Исследование воображения в отечественной психологии
Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.
Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением
Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными
Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.
Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.
Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.
В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов. Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.
Сущность воображения, его виды и функции
Определение 1
Под «воображением» в современной психологии понимают психический процесс, который на основе имеющегося опыта позволяет человеку создавать образы в своем сознании.
Воображение не может функционировать без других важных психологических процессов. Воображение оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в будущем, каким будет результат нашей деятельности.
Головной мозг — это орган, который отвечает за все процессы в психике человека, в том числе и за воображение. С физиологической точки зрения воображение это аналитическая синтетическая работа мозга в результате, которой происходит образование новых системных связей.
Воображение подразделяется на виды. По предмету воображения оно может быть эмоциональным, образным, словесно-логическим. По содержанию деятельности оно может быть художественным или техническим. По мере активности воображение подразделяют на активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. Воображение так же может быть абстрактным и конкретным, это зависит от характера образов. По результативности оно может быть воссоздающим (когда появляются образы, которые уже существуют в реальности) и творческим (когда появляются совершенно новые, еще не существующие образы).
Воображение имеет ряд функций:
- представлять реальность в образах и применять эти образы для достижения целей
- уравновешивать эмоций
- регулировать познавательные процессы
- представлять план действий
- планировать деятельность и давать ей оценку
Психика человека имеет несколько уровней воображения. Об этих уровнях речь более подробно пойдет далее.
Видео с субтитрами на двух языках:
Кто страшнее: ягуар или европеец?
Как и многие антропологи, он исследовал «другие» культуры, например индейскую, но с необычной целью. Если много лет задачей антропологии было максимально точно описывать «странные» чужие практики, то де Кастру предложил обратиться к амазонским туземцам, чтобы пересмотреть взгляды западной науки на устройство мира.
Одним из главных открытий Кастру стал межвидовой перспективизм, то есть возможность смотреть на мир не только человеческими глазами, но и глазами ягуара, мертвеца, духа. Кастру вспоминает анекдот, который приводил в своих текстах этнолог Клод Леви-Стросс: открыв Америку, испанцы пытались проверить, есть ли у туземцев душа, а туземцы бросали захватчиков в воду, чтобы узнать, есть ли у них тело — будет ли оно гнить.
Ближе всего к решению этой проблемы подходят шаманы: во время ритуала они буквально превращаются в животное, существуют в его теле и смотрят его глазами. По мнению Вивейруша де Кастру, перспективизм и шаманизм проявляют принципиальную разницу между познанием в западной и многих незападных культурах:
Воображение вообще идет рука об руку с объективацией, особенно коллективное воображение, которое выражается в мифах и стереотипах или, точнее, подчиняется им. Это воображение позволяет европейцам, которые никогда не погружались, скажем, в азиатские культуры, на ходу представлять себе благовония, шумные улицы и людей на одно лицо. В воображении возникли и закрепились идеи о женщине-загадке или женщине — любящей матери, и, чтобы вообразить женщину-руководительницу или расчетливую преступницу, нужно постараться.
Так что Платон был не так уж неправ, когда писал об опасности воображения.
Этапы развития воображения
Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать
Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.
Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.
Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.
Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.
Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.
Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.
На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.
Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.
На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.
При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.
В процессе учебы он дополняет свои знания, которые становятся основанием для воображения и творческой деятельности.
Как развить воображение
Существует 3 способа, которые необходимо практиковать, чтобы развить способность к воображению:
- Интересуйтесь миром – стремитесь получать больше знаний, эмоций, ощущений. Ходите на выставки, в кино, театры, читайте книги, путешествуйте, заводите новые знакомства, пробуйте делать что-то новое.
- Представляйте себе то, что вы хорошо знаете. Например, это могут быть люди. Ваша задача – вызывать в голове образ знакомого человека и представлять его до самых мелочей (как он улыбается, ходит, наклоняет голову, держит ложку и т.д.)
- Воображайте то, чего не существует. Этот метод напоминает игру. Например, дайте себе задачу придумать несуществующее животное (автомобиль, одежду, еду… что хотите) и посмотрите, что из этого выйдет.
Занимаясь такими практиками регулярно, очень скоро вы заметите, что ваше мышление станет гибче. Умение мыслить гибко повышает адаптационные способности психики и организма в целом. А это уже про стрессоустойчивость, психическое и физическое здоровье.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Активное произвольное воображение
Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.
Репродуктивное воображение
Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:
- представление дома по его подробному плану;
- рисунка вязки по схеме;
- образа героя книги по описанию;
- кулинарного шедевра по рецепту.
Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.
То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.
Творческое воображение
Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.
Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.
В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.
Игры на развитие воображения
Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!
Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.
Игра «сложная сортировка»
Игра «сложная сортировка» — отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.
Игра «Буквы и цифры»
- Тренирует концентрацию внимания
- Улучшает скорость реакции
- Развивает логику и сообразительность
Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, «У6». А под буквой с цифрой появится вопрос, например, «Число нечетное?» или «Буква согласная?». Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.
Игра «матрицы цвета»
Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.
Игра «Упрощение»
Игра «Упрощение» — замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!
Зрительный поиск
Развивает произвольное внимание
Улучшает концентрацию внимания
Совершенствует объем внимания
На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)
Игра «Фланговая задача»
На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!
Игра «Супер память»
- Тренирует визуальную память
- Увеличивает объем памяти
- Улучшает точность памяти
С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.
Специфика формирования воображения у детей дошкольного возраста
Об эффективном формировании и возрастании целенаправленности воображения на протяжении всего развития ребенка в период дошкольного детства можно судить по тому как увеличивается продолжительность игры детей по одной и той же сюжетной линии, а также по устойчивости исполняемых в игре ролей.
Игра младших дошкольников длится около 10 – 15 минут, возникающие внешние обстоятельства могут приводить к возникновению побочных линий в игре и первоначальный замысел игры теряется или трансформируется. Ребенок забывает в качестве каких предметов выступали замещающие объекты и начинает использовать их в соответствии имеющимися у него в реальности функциями. К 4 – 5 годам продолжительность игры увеличивается до 40 – 50 минут, а к 5-6 годам ребенок может играть в течение нескольких часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.
Возможность планирования игровой деятельности напрямую связана с умением создавать целостные сюжеты и целостные произведения игры. Дети в возрасте 3 – 4 лет владеют лишь элементами предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, к 4-5 годам формируется ступенчатое планирование предстоящей игровой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту формируется способность фантазировать произвольно, задолго до наступления непосредственной деятельности мысленно планируя процесс воплощения игрового замысла.
Ребенок в данном возрасте способен намечать подробный план достижения поставленных целей и определять какое именно оборудование понадобится ему для игры.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.
Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при том целостную картину мира.
Помимо этого, воображение позволяет ребенку стать «участником» событий, которые невозможны в его реальной жизни. С помощью подобного вымышленного «участия» обогащается интеллектуальный, эмоциональный, и нравственный опыт, оно позволяет более глубоко организовать процесс познания окружающего мира, природной, предметной и социальной действительности.
Методы развития воображения у детей
- Больше читать и во время прочтения описаний природы, внешности человека и интерьера жилища обязательно представлять себе все это в ярких красках. Читая малышу сказку, обязательно просите его описать своими словами, как выглядит тот или иной герой или местность, где происходят события.
- Повторять в голове реально прожитый день ярко, во всех подробностях, не упуская никакой мелочи: запахов, звуков, света и цвета. При этом можно мысленно изменять события. Возьмите за правило каждый вечер расспрашивать малыша о том, как прошел его день: с кем из друзей он встретился, какой цветок видел на клумбе и т.д.
- Начать рисовать мир или событие в красках таким, каким его хотелось бы видеть. Попробуйте, например, предложить ребенку изобразить необычных животных или растения на неизвестной планете, или пофантазировать на тему: что было бы, если бы…
- Нужно мечтать: ярко, красочно и позитивно. Поэтому всегда поддерживайте стремление ребенка мечтать. Ни в коем случае нельзя говорить малышу фразы типа «мечтать вредно» или «мечты не сбываются».
- Ненавязчиво наблюдать за окружающими и представлять, о чем они думают, что любят, чем занимаются в жизни. Предложите ребенку предположить, чем занимается, например, мужчина в форменной одежде или о чем думает собака, ожидающая хозяина возле магазина.
- Начать творить. Фантазию развивает создание креативных вещей: вязание, плетение макраме, живопись, сочинение сказок и стихов, лепка из пластилина или глины, оригами и другие виды творчества. Предоставьте ребенку максимум возможностей для проявления своих фантазий и реализации его творческих задатков.
- Путешествовать мысленно: подняться в горы, искупаться в море, полететь в космос, за пределы нашей Вселенной. Фантазируйте вместе с ребенком на тему, например, совместного отдыха в каком-нибудь необычном месте: в гостях у Деда Мороза, на острове Чунга-Чанга и т.д.
- Играть в игры с несколькими участниками, в которых каждый игрок выполняет определенную роль. Игры могут быть как настольными, так и ролевыми. Главное, чтобы взрослые принимали самое активное участие и не стеснялись проявлять свои положительные чувства и эмоции.
Функции воображения
Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.
Прогностическая функция
Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.
Познавательная функция
Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.
Функция преобразования
Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов
Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.
Функция планирования
Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.
Психотерапевтическая или компенсаторная функция
На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.
Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:
- Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
- Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
- Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
Основные функции воображения
Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:
- Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
- Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
- Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
- Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
- Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.
Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:
- Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
- Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.
В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.
Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.
Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:
- Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
- Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
- Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.
Функции воображения показаны на схеме ниже.
Воображение и деятельность человека
Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.
- любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
- качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
- писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
- предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
- спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
- каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие
Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.
Связь воображения и восприятия
Первые проявления воображения очень тесно связаны с развитием процесса восприятия. Примером может выступать ситуация, в которой ребенок в возрасте полутора лет не способен пока к длительному слушанию сказок или рассказов, но с удовольствием и внимательно слушает рассказы взрослых о том, что он сам пережил в прошлом. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.
Ребенок внимательно слушает рассказ о своих переживаниях в связи с тем, что он отчетливо представляет, о чем идет речь. Сохраняется связь между воображением и восприятием и на следующей ступени развития ребенка в дошкольном возрасте.
Отчётливо прослеживается данная связь в процессе организации игр ребенка. В игре ребенок начинает перерабатывать имеющиеся у него впечатления, и видоизменяет в воображении воспринимаемые ранее предметы. Примером могут служить игры в которых стул превращается в автомобиль, коробочка в самолет и т.д.
Важнейшим этапом развития воображения является этап развития речи у ребенка. Именно она позволяет ребенку применять процесс воображения не только к осознаваемым конкретным предметам и образам, но и к более отвлеченным представлениям и понятиям.
Также необходимо отметит, что именно речь позволяет перейти от выражения образов, возникающих в воображении ребенка в деятельности к их выражению словесно с помощью речи.
На этапе овладения речью происходит увеличение практического опыта ребенка и развитие его внимание. Развитие данных процессов способствует более легкому выделению отдельных частей предметов, которые ребенок воспринимает как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении
Характерной особенностью данного этапа развития воображения является непроизвольный характер возникновения образов, процесс формирования которых является непроизвольным и зависит от ситуации, в которой в данный момент находится ребенок.
Определение воображения
Воображение— особая форма психики, которая может
быть только у человека. Оно непрерывно
связано с человеческой способностью
изменять мир, преобразовывать
действительность и творить новое. Прав
был М. Горький, говоря, что « именно
вымысел поднимает человека над животным»,
потому что только у человека, который,
являясь существом общественным,
преобразует мир, развивается подлинное
воображение.
Обладая
богатым воображением, человек
может жить в разном времени, что не может
себе позволить никакое другое живое
существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, а будущее
представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое
воображение порождает что-то новое,
изменяет, преобразует то, что дано
восприятием. Эти изменения и
преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и
опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст,
себе картину того, чего в действительности
никогда сам не видел. Например, сообщение
о полете в космос побуждает наше
воображение рисовать картины фантастической
по своей необычности жизни в невесомости,
в окружении звезд и планет.
Воображение
может, предвосхищая будущее, создать
образ, картину того, чего вообще не было.
Так космонавты могли в своем воображении
представить полет в космос и высадку
на Луну тогда, когда это было только
лишь мечтой, еще не осуществленной и
неизвестно, осуществимой ли.
Воображение
может, наконец, совершить и такой отлет
от действительности, который создает
фантастическую картину, ярко отклоняющуюся
от действительности. Но и в этом случае
оно в какой-то мере отражает эту
действительность. И воображение тем
плодотворнее и ценнее, чем в большей
мере оно, преобразуя действительность
и отклоняясь от нее, все же учитывает
ее существенные стороны и наиболее
значимые черты.
Для
исследования познавательной роли
воображения необходимо выяснить его
особенности и выявить его действительную
природу. В научной литературе существует
очень много подходов к определению
воображения.
С.Л.Рубинштейн
пишет: “Воображение— это отлет от
прошлого опыта, это преобразование
данного и порождение на этой основе
новых образов”.
Л.С.Выготский
считает, что “воображение не
повторяет впечатлений, которые накоплены
прежде, а строит какие-то новые ряды из
прежде накопленных впечатлений. Таким
образом, привнесение нового в наши
впечатления и изменение этих впечатлений
так, что в результате возникает новый,
раньше не существовавший образ, составляет
основу той деятельности, которую мы
называем воображением”.
Согласно
Е.И.Игнатьеву
, “основной признак
процесса воображения заключается в
преобразовании и переработке данных и
материалов прошлого опыта, в результате
чего получается новое представление”.
А
“
Философский словарь
” определяет
воображение как “способность создавать
новые чувственные или мыслительные
образы в человеческом сознании на основе
преобразования полученных от
действительности впечатлений”.
Существенным
признаком воображения считается
способность субъекта создавать новые
образы. Но этого недостаточно, потому
что нельзя тогда провести различия
между воображением и мышлением. Ведь
мышление человека (создание познавательных
образов посредством выводов, обобщений,
анализа, синтеза) не может быть просто
отождествлено с воображением, потому
что создание новых знаний и понятий
может происходить и без участия
воображения.
Многие
исследователи отмечают, что воображение
есть процесс создания новых образов,
протекающий в наглядном плане.
Воображение
есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то,
что такое преобразование совершается
при органическом единстве чувственного
и рационального.
Воображение —
особая форма человеческой психики,
стоящая отдельно от остальных психических
процессов и вместе с тем занимающая
промежуточное положение между восприятием,
мышлением и памятью. От восприятия
воображение отличается тем, что его
образы не всегда соответствуют реальности,
в них есть элементы фантазии, вымысла.
Если
воображение рисует сознанию такие
картины, которым ничего или мало что
соответствует в действительности то
оно носит название фантазии. Если, кроме
того, воображение нацелено на будущее,
его именуют мечтой.
Навигация по записям
Примеры из жизни.
Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.
После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.
После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.
Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.
Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы