Структура
Структура всех конфликтных ситуаций включает в себя:
- Предмет (объект), провоцирующий развитие спора. Это может быть как вещь, так и человек, мысли, идеи, в коих заинтересованы участники конфликта.
- Субъектов ситуации. Ими могут быть группы, организации, отдельные личности.
- Условия, в которых протекает конфликт. К примеру: рабочая обстановка, семейные споры и так далее.
- Масштабность ситуации: глобальная, межличностная, региональная, локализованная.
- Поведенческие особенности и тактику поведения конфликтующих сторон.
- Итог — осмысление результата конфликта, его последствия.
Игнорирование
Такой стиль поведения людей в конфликте характеризуется сознательным или бессознательным уклонением от выяснения отношений. Человек, избравший такую стратегию, старается не попадать в неприятные ситуации. Если же они возникают, то просто уклоняется от обсуждения решений, которые чреваты разногласиями. Чаще всего встречается бессознательное игнорирование, которое является защитным механизмом психики.
Некоторые люди используют такую модель вполне осознанно, и это оправданный ход. Игнорирование – это не всегда уклонение от ответственности или бегство от проблемы. Такая отсрочка может быть подходящим решением для определенных ситуаций.
- Если возникшая проблема не важна для стороны, и нет смысла отстаивать свои права.
- Нет времени и сил на поиск оптимального решения. К конфликту можно вернуться позже, либо он разрешится сам собой.
- Оппонент имеет большую власть, или другой собеседник чувствует, что не прав.
- Если существует вероятность открытия опасных деталей в ходе обсуждения, после чего разногласия только усилятся.
- Другие стили поведения в конфликте оказались неэффективны.
- Взаимоотношения недолгие или неперспективные, нет необходимости их поддерживать.
- Собеседник является конфликтной личностью (грубияном, жалобщиком и так далее). С такими людьми иногда лучше не вести диалог.
Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей
В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.
Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.
ПРИМЕР: Примеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни – два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.
Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.
ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто – это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.
Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.
Как сахарный диабет влияет на работу почек
Чем хуже контроль недомогания, тем более значительным оказывается вероятность возникновения недостаточности описываемого органа и его терминальной стадии. На это влияют изменения глюкозы, усугубленный метаболизм, лишний вес, проблемное кровообращение. В то же время, столкновение с полным отказом почек маловероятно.
Связано это с тем, что подавляющее большинство погибает от инфаркта или инсульта раньше, чем появится потребность в заместительной терапии. Однако риск увеличивается, если патология сочетается с никотиновой зависимостью или хроническим поражением мочевыводящих путей. Необходимо подробно ознакомиться с проблемой сахарного диабета и почек.
Типы конфликтов в организации
Люди, работающие в различных организациях, компаниях, учреждениях, между собой неодинаковы, вследствие чего они воспринимают обстоятельства профессионального функционирования по-разному. Отличие в восприятии провоцирует зарождения несогласий в установках и расхождений в позициях.
Понятие и типы конфликтов
На предприятиях конфликты обусловлены противоречием между сознательным поведением одной оппонирующей стороны и интересами другого участника.
Принято считать, что руководители, в среднем, затрачивают приблизительно 20% собственного рабочего времени на регулирование конфронтаций и их разрешение. Для эффективно управления столкновениями, проистекающими в ходе взаимодействия субъектов, следует знать, какие конфликты бывают, типы конфликтов примеры их, пути возникновения и разрешения.
В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение ситуации конфронтации, социологи выделяют следующие типы: столкновение целей, расхождение во взглядах, конфликт чувств.
При конфликте целей участники процесса по-разному представляют ожидаемое состояние организации в будущем. Расхождение во взглядах, противоречивость идей, несходные средства, используемые для решения проблем – представляют собой второй тип. Разрешение конфликтов этого типа требует большего временных затрат, нежели разрешение проблемы, вызванной несхожестью целей. Третий тип зарождается в ситуациях, когда стороны характеризуются неодинаковостью чувств и эмоций, образующими основу их взаимоотношений друг с другом.
Конфликтологи и управленцы современности сходятся во мнении, что всякое противостояние в пределах организации не обязательно будет нести разрушающую функцию (деструктивное противостояние). Часто в организациях конфликты имеют положительный эффект. Такие конфликты именуют конструктивными. Даже, когда они негативно воздействуют на коллектив, мешают удовлетворению потребностей и в целом достижению целей компании, все равно конфликты несут положительный аспект, например, способствуя раскрытию разнообразия точек зрения, выработке более оптимальной производственной стратегии.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Кеннет Томас совместно с Ральфом Киллменом выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Борьба (принуждение) , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
- Уход (уклонение) , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
- Приспособление (уступчивость) , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчинёнными.
- Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определённой степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счёт взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворённости из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Межгрупповой конфликт
К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).
Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.
Что такое конфликт
Конфликт — один из наиболее острых видов решения проблемы в различных отраслях жизни и деятельности людей, столкновение людей или группы лиц на почве пересечения интересов.
Признаки конфликта
Как правило, подобные столкновения имеют три особенности:
- Биполярность — параллельное противоборство и взаимосвязанность, в которых содержится внутренний потенциал спора.
- Активность — борьба, для которой нужен импульс одной из сторон конфликта.
- Субъекты процесса — активные стороны, которые заинтересованы выяснить отношения или решить спор.
Отношение к понятию «конфликт»
Зачастую это явление носит негативный характер и вызывает отрицательные эмоции у людей. Раньше считали, что любой вид противоборства приводит только к плохому. Но в наше время работники сферы менеджмента уверены, что определенные виды конфликта должны присутствовать даже в крупных компаниях, где важны отношения между сотрудниками. В этом деле главное — не потерять контроль над конфликтом.
Механизм развития межличностного конфликта
Каждый человек в социуме защищает свою точку зрения и свои интересы, отстаивая права на собственные желания и позиции. Кроме того, существуют еще и цели, к достижению которых стремится данная личность. В ходе этого людям необходимо контактировать друг с другом, вырабатывать схемы взаимодействия и связей на разных уровнях (профессиональные, дружеские, близкие). Если на пути собственных взглядов встанет преграда в виде другого человека, следовательно возникнет конфликт.
Расхождение между установленной схемой взаимосвязи с индивидуумом и фактом, что он становится препятствием для персональных целей, вызывает цепную аналитическую реакцию в подсознании
Выясняется степень важности первоочередной задачи и сила личностных связей между данными людьми
Если личные амбиции уходят на второе место, значит, шансы на примирение возникших разногласий достаточно велики, так как каждый будет ценить взаимоотношения. Если же обостренное самолюбие оказывается сильнее, чем потребность в связи с человеком, развивается межличностный конфликт. Он может разрешиться одним из указанных ниже возможных способов с сохранением начальных отношений, а может и разорвать все связи.
В механизме развития конфликтов в межличностных отношениях существует несколько специфических особенностей:
- Непреодолимое желание доказать свою правоту . Человек пытается оправдать свое мнение как путем предъявления реальных причин и факторов, так и методом обесценивания аргументов собеседника.
- Эмоциональная привязка . Конфликт сопровождается яркими аффективными реакциями, которые сложно контролировать.
- Предубежденность в негативности альтернативного решения . Мнение, что собственное суждение — единственно правильное, заставляет усомниться в верности решения оппонента.
Эти стандарты не позволяют противоречию разрешиться обычным способом и еще более усугубляют положение.
Внутриличностный конфликт
Один из самых сложных видов. Внутриличностный конфликт словно расщепляет человека на два лагеря (а то и больше). Его оппонент всегда находится рядом с ним, в этом и сложность.
Внутриличностный конфликт может быть мотивационным, нравственным, ролевым, между желаниями и действительностью, адаптационным, из-за неадекватной самооценки. Он может проявляться:
- неврастеническими состояниями (раздражительность, подавленность, проблемы со сном, головная боль, сниженная работоспособность);
- эйфорией (истеричный смех, показное веселье);
- регрессией (возвращение к поведению более раннего возраста или вовсе примитивным формам, уход от ответственности);
- проекцией (необоснованная критика других, приписывание им своих негативных качеств);
- номадизмом (частые перемены в любой сфере жизни, нестабильность);
- рационализмом (самооправдание любых своих поступков).
К положительным влияниям внтуриличностного конфликта относится (при благоприятном преодолении):
- мобилизация и активизация ресурсов личности;
- самопознание и формирование адекватной самооценки;
- «что не убивает нас – делает сильнее»;
- саморазвитие и самоактуализация личности;
- обогащение внутреннего мира.
К негативным последствиям внтуриличностного конфликта относится (при неблагоприятном преодолении):
- дезорганизация личности;
- снижение продуктивности;
- остановка развития или деградация;
- агрессия или покорность человека, либо другая защитная реакция (подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности»);
- сомнения, тревожность, подавленность, депрессия и другие психические расстройства;
- потеря смысла жизни;
- ощущение собственной неполноценности и никчемности.
В группе такой человек выглядит отстраненным, асоциальным, невнимательным, грубым или несобранным, молчаливым, чувствительным к критике.
Основные причины конфликтов в организации являются следующие:
1. Ограниченность и распределение ресурсов. В самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому руководство должно решать, как распределить финансовые, человеческие ресурсы, сырье и материалы между различными группами, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликтов.
2. Взаимозависимость задач. Где один человек или группа зависят в выполнении задания от другого человека или группы, всегда существует возможность конфликта. Все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
3. Различия в целях. Конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения
Специализированные подразделения, в свою очередь, сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации может быть у людей совершенно разным в зависимости от их целей. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях людей — также весьма распространенная причина конфликта.
5. Различия в манере поведения, жизненном опыте и уровне образования. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к чужому мнению, скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, уровне ценностей, образовании, стаже работы, возрасте, манере одеваться и социальном уровне уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между людьми в организации.
6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Плохие коммуникации могут действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе адекватно оценить ситуацию и понять ее с точки зрения других работников. Также конфликты могут возникать и усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации
По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:
- Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
- Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
- Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
- Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеет люди с более высоким статусом;
- Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
- Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.
ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:
- Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
- Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
- Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
- Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
- Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
- Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.
ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.
Структура конфликта: объект, предмет и участники
«Конфликтные ситуации – это норма жизни», – как писал Чарльз Ликсон, психолог из Америки. Он шутил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс!».
Преподаватель-практик Н.В. Зуева из ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» в своей презентации рассматривает структуру конфликта, разложив его на следующие составляющие:
- стороны инцидента (участники);
- предмет или объект инцидента;
- мотивы столкновения;
- позиции конфликтующих сторон;
- образ ситуации раздора.
Все эти составляющие тесно связаны между собой и являют структуру любого разногласия.
Стороны инцидента
Участники конфликта бывают основными и второстепенными. Инициатор спорного момента входит в основной противоборствующий состав конфликта. Второстепенный состав включает в себя организаторов и разжигателей стычки.
Организаторы зачастую остаются в тени и помогают ситуации разгораться, привлекая дополнительных участников и снабжая инициатора информацией и необходимыми средствами. Сила инициатора и влияние зависят от его возможностей, связей и ресурсов.
Часть людей, поддерживающих инициаторов с каждой из сторон, образуют группы поддержки.
Внимание! Для решения конфликтных ситуаций без радикальных мер (насилия) привлекаются сторонние лица – судебные органы, арбитры или субъекты, имеющие весомый авторитет и объективный взгляд со стороны. По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:
По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:
- отдельные граждане;
- общественные группы;
- организации;
- государства.
Интересно. В результате конфликта, возникшего между государствами нацистского блока и странами антигитлеровской коалиции, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Её участниками было 62 государства.
Предмет или объект инцидента
Предмет конфликта – это противоречие, возникшее из-за чего-либо между двумя сторонами.
Часто до сути раздора докопаться очень трудно. Даже в обычной бытовой ссоре, закончившейся насилием, следственные действия по установлению объекта инцидента занимают значительное время. Порой даже сами участники не могут точно определить объект конфликта, и это неверное понимание только осложняет ситуацию.
Главная черта, присущая объекту конфликта, – это ценность, которая бывает:
- материальной;
- духовной;
- социальной.
Причину или повод разногласий также можно считать объектом конфликта.
Мотивы столкновения
К мотивам относят внутренние силы, которые побуждают стороны к появлению и дальнейшему разжиганию столкновения. Мотивы наполняют противостояние эмоциональной составляющей. Мотивами могут быть:
- разного рода потребности: признание, обеспечение безопасности, причисление к определённой социальной принадлежности и т.д.;
- личностные интересы и ценности;
- убеждения и идеалы;
- цели.
Кстати! Цель, как мотив, своей возможностью предполагаемого результата очень часто ужесточает борьбу. «Цель оправдывает средства!».
Позиции конфликтующих сторон
Они включают в себя то, что стороны предъявляют друг другу в ходе процесса разногласий. Это требования, обоснования и предъявление дополнительной информации.
Образ ситуации раздора
Это переживания втянутых в конфликт индивидов со всеми индивидуальными дополнениями и домыслами. Обе стороны, распалённые противостоянием, видят ситуацию такой, какой они хотят её видеть, а не такой, какой она является на самом деле. К этому образу добавляется и представление о среде, в которой развивается конфликт.
Субъективное восприятие инцидента
Виды классификации конфликтов
Разделение конфликтов на виды играет значительную роль с точки зрения методологии. Именно таким образом осуществляется систематизация знаний в сфере конфликтологии, а также с помощью систематизации можно получить новые знания. Попытка проанализировать существующие конфликта также нередко отражает субъективную точку зрения конкретного учёного, изучающего данную проблему.
Одной из общепризнанных классификаций конфликтов является разделение их на четыре группы:
- внутриличностный;
- межличностный конфликт
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт.
Замечание 2
Данная классификация является универсальной, под указанные четыре категории подпадают абсолютно все конфликты, ни один из них не остается в стороне. Данная классификация также применяется как к социальным конфликтам вообще, так и иным видам, например, к конфликтам, возникающим на производстве.
Не менее широкую классификацию разработали такие ученые, как А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, которые за основу классификации берут ценностно-мотивационную сферу личности. Они разделяют конфликты на следующие категории:
- Мотивационный – конфликт между бессознательным и стремлениями, стремлениями обладать какими-либо ресурсами;
- Родственные – конфликты между моралью и нормой, между желанием и долгом, между установленными правилами поведения и личными привязанностями;
- Нереализованное желание или комплекс неполноценности — данный конфликт возникает между желаниями личности и действительностью, блокирующей их реализацию. Иногда осуществление желания человека невозможно физически, например, у человека отсутствует нога, а он желает ей обладать. Нередко в данной сфере также возникают конфликты из-за неудовлетворенности своей внешностью или какими-либо физическими данными.
- Ролевой – возникает у личности, которая должна выполнять несколько ролей, но не справляется с ними, а также в связи с противоречиями, которые возникают при понимании личностью значения своей роли. Например, начальник просит сотрудницу поработать сверхурочно, однако она желает больше времени провести со своим ребёнком (межролевой конфликт). Или верующий человек вынужден для защиты своего Отечества взять в руки оружие и убить кого-либо на войне (внутриролевой конфликт).
- Адаптационный – нарушение процесса адаптации, социальная или профессиональная разновидность конфликта между возможностями и требованиями к человеку, в том числе профессиональными, физическими, психическими.
- Конфликт неадекватной самооценки – данный конфликт возникает при недовольстве личности своей внешности либо иными характеристиками. На фоне возникновения данного конфликта личность себя плохо чувствует, возможны психологические взрывы и напряжение.
- Невротический конфликт – конфликт, возникающий из психических противоречий внутри человека, которые характеризуется высокой степенью напряжения и постоянного противоборства.
Ввиду большого количества видов конфликтов, перечисленные типологии не исчерпывают их классификацию.
Причины возникновения
Противоречия возникают на основе разногласий противоборствующих сторон. Причиной тому чаще всего является общность интересов. Объектом пересечения интересов могут быть, как материальные ценности, так и выдвигаемые сторонами идеи.
Примечание
Противоречия переходят в социальный конфликт после возникновения определенных инцидентов.
Существуют объективные и субъективные причины возникновения инцидентов.
Пример
Дезорганизация общества из-за социально-экономической или политической нестабильности является объективной причиной.
Такие разногласия имеют массовый характер.
К субъективным причинам относятся ситуации, когда не удается сгладить конфликт из-за непонимания сторон друг другом. Это связано чаще всего с социальной неоднородностью противоборствующих сторон, с разным уровнем их дохода или образования, а также с их принадлежностью к совершенно разным религиозным конфессиям.
Социальная неоднородность общества
Социальная неоднородность общества достаточно разнообразна. Представлена она неравенством разного плана одновременно.
Пример
Это в первую очередь разный уровень дохода, культуры, образования, что в комплексе приводит к разному уровню жизни.
Конфликты между определенными слоями населения назревают постепенно. Но если они возникают, то имеют масштабный размер, а также приобретают острую форму выражения. Это становится причиной революций или воин. Примером тому является народное восстание 1917 года в царской России. Подобные массовые беспорядки относятся к объективным причинам возникновения конфликта.
Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию
Нередко различия в уровне доходов, власти и культурно-нравственных элементов становятся причиной субъективных конфликтов.
Примечание
Острота данного конфликта зависит от культуры и образования противоборствующих сторон.
Масштабный характер подобные конфликты не носят, но при отсутствии у оппонентов культуры общения конфликт может приобрести особо острую форму и стать затяжным. Подобный тип конфликтов возникает между людьми, часто пересекающимися друг с другом. Это могут быть родственники, коллеги по работе или соседи. Причины возникновения данных конфликтов разные. Объединяет их одно: пересечение интересов или противоположных взглядов.
Религиозные различия
Противоречия, основанные на религиозной почве, относятся преимущественно к объективным конфликтам.
Примечание
Основой конфликта считается не общность интересов, как в предыдущих случаях, а желание преобладать.
Подобные разногласия могут иметь, как масштабный характер, так и могут быть представлены малочисленными стычками. К тому же они достаточно редко являются разногласием двух противоборствующих лиц. Это объясняется тем, что стремление преобладать не реализуется одним человеком. Нельзя допускать, чтобы подобного рода конфликты становились массовыми. В особо масштабных размерах они могут стать угрозой всему человечеству.
Заключение
Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:
- не брать чужую вину;
- принимать решение и ответственность за него;
- называть проблему и предлагать пути решения;
- анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).
Для того чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль
Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.
- После определения целей начинайте работать. Кому-то может понадобиться повысить коммуникативные умения, кому-то – научиться эмпатии и так далее. Чаще всего всплывают такие проблемы, как возражение, недоверие и раздражение. Предлагаю вам в первую очередь оценить себя на предмет этих явлений.
- Но эти проблемы могут быть не ваши, а наоборот оппонента. Тогда предлагаю вам разработать устойчивые механизмы поведения. Например, запишите стандартные для вашего оппонента возражения, придумайте на них выигрышный для вас ответ и всегда этим пользуйтесь. Рекомендую использовать «да, но …», то есть соглашаетесь с правом человека так думать, но выражаете свою позицию.
- Для работы с раздражением используйте метод реальных ожиданий (чего я жду, нужно ли оно мне, как этого достичь). С недоверием можно бороться проговариванием, уточнением, волевым доверием.