Философия Шопенгауэра ↑
Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.
Наиболее яркие представители этого направления — А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).
Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее — не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.
Познание — венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.
Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.
Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.
Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:
- теряет свою индивидуальность,
- забывает о своих желаниях;
- растворяется в объекте;
- освобождается от воли.
Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.
Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.
В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».
Привлекают несвободные кавалеры? Узнай, как стать любовницей женатого мужчины. О значении голубого цвета в психологии читай в статье.
Каков прогноз маниакально-депрессивного синдрома? Читай далее.
Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.
По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.
Экономика и политика
Применительно к конкретной хозяйственно-политической практике можно сказать, делая термин предельно простым, что волюнтаризм – это решения, принятые под руководством личных желаний и убеждений, вопреки рекомендациям специалистов и здравому смыслу, реальным условиям.
В экономической и политической сферах определение «волюнтаризм» часто используют в отношении стиля деятельности какого-то лидера. Например, позиция И. В. Сталина в отношении людей, некорректное поведение Н. С. Хрущев, создавшее в свое время определенное мнение о стране в целом.
Волюнтаристской политикой называется та, которая не считается с объективными возможностями, условиями, естественными законами игнорирует вероятные последствия своей деятельности. Например, изменение направления рек, постройка предприятий и сооружений своим существованием критично нарушающих законы природы.
Она характеризуется стихийными действиями, основывается не на обдуманной программе действий, а на череде иррациональных решений, не направленных на продуманное целенаправленное развитие государства. Считается разрушительной.
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
- Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».Фридрих Ницше
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Определение волюнтаризма в философии
Отдельно следует рассмотреть определение волюнтаризма, используемое в философии. В данной области термин служит обозначением определённого направления в философии, которое приписывает основную роль в развитии природы и общества именно воле. Тут следует отметить, что воля может быть как человеческой, так и божественной. Принадлежность воли зависит от рассматриваемого автора.
Волюнтаристское направление в философии означает выдвижение на первый план духовного бытия воли. Это означает противопоставление волюнтаризма рационализму — идеалистической философской совокупности систем, провозглашающей основой именно разум, или интеллект.
Также может рассматриваться и аллегорический смысл волюнтаризма, выражающийся в определении этого термина, как борьбы личности против имеющихся обстоятельств.
Хрущев и волюнтаризм
Глава советского государства Н.С. Хрущев неоднократно обвинялся своими критиками в волюнтаризме. Действительно, он был известен как человек настроения. Под горячую руку мог постучать ботинком по трибуне в ООН, применять ненормативную лексику на представительных партийных съездах. Были и более серьезные просчеты:
- проведение экономически необоснованных реформ в сельском хозяйстве;
- стремление любой ценой увеличить рост промышленного производства, приведшее к дефициту бюджета;
- попытки ограничить творческую интеллигенцию (писателей, художников) в выборе форм и методов художественного творчества.
Волюнтаризм и анархизм
Либертарианская теория, опираясь на принципы самопринадлежности и гомстединга, осуждает все акты агрессии и отвергает применение силы. В частности, рыночные анархисты утверждают, что государство действует как агрессор, поскольку оно вводит налогообложение и принудительно монополизирует предоставление тех или иных общественных услуг, таких как дороги, суды, полицейские и вооруженные силы. Эта анархическая точка зрения на государство как на безусловно и по существу насильственный институт — отличает анархистов от других либертарианцев.
По своему определению, волюнтаристы являются мирными анархистами. Многие волюнтаристы конца XX и начала XXI века исходят в своей мысли из идей Мюррея Ротбарда и Роберта Лефевра, которые отвергали концепцию «ограниченного» государства. Ротбард утверждает, что во-первых, каждое правительство «предполагает установление принудительной монополии на услуги защиты (полицию и суды) на произвольной территории. Таким образом тем владельцам собственности, которые предпочитают использовать услуги другой охранной компании на этой территории, не позволяется этого делать», и во-вторых, что каждое государство получает свои доходы путём кражи, стыдливо называемой «налогообложением». «Все правительства, какими бы ограниченными они ни были, совершают по крайней мере эти два основных преступления против свободы и собственности».
От других рыночных анархистов волюнтаристов главным образом отличает их позиция в области стратегии, особенно их расчёт на отказ от насилия и внепарламентские средства для достижения анархического общества. Как и многие европейские и американские анархисты на протяжении XIX и XX веков, волюнтаристы воздерживаются от участия в демократическом процессе. Отказ от «политических» средств основан на тех соображениях, что государства зависят от согласия с их правилами. Француз Этьен де Ла Боэси, живший в середине 16-го века, был первым, кто обнаружил фактически волюнтаристские взгляды, призвав к мирному отказу от сотрудничества с государством и ненасильственному сопротивлению. Несмотря на пропаганду насилия со стороны ряда анархистов на протяжении всей истории, большинство анархистов пытались убедить людей, а не принуждать их. Призыв Ла Боэси к мирному сопротивлению перекликается с современным анархизмом, а также с мыслями значительного числа анархистов прошлого (например, таких как Лев Толстой и Генри Дэвид Торо), или тех, чья мысль была воспринята как околоанархическая, вроде Ганди.
Общественно-политическое определение
Что такое волюнтаризм в отношении общественно-политической деятельности? Существует довольно радикальное понимание, которое выделяет главную роль воле человека и может являться объяснением авантюрных военных мероприятий и идей неофашизма. Философия и этика волюнтаризма критикуется с точки зрения марксизма-ленинизма.
Также в некоторых источниках встречается и другое значение волюнтаризма – он понимается как общественный строй, созданный посредством команд, усилием воли, а не природными процессами развития. Такое общество считается противоестественным, нехарактерным для человеческой расы, в отличие от сформировавшихся во время естественного хода истории: феодального, капиталистического, социалистического и. т.д., но волюнтаризм имеет одно из этих направлений.
Волюнтаристы переоценивают роль воли в развитии человеческого общества. Считают, что можно успешно влиять на социальные процессы и перестраивать общество сознательным усилием, не считаясь с естественным ходом истории. Свое мнение строят на анализе довольно поверхностного ознакомления с ситуацией, а не на углубленном научном ее изучении.
Что такое волюнтаризм ? (внутри)
Кузьмич
Так тов. Саахов в то время тоже в доме был, о чем и шепнул хозяин дома Никулину. Фильм был снят не так давно после снятия с поста генсека Хрущева и в то время многие советские партработники побаивались обвинения в волюнтаризме, чем обычно пользовались те, кто подсиживал руководителя . Обвиненный по горячим следам в волюнтаризме, мог запросто полететь с поста.
Nakrul
Волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Это не энциклопедия говорит, а это общепринятое определение.
По сути любой волюнтаризм будь то бытовой, экономический и какой-то ещё есть достижение собственных целей или причинение себе благости не смотря на то, что этот процесс может негативно сказаться на окружающих. Коротко говоря — «Идти по головам».
То есть персонаж Никулина по сути обозвал хозяина дома беспринципным, циничным человеком, который во общем-то таковым и являлся)))
Волюнтаризм — что это? Волюнтаризм простыми словами
Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи. История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.
Перевод и значение термина
Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.
Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.
Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это — уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.
Истоки происхождения
Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».
В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:
- в философии – признание первоосновой всего воли;
- в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
- в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
- в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.
К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.
Волюнтаризм Хрущева
Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.
Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:
- безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
- возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
- повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
- снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.
Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».
Важно! Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.
Что такое волюнтаризм?
Понятие «волюнтаризм» происходит от слова voluntas, что означает «воля». Что это такое? Философы вкладывают в понятие волюнтаризм природную, человеческую или божественную волю, которая является главной в развитии мира.
Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.
Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.
Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:
- Спиноза не рассматривал поведение человека без мотивации. Воля относится к душевной части жизни, но не к телесной.
- Кант рассматривал волю как единицу, которая может быть свободная и несвободная.
- Лейбниц рассматривал волю только в совокупности с разумными решениями, а не со страстями.
- Гегель сравнивал волю со свободой, определяя волюнтаризм как «свободу».
Однако родоначальником рассматриваемого на сайте psytheater.com направления является Шопенгауэр.
Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.
Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?
Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.
Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?
Установка «Создать семью раз и навсегда» просто разрушает возможность жить счастливо обоим супругам. А ведь можно разойтись. Можно найти других партнеров и сыграть с ними свадьбы. Можно хоть 5 раз за всю жизнь стать чьим-то супругом (супругой) и развестись.
Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.
Этими знаниями не обладает тот, кто ни разу не женился/не выходил замуж. Эти люди еще не знают, что такое семейная жизнь на самом деле. А сама установка «Сыграть свадьбу раз и навсегда» может как помочь стать счастливым человеком, так и напрочь разрушить счастье.
Позвольте себе быть свободными. Позвольте себе иметь столько партнеров, сколько нужно. Даже если вы каждый год будете менять партнеров и чувствовать себя счастливым человеком, разрешите себе подобный образ жизни. Вы не обязаны жить по установке «Отдай свое сердце одному, не гуляй со многими».
Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.
Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.
Развитие термина «волюнтаризм» в философии
Известный христианский мыслитель Августин Блаженный противопоставлял волю божественную воле человека. Он говорил, что человек, отрицающий божественную волю, не сможет совершить ничего, кроме греха.
Сегодня волюнтаризм, как философское течение, включает в себя следующие направления:
- теологический, утверждающий непознаваемость божественной воли и ее приоритет над человеческой волей и разумом;
- гносеологический, признающий единственным мотивом совершения волевых поступков веру в Бога;
- метафизический, последователи которого уверены в приоритете иррациональной мотивации над доводами разума;
- политический, видящий задачу власти в том, чтобы потакать желаниям народных масс: воля народа должна быть руководством к действию для политиков.
/youtube.com/watch?v=JFdEQVrZdHA
Происхождение термина
Слово «волюнтаризм» пришло в европейские языки из латыни
В Древнем Риме оно служило для описания поведения человека, который не хочет принимать во внимание объективные обстоятельства, нормы морали и обычаи. Такие люди предпочитают сами устанавливать себе правила, не ограничивая себя ничем для достижения выбранной цели
В социологии – науке об обществе — термин «волюнтаризм» исходно подразумевал принятие произвольных необдуманных решений. Противоположностью такого образа действий является детерминизм – поведение индивида, который не имеет собственного мнения и руководствуется принципом «что люди скажут».
/youtube.com/watch?v=gga_VBfzeVY
Что означает слово»волюнтаризм»?
Миледи
Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф. Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.
Другие значения:
Волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964—1985 применительно к Н. С. Хрущёву) .
Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
В то же время под волюнтаризмом в экономике и политике на Западе часто подразумевают прямо противоположный принцип: организация социального и экономического устройства непосредственно из волеизъявления всех людей, без какого-либо внешнего принуждения (это близко многим школам анархизма).
The Voluntaryist
Информационный бюллетень «The Voluntaryist» начал издаваться в конце 1982 года и является одним из наиболее долго существующих либертарианских изданий в мире. Выпускается под редакцией Карла Уотнера с 1986 года, наиболее значимых статей из первых 100 номеров были выпущены антологией в книжном формате и опубликованы Карлом Уотнером в 1999 г. (I Must Speak Out: The Best of The Voluntaryist, 1982-1999 / Carl Watner. — San Francisco : Fox & Wilkes, 1999.). Другая антология собрала в себя волюнтаристские доказательства за отказ от голосования и была издана Карлом Уотнером и Вэнди МакЭлрой в 2001 г. (Carl Watner with Wendy McElroy, ed. (2001), Dissenting Electorate: Those Who Refuse to Vote and the Legitimacy of Their Opposition, Jefferson: McFarland and Company). «The Voluntaryist» озаглавлен, пожалуй, лучшим изложением волюнтаристских воззрений: «Заботься о средствах, а цель сама найдёт тебя». Это утверждение Махатмы Ганди говорит о том, что мир может быть изменен только одним человеком за один раз и только если человек захочет этого, что делает его привлекательным для многих волюнтаристов. Единственная вещь, которую человек может сделать, волюнтаристы описывают фразой: «дарить обществу одного улучшенного человека». Альберт Джей Нок выражал этот пункт следующим образом: «опыт свидетельствует, что единственным способом, которым может быть улучшено общество, является индивидуальный метод…, это метод, при котором каждый делает самое лучшее, чтобы сделать себя лучше». Волюнтаристы полагают, что это — тихий, мирный, терпеливый способ изменить общество, потому что это концентрируется на улучшении характера мужчин и женщин. Надежда волюнтаристов состоит в том, что, поскольку отдельные единицы изменяются, усовершенствование общества будет происходить само по себе. Другими словами, «если заботиться о средствах, то конец наступит сам собой».
Волюнтаризм и анархизм
Либертарианская теория, опираясь на принципы самопринадлежности и гомстединга, осуждает все акты агрессии и отвергает применение силы. В частности, рыночные анархисты утверждают, что государство действует как агрессор, поскольку оно вводит налогообложение и принудительно монополизирует предоставление тех или иных общественных услуг, таких как дороги, суды, полицейские и вооруженные силы. Эта анархическая точка зрения на государство как на безусловно и по существу насильственный институт — отличает анархистов от других либертарианцев.
По своему определению, волюнтаристы являются мирными анархистами. Многие волюнтаристы конца XX и начала XXI века исходят в своей мысли из идей Мюррея Ротбарда и Роберта Лефевра, которые отвергали концепцию «ограниченного» государства. Ротбард утверждает, что во-первых, каждое правительство «предполагает установление принудительной монополии на услуги защиты (полицию и суды) на произвольной территории. Таким образом тем владельцам собственности, которые предпочитают использовать услуги другой охранной компании на этой территории, не позволяется этого делать», и во-вторых, что каждое государство получает свои доходы путём кражи, стыдливо называемой «налогообложением». «Все правительства, какими бы ограниченными они ни были, совершают по крайней мере эти два основных преступления против свободы и собственности».
От других рыночных анархистов волюнтаристов главным образом отличает их позиция в области стратегии, особенно их расчёт на отказ от насилия и внепарламентские средства для достижения анархического общества. Как и многие европейские и американские анархисты на протяжении XIX и XX веков, волюнтаристы воздерживаются от участия в демократическом процессе. Отказ от «политических» средств основан на тех соображениях, что государства зависят от согласия с их правилами. Француз Этьен де Ла Боэси, живший в середине 16-го века, был первым, кто обнаружил фактически волюнтаристские взгляды, призвав к мирному отказу от сотрудничества с государством и ненасильственному сопротивлению. Несмотря на пропаганду насилия со стороны ряда анархистов на протяжении всей истории, большинство анархистов пытались убедить людей, а не принуждать их. Призыв Ла Боэси к мирному сопротивлению перекликается с современным анархизмом, а также с мыслями значительного числа анархистов прошлого (например, таких как Лев Толстой и Генри Дэвид Торо), или тех, чья мысль была воспринята как околоанархическая, вроде Ганди.
Что такое волюнтаризм ↑
Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas — «воля» и vello — «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.
Термин «волюнтаризм» относится:
- к идеалистическому направлению в философии, признающему первоосновой всего сущего волю;
- в психологии — к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
- в теории и практике социально-политической деятельности — к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
- в экономике — к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).
В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.
Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.
Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.
Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.
Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.