Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

Методы психологического воздействия и их различия

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • подражание.

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Заражение

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

Внушение

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент.

Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому.

Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него.

Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

Убеждение

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений.

Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты.

Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет.

Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента.

Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

  • Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
  • Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

Подражание

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения.

Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным.

То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей».

Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания.

Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

  • Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.
  • Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.
  • Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html

Методы психологического влияния на человека

18.09.2018

Содержание

  • 1 Основы
  • 2 Методы влияния
  • 3 Полезные приемы

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют психологические приемы влияния на людей. Вы узнаете, каковы методы могут применяться при желании оказать воздействие на другого человека. Выясните, как себя вести при общении с собеседником.

Основы

Люди, которые живут вместе, постоянно оказывают друг на друга определенное влияние. При этом они преследуют свои личные мотивы.

Психологическое воздействие – механизмы, способные смоделировать мышление личности.

Читайте также:  Определение конгруэнтности и неконгруэнтности в психологии: что это в общении

Воздействие имеет основные факторы:

  • изучение характера;
  • понимание способов реагирования на стресс;
  • поведенческие особенности.

Манипулятор способен вести осознанные действия, также человек может манипулировать, не догадываясь о том, что воздействует на чью-то психику.

Не забывайте, что работники разных служб заинтересованы в том, чтоб люди принимали такое решение, которое нужно именно им. Продавцы говорят нужные слова покупателю, чтобы он приобрел товар.

Не стоит забывать о действиях, применяемых мошенниками, способными обворовать, задурив голову.

Методы влияния

Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.

  1. Психологическая атака. Ситуация, когда на психику активно воздействуют, при этом задействованы различные приемы, который быстро сменяются. Стремительность действий, которая включает: переменчивое положение тела, речь становится многословной, жестикуляция энергичной.
  2. Программирование. Направленная на одну личность, характерна однозначность слов, позиция пассивная, характерна неподвижность. Подобный способ способствует образованию конкретной последовательности появляющихся мыслей, мнение становится навязанным, поведение стереотипным для конкретной ситуации.
  3. Манипуляция. Характерно наличие двусмысленной речи, хорошо продуманной позиции тела. У человека возникают двойственные образы, которые ставят его в положение выбора. Они его вынуждают измениться в пользу манипулятора. Применяют политики и идеологи.
  4. Психологическое давление. Это воздействие большой интенсивности, берущее за основу представительный образ. Речь становится утвердительной, возражения недопустимыми, указания по типу приказов, положение тела стабильное, устойчивое. Данный метод способствует вынужденному выполнению определенных действий, человека принижают. Может применяться руководителями, органами власти, характерно для армии.

Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.

  1. Заражение. Метод, основанный на передаче эмоционального настроения одного человека другому. Например, случай, когда один раздраженный индивид с плохим настроением портит его своим близким. Или в ситуации, когда три человека едут в лифте, который застревает, и только один начинает паниковать, следом за ним и у остальных начинаются панические атаки. Не стоит думать, что можно заразиться только отрицательными эмоциями. Такая же ситуация может наблюдаться, если в компании друзей, когда рассказывают веселую историю, один начинает смеяться, остальные также подхватывают его смех.
  2. Внушение. Тут задействован уже не эмоциональный уровень. В главной роли авторитетность, правильно подобранные фразы, визуальный контакт, особая интонация голоса. То есть какой-то человек, имея свои цели, убеждает другого действовать, таким образом, как ему это выгодно. Стоит отметить, что действия однозначно будут провальными, если у манипулятора будет неуверенный голос. Огромное воздействие таким приемом можно оказывать на детей до 12-летнего возраста, а также на неуверенных в себе личностей, и тех, кто склонен к неврозам.
  3. Убеждение. Данный метод основывается на логике, человек обращается к разуму другого индивида. Стоит учитывать, что прием будет провальным, если общение предстоит со слаборазвитой личностью. Нужно понимать, что глупо кому-то что-то доказывать, если он низкоинтеллектуален. Прибегая к данному приему, необходимо учитывать такие особенности: в речи не должно быть никакой фальши, иначе доверие будет утеряно; важно, чтоб высказывания полностью соответствовали образу говорящего; убеждение должно строиться по плану тезис, далее следует довод, после чего доказательство.
  4. Подражание. Больше всего он воздействует на детскую психику и оказывает влияние на формирование личности. Являет собой, как осознанное, так и неосознанное желание копировать другого человека, его поведение, поступки, внешность, образ мышления. Проблема в том, что далеко не всегда подражают хорошим людям. Объект, которому подражают должен отвечать идеалам подражателя в любых ситуациях, тогда его желание походить будет постоянным.

Полезные приемы

Если возникает желание контролировать разговор, нужно обращать внимание на следующее:

  • как можно чаще обращайтесь к человеку, с которым ведется диалог, называя его по имени;
  • при встрече с индивидом, проявляйте искреннюю радость, чтобы каждый раз, видя Вас он испытывал положительные эмоции;
  • вызывайте расположение своего собеседника, повторяя его движения, мимику, жесты и даже интонацию, но не нужно слишком открыто действовать;
  • уже с первой встречи необходимо обратить внимание на цвет глаз партнера по разговору, большое значение имеет визуальный контакт;
  • льстить можно, но делать это необходимо с большой аккуратностью — правильный комплимент располагает к себе, но излишнее использование лести приведет к обратному эффекту.

Вы можете обратить внимание на то, как собеседник к Вам относится, используя такие приемы.

  1. Когда индивид смеется, он обязательно переводит взгляд на симпатичную для него особу.
  2. О том, что индивид, с которым Вы общаетесь, положительно к Вам настроен, может указывать его обувь, смотрящие на Вас носки. Если же они направлены в другую сторону, то такой индивид желает, как можно быстрее прекратить беседу.
  3. Нужно стать хорошим слушателем высказываний и мыслей оппонента, позволять собеседнику выговариваться. В дальнейшем сможете использовать данную информацию так, как Вам необходимо.

Если хотите воздействовать на собеседника, прибегайте к следующим приемам.

  1. Если имеет место спор, не нужно повышать голос. Как только оппонент выскажется — ощутит себя опустошенным и провинившимся. Этим моментом можно воспользоваться и убедить его в том, что он был неправ.
  2. Если Вы знаете, что общаетесь с лгуном, то раскрыть его истинные намерения можно, используя в разговоре паузы. Молчание способствует тому, что индивид, который что-то скрывает, начнет вставлять в эти паузы свои настоящие мысли.
  3. Никогда не начинайте фразу с отрицания. Вместо того, чтобы сказать «Не хочешь пойти в кино?», нужно – «Пошли в кино!». Когда произносится первый вариант, собеседник сразу программируется на отказ.
  4. Не допускайте фраз, которые указывают на неуверенность в себе.
  5. Без повода не извиняйтесь.
  6. Не начинайте разговор со слов сомнения, например, «мне кажется…».
  7. Если хотите, чтобы собеседник дал положительный ответ, то можно прибегнуть к правилу «трех да». При общении нужно партнеру по диалогу задавать вопросы, на которые он не сможет ответить «нет». После того, как три раза подряд он будет вынужден дать утвердительный ответ, ему задается основной вопрос, который интересует манипулятора, и собеседник отвечает положительно.
  8. Сильные аргументы. Человек, который хочет кого-то в чем-то убедить, должен заранее подготовиться, подобрать все возможные аргументы. В первую очередь, выдвигаются самые сильные из них, затем средние, после чего добавляются снова сильные. Слабые и вовсе не нужно применять.

Теперь Вам известно, каково психологическое влияние на человека может оказываться. Вы знаете, какие способы, а также приемы при этом применяются. Помните, что каждый день личность может поддаваться какому-то давлению, подчиняться чужой воле. Будьте предельно осторожны, сумейте вовремя распознать, если кто-то манипулирует Вами.

Методы психологического влияния на человека Ссылка на основную публикацию Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства

Источник: https://psycho4you.ru/zavisimosti/psihologicheskoe-vliyanie-na-cheloveka

Средства и методы психологического воздействия

Эффект
психологического воздействия на человека
зави­сит от того, какие механизмы
воздействия использовались: убеждение,
внушение или заражение.

Самый древний
механизм воздействия — это заражение.
Он представляет собой передачу
определенного эмоционально-психического
настроя от одного человека к другому,
основан на апелляции к
эмоционально-бессознательной сфере
человека (заражение паникой, раздражением,
смехом и т. п.).

Эффект зависит от степени
интенсивности эмоционального состояния
воздействующего человека (условно будем
называть его оратором) и количества
слушателей. Чем выше эмоциональный
на­строй оратора, тем сильнее эффект.

Число людей должно быть достаточно
большим, чтобы возникало чувство единства
с тол­пой под влиянием эмоционального
транса оратора.

Внушение
также основано на апелляции к
бессознатель­ному, к эмоциям человека,
но уже вербальными, словесными средствами,
причем оратор не должен быть в эмоциональном
трансе, а должен быть в рассудочном
состоянии, уверенный и авторитетный.

Внушение основано главным образом на
авто­ритетности источника информации,
если внушающий не авто­ритетен, то
внушение обречено на провал. Внушение
носит вер­бальный характер, т. е.

внушать можно только через слова, но
это вербальное сообщение имеет сокращенный
характер и уси­ленный экспрессивный
момент. Очень велика здесь роль интонации
голоса (90 %
эффективности
зависит от интонации, которая выражает
убедительность, авторитетность,
значи­тельность слов).

Внушаемость —
степень податливости вну­шению,
способность к некритическому восприятию
посту­пающей информации, различна у
разных людей.

Выделяют три
основные формы внушения: 1) гипнотическое
внушение (в состоянии гипноза); 2) внушение
в состоянии релаксации — мышечной и
психической расслабленности; 3) внушение
при активном состоянии бодрствования
человека.

Приемы внушения направле­ны
на снижение критичности человека при
приеме информа­ции и использовании
эмоционального переноса.

Так, прием
переноса предполагает, что при передаче
сообщения новый факт связывают с хорошо
знакомыми фактами, явлениями, людь­ми,
к которым человек эмоционально
положительно относит­ся, для того
чтобы произошел перенос этого
эмоционального состояния на новую
информацию (возможен перенос и
отри­цательного отношения, в этом
случае поступающая информация
отторгается). Приемы свидетельств
(цитирование известного лица, ученого,
мыслителя) и «апелляция ко всем»
(«большин­ство людей считает, что…»)
снижают критичность и повыша­ют
податливость человека получаемой
информации.

Убеждение
апеллирует к логике, разуму человека,
предпо­лагает достаточно высокий
уровень развития логического мыш­ления.
На людей, которые малоразвиты, порой
невозможно логически воздействовать.

Содержание и форма убеждения должны
соответствовать уровню развития
личности, его мыш­ления.

Требования
к источнику и содержанию убеждающего
воздействия: 1) убеждающая речь должна
строиться с учетом индивидуальных
особенностей слушателей; 2) она должна
быть последовательной, логичной,
максимально доказательной, дол­жна
содержать как обобщающие положения,
так и конкретные примеры: 3) необходимо
анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий и сам должен быть глубоко
убеж­ден в том, что доказывает. Малейшая
неточность, логическое несоответствие
могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения
начинается с восприятия и оценки
ис­точника информации: 1) слушатель
сравнивает получаемую ин­формацию с
имеющейся у него информацией и в
результате создается представление о
том, как оратор преподносит инфор­мацию,
откуда он ее черпает, — если человеку
кажется, что оратор не правдив, скрывает
факты, допускает ошибки, то до­верие
к нему резко падает; 2) создается общее
представление об авторитетности
убеждающего, но, если оратор допускает
ло­гические ошибки, никакой официальный
статус и авторитет ему не помогут; 3)
сравниваются установки оратора и
слушателя: если расстояние между ними
очень велико, то убеждение мо­жет быть
неэффективным. Таким образом, убеждение
— метод воздействия, основан­ный на
логических приемах, к которым примешиваются
соци­ально-психологические давления
разного рода (влияние авто­ритетности
источника информации, групповое влияние).
Убеж­дение более эффективно, когда
убеждается группа, а не инди­вид.
Убеждение основано на логических приемах
доказательств, с помощью которых
истинность какой-либо мысли обосновы­вается
через посредство других мыслей.

Важным
социально-психологическим феноменом
является подражание
— воспроизведение деятельности,
поступков, ка­честв другого человека,
на которого хочется походить.

Условия
подражания: 1) наличие положительного
эмо­ционального отношения, восхищения
или уважения к этому человеку — объекту
подражания; 2) меньшая опытность чело­века
по сравнению с объектом подражания в
каком-то отноше­нии; 3) ясность,
выразительность, привлекательность
образца; 4) доступность образца, хотя бы
в некоторых качествах; 5) со­знательная
направленность желаний и воли человека
на объект подражания (хочется быть таким
же). Подражание — важней­ший фактор
в развитии личности ребенка, но присуще
и взрос­лым в определенной степени.
Молодежь подражает прежде всего тому,
что социально ново, и предпочтение часто
отдается не только образцам социально
значимым, но и образцам внеш­не
динамичным, ярким (образцам кино, моды),
хотя социаль­но незначимым или даже
социально негативным по своей сути.

  • Психологическое
    воздействие
    ,
    которое оказывают люди друг на друга,
    предполагает, что происходит изменение
    меха­низмов регуляции поведения и
    деятельности человека. В каче­стве
    средств
    воздействия

    используются:
  • 1) вербальная
    инфор­мация, слово, но следует учитывать,
    что значение и смысл слова могут быть
    разными для разных людей и оказывать
    разное воздействие (тут влияют уровень
    самооценки, широта опыта, интеллектуальные
    способности, особенности характера и
    типа личности);
  • 2) невербальная
    информация (интонация речи, ми­мика,
    жесты, позы приобретают знаковый характер
    и влияют на настроение, поведение,
    степень доверия собеседника);
  • 3) во­влечение
    человека в специально организованную
    деятельность, ибо в рамках любой
    деятельности человек занимает
    опреде­ленный статус и тем самым
    закрепляет определенный тип по­ведения
    (так, изменение статуса во взаимодействии
    приводит к изменению поведения, а также
    реальные переживания, свя­занные с
    реализацией определенной деятельности,
    могут из­менить человека, его состояние
    и поведение);
  • 4) регуляция сте­пени
    и уровня удовлетворения потребности
    (если человек при­знает право за другим
    человеком или группой регулировать
    свой уровень удовлетворения своей
    потребности, тогда изменения могут
    происходить; если не признает, воздействия
    не будет как такового).
  • Каждый тип
    воздействия (убеждение или внушение)
    имеет несколько разных средств
    воздействия; так, заражение = невербальное
    эмоциональное воздействие + частично
    вер­бальный компонент, а убеждение =
    вербальное речевое воз­действие +
    эмоциональный компонент-)- вовлеченность
    в дея­тельность.
Читайте также:  Значение фиолетового цвета в психологии женщины, мужчины и ребенка

Целью
речевого воздействия является: 1) ввести
новую ин­формацию в систему взглядов,
установок человека; 2) изме­нить
структурные отношения в системе
установок, т. е.

вво­дить такую
информацию, которая вскрывает объективные
свя­зи между объектами, изменяет или
устанавливает новые связи между
установками, взглядами человека; 3)
изменить отноше­ние человека, т. е.

произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе
ценностей слушателя.

Социально-психологические
установки
есть состояние
пси­хологической готовности,
складывающейся на основе опыта и
оказывающей влияние на реакции человека
относительно тех объектов и ситуаций,
с которыми он связан и которые социально
значимы.

Выделяют четыре функции
установок: Функция приспособления
связана с
необходимостью обеспечить мак­симально
благоприятное положение человека в
социальной среде, и поэтому человек
приобретает положительные установки
к полезным, положительным, благоприятным
для себя стиму­лам, ситуациям, и
отрицательные установки — к источникам
неприятных отрицательных стимулов. Эгозащитная функция установки связана
снеобходимостью
поддержать внутреннюю устойчивость
личности, вследствие чего человек
приобретает отрицательную установку
к тем лицам, действиям, которые могут
послужить источником опасности для
целостности лич­ности. Если какое-то
значимое лицо отрицательно оценивает
нас, то это может привести к понижению
самооценки, поэтому мы склонны выработать
отрицательную установку к этому
че­ловеку. При этом источником
отрицательной установки могут являться
не сами по себе качества человека, а его
отношение к нам. Ценностно-выразительная
функция
связана с потреб­ностями в личностной
устойчивости и заключается в том, что
положительные установки, как правило,
вырабатываются по отношению к
представителям нашего личностного типа
(если мы оцениваем свой личностный тип
достаточно положитель­но). Если человек
считает себя сильным, независимым
чело­веком, то будет положительно
относиться к таким же людям и достаточно
«прохладно» или даже отрицательно к
противопо­ложным. Функция организации
мировоззрения:
установки
вырабатываются по отношению к тем или
иным знаниям о мире; каждый человек
имеет определенное представление о
мире, часть из них — научные представления,
часть — обыден­ные. Все эти знания
образуют систему, т. е. система устано­вок
— это совокупность эмоционально
окрашенных элементов знания о мире, о
людях. Но человек может встречаться с
таки­ми фактами и информацией, которые
противоречат устояв­шимся установкам.
И функция таких установок заключается
в том, чтобы не доверять или отторгать
такие «опасные факты», к подобной
«опасной» информации вырабатывается
отрицатель­ное эмоциональное отношение,
недоверие, скепсис. По этой причине
новые научные теории, новшества
первоначально встре­чают отпор,
непонимание, недоверие.

Манипулятор
— человек, который старается ввести
«жертву» в заблуждение своими слова­ми
и действиями, которые имеют всегда
двойной смысл: один внешний смысл,
предназначенный для другого человека,
и вто­рой, скрытый, тайный, порой
коварный смысл. Анализ манипуляций
показывает, что при всех различиях они
имеют много общего, что ипозволяет
выстроить довольно надежную защиту от
них. Осуществить ее можно по следую­щей
блок-схеме:

1. Не
показывайте
слабостей
.
Желание произвести впечатление,
покрасоваться также исполь­зуется
манипуляторами.

2. Осознайте,
что вами манипулируют.
Признаком
мани­пуляции является чувство
неудобства: вам не хочется что-то делать,
говорить, а приходится — иначе неудобно,
вы будете «плохо выглядеть».

3. Примените
пассивную либо активную защиту.
Пассив­ной
защитой рекомендуется пользоваться,
если вы не знаете, что делать, как ответить
манипулятору.

Не говорите ничего.
Сделайте вид, что не расслышали, не
поняли или вообще спросите о чем-то
другом.

4. В активной
защите: «Расставьте точки над «
i»»,
либо осу­ществляйте
«контрманипуляцию».
Смысл контрманипуляции — сделать вид,
что не понима­ешь, что тобой пытаются
манипулировать, начать встречную игру
и завершить ее внезапным вопросом,
показывающим ма­нипулятору ваше
психологическое превосходство.

Например, манипулятор
говорит: «А слабо тебе?» и пред­лагает
что-то опасное или преступное. Ответ:
«А ты сам мо­жешь это сделать? Сделай».

Среди западных
исследователей проблемы духовного
ма­нипулирования можно выделить
приверженцев двух основных направлений.
Сторонники апологетического
направления
рас­сматривают
манипулирование как необходимый способ
управ­ления сознанием масс и стремятся
оправдать его.

Они убежде­ны, что
современное общество не может существовать
без це­ленаправленного манипулирования
сознанием масс, что раци­онально-техническая
организация современного общества и
массовый характер потребления, вызванный
техническим про­грессом индустриального
общества, делает необходимым и реально
осуществимым процесс управления массовым
созна­нием людей и социальными
процессами в целом. Характер­ным
является утверждение, что современный
человек страдает от бремени собственной
индивидуальности, и поэтому он пы­тается
избавиться от нее, начинает поступать
«как все». Представители социально-критического
направления
утвер­ждают,
что практика манипулирования массовым
сознанием чужда подлинным человеческим
интересам. Духовное мани­пулирование
способствует формированию человека-обывателя,
удовлетворенного своим положением,
человека-конформиста, довольствующего
товарами массового потребления. Основные
социальные функции духовного
манипулирования можно оха­рактеризовать
как функции организации, подчинения и
ил­люзорной компенсации.

В пропагандистских
кампаниях широко ( весьма наглядно,
например, в политической борьбе на
Украине) используют прие­мы и принципы
обработки массового сознания: принцип
«на­клеивания ярлыков»

наделение какой-либо личности или идеи
оскорбительной кличкой для подрыва их
авторитета; прин­цип
«рекомендаций»

использование в целях усиления эф­фекта
внушения популярных актеров, певцов,
спортсменов, которые должны своей личной
популярностью привлечь вни­мание к
какому-то другому лицу или идее; принцип
«перено­са»

идентификация качеств какого-либо
известного объекта с качествами
малоизвестного объекта, т. е. оценка по
ассоциа­ции; принцип
«простые люди» —
идентификация
интересов самого информатора или
передаваемой им информации с ин­тересами
«простых» людей, большинства населения
страны; принцип
«подтасовки карт» —
откровенная
фальсификация действительных фактов
с помощью приемов, незаметных для
массовой аудитории; принцип
«блестящей посредственнос­ти» —
оперирование
привычными, хорошо знакомыми, но в то
же время достаточно абстрактными
понятиями, над содер­жанием которых
обычно не задумываются («закон и порядок»,
«права человека», «гуманизм, свобода,
справедливость» и т. п.); принцип
«общего вагона» —
стимулирование
определенной реакции путем внушения
мысли о ее общепринятости («все так
думают», «все так делают»). Для манипуляции
массовым сознанием людей использу­ется
и прием
«внедрение мифов».
Мифы
создаются для того, чтобы держать людей
в повиновении. Когда мифы удается
незаметно внедрить в сознание масс, они
обретают огромную силу, ибо большинство
людей не подозревают о происходящей
ма­нипуляции.

Для управления
сознанием людей используются разнооб­разные
приемы: например, приемы
«дробления»,
или
локали­зация
(когда
передаются многочисленные не связанные
друг с другом сообщения, или бесконечно
прерывают телепрограм­мы рекламными
вставками).

Все это снижает способность
че­ловека сосредоточиться и оценивать
тотальный характер осве­щаемой
проблемы или события, в результате
накапливается непонимание, неосведомленность,
апатия и безразличие лю­дей, а раз у
людей отсутствует свое собственное
взвешенное суждение, то им можно «внедрить
нужное суждение».

Прием «немедленности
подачи информации»,
когда
про­водят репортаж с места событий,
создает скорость подачи быст­ро
чередующихся сообщений, содержащих
непроверенные све­дения и интерпретации,
способствующих нагнетанию напря­женности
и истерии.

При использовании этого
приема у теле­зрителей и радиослушателей
ослабевает способность разграни­чивать
информацию по степени важности, им не
дают возмож­ности составить суждение,
поскольку идет распыление и ли­шение
смысла информации, что в конечном счете
мешает мас­сам понять и осмыслить
суть происходящих событий, приво­дит
людей к пассивности, к состоянию
инертности, которое предотвращает и
индивидуальное и массовое действие.
Таким образом, для
сохранения существующего социального
порядка предпринимаются все меры по
снижению физической и ум­ственной
активности людей, которые часами смотрят
телеви­зор, по «убаюкиванию зрителей»,
для усыпления обеспокоен­ности
социальной и экономической действительностью.

Читайте также:  Полигамность у женщин: что это такое значит

Источник: https://studfile.net/preview/5424461/page:16/

Полезные психологические приемы, техники и методы воздействия, влияния на людей, общения, убеждения, для руководителя: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Описание методов воздействия и различных приемов для воздействия на человеческую психику с целью достижения желаемого результата.

Содержание

  • Полезные психологические приемы, техники и методы воздействия, влияния на людей: описание, вопросы, примеры психологических приемов
  • Полезные психологические приемы, техники и методы психологического воздействия на собеседника при общении: описание, вопросы, примеры психологических приемов
  • Видео: Хитрости для манипулирования людьми
  • Полезные психологические приемы, техники и методы убеждения человека, партнера: описание, вопросы, примеры психологических приемов
  • Полезные психологические приемы, техники и методы управленческого воздействия руководителя: описание, вопросы, примеры психологических приемов
  • Приемы психологического воздействия на людей в социальной рекламе: примеры
  • Видео: Сильная социальная реклама

Полезные психологические приемы, техники и методы воздействия, влияния на людей: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Жизнь человека в социуме подразумевает общение с другими людьми. Случаются такие ситуации, когда человек подвергается психологическому воздействию со стороны других людей. Это может происходить осознанно для манипулятора, или же он сам может не подозревать, что влияет на психику собеседника.

Важно: Методы воздействия на психику людей известны работникам различных служб, которые заинтересованы в том, чтобы заставить человека принять нужное им решение.

Например, многие продавцы знают, какие слова подобрать, чтобы буквально заставить покупателя приобрести товар. При этом покупатель может не осознать, что им манипулируют.

Также методы психического воздействия известны аферистам, которые обворовывают человека путем обмана. При этом жертва сама отдаст мошенникам деньги или драгоценности.

Разберемся, какие существуют методы воздействия на людей.

Заражение

Данный метод наука психология изучила уже давно. Этот метод основан на передаче эмоционального состояния от одного человека к другому.

Многие сейчас могут вспомнить ситуацию из своей жизни, когда человек с плохим настроением запросто портил настроение всем окружающим.

Представим еще ситуацию: лифт остановился, и один паникер заставил паниковать остальных людей. Но также «заразиться» можно положительными эмоциями, например, смехом.

Психологическое воздействие на людей: методы

Внушение

В отличии от первого метода, где в ход идет воздействие на эмоциональном уровне, внушение характеризуется такими чертами: слова, визуальный контакт, интонация голоса, авторитетность. Другими словами, человек убеждает вас действовать так или иначе, преследуя личные цели. Внушение обречено на провал, если манипулятор будет говорить неуверенным голосом.

Важную роль играет внушаемость. Показатель этот индивидуальный, дети до 13 лет подвластны внушению сильнее, чем взрослые люди. Также высоким уровнем внушаемости обладают нерешительные люди, склонные к неврозам.

Искусство внушения

Убеждение

Метод, основанный на логических доводах, взывает к разуму человека. Важно то, что данный метод плохо работает, если применять его относительно слаборазвитых людей.

Другими словами, глупо доказывать что-либо человеку, опираясь на логические доводы, если у него низкий уровень интеллекта. Ваши доводы оппонент не поймет.

Искусство убеждения зависит от совокупности некоторых факторов:

  1. Отсутствие фальши в речи. Если оппонент почувствует нотки фальши, доверие будет потеряно, и цепочка убеждения оборвется.
  2. Соответствие высказываний вашему образу. У человека, которого вы убеждаете, должно сложиться впечатление, что вы — сильная, авторитетная личность, тогда он вам поверит.
  3. Всякое убеждение строится по принципу: тезис, довод, доказательство.

Если вы хотите убедить человека в чем-либо, важно соблюдать все вышеуказанные правила.

Убеждение — метод психологического влияния на людей

Подражание

Данный метод, как и вышеперечисленные, имеет важное значение при воздействии на психику человека. Особенно метод подражание действует на детей и в дальнейшем влияет на формирование личности.

Подражание подразумевает осознанное или неосознанное желание человека походить на другого: поступками, поведением, внешним видом, образом жизни и мыслей. к сожалению, подражают не всегда положительным героям.

Объект подражания должен соответствовать идеалам подражателя всегда, тогда желание быть похожим будет поддерживаться на постоянном уровне.

Пример положительного подражания взрослым

Полезные психологические приемы, техники и методы психологического воздействия на собеседника при общении: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Многие люди даже не подозревают, что во время общения ими могут управлять. Стоит ознакомиться с психологическими приемами, чтобы понять, как влиять на людей в процессе общения или осознать то, что манипулируют вами.

Если вы хотите направить разговор в нужное русло при общении с человеком, обратите внимание на следующие моменты:

  • Чаще обращайтесь к собеседнику, произнося его имя. Психологами было доказано, что собственное имя на уровне подсознания является для человека самым приятным звуком.
  • Искренняя радость при встрече влияет на дальнейшие встречи с этим человеком. В дальнейшем при встрече с вами у него будет вырабатываться приятное чувство.
  • Эффект зеркала вызывает расположение собеседника. Другими словами, ненавязчиво постарайтесь копировать жесты, мимику, интонацию во время общения с нужным вам человеком. Только делать это нужно очень тонко, не слишком откровенно.
  • Во время первой встречи постарайтесь запомнить цвет глаз собеседника. Длительный контакт глазами поможет сформировать более доверительные отношения.
  • Льстите, но очень аккуратно. Удачный комплимент поможет расположить к себе человека, однако перегибание палки вызовет противоположное отношение.

Кроме приемов, которые вы можете употреблять сами, постарайтесь обращать внимание на жесты и мимику собеседника. Так вы поймете, как он относится к вам. Несколько простых примеров:

  1. Во время смеха человек человек машинально начинает смотреть на того, кто ему симпатичен. Расскажите смешной анекдот, шутку и проследите за тем, на кого смотрит нужный вам человек, или кто смотрит на вас.
  2. Вы приятны человеку, если во время разговора носки его обуви направлены к вам. Если же носки обуви смотрят в сторону, такой знак символизирует желание поскорее закончить беседу и уйти.
  3. Научитесь слушать. Прежде чем высказать свое мнение, выслушайте собеседника и самое главное — постарайтесь вникнуть в ход его мыслей. Так вы поймете его отношение к вам и сложившейся ситуации, дальше сможете направлять разговор в нужное вам русло.

Видео: Хитрости для манипулирования людьми

Искусство убеждения оттачивается временем и не всем подвластно. Даже самые способные в этом деле люди иногда сталкиваются с упертыми собеседниками, которых убедить крайне сложно.

В ход идут различные приемы, которые помогают добиться желаемого результата. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Правило трех «да». Секрет этого правила состоит в том, чтобы ни на один ваш вопрос собеседник не смог ответить отрицательно. Таким образом вы подведете его к тому моменту, когда он примет положительное решение. Это правило успешно применяют консультанты сетевых компаний.
  2. Правило сильных аргументов. К процессу убеждения следует заранее готовиться. Необходимо выделить сильные, средние и слабые аргументы. В процессе убеждения сначала стоит выдвинуть сильный аргумент, затем два-три средних и закончить опять сильным аргументом. Слабые аргументы не следует применять совсем.
  3. Не унижайте личность собеседника. Человек не согласится с вашим мнением, если вы будете пытаться открыто или косвенно принижать его достоинство, авторитет, личность. Приводя доводы, опирайтесь только на поступки, действия, мысли, факты, но не переходите на личности.
  4. Следите за мимикой собеседника при убеждении. Если вы заметили, что после определенного аргумента у собеседника дернулся глаз или изменилась мимика, продолжайте раскрывать этот аргумент.
  5. Не отрицайте все сказанное оппонентом. Хорошо действует на человека такой прием, когда в чем-то с ним соглашаются. Тогда человек сделает вывод, что с его мыслями соглашаются, а значит, он будет готов и сам прислушаться к вашим.

Секреты убеждения

Полезные психологические приемы, техники и методы управленческого воздействия руководителя: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Важно: В арсенале руководителя целый арсенал методов и приемов управления работниками. Талантливые руководители пользуются этими приемами интуитивно, другие же оттачивают мастерство управления годами.

О том, как эффективно руководить, написано много книг, существует множество техник, которые невозможно описать вкратце. Мы перечислим некоторые моменты, которые помогут руководителю достичь эффективности в своей работе.

  1. Четкое, ясное, понятное формулирование заданий и требований поможет сформировать авторитет и уважение у подчиненных.
  2. Обсуждение неудач без грамотного предложения решения проблемы в будущем приведет к негативному настрою работников.
  3. Разговор с подчиненным следует заканчивать на позитивной ноте, чтобы последующий разговор начался с позитива.
  4. Руководитель не должен заострять внимание на недостатках работника, лучше опираться на достоинства. В таком случае руководитель покажет, что ожидает от работника хорошего результата, работник, в свою очередь, пожелает оправдать ожидания руководителя.
  5. Дружелюбие и улыбка приводят к уважению и эффективности работы. Не пренебрегайте этим приемом, даже если у вас личные проблемы.

Психологические приемы для руководителя

Приемы психологического воздействия на людей в социальной рекламе: примеры

Коммерческая реклама отличается от социальной, главной целью ее является лозунг «Купи!». Социальная реклама преследует другие цели:

  • Осведомление;
  • Достижение целевого поведения;
  • Формирование одобренных представлений;
  • Усвоение информации;
  • Рекомендация моделей поведения.

Социальная реклама для психологического воздействия на людей должна обладать таким понятием, как эмоциональность. То есть реклама должна вызывать эмоции.

Эти эмоции могут быть, как негативными, так и позитивными. Позитивные эмоции, например, побуждают человека брать пример, действовать так, а не иначе.

Негативные, наоборот, приводя человека к осознанию того, что так делать не надо.

Важно: Эмоциональная память человека самая сильная. Даже если человек на человека не действуют установки рекламы, он все равно ее запомнит, если она эмоциональная. Однако если в рекламе не содержится сильных эмоций, она не привлечет внимание зрителя.

Особым эмоциональным эффектом обладают социальные ролики, где главными персонажами выступают дети, люди с ограниченными возможностями, пожилые.

Пример социальной рекламы с сильным психологическим воздействием предлагаем посмотреть в видеоролике в конце статьи.

Теперь вы знаете, какие есть приемы и методы психологического воздействия на людей. Вы можете пробовать применять их на практике, это куда более интересно, чем читать теорию.

Видео: Сильная социальная реклама

Источник: https://heaclub.ru/poleznye-psihologicheskie-priemy-tehniki-i-metody-vozdejstviya-vliyaniya-na-lyudej-obshheniya-ubezhdeniya-dlya-rukovoditelya-opisanie-voprosy-primery-psihologicheskih-priemov

Ссылка на основную публикацию