Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Когда люди обращаются друг к другу с вопросами, просьбами, пытаются что-то объяснить или описать, они выстраивают коммуникацию, ожидая ответную реакцию. Этот процесс называется общением.

Межличностное общение — неотъемлемая часть жизни индивида. Способность к установлению и развитию социальных контактов определяет успешность человека во всех сферах жизни.

О функциях и значении общения в психологии вы можете узнать из другой нашей статьи.

Общение как межличностное взаимодействие

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Типы межличностного общения

Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

  1. Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию.

    Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

    В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  2. Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процессаЛюди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  3. Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  4. Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности.

    При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).

  5. Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  6. Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

  7. Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  8. Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).

Виды их характеристика и примеры

В социальной психологии принято выделять три стиля межличностного общения:

Императивное

Что это такое и где оно неприемлемо?

Данное общение нацелено на подчинение партнера по взаимодействию. С помощью императивной коммуникации можно контролировать и принуждать к каким-либо действиям.

При этом участники взаимодействия отдают себе отчет в том, что конечной целью общения является принуждение. Индивид, оказывающий воздействие, не пытается завуалировать истинный смысл общения.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

  • Для достижения цели могут быть использованы приказы, требования, указания или предписания.
  • Чаще всего императивный вид общения используется в рамках модели «начальник — подчиненный».
  • В интимно-личностных коммуникациях данный подход неуместен.
  • Также императивное общение эффективно и актуально в чрезвычайных и экстренных ситуациях, когда необходимо быстро организовать групповую деятельность и распределить обязанности, минуя ситуативное нестабильное состояние психики партнеров по взаимодействию.

Манипулятивное

Как и предыдущий вид общения, манипуляция подразумевает под собой воздействие на оппонента с целью достижения конкретных целей/выгод.

Но в данном случае партнер, оказывающий воздействие, скрывает свои намерения или представляет ситуацию в таком свете, что истинные намерения подменяются в глазах оппонента другими, более благородными или уместными.

Диалогическое

Вид общения, ориентированный на партнера по взаимодействию. В ходе диалога участники взаимодействия учитывают как свой психологический настрой, так и психологический настрой собеседника.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

При этом восприятие партнера происходит в чистом виде, без оценок.

В диалоге человек рассматривает собеседника как равного, признавая его право на собственную точку зрения и решения.

Диалогическое общение не подразумевает ссылки на авторитетные источники (мнения, точку зрения других персон и т.д.).

Императивное общение и манипуляция можно расценивать как общение монологической направленности т.к. в процессе взаимодействия оказывающий влияние оппонент ориентирован только на себя рассматривает собеседника лишь как средство достижения цели, не интересуясь позицией партнера по взаимодействию.

Культура

Культура межличностного общения базируется на системе знаний, норм, ценностных ориентиров и шаблонов поведения, установленных в обществе. Все эти элементы индивид усваивает в процессе социализации, а затем использует их при деловых и эмоциональных коммуникациях.

Культура межличностного общения подразумевает способность правильно воспринимать оппонента, умение трактовать его слова и поведение, выстраивать стратегию поведения исходя из особенностей собеседника.

Важным понятием в вопросе коммуникативной культуры является «уместность» применяемых средств и поведенческих шаблонов. Например, если с подчиненными можно предъявлять требования и использовать повелительный тон, то при общении с друзьями уместно лучше от формальностей и указаний.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

На первый план общение как форма межличностных взаимодействий выходит в условии зависимости от социальных контактов (работа с людьми, непосредственная зависимость от более сильных, влиятельных или ресурсных членов общества).

В таких ситуациях коммуникативная культура влияет на благополучие, финансовые и профессиональные перспективы человека.

Приемы саморегуляции поведения

Саморегуляция — это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.

Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:

  • юмор, смех;
  • позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.);
  • расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.);
  • созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.);
  • комплементы в адрес собеседника.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.

Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.

Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.

Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.

Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.

Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.

Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.

Трудности и дефекты

Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:

  • объективные (очевидны для собеседников и проявляются непосредственно во время общения и приносят чувство неудовлетворения, привязанное к процессу и результатам контакта);
  • субъективные (не очевидны для участников взаимодействия и могут проявляться в виде отсутствия инициативы, неуверенности и застенчивости индивида).

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

  1. Также трудности делятся на первичные и вторичные.
  2. Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.
  3. Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.

Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.

Проблемы в молодежной среде

  • Почему возникают проблемы межличностного общения в молодежной среде?
  • Молодые люди, в отличие от зрелых и сформировавшихся членов социума, склонны руководствоваться чувствами и эмоциями, а также чувствительны к оценочным суждениям в свой адрес.
  • В молодежной среде распространены следующие проблемы:
  1. Максимализм. Юношеская склонность к разделению мира на «черное» и «белое» подразумевает отсутствие гибкости и способности принимать компромиссы. В результате межличностное общение легко перерастает в конфликтные ситуации.

  2. Неформальные объединения. Подростки идентифицируют себя через причастность к группе, а не в качестве отдельной личности. В результате интересы и взгляды объединения доминируют над частными интересами и взглядами.
  3. Отсутствие навыков невербального общения.

    Переписки в социальных сетях, телефонные разговоры и чаты способны развивать навыки вербального общения. Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процессаПри этом молодежь не может в достаточной мере овладеть невербальными приемами (взгляд, жесты, позы, мимика и т.д.). В результате выходя за границы «цифрового общения» подростки не могут правильно воспринимать и трактовать поведение партнеров по коммуникации, воспринимая сигналы только в речевой форме.

  4. Изменения характера отношений со старшими. Подросток, который ранее подчинялся взрослым, теперь встает в равную с ними позицию.

    Из-за этого часто возникает отрицание любых авторитетов и интерес к «запрещенной» сферам, через которые можно доказать свою «взрослость» (алкоголь, запрещенные вещества, интимные связи и т.д.)

Сфера межличностного взаимодействия неразрывно связана со всеми остальными сферами жизни человека. И если не развивать коммуникативную культуру и навыки, можно столкнуться с проблемами при групповом взаимодействии, в личных отношениях и социальной жизни.

Виды и формы межличностгых отношений:

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/tipy-mezhlichnostnogo.html

Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Межличностное взаимодействие и обучение

В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени.

А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной.

И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Светлана Семак

Источник: https://labuda.blog/182409

Навыки межличностного общения » Наша Психология

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Навыки межличностного общения — это навыки, которые мы регулярно используем для общения с другими людьми. Мы не рождаемся с ними, но мы развиваем их по мере нашего развития. Начиная с первых дней, родители учат нас хорошим манерам поведения и вежливому общению. Мы с раннего возраста учимся как нужно вести себя в обществе, взаимодействуя с нашими друзьями на игровых площадках, в школе, а затем на наших рабочих местах. Весь этот опыт, родители и наше окружение — формируют то, кем мы являемся.

Основные причины развивать навыки межличностного общения

Если вы оглянитесь назад и вспомните различные конфликтные ситуации, которые с вами возникали. То вы вспомните, что это, как правило, происходило из-за вашего неумения слушать, либо из-за нехватки навыков общения.

А если вы посмотрите на круг своих друзей, на членов семьи или коллег, то вы легко сможете определить людей с хорошо развитыми навыками межличностного общения. Люди с такими навыками — это, как правило, уверенные в себе люди. И благодаря уверенному общению, они умеют хорошо строить как личные, так и рабочие отношения.

Люди с развитыми межличностными навыками более успешны во многих аспектах жизни, благодаря тому, что они имеют желание обучаться и получать новые знания.

Настало время честно взглянуть на то, как вы общаетесь с другими людьми.

Насколько хорошо вы умеете слушать? Насколько сильное вы имеете желание понять вашего собеседника? Благодаря сосредоточению на межличностных навыках общения, вы сможете лучше коммуницировать с людьми, и станете лучшим слушателем.

Вы поймете то, что вам нужно научиться управлять своими мыслями и думать, прежде чем говорить. Возможно, вам нужно научиться вести переговоры, чтобы добиться повышения по работе, и достигнуть желаемых результатов.

Подумайте обо всех ваших прошлых взаимодействиях с людьми и определите, какие области нуждаются в улучшении. Все навыки межличностного общения можно развивать и улучшать. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных навыков, а так же практические советы, чтобы начать двигаться в правильном направлении.

  Уверенное общение в любой ситуацииПсихология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Способы развить навыки межличностного общения

1. Умение слушать

Внимательно слушать — это не только слышать собеседника, но и поддерживать разговор с ним. Каждый из нас хочет быть услышанным, поэтому важно, чтобы вы слушали, что говорит человек, и относились к нему с уважением.

Эффективное общение заключается в словах, которые мы используем, в тоне нашего голоса и в невербальных подсказках, такие как язык тела.

Да, вам нужно слушать слова, которые говорит человек, но очень часто именно невербальные части сообщения более важны для понимания собеседника.

Чтобы действительно быть открытыми для слушания, вам нужно сосредоточиться на человеке и на том, что он говорит. Вам нужно замолкнуть и слушать. Не просто кивать головой, а действительно слушать.

Сосредоточьтесь на другом человеке и обращайте внимание на то, что он говорит. И не начинайте говорить, пока человек не выразит свои мысли.

Обратите внимание на тон, который он использует, а также на невербальные части общения, такие как расположение рук и выражение лица.

2. Тщательно подбирайте слова

Будьте максимально понятны и конкретны в своих выражениях. Подумайте о том, что вы хотите сказать, а не просто «вываливайте» первое, что приходит в голову. Избегайте жаргонных, расистских и сексистских терминов, которые могут оскорбить другого человека.

И не забывайте учитывать культурные нормы. Сосредоточьтесь на том, что вы действительно хотите сказать. Говорите четко и целенаправленно. Давайте другому человеку возможность высказать свое мнение, задать вопросы и получить разъяснения.

И помните, что только практика вашего «словесного ремесла» поможет избежать недоразумений.

Практикуйте также ясность в письменных сообщениях. Без визуальных подсказок и тона голоса, письменное общение может показаться неуклюжим, и может приводить к недоразумениям и обидам.

Поэтому не стоить заострять свое внимание на письменное общение. Даже быстрый телефонный звонок может помочь устранить возможные недоразумения. Хотя телефон не позволяет использовать словесные подсказки, такие как язык тела.

Но он, по крайней мере, позволяет добавить тон голоса.

3. Расслабьтесь и глубоко дышите

При общении с мало знакомыми людьми, мы склоны нервничать, чувствуем себя неловко и говорим быстрее. Наш тон голоса так же изменяется, потому что мышцы лица, горла и челюсти напряжены.

Напряженность так же может проявляться при невербальном общении, поэтому старайтесь держать ваши руки опущенными и не скрещивайте их. Попробуйте улыбнуться, сделайте глубокий вдох и выдох, кивайте головой, и поддерживайте зрительный контакт с человеком.

Старайтесь не нервничать и не переживать, с вами ничего плохого не произойдет.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

4. Ищите разъяснения

Для того, чтобы развить навыки межличностного общения, вы должны не стесняться просить разъяснений.

Даже если у вас действительно отточенные навыки слушания, только говорящий — это единственный человек, кто сможет подтвердить насколько хорошо вы его поняли. Что вам нужно сделать в данной ситуации? Это задавать разъясняющие вопросы.

Не просто перефразируйте сказанное, а задавайте вопросы для разъяснения. Вы только подумайте, сколько недоразумений мы сможем избежать, если будем развивать в себе этот навык.

5. Практика и улучшение

Навыки межличностного общения требуют практики. Поэтому обдумывайте ваши предыдущие разговоры и взаимодействия с людьми. Станьте внимательным наблюдателем за своим собственным поведением. Извлекайте уроки, как из хороших взаимодействий, так и не очень.

Подумайте, что вы сказали или сделали не так? Над чем вам нужно еще работать? Сосредоточьтесь на том, что необходимо для построения и поддержания здоровых отношений. Практикуйте уважение к личности вашего собеседника, и давайте людям такое внимание, которые вы хотите, чтобы они дали вам.

Помогите вашему собеседнику почувствовать себя значимым, и покажите то, что вы действительно интересуетесь ним. Вы будете поражены результатами, которых достигнете в своих отношениях, будь-то на работе, дома, либо в малознакомой для вас ситуации.

Как развить навыки ведения переговоров

Обязательно сохраняйте взаимное уважение. Всегда подходите к любым переговорам с обоюдной выгодой. Убедитесь, что другой человек хорошо понимает, что он может получить от общения с вами, и конечно не забывайте об собственных выгодах. Старайтесь быть более открытыми и больше слушать чем говорить.

Если для вас сделали что-то хорошее, проявите благодарность и ответьте взаимностью. Не будьте пассивными при общении или агрессивными, но вы можете быть немного настойчивыми. Записывайте все ключевые моменты вашего разговора. Следите за сигналами языка тела вашего собеседника. Ну и конечно же, заранее готовьтесь к вашим переговорам.

Запишите все, что вам нужно сказать, чтобы во время беседы вы были уверенны в себе, и ваши переговоры закончились удачно.

Источник: https://psikhologia.com/navyki-mezhlichnostnogo-obshheniya.html

Основы психологии общения

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Содержание:

Виды общения
Функции общения
Стили общения

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение.

Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения.

Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией.

 В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Виды общения

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:

  • Примитивное. Его особенность – это безразличие к собеседнику, нежелание его понять, как правило, сопровождается быстрой, пренебрежительной речью.
  • Формальное — или уровень масок . Также характеризуется отсутствием интереса к собеседнику. Затертые фразы, показная учтивость, ложная участливость, — вот набор штампов, под которыми легко скрыть истинное отношение к другому.
  • Светское — пустое, бессодержательное, ритуальное поведение. Наполнено принятыми в соответствующих ситуациях диалогами, когда их содержание не интересует ни ту, ни другую стороны.
  • Ролевое— в основе отношения к собеседнику лежит не личностный интерес, а его социальная роль.
  • Деловое общение уже предполагает более тесные взаимоотношения. Направленность на результат заставляет учитывать особенности характера, даже настроения собеседника. На этом уровне положено блюсти дистанцию, а деловитость стиля характеризует серьезность отношений.
  • Межличностное — это тесный контакт с собеседником, неподдельный интерес к нему.
  • Манипулятивный уровень общения — имеет целью достижение личной выгоды. Собеседник рассматривается как средство, живой инструментарий на пути к личному интересу. «Дипломатичный» стиль часто применяется для решения бытовых вопросов.
  • Игровой или неформальный стиль общения. Приятельское, легкое с юмористическим уклоном, общение или флирт, лишенная обязательств игра.
  • Духовный уровень. Высшая степень откровенности в отношениях, когда человек полностью раскрывается в общении.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Функции общения

  • Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
  • Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
  • Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

  • коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
  • интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
  • перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

В психологии общения выделяют несколько стилей:

  • Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
  • Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
  • Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
  • Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
  • Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
  • Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом.

Вас также могут заинтересовать:

Курсы видеоблогеров (youtube)

Источник: http://videoforme.ru/wiki/reklama-i-pr-info/osnovy-psihologii-obshhenija

Общение и межличностные отношения — Психология жизни

Психология общения с людьми — раздел психологии, направленный на изучение особенностей разных видов общения и выявления закономерностей и правил. Придерживаясь которых, каждый человек сможет пользоваться успехом у собеседников и избегать трудностей в процессе межличностного общения. Физиология лжи или как понять, что человек врёт?

Межличностное общение — это общение между двумя или более людьми, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах людей в общении.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

В психологии общения различают межличностное общение между знакомыми (внутригрупповое общение) и не знакомыми между собой людьми.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. Ежедневно человек вступает в ряд коммуникативных процессов, в  том числе и в межличностном общении.

Психология межличностных отношений: виды общения

В психологии общения выделяют три вида межличностных отношений: дружеское, деловое и интимное. А также межличностное общение между индивидом и группой (начальник и подчиненные, учитель и учащиеся) и между группами (спортивные команды и другие).

  • Выделяют также формальные и неформальные межличностные отношения, вторичные и первичные, рациональные и эмоциональные межличностные отношения.
  • В ходе межличностных отношений его участники обмениваются — не только своими физическими действиями, продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и эмоциями. Причины повышенной раздражительности
  • В психологии общения выделяют следующие способы общения:
  • вербальное общение в психологии общения — передача информации с помощью речи,
  • невербальное общение в психологии общения , с помощью мимики, жестов, интонации.

 Как стать идеальным собеседником?

В межличностных отношениях люди воспринимают не сухие факты, а непрерывный поток информации, переданной как вербальным, так и невербальным путем

Невербальное общение в межличностных отношениях

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. Вербальное общение неотделимо от невербального как в межличностных отношениях так и в любом другом виде коммуникации. Способы невербального общения

Язык жестов, мимика и интонация очень часто ярче слов расскажет вам о том, что на самом деле чувствует ваш партнер, о чем думает, и что он имеет в виду.

Чувства и мысли человека легко разгадать по его позе, мимике и жестам, и это значительно облегчает задачу выбора правильной линии поведения в межличностных отношениях и принятии важных решений.

Психология общения и межличностные отношения

Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. И данная потребность считается базовой потребностью каждого человека. Потребности в браке. Как укрепить семью?

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если человек имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык.  Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Психология межличностного общения: что значит в психологии, примеры процесса

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.  Про доверие в отношениях

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию.

То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного человека, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости.

Рекомендуемая литература для развития общения

1. Вилсон Гленн. «Язык жестов»
2. Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
3. Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей»
4. Вердербер Рудольф и Кейтлин «Психология общения»
5.

Биркенбил В. «Язык интонации, мимики и жестов»
6. Леви Владимир «Цвет судьбы»
7. Аверьянов Л. Я. «Исскуство задавать вопросы»
8. Поварнин С. И. «Искусство спора»
9. Салем Марк «Как читать человека»
10.

Пиз Аллан и Барбара «Язык разговора»

11. Егидес А. П. «Как научиться разбираться в людях»

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/psikhologiya-obshheniya-s-lyudmi.html

Психология межличностного общения

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия.

Принято выделять следующие функции общения: инструментальные (обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий), психологические (развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека), социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, развития групповых процессов, сохранения группового единства), социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация социального взаимодействия: деловых, правовых, экономических и др. отношений).

Как всякая активность, общение побуждается лежащей в его основе специфической потребностью.

Межличностный контакт – это такая характеристика межличностного общения, которая обозначает степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человек).

Контакт может быть поверхностным (закрытое общение) или глубоким (доверительное общение), частичным (избирательным) или полным (многосторонним).

Средства установления контакта очень разнообразны, но большинство из них строятся на принципе поиска (создания) сходства, подобия, совместности.

Межличностное взаимодействие в общении – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность – связь между людьми.

Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование.

Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел – то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование – воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.

) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача – выбор “каналов связи” (речь, письмо, жесты, интонации …), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка – понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь – сообщение о том, как было понято сообщение.

Межличностное восприятие – процесс отнесения воспринимаемого человека к тому или иному типу людей.

Можно выделить такие виды общения как личностное и деловое.

Для личностного общения характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа. Деловое общение характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, жалобщик, учитель, продавец, кладовщик и т.п.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Наиболее частой причиной деформации в общении является отношение к партнеру как средству достижения собственных целей, игнорирование права другого человека иметь собственное отношение, свои желания, иные намерения и т.д.

Конструктивность общения – такая его характеристика, которая указывает, что общение обеспечивает для партнеров удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость.

Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.

Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.

Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.

Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.

Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:

  • — быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
  • — делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
  • — уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
  • — в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
  • — в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
  • — служить своей профессией на благо окружающим.
  • К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
  • Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
  • Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.
  • Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
  • Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
  • Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
  • Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления /при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования/.
  • Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
  • Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.
  • Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
  • Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.
  • Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
  • Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.
  • Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.
  • Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.
  • Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
  • Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».

  1. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.
  2. Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:
  3. — уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
  4. — информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
  5. — получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
  6. — в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Источник: https://students-library.com/library/read/61475-psihologia-mezlicnostnogo-obsenia

Ссылка на основную публикацию