Психология возрастных кризисов

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Особенности возрастных кризисов

Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем рефлексии, невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.

Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.

Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Послесловие

Социальная ситуация развития юности  – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.

В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект. В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает. Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.

К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:

  • потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • жизненные планы;
  • устойчивое самосознание;
  • идентичность;
  • ценностные ориентации;
  • мировоззрение;
  • внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.

Юным людям свойственно стремление к взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с позиции «на равных». Они испытывают потребность в неформальном и доверительном общении с родителями, дружбе и любви со сверстниками.

Суть юношеского возраста и кризиса

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».

При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения. Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию. Что мы нередко и наблюдаем.

Таким образом, в юности происходит:

  • активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
  • постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.

Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.

Что делать?

Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому

Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.

Старость и кризисы

  • Суть и симптомы кризиса
  • Особенности периода старости
  • Типы личности в старости
  • Как пережить кризис
  • Послесловие

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог  Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

  • упорядоченность и значимость «Я»;
  • признание прошлого, положительное отношение к опыту, принятие настоящего;
  • принятие своего жизненного пути и участников этой жизни;
  • понимание личной ответственности в жизни;
  • чувство целостности с культурой, временем, цивилизацией;
  • мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать

Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)

Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.

Период адаптации длится до двух месяцев.

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.

Кризис младенчества (1-2 года)

К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.

Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.

Задача родителей проявлять терпение

Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое

В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много

Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.

Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.

Кризис раннего детства (3-4 года)

Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.  

Признаки

  • ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
  • ребенок стремится все делать сам любыми способами;
  • происходит изменение сложившегося ранее режима;
  • под сомнение ставится авторитетность взрослых;
  • частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.

В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.

Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.

Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет. 

Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.

Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.

Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий

Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.

Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.

Сейчас на сайте:

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Шпаргалка для классного руководителя с упражнениями и играми на сплочение детского коллектива

Какие бывают кризисы возраста

2-4 года — становление личной независимости и противостояние воспитанию взрослых

Ребёнок начинает ходить, он понимает, что в какой-то степени стал автономен, поэтому здесь ему важно отстоять свою независимость. Он стремится использовать и совершенствовать обретённые навыки (самостоятельно одеваться, причёсываться, убирать игрушки)

5-8 лет — инициатива и жизнь в социуме

Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих навыков общения и самоорганизации. Дети учатся проявлять инициативу, распределять роли и действовать в социуме.

13-18 лет — самоидентичность и умение учиться

Источником самоидентичности становятся не родители, учителя или товарищи, а сам человек. Он задаёт себе вопросы: кто я? чего я хочу? И, отвечая на них, приходит к пониманию своих потребностей в рабочей и личной жизни, определению своих профессиональной и половой ролей.

20-25 лет — умение строить близкие отношения

Развивается способность любить и отдавать, умение создавать и поддерживать близкие отношения. Если человек долго избегает этих отношений или не может их устроить, есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству и изолироваться от внешнего мира.

33-35 лет — продуктивность или застой

Время создания семьи, принятия на себя роли родителя, построения и развития карьеры. От уровня реализации себя в этих сферах во многом зависит то, насколько успешным человек будет чувствовать себя на протяжении всей жизни. Если цели, поставленные ранее, не достигаются, человек может опустить руки и остановиться в развитии. 

40-45 лет — принятие новой внешности и переоценка ценностей

На этом этапе женщины склонны беспокоиться из-за неизбежных перемен во внешности, а мужчины — из-за достатка и карьеры. Однако если женщина много занималась работой, бизнесом или политикой, у неё также может случиться кризис «мужского типа».

50 и далее — анализ прожитой жизни

В этот период человек хочет увидеть плоды своих трудов и как никогда нуждается в том, чтобы осознать себя успешным. Если человек приходит к выводу, что жизнь прожита непродуктивно, может наступить отчаяние.

И все же мы разные…

Мужчины и женщины переживают переломные периоды неодинаково. Жизненные цели представительниц слабого пола более структурированы. Природная женская эмоциональность помогает быть более гибкими в решении возникающих проблем. Но она подталкивает женщин судить о собственной успешности по нормативным моделям.

Образно говоря, если есть муж, дети, благоустроенное жилье и финансовая устойчивость, то все сложилось неплохо. Женщины острее переживают утрату молодости и красоты, чаще задумываются о смысле жизни и вопросах, связанных со смертью.

Уровень общей тревожности у женщин выше, чем у мужчин. Это связано с тем, что пик физической гендерной востребованности представителей сильной половины человечества приходится на возрастной промежуток 35-45 лет. Давайте смотреть правде в глаза: мужчины не настолько зависимы от красоты своей внешней оболочки, как женщины.

Даже в 45-50 лет мужчины легко находят себе спутницу жизни, чего не скажешь о женщинах. Стабильный заработок и крепкое здоровье – 2 обязательных показателя, характеризующих состоявшегося мужчину.

Если в молодости в большинстве своем девушки мечтали о том, как удачно выйти замуж и построить крепкую семью, то в зрелом периоде многие уже нацелены на карьерный рост и самоутверждение в профессиональной сфере. Интересно, что женщины зависимы от  уровня взаимоотношений с окружающими людьми.

Представительницам прекрасного пола трудно построить карьеру, если с коллегами отношения не задались. Для мужчин же на первом месте их профессиональная компетенция, а вот коммуникационные неудачи, возникающие внутри коллектива, их мало тревожат.

Мы все переживаем возрастные психологические кризисы. Одни проявляются резко, другие характеризуются плавным течением. Знания об особенностях и симптоматике сложных этапов помогут обезопасить себя и своих близких от негативных последствий критических периодов развития личности.

Читайте далее:

Почему появляются возрастные пигментные пятна и как от них избавиться

Основные причины вздутия живота и способы решения проблемы

Норма креатинина в крови у взрослых: причины отклонений и подготовка к анализам

Симптомы кори у взрослых и способы лечения

Возрастная дальнозоркость: почему возникает и как лечить?

Причины изменения артериального давления у взрослых и норма давления по возрасту

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: