Тревожность у детей

Содержание

Причины повышенной тревожности у детей

Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.

Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.

      2. Психологическая травма

Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше

Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным

    3. Авторитарный стиль воспитания

Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги.

Признаки и симптомы

Заподозрить тревожное расстройство у ребенка или подростка можно по следующим признакам и симптомам.

Тревога разлуки

У ребенка существует большой страх разлучения с матерью или отцом, который выходит за рамки обычного возрастного периода для таких реакций

Если такое разделение происходит, важно, чтобы ребенок быстро восстановил контакт. Симптомы такого беспокойства начнутся до того, как ему исполнится шесть лет, и часто будут вызывать телесные проявления или психосоматические проявления

Подросток также сможет отказаться от посещения школы.

Социальная тревога

Происходит в раннем детстве и вызывает необычайно сильный страх перед незнакомцами и неуверенность в социальных ситуациях. Это приводит к избеганию социального взаимодействия и, как правило, плохому социальному функционированию. Читайте подробнее о социальной фобии здесь.

Генерализованное тревожное расстройство

Чрезмерное беспокойство, которое подавляет поведение и функции ребенка в большинстве ситуаций. За таким расстройством часто следуют телесные симптомы, такие как головные боли, боли в животе, проблемы с отдыхом и сном.

Паническая тревога

Тревожное расстройство ребенок обычно не получает до наступления половой зрелости. Приступы тревоги начинаются внезапно без видимой причины и часто сопровождаются учащенным сердцебиением, потоотделением, тремором, сухостью во рту, затрудненным дыханием и страхом смерти.

Фобии

Они означают сильное беспокойство об особых объектах или ситуациях. Это заставляет ребенка ожидать, что он будет напуган в данной ситуации, и, таким образом, попытаться избежать ситуаций, в которых можно спровоцировать беспокойство. Например, фобия заставляет ребенка не выходить на улицу, а изолирует его дома, где он чувствует себя в безопасности.

Важным подмножеством фобий является школьная фобия (боязнь ходить в школу). Такая тревога имеет сложные причины и часто совпадает с тревогой расставания у молодых и сопутствующей депрессией у подростков. Школьная фобия вызвана болезнью, смертью близкого родственника, переездом друга, запугиванием или школьной перестановкой.

Тревожные расстройства являются одним из наиболее распространенных состояний, наблюдаемых в детской и подростковой психиатрии.

Еще по теме «Почему ребенок плачет во время кормления грудью»:

Бросает грудь

Не пойму, что происходит. Ребенку почти 3 месяца. Уже неделю как мучаюсь. Просыпается, пора бы есть. Даю грудь: хватает, корчится, бросает грудь. Опять прикладываю — та же картина. Сначала присасывается и тут же бросает. Молоко есть. Если поносить на ручках долго, почти до засыпания, тогда присасывается, наконец, ест. Почему он стал все время бросать грудь?

Ребенок плачет при кормлении!

Помогите советом, может кто сталкивался с похожей проблемой. Мишка (4 месяца) начинает плакать при попытке его покормить. Не берет ни грудь, ни бутылку. Плачет долго и горько, хотя есть точно хочет.

ребенок 4мес. кричит во время кормления

девочки,что же это происходит? ребенок кричит во время кормления грудью. в 3 месяца одной груди стало мало, т.к. раньше прибавляла по 150-200 гр. в неделю, а за первую неделю 3-го месяца всего 100. по совету стала кормить из двух. через 2 недели началось беспокойство при кормлении,врач сказала это воздух заглатывает или животик болит. а теперь ребеночек иногда кричит со слезами!

Беременна, но кормлю первого

Девушки, помогите пожалуйста. Беременна второй раз (13 недель), а первый ребёнок (сегодня ему годик исполнился) не хочет бросать грудь. Врачи хором говорят, что с кормлением надо завязывать, а ребёнок как нарочно, прижмётся к груди, ну не могу я его оттолкнуть. Был ли у кого опыт кормления ребёнка при беременности?

Ребенок плачет при приливах!

Когда у меня «прилив» и молоко само течет, ребенок весь скривится, резко голову назад уберет и заплачет! потом «ищет грудь» опять, но если молоко опять само течет — тоже самое. не успевает глотать?

Плач во время кормления

Доча плачет во время кормления и почему-то только вечером. Выглядит это следующим образом. Сначала она сосет пару минут, потом вдруг начинает плакать, отворачиваясь при этом от груди. Я начинаю ее успокаивать. Когда доча успокаивается, предлагаю грудь снова. На что она заходится еще более сильным ревом, либо может пососать секунд 5-10 и опять зареветь. Я успокаиваю ее, и все повторяется по кругу. И так минут 15.

Извивается у груди…

Девочки, сил нет уже, что не кормежка — то нервотрепка. Ногами дрыгает, руками по мне колотит, напрягается… А иногда спокойно. Думала отит — врач сказал, что у нас хорошие ушки. Думала, что воздух наглатывает — «ставлю столбиком» нет ни какого воздуха. Что происходит?

Ребёнок плачет после каждого кормления

Наша девочка (3,5 недели) плачет почти всегда после кормления (практически). Такое ощущение, что у неё что-то с животиком. Газы, вероятно. Мамочка кормит дочку по требованию, когда та захочет.

Симптомы повышенной тревожности

Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:

  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;

  • страх перед новыми делами или людьми;

  • отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;

  • страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;

  • нарушения сна, ночные кошмары;

  • пониженный аппетит;

  • «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;

  • плаксивость, ранимость;

  • скованность в новой обстановке;

  • приступы злости, раздражительности;

  • множество фобий.

Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Опасны ли галлюцинации

Некоторые галлюцинации не носят тяжелого характера и широко распространены, например, гипнагогические галлюцинации, которые могут посетить нас, когда мы засыпаем; или гипнопомпические, которые мы видим, просыпаясь. Часто под действием специфических наркотиков люди могут увидеть очень необычные галлюцинации. Хроматопсия — нарушение восприятия, при котором все видится в одинаковом цвете. Те, кто страдает от микрогаллюцинаций, видят воображаемых лилипутов и часто испытывают при этом приятные чувства. С другой стороны, страдающие от макрогаллю- цинаций видят всех великанами.

Правила тестирования

Правила теста Тэммл Дорки Амен, которые вам было бы неплохо знать:

  1. При прохождении тестирования по этой методике испытуемый не обязан давать комментарии, почему он выбрал ту или иную карточку. Инструктор может только периодически просить малыша повнимательней присмотреться к изображению.
  2. Родителям подводить ребёнка к ответу запрещается!
  3. Тестирование должно проходить в отдельном помещении, проследите, чтобы ему никто не мешал, не намекал и не подсказывал ответы.
  4. Нельзя спрашивать объяснения у ребёнка, как он понимает ту ситуацию, которая изображена на изображении.
  5. Нельзя рассказывать (пояснять или комментировать) что происходит на изображении. Нужно, чтобы он давал ответы как понимает сам.

Удачного вам тестирования и хороших результатов!

Селективный мутизм

Селективный, или избирательный мутизм, в раннем возрасте проявляется, как упорное смущение разговаривать при других людях. Если ребенок спокойно общается дома, но не может выдавить и звука в общественном месте, это, скорее всего, симптом избирательного мутизма. Хотя некоторые воспитатели и преподаватели воспринимают это, как признак застенчивости или упрямства, такое непреднамеренное молчание — повод для визита к специалисту.

Селективный мутизм может привести к тяжелым последствиям: он мешает участвовать в общих мероприятиях, хорошо учиться, социализироваться, наконец, он не дает возможности даже спросить, можно ли выйти в туалет, или обратиться за помощью, если ребенку больно. Некоторые дети склонны замирать на месте, когда от них требуют что-то сказать. Другие могут использовать мимику и жесты для ответа без вербального общения.

Упражнения на снижение тревоги у детей

Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.

  1. Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».

  2. Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.

  3. Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.

  4. Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.

Почему дети беспокоятся


Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возрастаТревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Почему возникает?

Основными причинами тревожного состояния ребенка в возрасте до 6 лет являются сложные взаимоотношения с родителями. В особенности это характерно для мальчиков. Степень тревожности у родителей в значительной степени отражается на схожем состоянии ребенка. Существенно повышает беспокойство применение авторитарного стиля воспитания, чрезмерные требования к малышу или сравнение его с окружающими. Зачастую тревожность возникает в результате неврозов и прочих психических расстройств.

К числу главных причин возникновения такого состояния относят:

  • отсутствие ощущения безопасности у ребенка;
  • отталкивание малыша взрослыми, их враждебность;
  • неблагоприятная семейная обстановка;
  • плохие материальные возможности семьи;
  • несоответствие требований родителей реальным возможностям ребенка;
  • неадекватные притязания взрослых к малышу;
  • завышенный показатель тревожности у родителей;
  • предъявление взрослыми требований, противоречащих друг другу;
  • родители не способны соблюдать последовательность в воспитании ребенка;
  • авторитарное воспитание;
  • излишняя эмоциональность родителей;
  • постоянное сравнивание ребенка со сверстниками;
  • стремление родителей соответствовать общепринятым стандартам.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама. Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным. В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
управлять собственными эмоциями;
переключать внимание с одного предмета на другой;
взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: