью подобных союзов, но это не совсем верно. Они могут невидимо влиять на качество жизни, ведь в современном мире все сферы сильно связаны друг с другом. Примером может служить Ассоциация международных фармацевтических производителей. Большинство людей пользуются медицинской продукцией, поэтому стандарты качества, принимаемые этим союзом, напрямую отражаются на здоровье и продуктивности лечения заболеваний. Это всего лишь один из многих примеров подобных организаций. Сегодня в мире их насчитывается довольно много.

Другие способы связи

Пользователи могут обратиться к администрации сети путем отправления на письма на адрес электронной почты.

Электронный адрес для запросов:

[email protected] Приложения на основе платформы ВКонтакте API

Официальные жалобы и претензии принимаются по адресу:

191024, город Санкт-Петербург, Херсонская улица, дом 12-14 литера, помещение 1-н.

Письмо должно быть составлено в установленном порядке и послано заказным отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае пользователь сможет получить официальный ответ, подписанный уполномоченными лицами.

Ассоциации в психологии: основные виды

Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.

В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:

  • Ассоциации по сходству. Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.
  • Ассоциации по контрасту. В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.
  • Ассоциации по смежности во времени или пространстве. В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.
  • Причинно-следственные ассоциации. Предметы здесь являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа, яд – смерть и др.
  • Ассоциации по смыслу. Это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: самолёт – любовь. Для обычного человека никакой связи между этими понятиями не существует; однако для того, кто летел однажды в самолёте и там встретил девушку, в которую влюбился, эта пара понятий имеет абсолютно конкретную и однозначную связь.

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления. На их образование влияют несколько факторов:

На их образование влияют несколько факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, отчего зависит и быстрота рефлексов мозга. Чем выше эта скорость, тем быстрее возникают ассоциации и тем они разнообразнее.
  • Память и хранящаяся в ней информация. Человек с хорошей памятью будет порождать более богатые и глубокие ассоциации, следовательно, результаты мышления в этом случае будут более оригинальными.
  • Воображение. Когда рождаются ассоциативные связи, возникающие образы подвергаются трансформации, их элементы соединяются в разных сочетаниях. Так действует воображение, и его работа чрезвычайно важна для функционирования мышления в целом.
  • Подсознание. Ассоциативные процессы распространяются по всему мозгу, затрагивая и область подсознания. Эта часть мышления обычно недоступна для нашего наблюдения и контроля, и ассоциации – один из немногих способов проникнуть туда.

Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.

Детские психические травмы как результат плохих ассоциации и воспоминаний

Значительно интереснее с индивидуальными ассоциациями. Они, как правило, эмоциональной природы и их трудно выявить, если не знать некоторых психологических методов. С ассоциациями, причиняющими человеку неудобство, работает психолог. Например, фобии – это результат закрепленных плохих ассоциаций.

Допустим, сам человек или кто-то из его родственников тонул. С этого момента возникает боязнь воды, так как последняя прочно ассоциируется у человека со смертью или ее возможностью. У некоторых эта связь явлений настолько устойчива, что они даже опасаются заходить в ванную комнату.

Так же есть интересный пример плохой ассоциации – клоуны. У большинства людей этот образ вызывает положительные эмоции. Но есть представители рода человеческого, которые боятся клоунов. У такой фобии может быть только одна настоящая причина: ребенка испугали артисты с раскрашенными лицами, прежде чем он узнал, что они хорошие добрые и смешные. Кстати, король ужасов Стивен Кинг использовал образ клоуна как воплощение мирового зла в своем романе «Оно».

Теперь у нас есть и второй ответ на вопрос, что такое ассоциация? В сфере нашего внимания была психологическая наука.

Процедура

Время выполнения теста составляет примерно 10–15 минут. Для выполнения упражнения необходимы листок бумаги и ручка.Расположите лист горизонтально, так схема ассоциаций будет разворачиваться вправо. На листе бумаги можно нарисовать таблицу 1 с пустыми ячейками.

Ассоциация с точки зрения психологии

Ассоциация – это взаимосвязь меду событиями, возникающая за счет наличия в памяти человека опыта, косвенно связанного с различными вещами.

Одно событие, по мнению человека, влечет за собой другое, если в его памяти закреплен подобный опыт.

Впервые идеи об ассоциациях появились в античности. Они высказывались такими именитыми философами и учеными как Аристотель и Платон. Однако понятие ассоциации было введено Джоном Локком в 1698 году.

Ассоциации строятся за счет кратковременных нервных связей, подкрепленных условными рефлексами. Мы воспринимаем предметы и явления так, а не иначе именно потому, что выстраиваем многочисленные ассоциативные цепочки, объясняющие их сущность.

Как взаимодействует этанол с медикаментами

Не стоит спрашивать врачей, какая у антибиотиков и алкоголя совместимость, насколько вредно принимать их одновременно. Большинство докторов настаивают на полном исключении спиртного во время терапевтических мероприятий.

Они объясняют, почему нельзя смешивать алкоголь и антибиотики:

  1. После перорального приема фармацевтических препаратов метаболиты накапливаются в печени. Этот же орган отвечает за удаление токсинов, образующихся в организме после употребления алкоголя. Из-за двойной нагрузки печень быстро изнашивается.
  2. При лечении многими антибактериальными препаратами советуют расширить питьевой режим. Такие же рекомендации дают для устранения алкогольной интоксикации. Увеличивается нагрузка и на почки.
  3. Этанол оказывает влияние на метаболические процессы в организме. Это может усилить или ослабить действие лекарственных средств. Предсказать заранее результат невозможно.

Кроме того, существуют лекарственные средства, связывающиеся непосредственно с этанолом. Это увеличивает негативное влияние на пищеварительную и нервную системы. Поэтому перед тем, как задумываться о введении спиртного в антибактериальный курс, следует выяснить совместимость данного фармацевтического препарата с крепкими напитками.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги — курсы – уроки — 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт — Пушкин
  • Домашняя птица — курица
  • Фрукт — яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное — вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Cтатистика На весь экран

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Определение слова «Ассоциация» по БСЭ:

Ассоциация (позднелат. associatio — соединение)объединение, союз: например, объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели.

Ассоциация — в психологии, связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). действие этой связи — актуализация А. — состоит в том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс.Хотя идея связи представлений развивалась уже в античной философии, особенно у Платона и Аристотеля, термин «А.» был введён лишь английским философом Дж. Локком в 1698 и с этого времени стал основным понятием Ассоцианизма. В истории психологии А. классифицировались по различным основаниям (см. П. А. Шеварев, Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959). Одна из распространённых классификаций основана на временных условиях образования А.: если связь между психическими образованиями возникает благодаря их одновременному появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве. если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Другая классификация основана на различии содержания психических образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той А., которая при этом актуализируется. по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту. Под это же основание деления попадают и обобщённые А., выделенные советским психологом П. А. Шеваревым.Лит. см. при ст. Ассоцианизм.В. А. Костеловский.

Ассоциация — растительная, основная единица классификации растительного покрова, представляющая совокупность однородных Фитоценозов с одинаковыми структурой, видовым составом и со сходными взаимоотношениями как между организмами, так и между ними и средой. Каждая А. тесно связана с определёнными условиями среды — климатом, почвой, а также населяющим её животным миром. А. характеризуется определённой продуктивностью (запас и прирост) растительной массы. При изменении внешних условий и состава флоры А. изменяются. Так, современные европейские А. широколиственных лесов возникли из аркто-третичных лесов и, в свою очередь, могут уступить место в ходе исторического развития растительности другим А. Участки современной растительности под влиянием изменений рельефа, гидрологических и почвенных условий, а также вследствие прямых (например, сенокошение, рубка лесов, строительство водоёмов) и косвенных (например, пастьба скота) антропогенных влияний могут изменяться коренным образом.Примеры А. — сосняк с брусникой в напочвенном покрове на сухой и бедной почве, сосняк с черникой на более увлажнённой почве, дубравы со снытью в травяном покрове, участки луга с преобладанием лисохвоста и со сходным составом других растений, болота со сфагновым покровом, пушицей, багульником и т. п. При оценке лесных и кормовых угодий основываются на свойствах господствующих А. Например, при детальном изучении лугов и при составлении крупномасштабных карт растительного покрова на них наносятся отдельные А., при уменьшении же масштаба — объединения А. Называются А. обыкновенно по господствующим в них растениям, например бор-брусничник — Pinetum vacciniosium, елово-сосновый лес с брусникой и кислицей — Piceto-Pinetum vaccinioso-oxalidosum. В изучение А. большой вклад сделали русские и советские учёные — Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев, В. В. Алехин, А. П. Шенников и др.Лит.: Растительный покров СССР, т. 1-2, М., 1956. Основы лесной биогеоценологии, М., 1964.В. Н. Сукачев.

Классификация международных организаций

Мировые организации подлежат классификации по нескольким признакам.

Первый фактор – распространение их действия. В таком случае союзы можно разделить на мировые и региональные (пример мирового объединения – ООН, регионального – Европейский союз).

По цели существования различают общие и специальные организации (пример общей – Организация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), специальной – Международная ассоциация юристов).

Еще один признак классификации – социально-экономическая направленность. В этом случае можно выделить такие группы, как международные организации развитых стран, развивающихся стран и смешанного типа.

Регулирование деятельности ассоциаций

Правовые основы, регулирующие работу ассоциация – Гражданский кодекс и закон «О некоммерческих организациях».

Люди, входящие в ассоциацию выплачивают субсидии в том объеме, который устанавливается каждой конкретной ассоциацией. Они сохраняют самостоятельность, но обладают определенной ответственностью в рамках ассоциации. Степень ответственности устанавливается каждой ассоциацией самостоятельно.

Детские психические травмы как результат плохих ассоциации и воспоминаний

Значительно интереснее с индивидуальными ассоциациями. Они, как правило, эмоциональной природы и их трудно выявить, если не знать некоторых психологических методов. С ассоциациями, причиняющими человеку неудобство, работает психолог. Например, фобии – это результат закрепленных плохих ассоциаций.

Допустим, сам человек или кто-то из его родственников тонул. С этого момента возникает боязнь воды, так как последняя прочно ассоциируется у человека со смертью или ее возможностью. У некоторых эта связь явлений настолько устойчива, что они даже опасаются заходить в ванную комнату.

Так же есть интересный пример плохой ассоциации – клоуны. У большинства людей этот образ вызывает положительные эмоции. Но есть представители рода человеческого, которые боятся клоунов. У такой фобии может быть только одна настоящая причина: ребенка испугали артисты с раскрашенными лицами, прежде чем он узнал, что они хорошие добрые и смешные. Кстати, король ужасов Стивен Кинг использовал образ клоуна как воплощение мирового зла в своем романе «Оно».

Теперь у нас есть и второй ответ на вопрос, что такое ассоциация? В сфере нашего внимания была психологическая наука.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: