Содержание
Общие сведения
Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия».
Акалькулия
Симптоматика нарушения
Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:
- затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
- неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
- трудности при выполнении простых арифметических действий;
- нарушение понимания понятия «число»;
- отсутствие способности к сравнению числительных значений;
- нарушено восприятие пространственных координат;
- трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
- затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.
Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:
- отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
- нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
- проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.
Причины нарушений
Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.
Анатомо-физиологические причины
Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.
Среди причин расстройств письма и чтения выделяют следующие факторы: 1. Наследственная предрасположенность. Ребёнок перенимает от родителей не только цвет глаз и кожи, но и конституциональные особенности мозга, незрелость отдельных его участков. В таком случае при формировании навыков письма или чтения школьник будет испытывать приблизительно те же проблемы, что и его мать (отец) в начальных классах.
2. Задержанное развитие или поражение мозга. Подобные патологии могут возникнуть во время вынашивания малыша, при родовой деятельности или в раннем возрасте (до трёх лет). К этой группе вредных факторов специалисты относят:
-
- гипоксия эмбриона, которая возникает из-за экстрагенитальных заболеваний (сердечная недостаточность, болезни почек и печени, ревматизм), патологий плаценты, тяжёлых осложнений в начале и конце беременности;
- внутриутробные инфекционные болезни, представляющие особенную опасность в первом триместре, когда активно формируются мозговые структуры плода (это может быть краснуха, грипп, герпес, гепатит B, ВИЧ и т.д.);
- приём будущей матерью психоактивных веществ (к ним относят алкогольные напитки, наркотические средства, никотин) или употребление медикаментов, способных нарушить естественное развитие плода;
- неблагополучные роды, во время которых травмируется детская головка, происходит обвитие шейки ребёнка пуповиной, вследствие чего нарушается поступление кислорода в мозг и погибают нервные клетки;
- болезни и патологии, перенесённые в младенческом возрасте, например, черепно-мозговые травмы, энцефалиты, тяжёлые инфекционные заболевания.
3. Проблемы со становлением процессов латерализации. Этот термин обозначает установление доминантной роли правого либо левого полушария. В начальной школе (когда ребёнка начинают активно обучать письму и чтению) у детей уже определяется ведущая рука и ведущее полушарие. Если же процесс задерживается, а также при скрытом левшестве либо переучивании леворукого ребёнка, нарушается формирование навыков письма и чтения.
Социально-психологические факторы
Ещё одна большая группа причин патологий письменной речи и чтения – неблагоприятные средовые и психологические факторы. Стоит отметить, что они редко проявляются изолированно, чаще социальные причины добавляются к уже имеющимся нарушениям физиологической природы. Среди самых частых специалисты отмечают следующие факторы:
- чрезмерно раннее обучение ребёнка письму и навыкам чтения (нервная система попросту не готова к подобным умениям);
- завышенные требования по отношению к грамотности, которые предъявляют родители и педагоги;
- излишне высокий темп обучения или использование дидактических методов, несоответствующих личным особенностям ученика;
- низкий уровень языковой среды, включающий недостаток речевых контактов, нечёткое либо неверное произношение родителей, невнимательность взрослых к речи ребёнка;
- несвоевременное обращение за квалифицированной помощью родителей ребёнка, у которого наблюдаются тяжёлые речевые патологии;
- билингвизм в семье, из-за которого дети не могут в полной мере овладеть грамотой.
Причин для формирования расстройств письма и чтения много, даже специалистам довольно сложно разграничить физиологические и социально-психологические факторы. Вот почему при обнаружении у ребёнка первых же проявлений этих патологических состояний нужно обратиться за логопедической помощью, которая включает диагностику и коррекционную работу.
нарушениях заболевания у детей
В школьном возрасте процентов 5 около детей страдают дискалькулией. Это принципа непонимание счета, невозможность различать арифметические Акалькулия. действия идискалькулия взаимосвязанные между собой акалькулии.
Об заболевания речь идет в том случае, ребенок если был умственно развит, но утратил результате в способность травмы или заболевания. При ребенка у дискакалькулии теряется возможность обучаться любым действием арифметическим, а часто это сочетается с проблемой распознавания невозможности букв.
Дискалькулия у детей начинает раннего с развиваться возраста. Она выражается в том, такого что ребенка просто невозможно обучить либо-каким арифметическим действиям. Его мозг отказывается полностью воспринимать данную информацию. Чаще такое всего заболевание встречается у детей с генетической итоге. В предрасположенностью заболевание перетекает в умственную отсталость.
Восстановление понятий числа и счёта у больных акалькулией
Главной целью терапии первичной формы синдрома является возобновление понятия числа и его разрядного строения. Рассмотрим основные методы обучения и восстановления больных:
- визуальный метод;
- метод действий с числами;
- метод понимания разрядов чисел.
В тяжёлых формах заболевания используются специальные методы обучения, основанные на визуальной памяти. Так, к примеру, перед пациентом выкладываются в ряд карточки с числами и изображением соответствующих по количеству предметов. Детям для большей эффективности такой метод можно проводить в игровой форме. Так, например, на карточке изображена цифра 2, а под ней находятся два мяча, предпочтительно все предметы должны быть яркими и разнообразными по цветовой гамме, так как цвет играет большую роль в восприятии и запоминании.
Метод действий с числами основывается на том, что больному необходимо разбить любое число на все возможные вариации. Данное упражнение проводят с помощью палочек: пациенту называют число и предлагают разложить его на цифры, все манипуляции записываются в дневник. Так, больному предлагают разбить число 5 на все возможные вариации с помощью палочек: 1 п. + + 4 п. = 5; 2п. + 3п. = 5п. и т.д. Если со временем пациент начинает делать успехи, вместо палочек используется вербальное комментирование арифметических операций. Иными словами, все счётные операции проговариваются вслух, далее шепотом и так пациента приводят к тому, что он пробует считать в уме.
Часто сложности с анализом разрядов чисел протекают в комплексе с нарушением их названия. С пациентами проговариваются все числа до 100, тем самым дефектолог объясняет разницу между десятками и единицами. Также используются специальные упражнения, в которых пациент должен написать под словами наименования чисел, так под словом «двести сорок пять» необходимо поставить «245» и т.д.
Наглядно-образный характер занятий проводится от 2 до 3 раз, далее больные постепенно переходят на голосовое озвучивание вычислительных операций. Как правило, лёгкие стадии акалькулии у взрослых пациентов легче поддаются коррекции, нежели у детей.
Восстановление счёта и числового понятия при вторичных формах синдрома зависит от локации поражения головного мозга.
При затылочных поражениях вторичной формы заболевания коррекция должна быть направлена на визуальные особенности чисел, правильное написание. Среди основных методов используется: предметный счёт, манипулирование с числами и задачами, упражнение с двигательным образом числа и т.д. Довольно эффективным является метод озвучивания чисел, при которых пациент должен представить в уме число, данное упражнение опирается на сохранное слуховое восприятие, воображение и зрительную память.
При поражении височных отделов происходит снижение слухового восприятия чисел, что является не столь существенным нарушением и зачастую не требует специализированного терапевтического восстановления.
Больные с префронтальными поражениями на первых этапах обучаются простому пониманию чисел, постепенно переходя к арифметическим упражнениям, где цифры выступают в роли предметов. Далее дефектолог переводит пациента к арифметическим примерам с последовательными действиями.
Манипулирование предметами наравне с числами позволяет пациенту анализировать арифметические операции не только с помощью привычной предметной характеристики, но и с объективно-разрядным пониманием числа. Так, с помощью интериоризации, то есть перехода с внешних действий на внутреннюю программу сознания, пациент от первичной предметной оценки переходит к пространственной, разрядной характеристике. Постепенное обучение способствует эффективному восстановлению понимания числа и манипуляций с ним.
Клиническая картина
Нарушение способности к арифметике может быть диагностировано в первом или втором классе школы. Нарушение арифметических способностей обычно становится явным примерно у детей 8-летнего возраста (второй класс), может не обнаруживаться до 10 лет (четвертый класс). Овладение простыми арифметическими действиями, например счетом или прибавлением даже единиц, значительно ниже ожидаемых норм, тогда как в других областях дети обнаруживают нормальные способности.
Во время первых трех лет средней школы ребенок обнаруживает определенный прогресс, опираясь на свою механическую память. По мере того как арифметика становится более сложной и требуются более высокие уровни различия и оперирования пространственными и цифровыми отношениями, наличие расстройства становится все более явным.
Выделяют несколько субкатегорий: 1) трудности в осознанном овладении счетом; 2) трудность в овладении кардинальными и ординарными системами; 3) трудность в выполнении арифметических операций; 4) трудность в объединении предметов в группы. Трудности в понимании вербальных и зрительных символов, запоминании последовательных шагов арифметических операций, в нахождении принципов решения задач. У детей сохранены слуховые и вербальные способности, отмечаются трудности в обучении чтению и правописанию. Дети с церебральным параличом могут иметь нарушение арифметических способностей при сохранности интеллекта в других сферах.
Сопутствующие расстройства: дислексия, нарушения речи, дефицит внимания. Часто у детей младшего школьного возраста с нарушением арифметических способностей эти сопутствующие нарушения являются основной жалобой. Эмоциональные и поведенческие нрушения приводят к отказу от посещения школы, прогулам или нарушениям поведения.
Точный диагноз можно поставить после того, как будут проведены арифметические тесты и их показатели окажутся намного ниже ожидаемого уровня, причем даются стандартизированные тесты на интеллект для определенного школьного возраста.
Причины
Врачи-специалисты и исследователи точно не знают, что является причиной дислексии.
Некоторые данные указывают на возможность того, что это заболевание является генетическим, поскольку оно часто протекает в семьях.
Два ключевых фактора, по-видимому:
- Генетические причины: Команда Йельской медицинской школы обнаружила, что дефекты гена, известного как DCDC2, были связаны с проблемами чтения.
- Приобретенная дислексия: Незначительное меньшинство людей с дислексией приобретают состояние после рождения, обычно из-за черепно-мозговой травмы, инсульта или какого-либо другого вида травмы.
По данным Мичиганского университета системы здравоохранения, дислексия является наиболее распространенной формой нарушения обучаемости. 80% учащихся с нарушениями обучаемости страдают дислексией.
По оценкам Международной ассоциации по дислексии, от 15 до 20 процентов американского населения страдает от некоторых симптомов дислексии, включая медленное или неточное чтение, плохое написание, плохое письмо или смешивание подобных слов.
Дислексия затрагивает людей любого этнического происхождения, хотя родной язык человека может играть важную роль. Язык, в котором существует четкая связь между тем, как написано слово и как оно звучит, и последовательные грамматические правила, такие как итальянский и испанский, могут быть проще для человека с легкой или умеренной дислексией.
Такие языки, как английский, где зачастую отсутствует четкая связь между письменной формой и звуком, например, такие слова, как «кашель» и «тесто», могут быть более сложными для человека с дислексией.
Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей
Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.
Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДЕВУШКИ?
Выявление и терапия
Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.
Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.
Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.
Помехи в понимании речевых сообщений
08.09.2018
Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1968). Автор рассказывает о причинах возникновения помех в понимании слушателем или читателем услышанного или прочитанного текста.
Р. Р. Гельгардт
Рейтинг:
Рационализация в психологии — примеры из жизни
Как проводится коррекция дискалькулии
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
- посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
- расположить числа в порядке возрастания и убывания;
- сравнить два числа;
- определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
- выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
- проанализировать схему тела человека;
- определить направление вправо-влево.
После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.
Источники
- /mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/akalkuliya.html
- /EvriKak.ru/info/kak-proyavlyaetsya-akalkuliya-ee-vidyi-diagnostika-i-lechenie/
- /mark-med.ru/stati/diskalkuliya-u-shkolnikov/
- /onevroze.ru/klassifikaciya-i-diagnostika-diskalkulii-metody-profilaktiki-i-korrekcii-rasstrojstva.html
- /nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/akalkuliya-eto.html
- /ODepressii.ru/deti/diskalkuliya.html
- /OurKids.ru/narushenija/rech/diskalkuliya/
- /NeuroDoc.ru/bolezni/drugie/akalkuliya.html
- /SimptoMer.ru/bolezni/detskie-zabolevaniya/3057-diskalkuliya
Классификация
В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:
Вид | Характеристика |
Практогностическая | Проявляется в затруднениях при подсчете предметов |
Дислексическая | характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике |
Вербальная | Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений |
Графическая | Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур |
Операциональная | Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий |
Тыквенные семечки сколько есть в день
диагностирование
Если родители, опекуны или учителя подозревают, что у ребенка может быть дислексия, они должны спросить школу ребенка о профессиональной оценке. Ранняя диагностика с большей вероятностью приведет к эффективному вмешательству.
Результаты тестирования могут также открыть дверь для получения ребенком дополнительной поддержки.
Они могут иметь право на специальные образовательные услуги, программы поддержки и услуги в колледжах и университетах.
Диагностические тесты часто охватывают следующие области:
- справочная информация
- интеллект
- устные языковые навыки
- распознавание слов
- расшифровка или умение читать новые слова, используя знание букв.
- фонологическая обработка
- навыки автоматизма и беглости речи
- понимание прочтения
- знание лексики
- семейная история и раннее развитие
В процессе оценки эксперт должен быть в состоянии исключить другие состояния или проблемы, которые могут иметь аналогичные симптомы. Примеры включают проблемы со зрением, нарушение слуха, недостаточное обучение, а также социальные и экономические факторы.
Какие расстройства можно отнести к минимальной мозговой дисфункции у детей?
Разнообразие факторов, которые лежат в основе ММД, неоднородные клинические проявления приводят к тому, что необходимо дифференцировать целый ряд состояний, объединявшихся ранее в диагноз «Минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД:
- Нарушения психологического развития:
- расстройства развития речи;
- расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
- расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
- Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- поведенческие нарушения.
Кроме того, в ряде случаев, ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).
С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных мозговых дисфункций. Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10. При этом, с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения, специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.
Диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения.
Психоневролог назначит необходимые аппаратные объективные исследования и, при необходимости, медикаментозную терапию.
Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга ребёнка недостаточно зрелы, работают дефицитарно или компенсаторно; разработает индивидуальную коррекционную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, ребенку адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.
Рекомендации и советы родителям
В процессе лечения минимальной мозговой дисфункции должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи и, безусловно, педагоги. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка с ММД часто неосознанные; со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности
Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение
Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к специалистам: в первую очередь, неврологу и нейропсихологу.
Минимальные мозговые дисфункции у детей
(100%) голосов
Тромб в подколенной вене
Последствия и ограничения
способна Акалькулия вызывать различные осложнения. К таким последствиям негативным относят аграмматизм (затруднения при восприятии и составлении предложений), парафазии (замена звуков, употребление неверное звуков), речевой эмбол (навязчивое слова повторение или словосочетания). К последствиям акалькулии относят также снижение социальной адаптации индивида из-за заболевания сочетания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие происходит этого снижение качества жизни пациента.
развитии При заболевания у детей это вызывает обучении в проблемы, социальной адаптации в школе, ухудшает коммуникации навык и может негативно сказаться на дальнейшем развитии когнитивном ребенка. У детей может развиваться самооценка низкая и депрессия.
Отрывок, характеризующий Дискалькулия
Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного