Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Далее рассмотрим понятие воли, волевых качеств, а также особенности их развития.

Понятие воли и волевых качеств

Определения

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

  1. Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта (рис. 1).
  2. Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Рисунок 1. «Этапы волевого акта»

  3. Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции.
  4. Целеустремленность и настойчивость. Это активность в направленности индивида на определенный результат деятельности. Виды целеустремленности:
  • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
  • актическая (достижение краткосрочных целей).
  • Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.
  • Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:
    • принятии решений,
    • умении не поддаваться влиянию,
    • критическом подходе в целом.
  • Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.
  • Самоконтроль. Соподчинение мотивов.
  • Закрепим данный материал с помощью рисунка 2. Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Рисунок 2. «Волевые качества»

    Развитие волевых качеств

    Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

    Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

    Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

    Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

    Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

    Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

    Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/volya_i_volevye_deystviya/volevye_kachestva_lichnosti_i_ih_razvitie/

    Волевые качества личности: психология успеха

    Волевые качества личности психология определяет как способности, используя которые, человек может достигнуть поставленной цели, несмотря на все возникающие перед ним внешние или внутренние трудности и препятствия.

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Даже в самых тяжелых условиях волевое усилие обеспечивает человеку активность. Это уникальное качество человека, которое отличает его от других существ.

    Основные качества волевых процессов

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    В психологии к волевым качествам личности относят:

    1. Стойкость воли — уровень постоянных или повторяемых усилий на протяжении длительного периода времени. Усилия необходимы для достижения важной для индивида цели.
    2. Силу воли — степень волевого усилия, которое следует приложить, чтобы преодолеть возникшие трудности и достигнуть нужной цели.
    3. Целеустремленность — степень осознанности человеком поставленной перед ним цели. Упорство необходимо для преодоления всех препятствий, стоящих на пути.
    4. Дисциплинированность и самоконтроль — способность длительное время подчинять свои решения установленному порядку. Контролировать желания и не стремиться выполнять свои любые прихоти.

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Развитие волевых качеств индивида происходит:

    • в процессе исполнения поставленных перед ним требований или задач;
    • в систематической работе над собой;
    • при отстаивании своих убеждений, образа жизни, при исключении влияния окружающих на скорость продвижения к выбранной цели;
    • при осознании того, что надлежит в полной мере нести ответственность за свои действия.

    Проявление сильных волевых качеств более характерно для интерналов, людей, полностью самостоятельных, возлагающих всю ответственность за происходящие в их жизни события только на себя.

    Волевые качества личности: психология поведения человека

    Развитие волевых качеств личности и характера: кто такие волевые люди

    Тренировка воли возможна. Для этого нужно проводить постоянную работу над собой.

    Вначале, обычно ставят несложные задачи, выполнение которых не потребует много сил и времени. Но исполнять их нужно систематически, не отступая от требований. Придется постоянно вести борьбу с собственной ленью и неорганизованностью, искоренять свои дурные привычки. Постепенно задачи усложняют, они становятся более трудными для выполнения и требуют больших волевых усилий.

    Успешно продвигаясь к цели, человек становится более уверенным, его самооценка повышается, и он начинает уважительно относиться к своим достижениям, что является значительным стимулом для развития силы воли.

    Видео-лекция на тему «Волевые качества личности, психология»

    Источник: https://mind-control.ru/volevye-kachestva-lichnosti/

    5. Волевые качества человека и их развитие

    Своеобразие
    активности личности воплощается в ее
    волевых качествах.

    Волевые
    качества –
    это
    относительно устойчивые, независимые
    от конкретной ситуации психические
    образования, которые свидетельствуют о достигнутом
    личностью уровнем сознательной
    саморегуляции поведения, ее властью
    над собой.

    Прежде
    всего, принято выделять силу
    воли

    как обобщенную способность преодолевать
    значи­тельные затруднения, возникающие
    на пути к достижению поставленной цели.
    Чем серьезнее препятствие, которое вы
    преодолели на пути к поставленной цели,
    тем сильнее ваша воля. Именно препятствия,
    преодолеваемые с помощью воле­вых
    усилий, являются объективным показателем
    проявления силы воли.

    Выдержка
    и самообладание,
    которые выражаются в умении сдерживать
    свои чувства, когда это требуется, в
    недопущении импульсивных и необдуманных
    действий, в умении владеть собой и
    заставлять себя выполнять задуманное
    действие, а также воздерживаться от
    того, что хочется делать, но что
    представляется неразумным или
    неправильным. Таким образом, выдержка
    и самообразования проявляется в
    способности волевым усилием тормозить
    (ослаблять или замедлять) действия,
    чувства и мысли, которые мешают
    осуществлению принятого решения.

    Различают
    базальные (первичные) и системные волевые
    качества.

    КбазальнымВ.К.Калин
    относит следующие волевые качества:

    Энергичность
    это
    способность волевым усилием быстро
    поднимать активность до необходимого
    уровня.

    Терпеливостьопределяется
    как умение поддерживать дополнительным
    усилием интенсивность работы на заданном
    уровне в случае возникновения внутренних
    препятствий (усталость, плохое настроение,
    незначительные болезненные проявления).

    Выдержка
    и самообладание
    (см.
    выше).

    Смелость
    способность
    в случае возникновения опасности (жизни,
    здоровью, или престижу) сохранять
    устойчивость организации психических
    функций и не снизить качества деятельности.
    Смелость связана с умением противостоять
    страху и идти на оправданный риск из-за
    определенной цели.

    Системные
    волевые качества
    представляют
    собой определенное объединение
    однонаправленных проявлений сознания.
    Системность волевых качеств связана с
    широким спектром функциональных сфер
    – волевой, эмоциональной, интеллектуальной.
    При этом важно знать, что базовые
    (первичные) волевые качества образуют
    основу системных (вторичных) качеств,
    их ядро.

    Целеустремленностьзаключается
    в умении человека руководствоваться в
    своих действиях и поступках общими и
    устойчивыми целями обусловленные его
    твердыми убеждениями,
    взглядами.

    Различают
    целеустремленность стратегическую,
    т.е. уме­ние руководствоваться во всей
    своей жизнедеятельности определенными
    прин­ципами и идеалами, и целеустремленность
    оперативную, заключающуюся в умении
    ставить ясные цели для отдельных действий
    и не отклоняться от них в процессе их
    достижения.

    Настойчивость
    это
    умение постоянно и длительно добиваться
    цели, не снижая энергии в борьбе с
    трудностями. Настойчивый человек
    правильно оценивает обстоятельства,
    находит в них то, что помогает достижению
    цели. Такой человек способен к длительному
    движению к намеченной цели.

    Противоположными
    качествами являются упрямство и
    негативизм, которые свидетельствуют о
    недостатках воли.

    Упрямые человек
    продолжает отставать свои ошибочные
    позиции, несмотря на разумные доводы
    негативизм проявляется в немотивированной,
    необоснованной склонности действовать
    наперекор другим людям, противоречить
    им, хотя разумные соображения не дают
    оснований для таких поступков.

    Негативизм
    большинством психологов расценивается
    как сла­бость воли, выражающаяся в
    неумении подчинить свои действия доводам
    разума, сознательным мотивам поведения,
    в неумении противостоять своим желаниям,
    ведущим к безделью, и др. Очень часто
    безделье связывают с ленью. Именно лень
    является всеобъемлющей характеристикой
    качеств, противоположных по смыслу
    позитивным качествам воли.

    Принципиальность
    умение
    личности руководствоваться в своих
    поступках устойчивыми принципами,
    взглядами, уверенностью в целесообразности
    определенных моральных норм поведения,
    которые регулируют взаимоотношения
    между людьми. Принципиальность проявляется
    в устойчивой дисциплине поведения, в
    правдивых чутких поступках.

    Инициативность
    это умение находить и предлагать новые,
    нешаблонные решения и способы их
    осуществления, а также предпринимать
    попытки к реализации возникших у человека
    идей.

    Решительность
    заключается в отсутствии излишних
    колебаний и сомнений при борьбе мотивов,
    в своевременном и быстром принятии
    решений.

    Прежде всего решитель­ность
    проявляется в выборе доминирующего
    мотива, а также в выборе адекват­ных
    средств достижения поставленной цели.
    Решительность проявляется и при
    осуществлении принятого решения.

    Для
    решительных людей характерен быстрый
    и энергичный переход от выбора действий
    и средств к самому выполнению действия.

    От
    решительности, как позитивного волевого
    качества, необходимо отличать
    импульсивность, которая характеризуется
    торопливостью в принятии решений,
    необдуманностью поступков.

    Импульсивный
    человек не задумывается перед тем, как
    начать действовать, не учитывает
    последствий того, что он делает, поэтому
    часто раскаивается в том, что совершил.

    Торопливость в принятии решения та­ким
    человеком, как правило, объясняется его
    нерешительностью, тем, что приня­тие
    решения для него является чрезвычайно
    сложным и мучительным процессом, поэтому
    он стремится скорее от него освободиться.

    Организованностьзаключается
    в умении человека руководствоваться в
    своем поведении твердо намеченным
    планам и проявлять определенную гибкость
    при изменении обстоятельств.

    Последовательностьдействий
    характеризует то, что совершаемые
    человеком поступки вытекают из единого
    руководящего принципа, которому человек
    подчиняет все второстепенное и побочное.

    Самостоятельность
    это
    умение обходиться в своих действиях
    без чужой помощи, а также умение критически
    относится к чужому влиянию, оценивая
    их соответственно с позиции своих
    взглядов и убеждений. Самостоятельность
    личности проявляется в способности по
    собственной инициативе поставить цель,
    организовать деятельность по ее
    достижению.

    Самоконтроль и самооценка. Принятые
    действия будут только тогда выполнены,
    когда человек контролирует свою
    деятельность. В противном случае
    выполняемые действия и цель, к которой
    стремится человек, расходятся. В процессе
    достижения цели самоконтроль обеспечивает
    господство ведущих мотивов над побочными.

    Качество самоконтро­ля, его адекватность
    в значительной степени зависят от
    самооценки личности. Так, низкая
    самооценка может привести к тому, что
    человек теряет уверенность в себе. В
    этом случае стремление человека к
    достижению поставленной цели может
    по­степенно угасать и спланированное
    уже никогда не будет выполнено. Бывает,
    на­оборот, человек переоценивает себя
    и свои возможности.

    В этом случае принято
    говорить о завышенной самооценке,
    которая не позволяет адекватно
    координиро­вать и корректировать
    свои действия на пути к достижению
    поставленной цели. В результате
    возможность достичь спланированного
    значительно усложняется и чаще всего
    в полной мере задуманное ранее не
    реализуется на практике.

    Таким образом,
    совокупность проявлений позитивных
    (базальных и системных) волевых качеств
    образует силу воли личности. Отрицательные
    качества: упрямство, капризы.

    Читайте также:  Победа над страхом: как бороться и полностью убрать тревогу, что может помочь

    Воля,
    как и большинство других высших
    психических процессов, формируется в
    ходе возрастного развития человека.
    Так, у новорожденного ребенка преобла­дают
    рефлекторные движения, а также некоторые
    инстинктивные действия.

    Во­левые,
    сознательные действия начинают
    формироваться значительно позднее.
    Причем первые желания ребенка
    характеризуются большой неустойчивостью.
    Желания быстро сменяют друг друга и
    очень часто носят неопределенный
    харак­тер.

    Лишь на четвертом году
    жизни желания приобретают более или
    менее устой­чивый характер.

    В
    этом же возрасте у детей впервые
    отмечается возникновение борьбы мотивов.
    Например, дети двухлетнего возраста
    после некоторых колебаний могут де­лать
    выбор между несколькими возможными
    действиями.

    Однако выбор, осуществляемый
    в зависимости от мотивов морального
    порядка, становится возмож­ным для
    детей не ранее конца третьего года
    жизни. Это происходит лишь тогда, когда
    ребенок уже может контролировать свое
    поведение.

    Для этого необходимы, с одной
    стороны, достаточно высокий уровень
    развития, а с другой — некоторая
    сформированность моральных установок.
    И то и другое складывается под влия­нием
    обучения и воспитания, в процессе
    постоянного взаимодействия со взрослыми.

    Характер формирующихся моральных
    установок в значительной степени зависит
    от моральных установок взрослого, так
    как в первые годы жизни ребенок стремится
    подражать действиям взрослых, и постепенно
    в процессе умственного развития он
    начинает анализировать поступки
    взрослого и делать соответствую­щие
    выводы.

    Как
    и все психические процессы, воля
    развивается не сама по себе, а в связи
    с общим развитием личности человека.
    Иногда можно встретить высокое развитие
    воли уже в раннем возрасте.

    Причем
    достаточно высокий уровень развития
    воли чаще всего наблюдается у детей
    творческого типа, увлеченных каким-либо
    занятием, например у детей с художественными
    или музыкальными задатками, кото­рые
    в состоянии часами самостоятельно
    заниматься любимым делом.

    Это проис­ходит
    потому, что постепенно увлеченность
    каким-либо занятием, сопровождае­мая
    систематическим трудом (рисованием,
    лепкой, занятиями музыкой или спортом),
    способствует формированию волевых
    характеристик, проявляющихся и в других
    сферах жизнедеятельности.

    Каковы
    основные пути формирования воли? Прежде
    всего, успех этого процес­са зависит
    от родителей.

    Исследования показывают,
    что родители, стремящиеся дать ребенку
    всестороннее развитие и при этом
    предъявляющие к нему достаточ­но
    высокие требования, могут рассчитывать
    на то, что у ребенка не будет серьез­ных
    проблем с волевой регуляцией деятельности.

    Такие недостатки волевого по­ведения
    детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые
    в раннем детстве, происходят из-за
    совершаемых родителями ошибок в
    воспитании воли ребенка.

    Если родители
    во всем стремятся угождать ребенку,
    удовлетворяют каждое его жела­ние,
    не предъявляют ему требовании, которые
    должны безоговорочно им выпол­няться,
    не приучают его сдерживать себя, то,
    скорее всего, впоследствии у ребенка
    будет наблюдаться недостаточность
    волевого развития.

    Необходимым
    условием воспитания ребенка в семье
    является формирование у него сознательной
    дисциплины
    .


    Развитие родителями у ребенка волевых
    качеств является предпосылкой для
    формирования у него дисциплинированности,
    кото­рая не только помогает понимать
    необходимость соблюдения определенных
    пра­вил поведения, но и обеспечивает
    ему внутреннюю дисциплинированность,
    выражающуюся в способности регулировать
    и сопоставлять свои желания с условия­ми
    реальной деятельности.

    Важную
    роль в воспитании волевых качеств играет
    школа. Школа предъявля­ет к ребенку
    ряд требований, без выполнения которых
    не может нормально осуществляться само
    школьное обучение, но при этом также
    происходит формирова­ние определенного
    уровня дисциплинированности.

    Например,
    школьник должен сидеть за партой
    определенное время, он не может встать
    с места без разрешения учителя,
    разговаривать с товарищами, он должен
    готовить дома заданные ему уро­ки и
    т.д. Все это требует от него довольно
    высокого развития волевых качеств и в
    то же время развивает у него нужные для
    выполнения этих правил качества воли.

    Поэтому большое значение для воспитания
    воли у школьников имеют лич­ность
    учителя и школьный коллектив.

    Учитель,
    с которым общается ребенок в школе,
    оказывает непосредственное влияние на
    формирование у него определенных
    личностных характеристик и, обладая
    яркой личностью, оставляет в жизни
    ребенка неизгладимый след.

    Нередко это
    вызывает у ребенка стремление подражать
    поведению учителя, и если у по­следнего
    хорошо развиты волевые качества, то
    существует высокая вероятность, что те
    же качества будут успешно развиваться
    и у его учеников.

    Аналогичная
    картина наблюдается в отношении школьного
    коллектива. Если деятельность ребенка
    протекает в коллективе, где существует
    атмосфера высокой требовательности,
    то и у ребенка могут сформироваться
    соответствующие характеристики личности.

    Не
    менее важно физическое воспитание
    ребенка, а также ознакомление его с
    художественными ценностями.

    Более того,
    формирование волевых характеристик не
    прекращается и в более старшем возрасте,
    когда молодой человек присту­пает к
    самостоятельной трудовой деятельности,
    в ходе которой волевые качества достигают
    наивысшего развития.

    Таким образом,
    весь процесс воспитания ребен­ка
    определяет успешность формирования
    волевых качеств личности. Поэтому не
    случайно воля очень часто рассматривается
    как одна из центральных и наиболее
    информативных характеристик личности.

    Развитие
    волевой регуляции поведения у человека
    осуществляется в нескольких направлениях.

    С одной стороны, это преобразование
    непроизвольных психических процессов
    в произвольные, с другой — обретение
    человеком контроля над своим поведением,
    с третьей — выработка волевых качеств
    личности.

    Все эти процессы онтогенетически
    начинаются с того момента жизни, когда
    ребенок овладевает речью и научается
    пользоваться ею как эффективным средством
    психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри
    каждого из этих направлений развития
    воли по мере ее укрепления происходят
    свои, специфические преобразования,
    постепенно поднимающие процесс и
    механизмы волевой регуляции на более
    высокие уровни. К примеру, внутри
    познавательных процессов воля вначале
    выступает в форме внешнеречевой регуляции
    и только затем — в плане внутриречевого
    процесса.

    В поведенческом аспекте
    волевое управление вначале касается
    произвольных движений отдельных частей
    тела, а впоследствии — планирования и
    управления сложными комплексами
    движений, включая торможение одних и
    активизацию других комплексов мышц.

    В
    области формирования волевых качеств
    личности развитие воли можно представить
    как движение от первичных к вторичным
    и далее — к третичным волевым качествам.

    Еще
    одно направление в развитии воли
    проявляется в том, что человек сознательно
    ставит перед собой все более трудные
    задачи и преследует все более отдаленные
    цели, требующие приложения значительных
    волевых усилий в течение достаточно
    длительного времени.

    Например, школьник
    еще в подростковом возрасте может
    поставить перед собой задачу развить
    у себя такие способности, к формированию
    которых у него нет выраженных природных
    задатков.

    Одновременно он может поставить
    перед собой цель заняться в будущем
    сложным и престижным видом деятельности,
    для успешного выполнения которого
    необходимы такого рода способности.

    Есть немало жизненных примеров того,
    как люди, ставшие известными учеными,
    художниками, писателями, добивались
    поставленных целей, не обладая хорошими
    задатками, в основном за счет повышенной
    работоспособности и воли.

    Развитие
    воли у детей тесным образцом соотносится
    с обогащением их мотивационной и
    нравственной сферы.

    Включение в регуляцию
    деятельности более высоких мотивов и
    ценностей, повышение их статуса в общей
    иерархии стимулов, управляющих
    деятельностью, способность выделять и
    оценивать нравственную сторону
    совершаемых поступков — все это важные
    моменты в воспитании воли у детей.

    Мотивация поступка, в которую включается
    волевая регуляция, становится сознательной,
    а сам поступок произвольным.

    Такое
    действие всегда совершается на базе
    произвольно построенной иерархии
    мотивов, где верхнюю ступень занимает
    высоконравственное побуждение, дающее
    моральное удовлетворение человеку в
    случае успеха деятельности. Хорошим
    примером такой деятельности может
    служить сверхнормативная деятельность,
    связанная с высшими нравственными
    ценностями, совершаемая на добровольной
    основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование
    волевой регуляции поведения у детей
    связано с их общим интеллектуальным
    развитием, с появлением мотивационной
    и личностной рефлексии.

    Поэтому
    воспитывать волю у ребенка в отрыве от
    его общего психологического развития
    практически невозможно.

    В противном
    случае вместо воли и настойчивости как
    несомненно положительных и ценных
    личностных качеств могут возникнуть и
    закрепиться их антиподы: упрямство и
    ригидность.

    Особую
    роль в развитии воли у детей по всем
    перечисленным направлениям выполняют
    игры, причем каждый вид игровой
    деятельности вносит свой, специфический
    вклад в совершенствование волевого
    процесса. Конструктивные предметные
    игры, появляющиеся первыми в возрастном
    развитии ребенка, способствуют ускоренному
    формированию произвольной регуляции
    действий.

    Сюжетно-ролевые игры ведут к
    закреплению у ребенка необходимых
    волевых качеств личности. Коллективные
    игры с правилами кроме этой задачи
    решают еще одну: укрепление саморегуляции
    поступков.

    Учение, появляющееся в
    последние годы дошкольного детства и
    превращающееся в ведущую деятельность
    в школе, наибольший вклад вносит в
    развитие произвольной саморегуляции
    познавательных процессов.

    Источник: https://studfile.net/preview/6327434/page:4/

    Как развить волевые качества личности — психология

    Что такое воля, и чем волевой человек отличается от безвольного? Этим вопросом я заинтересовалась, когда моя младшая сестра стала часто пропускать школьные уроки и перестала посещать спортивную секцию по художественной гимнастике. Она объясняла это нежеланием тратить время попусту.

    Для нее отдых и ничегонеделанье в соцсетях были более привлекательны и полезны, чем учеба и спорт. Сегодня я вам расскажу, что такое волевые качества личности, зачем они нужны, и как их развить. Тренировать волю никогда не поздно, но лучше всего это начинать делать в детстве.

    Воля человека

    Психология рассматривает волевые качества личности как совокупность необходимых качеств для достижения поставленных целей. Наиболее ярко воля человека проявляется в:

    • целеустремленности;
    • дисциплинированности;
    • настойчивости;
    • стратегичности.

    Эти качества характера базируются на воле человека, которую психологи рассматривают как некую привычку психики или ее особое состояние.

    Обратите внимание! Силу воли необходимо тренировать, как мускулы тела.

    Однако просто силы воли для достижения поставленных целей еще недостаточно, должен присутствовать еще один компонент — стойкость воли или несгибаемость. Сила воли и стойкость образуют волевую сферу личности, которая и отражает психическое состояние индивидуума.

    В чем проявляется сила воли? Это способность быстро мобилизовать психику для реализации задуманного. Почему именно психику, а не тело? Потому что именно психические усилия играют основную роль: они называются намерением. Если намерение что-то сделать четко сформировано, то тело подчиняется волевому импульсу и послушно исполняет задуманное.

    Если намерение сформировано нечетко (человек не разобрался, нужно ему это делать или не нужно), то тело проявит пассивность либо будет диктовать свои условия. А набор желаний у тела всегда одинаков — отдохнуть, вкусно покушать, поспать.

    Тело стремится ничего не делать. Побудить его к действию может только стимул — сильная заинтересованность в чем-либо. Это может быть голод, желание привлечь к себе внимание или желание заработать деньги для реализации мечты.

    Без стимула тело будет пассивным и инертным.

    В чем проявляется слабость воли? Это особенно заметно, когда человек останавливается на полпути или опускает руки при первом же препятствии на пути к цели.

    Слабая воля тоже тренируется, если родители потакают капризам ребенка и не реагируют на частые перемены в настроении. Если ребенком управляет желание «хочу — не хочу», то воля его не тренируется.

    Такому ребенку придется очень тяжело в жизни, которая требует закаленной воли и твердого характера.

    Важно! Чтобы воспитать у ребенка силу воли, нужно привить ему навык доводить задуманное до конца и умение преодолевать препятствия на пути к цели. Стремление к успеху — необходимое качество характера человека.

    В чем проявляется стойкость воли? Она проявляется в умении удерживать взятую цель, не сворачивать с выбранного пути и получать удовольствие от достигнутого результата. Именно удовольствие от достигнутого является стимулом для развития стойкости волевых качеств.

    Обратите внимание! Стойкость воли можно сравнить с выносливостью.

    Чаще всего человеку не хватает выносливости, чтобы завершить начатое дело. У него либо интерес пропадает на половине пути, либо терпения не хватает, либо поднимает голову лень.

    Поэтому выносливость необходимо тренировать, как и силу воли. Сила воли является побуждением к действию, а выносливость отвечает за реализацию задуманного.

    Есть много легких на подъем людей, но мало кто из них может пройти путь до конца — получить результат.

    Классификация волевых качеств

    Психологи выделяют два типа (подвида) волевых качеств человека:

    Первичные волевые качества даны нам от рождения, системные формируются в процессе социализации личности, то есть, в процессе интеграции в общество. Однако первичные волевые качества с возрастом утрачиваются, поэтому их необходимо восстанавливать тренировками.

    Первичные волевые качества — это:

    • энергичность;
    • терпеливость;
    • самообладание;
    • смелость.

    Энергичность хорошо проявляется в маленьких детях. Они всегда на позитиве, им всё интересно и увлекательно: мир вокруг раскрашен ярким цветом.

    То есть, у них всегда есть мотивация к действию — познание окружающего мира.

    Взрослому человеку необходимо эту мотивацию активировать, специально настраивать себя на положительный итог и мобилизовать внутренние ресурсы (энергию для достижения цели).

    Терпеливость — это умение кропотливо и целеустремленно добиваться намеченного. Маленькие дети иногда демонстрируют чудеса терпеливости, когда занимаются запрещенным родителями делом (разбирают по запчастям игрушки, уничтожают косметику мамы и т. д.).

    Маленький ребенок обязательно доведет до конца начатое дело — уничтожение маминых кремов и т. д. Для взрослого человека терпеливо довести до конца начатое (при отсутствии видимых результатов) не всегда хочется, но при наличии мощного стимула вполне реально.

    Однако не следует путать терпеливость с пассивностью: это разные вещи.

    Самообладание проявляется, когда человек продолжает выполнять начатое дело, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства. Самообладание берет под контроль любые эмоции, чтобы они не мешали осуществлению задуманного.

    А помешать может страх, паника (всё пропало) или апатия (руки опускаются). Волевой человек упрямо продвигается выбранным курсом, уверенный в успехе своего предприятия.

      Однако самообладание не следует путать с бестолковостью и упёртостью: оно выражается в стабильности эмоционального фона.

    Смелость — это преодоление иррациональных страхов на пути к цели. Почему страхи названы иррациональными? Потому что они воображаемые и надуманные. Их не существует на самом деле, но человек легко может вообразить и придумать любой страх.

    Помимо иррациональных страхов существуют и вполне реальные — непонимание окружающих, препятствия и осуждение конкурентов, откровенная ложь и даже угроза жизни. Волевой человек умеет побеждать все страхи на выбранном пути и неуклонно продвигается к цели.

    Однако смелость нельзя путать с сумасбродством, безбашенностью и неоправданным риском.

    Системные волевые качества всегда связаны с моральной составляющей, они вырабатываются под влиянием общества. По этим качествам дают характеристику человеку как социальной единице:

    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • принципиальность;
    • инициативность;
    • решительность;
    • стратегичность;
    • самодостаточность.

    Целеустремленность предполагает умение ставить цель и добиваться ее законными путями. Это очень важное качество характера, позволяющее выживать в социуме и добиваться определенного социального статуса.

    Настойчивость помогает продвигаться к выбранной цели, не сворачивая с пути и не опуская руки при первой неудаче. Настойчивый человек может посвятить своей избранной цели годы, чтобы впоследствии насладиться достигнутым результатом. Настойчивость хорошо тренируется в спортивных секциях.

    Принципиальность — качество социального человека. Это верность своим взглядам и убеждениям, умение отстаивать собственную точку зрения и не поддаваться на провокации. Принципиальность тесно связана с мировоззренческой позицией человека.

    Инициативность — тоже качество человека социального. Это умение генерировать идеи по преобразованию окружающего мира, проявление неравнодушия к жизни в социуме и желание усовершенствовать социальную жизнь. Инициативность присуща людям с качествами лидера.

    Решительность — качество, необходимое для осуществления поставленной задачи. Решительность тренируется только на практике.

    Например, многие школьники боятся отвечать у доски — необходима решительность. Также решительность проявляется в умении оперативно принимать решения, не боясь последствий.

    Однако решительность иногда путают с импульсивностью, которая приносит только вред.

    Импульсивность характеризуется большим эмоциональным накалом, в отличие от решительности. Серьезные решения должны приниматься разумом, а не эмоциями. Также не следует путать решительность с проявлением спешки: это не суетливое поведение, а скорость перехода от решения к действию. Пока нерешительный человек колеблется и раздумывает, решительный достигает цели.

    Стратегичность — тоже качество человека социального. Иными словами, это строгая последовательность действий на выбранном пути и отсутствие халоса в мыслях.

    Разумный человек никогда не начнет действовать без четко продуманного плана, а также он предвидит (планирует) результат своих усилий. Например, архитектор сначала видит строение внутренним взором, а потом реализует его в проекте.

    Однако стратегичность не предполагает косность мышления: планы могут корректироваться изменяющейся обстановкой.

    Самодостаточность предполагает самостоятельность во всех ее проявлениях. Это умение жить согласно собственным убеждениям и принципам. Самодостаточный человек не нуждается в посторонней помощи, он вполне самостоятельно может принимать решения и осуществлять их на практике. Иными словами, это умение действовать автономно и независимо.

    Методы развития волевых качеств

    Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию.

    Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть, в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

    Методы укрепления волевых качеств:

    • посещение спортивной секции;
    • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
    • увеличение сложности процесса;
    • анализ неудач и успеха.

    Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

    Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

    Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его  и не ставьте слишком сложные задачи.

    Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

    Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

    Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

    Совет

    Помните, что силу воли необходимо постоянно тренировать. Если этого не делать, начнется обратный процесс — скатывание в апатию и лень, деградация личности.

    Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/volevye-kachestva-lichnosti.html

    Характеристика волевых качеств личности

    Волевыми считаются поступки и действия, которые совершаются по необходимости, связанные с преодолением трудностей и препятствий, а не совершаемые по желанию. Волевые качества зависят от психологического (морального) компонента, физиологического (волевое усилие) и типологических особенностей нервной системы.

    К волевым качествам личности в основном относят настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержку, терпеливость, смелость, дисциплинированность др.

    Характеристика волевых качеств:

    Под настойчивостью понимают способность добиваться намеченных целей, преодолевая различные препятствия и трудности. При неудачах настойчивый человек не сдается, а проникается большей решимостью достичь желаемого, ища и находя новые возможности для этого.

    Цель при настойчивости носит положительный характер, что отличает ее от упрямства, где упрямый стремится к неразумной цели.

    И часто он осознает свою неправоту, бесполезность своих действий, но не может отказаться от ошибочного взгляда, желая все равно сделать по-своему.

    Упрямство может быть следствием того, что человек видит в этом качестве проявление самостоятельности, твердости или быть реакцией на якобы несправедливое отношение.

    Под решительностью понимают способность оперативно принимать обоснованные твердые решения и без лишних задержек приступать к их реализации. Решительность остро проявляется в неоднозначных ситуациях, где необходимо быстро принять единственное решение, исходя из нескольких возможностей, имеющих различную долю риска.

    Решительный человек делает выбор своевременно. При возможности, если позволяет время, не торопится, что дает ему возможность объективнее подойти к проблеме. Но в нужный момент он не теряется, быстро ориентируется в ситуации и принимает с его точки зрения наиболее правильное и обоснованное решение.

    Нерешительный человек может быстро принять поспешное решение, не обдумав, либо запаздывать со своевременным его принятием, будучи не уверенным в своем выборе. Приняв решение, он снова возвращается к нему: пересматривает, отменяет, изменяет. И даже определившись с выбором, не может приступить к его выполнению, откладывает на потом, убеждая себя, что время еще есть.

    Причинами нерешительности могут быть: страх ответственности, неверие в собственные силы, недостаток опыта и знаний.

    Целеустремленность – это способность человека подчинить свое поведение и деятельность для достижения основной устойчивой цели.

    Человек акцентирует внимание на главной цели, неуклонно продвигается к ней, умея отбросить все ненужное и лишнее.

    Целеустремленность может поддерживаться интересом к своей деятельности, но волевое усилие проявляется в том, что человек преодолевает себя при усталости, разочаровании, неудаче, которые встречаются на пути к намеченной цели.

    Самостоятельность. Самостоятельный человек ведет себя соответственно своим убеждениям, взглядам, не боится принимать решения и брать на себя ответственность за поступки. Его не склонишь к действиям, которые противоречат его внутреннему миру.

    В то же время он не относится негативно к чужому мнению, и готов рассмотреть и принять его, если оно покажется ему рациональным. Этим самостоятельность отличается от негативизма, при котором человек игнорирует даже разумные советы, отвергая чужое мнение лишь потому, что оно не его. Негативизму противоположна внушаемость.

    У внушаемого человека снижена критичность в отношении чужих советов, он не может противостоять им при необходимости, попадая под их влияние.

    Как негативизм, так и внушаемость являются проявлением слабоволия, так как действия подчинены не разумным доводам, а безрассудно отвергаемым или безрассудно принимаемым чужим мнениям.

    Терпеливость – проявляется в самопринуждении долгое время терпеть с помощью воли неблагоприятные состояния, препятствующих продолжению работы: усталость, недостаток кислорода в крови, боль, голод, жажду и др. Например, момент появления чувства утомления, при волевом удержании работоспособности на должном уровне, является точкой отсчета времени терпения, по которому можно судить о терпеливости человека.

    Выдержка (самообладание) – это способность усилием воли воздерживаться от ненужных в данный момент своих действий, привычек, чувств и мыслей, т.е. происходит волевое торможение активности. Нужно отличать выдержку от эмоциональной невосприимчивости, невозмутимости.

    Смелость заключается в способности человека, несмотря на наличие страха, управлять своими действиями и поведением. Уровень проявленной смелости будет тем выше, чем меньше страх окажет влияние на качество деятельности человека.

    • Дисциплинированность проявляется в способности подчинить свою деятельность общественным моральным нормам, в умении управлять и подчинять свое поведение необходимости, даже вопреки желаниям.
    • Волевые качества обобщающее характеризуют волевое поведение, и только комплексный подход даст возможность спрогнозировать проявление человеком волевых усилий в различных ситуациях.
    • http://samopoiski.ru/xarakteristika-volevyx-kachestv-lichnosti/

    Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/samopoznanie/harakteristika-volevyh-kachestv-lichnosti/

    Волевые качества личности

    

    В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

    Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

    Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

    Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

    • История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.
    • Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].
    • К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:
    • – когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения
    • – когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий
    • – когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

    Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

    Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

    Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

    Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

    Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

    Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

    К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

    Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

    Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

    Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

    Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

    1. Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.
    2. Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.
    3. Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.
    4. Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.
    5. Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

    В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

    В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

    В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств.

    Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки.

    Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

    Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

    В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

    Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека.

    «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

    Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

    В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

    Литература:

    1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

    2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

    3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

    4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, трудность, воля, воспитание воли, достижение цели, поведение человека, способность человека, качество, действие, личность.

    Источник: https://moluch.ru/archive/267/61647/

    Ссылка на основную публикацию