Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизни

Рефлексия — это осознавание своих собственных мыслей и чувств. В психологии процесс рефлексии отождествляется исключительно с наблюдением за своим психическим состоянием, в то время как в духовном контексте он может относиться к осознаванию своей души.

Полноценное развитие личности требует постоянного получения новой информации, а также способность осознавать, «перерабатывать» полученные знания.

Рефлексия в психологии — это способность человека понимать степень своей уникальности, знать свое предназначение, правильно формулировать мысли и взаимодействовать с окружающим миром.

Говоря простыми словами, рефлексия — это умение заглянуть в свой внутренний мир, совершенные действия, полученные знания и будущие начинания.

Рефлексировать — значит фокусироваться на собственном сознании. Человек начинает размышлять о своем внутреннем мире, пытается сравнить себя с другими и пытается посмотреть на себя со стороны.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниРефлексия в психологии — что это? Рефлексия, она ведь не есть буквально мышление, ошибка отождествлять эти понятия.Рефлексия относится к мышлению примерно так же, как бодибилдинг — к занятиям штангой, то есть как свободный досуг — к спорту.

Максим Кантор. Учебник рисования

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами. Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия — человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия — человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.

Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ. Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниАмбиции, рефлексия…Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации. Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.

Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.

Различаются несколько форм самоанализа, в зависимости от того, в какой ситуации начинаются размышления человека:

  • Ситуативной формы — человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
  • Ретроспективной формы — анализ событий, которое произошли в прошлом.
  • Перспективной формы — человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.

То, чего не хватает нашему времени, — это не рефлексия, но страсть.Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание — это один из самых удивительных прыжков.

Сёрен Кьеркегор.

Страх и трепет

↑В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии — это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди. Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниРефлексия в общении не менее важнаРефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.

Рефлексия — это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека. С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.

Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.

В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.

Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.

Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.

  • Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
  • Прочитать соответствующую литературу.
  • Уделить небольшое время размышлениям.
  • Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.

Важно:Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.

Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

  • Элементарного типа. Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
  • Научного вида. Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
  • Философского вида. Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах — это показывает высокий уровень его интеллекта.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниРефлексия в жизни, как она себя проявляет?Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ.

По этой причине в большей части населения не развита рефлексия. Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы.

Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие.

Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы:

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

  • После этого все это следует записать в специальный блокнот, поделив вопросы по следующим категориям:

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки. Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Рефлексия в психологии — это тяга к новым знаниям, возможность познавать мир, проводить работу над ошибками, легко идти на контакт с людьми и ограждать себя от источников негатива. Рефлексируя, человек перестает винить во всех проблемах себя или наоборот, сваливать всю ответственность на окружающих. Появляется четкая и правильная жизненная позиция.

Основным положительным качеством рефлексии является то, что с ее помощью человек перестает жить на автопилоте. Если в прошлом все проблемы были связаны с определенными обстоятельствами, то развивая в себе рефлексию, человек заранее анализирует свои действия и не совершает неверных шагов. Появляется привычка обдумывать все свои действия и анализировать их возможные последствия.

Человек начинает относиться к жизни серьезнее, ведь неверный шаг может стать причиной плачевных последствий.

Развить в себе рефлексию просто — достаточно просто быть честным и откровенным с собой. Обдуманные поступки и взвешенные решения принесут плодотворные результаты.

Периодически занимаясь самоанализом, но не углубляясь в бесконечные размышления, человек может сделать свою жизнь проще и счастливее.

А что вы думаете о способности анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками? Трудно ли вам признавать свою вину даже самому себе или вы всегда отдаете отчет своим действиям?

  1. Поделитесь своим мнением и жизненными историями в х.
  2. Яброва Ксения · 11 авг, 2019

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2561-refleksija-v-psihologii-chto-jeto.html

Социальная рефлексия

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниРефлексия в социальной психологии – это процесс познания действующим субъектом (личностью или общностями) внутренних психических актов и состояний, через то, как их воспринимают и оценивают другие люди. Это не просто самопознание, а попытка выяснить, как окружающие знают и понимают особенности его личности.

В процессе общения человек представляет себя на месте собеседника, оценивая себя со стороны и, исходя из этого, корректирует свое поведение. Такой механизм самопознания и самооценки посредством общения позволяет не только понять собеседника, но и предположить, насколько он понимает вас, что является своеобразным процессом зеркального отражения друг друга.

Изучение социальной рефлексии

Исследование социально-психологической рефлексии началось еще в конце 19 века. В западной социальной психологии оно связано с изучением экспериментальных диад – пар субъектов, взаимодействующих в искусственных, лабораторных ситуациях.

Дж. Холмс описал механизм социальной рефлексии на примере общения двух условных личностей: Джона и Генри. В этой ситуации, по мнению Дж. Холмса, участвует как минимум 6 человек: Джон, какой он есть на самом деле, Джон, каким он представляется самому себе и Джон, каким его видит Генри.

Эти же позиции представлены со стороны Генри. В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще 2 персоны: Джон, каким он видит его собственный образ в сознании Генри и также для Генри.

В таких примерах социальной рефлексии она представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами личностей друг друга.

Российские исследователи, такие как Г.М. Андреева и другие, считают, что более глубокое понимание социальной рефлексии может быть получено, если объектом исследования будет не диада, а более сложные организованные социальные группы, объединенные определенной совместной деятельностью в реальных условиях.

Читайте также:  Как работать со своим подсознанием: как им управлять, что такое сила мысли

Значение социально-психологической рефлексии

По мнению Деминой, рефлексия в социальной психологии – это свойство психики направлять сознание человека на внутренний мир, осознавая и отражая собственные состояния, переживания, отношения, управляя личностными ценностями. При необходимости, рефлексия дает возможность найти новые основания для их перестройки и изменения.

Но кроме самопонимания и самопознания рефлексия включает процессы понимания и оценки других людей. С ее помощью осуществляется соотнесение своего сознания, ценностей и мнения, с этими же категориями других индивидов, групп, общества и, наконец, общечеловеческими. В быту социальная рефлексия позволяет человеку пережить какое-то событие или явление, пропустить его через свой «внутренний мир».

Многие психологи давали разные трактовки этого явления. Так, Р. Декарт считал, что рефлексия дает возможность индивиду переключится с внешнего, телесного, сосредоточившись на содержании своих мыслей. Дж. Локк разделял ощущения и рефлексию, понимая под этим явлением особый источник знаний – внутренний опыт, противопоставляя его опыту внешнему, полученному на основании органов чувств.

Но все определения сводятся к тому, что социально-психологическая рефлексия – это способность личности взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и, при необходимости, измениться.

Виды рефлексии

Традиционно в психологии выделяют следующие виды рефлексии:

  • Коммуникативная – механизм познания другого человека, при котором его особенности и поведение, точнее представления о них, становятся объектом рефлексии;
  • Личностная – в этом случае в качестве объекта познания выступает сам индивид, его личностные особенности, поведение и отношение с окружающими;
  • Интеллектуальная – рефлексия, которая проявляется при решении разного рода задач, как способность анализировать различные способы решения в поиске более рациональных.

Работа рефлексивного механизма

По мнению российского исследователя Тюкова, последовательность работы механизма социальной рефлексии включает 6 этапов:

  • Рефлексивный вывод – происходит в случаях, когда отсутствуют другие средства и способы познать другого человека и самого себя;
  • Интенциональность – направленность на определенный объект рефлексирования, для чего его необходимо выделить среди других объектов;
  • Первичная категоризация – выбор первичных средств, способствующих рефлексированию;
  • Конструирование системы рефлексивных средств – первичные средства объединяются определенной системой, которая позволяет провести целенаправленный и обоснованный рефлексивный анализ;
  • Схематизация рефлексивного содержания – осуществляется с использованием различных знаковых средств (образы, символы, схемы, языковые конструкции);
  • Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение результата.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниПри неудовлетворительном результате происходит повторный запуск процесса социальной рефлексии.

Рефлексивный механизм при самопознании заключается в идентификации личности с другим человеком и самим собой.

В ходе нее субъект выделяет личностные черты, особенности поведения, отношений и общения другого человека, анализирует их, определяя причины наличия того или иного качества или совершения того или иного поступка, и оценивая их.

Затем он переносит эти характеристики на себя и сравнивает. В результате человек более глубоко понимает как личностные особенности других, так и свойства собственной личности.

Процесс социальной рефлексии представляет собой сложную работу, требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время, именно она позволяет преодолеть недостатки и придать процессу самопознания целенаправленность и осознанность.

Источник: https://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7632-socialnaja-refleksija.php

Социальная рефлексия

Социальная рефлексия является одним из аспектов, изучаемых в современной социологической науке. Ученые представляют ее в качестве внутреннего представительства другого во внутреннем мире и мировоззренческих установках человека, который способен воспринимать окружающую действительность и адаптироваться под требования современности и, соответственно, требования других людей

Люди очень восприимчивы к тому, как на них реагируют окружающие, поэтому они хотят, чтобы их видели с хороших сторон, чтобы о них формировалось положительное мнение.

Замечание 1

Также крайне важно подчеркнуть, что чем шире круг общения индивида, чем больше он имеет представлений о том, как его воспринимают окружающие, тем больше он узнает о самом себе, о том, каким он может быть, как иными воспринимается и видится его внешний облик, поведение.

Включение партнера во внутренний мир другого человека – это один из наиболее эффективных источников собственного самопознания, поскольку, только взглянув на себя глазами другого человека, индивид может увидеть все свои достоинства и недостатки, мотивировать к изменениям или внутренним стремлениям, что очень важно для развития человеческой личности.

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизни

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальная рефлексия рассматривается с точки зрения нескольких пространств, которые позволяют индивиду увидеть то, что ему уже известно и то, что он еще может познать о самом себе:

  • «Известное мне» — то, что открыто в человеческой личности как для нее самой, так и для других людей, и что является достаточно очевидным. Также это могут быть качества человека, которые открыты ему, но при этом совершенно незнакомы и неизвестны другим, окружающим индивидам;
  • «Неизвестное мне» — качества и характеристики, которые индивид может не замечать за собой, но которые при этом абсолютно открыты для всех других окружающих. Сюда же, к неизвестным характеристикам относятся те, что закрыты и для человека, и для его окружения. Впоследствии они могут открыться, а могут быть скрыты до конца жизни. Это не значит, что они не проявляются в некоторых поступках человека: скорее, они остаются незамеченными.

Замечание 2

Таким образом, общаясь с другими людьми, обмениваясь с ними опытом, знаниями, человек открывается для самого себя с новых сторон, что крайне важно для развития личности, приобретения новых качеств, которые будут полезны и крайне необходимы в различных жизненных ситуациях.

Такая многосторонность позволяет адаптироваться к различным социальным и культурным ситуациям, постоянно меняющимся условиям. Адаптируемость – важнейшее качество современной личности, и она может быть достигнута в том числе через сознательную рефлексию, ее социальные элементы и аспектную составляющую.

Механизмы социальной рефлексии и ее виды

Социальная рефлексия – это особое явление, которое реализуется через некоторые механизмы и формы жизнедеятельности. Во-первых, к механизмам можно отнести аттракцию. Она подразумевает понимание партнера по общению, основываясь на глубоких, личных чувствах к нему.

Причем, исследователи подчеркивают, что неважно, какие это чувства – положительные или отрицательные, так как понять внутренний мир и мотивы поведения друга или врага гораздо проще, чем понять мотивы поведения совершенно незнакомого человека, который не вызывает эмоций.

Второй механизм социальной рефлексии – это каузальная атрибуция.

Она подразумевает, что в процессе совместной деятельности люди могут гораздо лучше понять друг друга, механизмы и причины деятельности друг друга, а также актуализировать свои интересы и потребности.

Без такого понимания, без принятия друг друга реализация успешной и, что самое главное, эффективной деятельности друг друга практически невозможна.

Безусловно, социальная рефлексия – это скорее объект психологических исследований и разработок. Но нельзя отрицать ее роль в становлении личности индивида, что оказывает значительное влияние на его жизнедеятельность, мотивации, поведение.

Все это сказывается на то, каково его мнение об окружающей действительности, каким образом он может выстраивать свои жизненные стратегии, что нового может предложить для развития окружающей действительности, если будет основываться на своих интересах и возможностях.

В этом всем значимую роль играет самосознание, которое происходит благодаря тому, что индивид здраво, адекватно оценивает свои возможности, может предлагать идеи для развития, может корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих его людей.

Социальная рефлексия может быть нескольких видов:

  1. Коммуникативная социальная рефлексия;
  2. Личностная социальная рефлексия;
  3. Интеллектуальная социальная рефлексия.

Коммуникативная социальная рефлексия является одним из механизмов познания другой личности, при котором именно специфика и особенности его поведения, а также само поведение – это и есть объект социальной рефлексии.

Что касается личностной социальной рефлексии, то здесь объектом познания становится сам индивид, а уже затем его особенности личности, отношение к окружающим и мотивации, подталкивающие его к тому, чтобы реализовывать себя в различных областях человеческой жизни.

Интеллектуальная социальная рефлексия – это вид рефлексии, который проявляется, когда индивид встает перед необходимостью разрешать некоторые особо актуальные проблемы и задачи, а также интеллектуальная рефлексия – это умение анализировать любые способы на предмет того, являются ли они актуальными и подходящими в решении тех или иных задач.

Таким образом, рефлексия играет значимую роль и в жизни человека, и в воспитании его личности.

Формирование некоторых качеств происходит не только благодаря тому, что человек хочет воспринимать, и через какие механизмы он получает опыт и знания: личность также формируется в результате тех мнений, которые имеют окружающие о нем, и в том, что человек может посмотреть на себя глазами окружающих его людей.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_refleksiya/

Рефлексия

Способность к социальной рефлексии: что это значит в психологии, примеры из жизниЗаумный термин «рефлексия» скрывает в себе увлекательный процесс человеческого самопознания. По меткому выражению писателя В.Кротова, эта внутренняя активность напоминает погоню за самим собой в лабиринте своих мыслей.

Рефлексия – одна из высших функций сознания и важнейшее условие саморазвития. Способность заглянуть внутрь себя помогает индивиду увидеть, что ему дано, и понять, что он может с этим сделать. В этой статье мы предлагаем выяснить, когда зарождается рефлексия, как она проявляется и к чему приводит.

Представим себе, что каждый из нас – это уникальный набор красок. Так вот, чтобы из этой палитры получился шедевр под названием Личность, нам потребуется осознание трех своих ипостасей:

  • «Я» настоящего;
  • «Я» идеального;
  • «Я» социального.

В первом случае мы должны ответить себе на вопрос «что я собой представляю?», во втором – «каким хочу быть?» и в третьем – «каким меня видят окружающие?». Осознанием этих граней личности и занимается психологическая рефлексия.

Примеры рефлексии:

1. Вы наблюдаете за своим ребенком и находите в нем свои черты – это уже рефлексия.

2. Вы читаете книгу, переживаете вместе с главным героем, и вдруг понимаете, что в тех же обстоятельствах поступили бы так же, как он. Находя точки соприкосновения с персонажем, вы рефлексируете.

3. Вы стоите в долгой очереди. Сначала раздражаетесь, а затем начинаете анализировать свою отрицательную эмоцию. Находите ее истоки в детстве, когда вам приходилось долго ждать маму, работавшую допоздна. В данном случае вы тоже занимались рефлексированием.

Возникает способность к рефлексии в 10-11 лет. Вместо беспомощной детской констатации «Я не могу это сделать!» у подростка появляется резонный вопрос «Могу ли я это сделать?». Так включается механизм, позволяющий установить пределы возможностей личности.

Это приводит в действие другой механизм, помогающий восполнить дефицит ресурсов, необходимых для решения сложных жизненных задач. С углублением рефлексии молодой человек постепенно приходит к пониманию себя и своей миссии в этом мире.

  Культ личности: причины и последствия

Виды рефлексии по объекту направленности:

  • личностная – углубление в себя с целью самоанализа, изучения всех сторон своего «Я»;
  • интеллектуальная – оценка своих мыслей и поступков, их причин и следствий;
  • коммуникативная – анализ слов и действий контактеров, постижение истинных мотивов их поступков;
  • кооперативная – оценка личностью своей работы в коллективе.

Виды рефлексии в зависимости от временного фактора:

  • ситуативная – оценка личностью текущего момента с целью корреляции своих действий;
  • ретроспективная – анализ и систематизация прошлого опыта;
  • перспективная – прогнозирование исхода своих действий в будущем.

Каждый из этих рефлексивных сценариев может быть как конструктивным, так и деструктивным. Первый – это самоанализ, преследующий поиск эффективных тактик и стратегий самореализации. Второй представляет собой навязчивое патологическое самонаблюдение, приводящее к чрезмерной самокритичности, копанию в своих недостатках и неврозам.

Философская рефлексия и феномен инсайта

Считается, что античная надпись на стене храма Аполлона в Дельфах – Temet nosce (Познай самого себя) – заставила древних мыслителей обратиться к самопознанию как основному инструменту философии. По крайней мере, достоверно известно, что именно этот призыв вдохновил в 5 веке до н.э. Сократа создать свое учение о человеке, основанное на самоанализе.

Впервые термин «рефлексия» (лат. reflexio – отражение) использовал в 17-м веке английский педагог и мыслитель Дж. Локк. Этим словом он обозначил новое понятие в философии – «знание о знании», или «осознание бессознательного».

По мнению ученого, именно так – через постижение внутреннего пространства и анализ прошлого опыта – в голове человека рождаются новые идеи. Исходя из философии рефлексии Локка можно объяснить феномен инсайта как луч озарения, пробивающийся сквозь толщу размышлений и сомнений.

В 19-м веке французский теолог и антрополог Пьер Тейяр де Шарден высказал мысль о том, рефлексия – способность осознавать свой мыслительный процесс – главное отличие человека от животного.

  Психология зависти

В современной философии понимание рефлексии значительно расширилось. Трактовка этого термина включает в себя такие аспекты:

  • сосредоточение человека на гамме своих душевных состояний;
  • исследование собственной умственной деятельности;
  • анализ приобретенных знаний для синтеза новых идей;
  • оценка личностью своей мотивации с возможным ее переосмыслением.

Единой константой для всех этих вариантов рефлексии является позиция личности как внешнего наблюдателя за своим ментальным миром – мыслями, переживаниями, опытом.

Понимание рефлексии и саморегулирование

Овладение интровертным способом ознакомления с закоулками своего ментального мира необходимо каждому человеку. Путешествие вглубь себя полезно по многим, причем очень уважительным, причинам:

  • помогает найти эффективные способы самоуправления: совладания с такими тяжелыми переживаниями, как агрессия, апатия, скука, обида, ревность, зависть, нетерпение, разочарование, тревога;
  • позволяет открыть в себе самом залежи ценных личностных ресурсов: организованность, наблюдательность, гибкость, креативность и прочие;
  • награждает способностью к психоанализу, то есть искусству благополучно вынимать из души «занозы» любой давности;
  • дает ощущение внутренней гармонии, избавляя от постоянных конфликтов с самим собой, нападок на себя и обвинений во всех тяжких;
  • помогает установить контакт со своим эмоциональным содержанием, предотвращает риск чувственной глухоты, способный привести к алекситимии;
  • подключает вторичные, более зрелые, защитные механизмы, отличающие истинную опасность от мнимой.
Читайте также:  Победа над страхом: как бороться и полностью убрать тревогу, что может помочь

Опытный «пользователь» своего психомира не будет мыслить упадническими категориями: «все скоты», «какой урод наш начальник», «как тяжело жить», «этот мир – просто кошмар», «как мне скучно», «какой же я лох», «когда же это кончится», «зачем я живу на этом свете».

Изучая себя, налаживая связь с собой, человек получает уверенность в своих силах и шанс установить прочный контакт с окружающим миром. Перед ним открываются новые горизонты, улучшается качество его жизни.

Он становится тем, кого можно назвать «Сам Себе Психотерапевт». А значит, умеет действовать эффективно, не вгоняя себя в бесплодные страдания и добиваясь намеченных целей.

Источник: http://rostduha.ru/refleksiya/

Что такое рефлексия простыми словами

Один из признаков, отличающих человека разумного от других живых существ, – это рефлексия. Человек развивается как личность благодаря умению понимать себя. А точнее, каков его внутренний мир.

В основе осознания своих чувств и переживаний лежит формула «Я – есть», хотя правильнее было бы сказать «Я есть такой!». В результате такого самонаблюдения приходит самопознание, и человек понимает причины своих внутренних проблем.

Начальное определение рефлексия получила благодаря философии. Представители этой науки так характеризовали мыслительную деятельность человека и считали это самым важным свойством сознания.

Что такое рефлексия как психический процесс?

Термин «рефлексия» (с ударением на второй слог) происходит от латинского слова reflexio, что означает «отражаю», «обращение назад».

В психологии есть мнение, что личность только в том случае может считаться полноценно развитой, если для индивида будут понятны границы его собственного «Я».

Рефлексия изучается несколькими науками, каждая из которых дает свое определение этого явления. В научном понимании это умение критически оценивать научные изыскания, в результате чего находится истина.

В психологии рефлексия это способность индивида:

  • сосредотачиваться на своих мыслях;
  • анализировать свое поведение;
  • оценивать свои поступки;
  • понимать свои ощущения и эмоции;
  • критически относиться к себе.

По словам Пьера де Шардена, рефлексия предполагает наличие знаний о себе и их осознание.

Авторы психологического словаря дают определение этого явления как мыслительного процесса, когда человек познает себя путем анализа своих чувств, переживаний, поведения и различных состояний.

Перу Сократа принадлежат слова «Познай самого себя!» Этот лозунг был написан на стене храма и стал призывом к исследованию человека. Несмотря на то, что понятие рефлексии – предмет изучения нескольких наук, наиболее часто его применяют в философии и психологии.

Виды

Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

  • ситуативная (человек может анализировать происходящее с ним);
  • ретроспективная (способность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводы);
  • перспективная (умение прогнозировать свои действия, составлять планы).

Формы

Характер проявления этого феномена определяет его форму. В зависимости от того, на какую область психической деятельности человека направлено его сознание во время этого психического процесса, выделяют такие формы рефлексии:

Личностная Логическая Межличностная Когнитивная Социальная
осмысление и оценка внутреннего мира человека: идеалов, возможностей, потребностей и мотивов анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памятью и вниманием; важна для процесса обучения оценка отношений между людьми в разных ситуациях, анализ своей социальной деятельности, причин конфликтных ситуаций анализ содержания и уровняполученных знаний; расширение кругозора, оценка собственных профессиональных навыков и возможностей развития карьеры возможность осознаватьотношение к индивиду окружающих, в результате чего он может корректировать свое поведение

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Рефлексия нужна каждому человеку. Это помогает достичь высот в профессии и взаимодействии с окружающими людьми.

В жизни важно научиться адекватно оценивать себя и стремиться стать лучше. Зная свои сильные и слабые стороны, легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях.

Например, если человек знает, что он может быть несдержан, но хочет произвести хорошее впечатление и стать лучше, он попытается избежать конфликтных ситуаций, работая над собой.

Для этого есть разные способы: посещать психотерапевта, читать книги по психологии, проходить тренинги. Этот необходимый психический процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательную (желание изучать себя и анализировать свои действия). Эта функция помогает формированию в сознании индивида Я-концепции.
  2. Развивающая (преобразовывает личность, создает установки для личностного роста, развития способностей).
  3. Регулятивная (помогает регулировать свое поведение, совершенствовать характер, избавляться от пороков).
  4. Смыслотворческая (с помощью такой функции человек осмысленно совершает любое действие, может объяснить смысл своих поступков).
  5. Проектирования (создание перспективы на основе анализа действий в прошлом с целью самосовершенствования).
  6. Обучающая (делает возможным контроль уровня своих знаний и регуляцию образовательного процесса в плане усвоения нового материала).

Способность к рефлексии

На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • способность решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмысливать свое поведение.

Развитие рефлексии

Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

  1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
  2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
  3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
  4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).

Этапы развития

Развитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

Возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний.

Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка.

Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия.

В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких.

Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

Примеры рефлексии из жизни

Такая психологическая способность оказывает влияние на поведение любого человека. Самый простой пример: поведение разных людей в очередях.

Для одних это пытка, для других – нормальное времяпрепровождение, общение с окружающими. При виде очереди каждый решает для себя, будет ли он стоять или уйдет.

Но среди тех, кто будет стоять, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

При высоком уровне рефлексии человек не будет в своих неудачах обвинять внешние обстоятельства.

Другой пример рефлексии: учитель анализирует проведенный урок. Это нужно для улучшения качества обучения. Не всегда удается воплотить все задуманное за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит в будущем избежать ошибок. Важно

Обращению к рефлексии нужно учить и детей. Ребенок должен понимать, какие знания ему пригодятся в будущем. Если он научится правильно оценивать свои действия, то обучение станет интереснее.

Человеку свойственно совершать ошибки. Рефлексия помогает сделать так, чтобы их было меньше. Рефлексируя, человек внутренне растет, совершенствуется. Готов к переменам.

Для этого не нужно скрываться от внешнего мира. Следует анализировать действия, эмоции, искать причины конфликтов и делать правильные выводы.

Источник: https://eustress.ru/nevroz/refleksiya

Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни.

Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие.

Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий.

И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.

Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами.

Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
Читайте также:  Описание стокгольмского синдрома: что это в психологии, почему так называется

Источник: https://psychologist.tips/2386-refleksiya-chto-eto-v-psihologii-opredelenie-i-formy.html

Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента.

К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся.

Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»).
По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Источник: https://PsyLogik.ru/40-refleksija-chto-jeto-takoe.html

Ссылка на основную публикацию