Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Современный человек почему-то редко руководствуется в своих действиях здравым смыслом.

Все решения принимаются исключительно на эмоциях, вследствие чего может создаться впечатление о невоспитанности человека или о его неуважении к окружающим.

На самом деле, не многие понимают такие понятия, как мораль и нравственность, считая их устаревшими нормами, которые в современной жизни пользы человеку не приносят. В этой статье мы хотим поговорить именно на эту тему.

Мораль и нравственность: различия

Если вы относите себя к числу цивилизованных людей, которые по жизни не руководствуются только животными инстинктами и биологическими потребностями, то вас можно назвать человеком нравственным, обладающим чувством высокой морали.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Однако нравственность и мораль в каком-то смысле одинаковые категории – у них единый смысл, но есть и различия, которые нужно четко понимать. Что имеется в виду:

  1. Мораль – это более широкое понятие, которое охватывает нравственные взгляды человека. Сюда относятся и чувства, и принципы человека, и его жизненная позиция, справедливость, милосердие и другие качества, определяющие – злой он или добрый.
  2. Кроме того, мораль считается в философии единицей объективной, потому что ее нельзя изменить, она полностью построена на законах природы. Если человек ее придерживается по жизни, то он духовно растет, развивается, получается море положительной энергии от Вселенной, в противном случае он просто деградирует.
  3. Мораль помогает человеку быть мирным, избегать конфликтных ситуаций, а не создавать их намеренно, что часто делают люди, для которых понятие морали чуждо.
  4. Мораль – это то, что должно прививаться человеку с ранних лет его жизни. Однако здесь стоит отметить, что в каждой семье понимание морали разное. Поэтому и люди не одинаковы. Многие могут быть добрыми, отзывчивыми, но у каждого все равно будут отличаться жизненные принципы и ориентации.

Что же такое нравственность? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения Гегеля, который утверждал, что мораль – это сфера идеального, должного, то нравственность в таком случае означает действительность.

На практике соотношение морали и нравственности отражается так: люди часто многие вещи воспринимают как должное, однако руководствуются в своих действиях исключительно сущим – тем, что им привито с детства (нравственностью).

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Исходя из этого следует, что нравственность – это:

  • внутренние убеждения каждого человека, которыми он по жизни руководствуется;
  • правила поведения, привитые человеку родителями с детства;
  • это оценочные суждения человека, с помощью которых он может выстраивать отношения с другими людьми в обществе;
  • это способность человека менять свои идеальные представления о жизни под влиянием неидеальной действительности окружающего мира;
  • категория, которая определяет, насколько человек способен справляться с жизненными трудностями и другими обстоятельствами, которые случаются с ним по жизни.

Получается, что нравственность присуща только всему человеческому, общественному. Ничто живое в этом мире больше не обладает нравственными качествами, а вот мораль у каждой группы обитателей нашей планеты есть однозначно.

Если проанализировать тщательно вышеперечисленные правила морали и нравственности, то будут напрашиваться такие простые и понятные выводы:

  1. Нравственность отображает, насколько человек развит духовно, а мораль – это категория, которой человек чаще всего руководствуется в решении социальных вопросов.
  2. Нравственность, привитая человеку с ранних лет, никогда не изменяется, а вот мораль под влиянием общества и жизненных обстоятельств измениться может.
  3. Нравственность – это единая для всех категория, имеющая только одно значение, а вот мораль может быть у каждого своя, и она зависит от нравственного воспитания личности.
  4. Нравственность – это абсолютная категория, а мораль – относительная, потому что она может меняться у человека по жизни.
  5. Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то образцу.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Учение о морали и нравственности  — это сложное направление в философии. Есть ряд ученых, которые убеждены, что мораль и нравственность – это синонимы, потому что у них один источник, их изучает одна наука – этика. Мораль и нравственность схожи в том, что их истоки идут из Библии.

Это понятия, которые проповедуются нашей православной верой, это то, чему учил Иисус всех своих учеников.

Мы, конечно, в силу своей занятости по жизни, загруженности личными проблемами, все время забываем о том, что вся наша жизнь построена на золотых правилах, разработанных не учеными, а религией.

Если бы мы чаще обращались к ее канонам, мы бы, возможно, меньше страдали духовно, у нас бы точно не возникали проблемы, которые доставляют нам дискомфорт и неудобства по жизни. Оказывается, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, достаточно просто соблюдать нормы морали и нравственности, только не от случая к случаю, а всегда.

Проблема морали и нравственности в современном обществе

К сожалению, нам с вами доводится жить в мире, в котором уже давно произошло падение нравственности и морали, потому что современные люди все больше отсоединяют свою жизнь от Божьих заповедей и законов. Всему этому положили начало:

  • эволюционисты в 1920 году, которые стали утверждать, что своей жизнью человек должен управлять сам, ему нельзя навязывать какие-то придуманные законы и принципы;
  • мировые войны, которые попросту обесценивают человеческую жизнь, ведь люди мучились, страдали, а все это порождает лишь зло и падение нравственных принципов;

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

  • советская эпоха, которая уничтожила все религиозные ценности – люди стали почитать заповеди Маркса и Ленина, а вот простыне истины Иисуса забылись, ведь вера была запрещена, нравственность и мораль определяла только цензура, которая в советскую эпоху была достаточно строгой;
  • в конце ХХ века из-за всего этого исчезла даже цензура – в фильмах стали показывать откровенные постельные сцены, убийства и кровопролития, что уж говорить, если в широком доступе для всех стали появляться порнографические картины (хотя в большей степени это произошло под влиянием западной культуры);
  • фармакологи начали выпускать в продажу противозачаточные средства, что позволило людям вести беспорядочную половую жизнь, не боясь того, что могут родиться дети;
  • в семьях перестали стремиться к рождению детей, потому что для каждого супруга первоочерёдное значение имеет карьера и личные амбиции;
  • получение диплома, красной медали или похвального листа – это стремление неудачников, которые по жизни ничего не достигнут, если не подключат наглость, хамство и другие качества, которыми можно выбить себе место под солнцем в современном жестоком мире.

В общем, все, что раньше было строго недозволенным, стало дозволенным. Из-за этого мы и наши дети живем в мире дурных нравов.

Нам тяжело понять мораль наших бабушек и дедушек, потому что они выросли в другую эпоху, когда еще чтились и ценились традиции, правила, культура.

 Современный человек вообще не осознает роли морали и нравственности в жизни людей. Иначе как объяснить то, что происходит сегодня в мире политики, культуры и науки.

Никто сегодня, кроме ученых, занимающихся профессионально изучением философии, не думают о происхождении морали и нравственности и их будущем. Ведь демократия, в которой мы живем, полностью нам развязала руки и язык. Мы можем говорить и делать, что угодно, и вряд ли кто-то за это нас накажет, даже если наша деятельность откровенно нарушает чьи-то права.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Далеко ходить не надо, достаточно проанализировать собственную профессиональную мораль и нравственность – будете ли вы двигаться вверх по карьерной лестнице честным и упорным трудом, тратя свое время и лучшие годы, чтобы у ваших детей было беззаботное будущее, или же воспользуетесь сомнительной и подлой схемой, которая поможет вам быстро занять высокую должность? Скорей всего, вы выберите второе, и это не потому, что вы плохой человек, ведь о том, кто заботиться о будущем семьи так сказать нельзя, а потому что так вас научил жизненный опыт.

Мы надеемся, что в глубине души каждый из нас все-таки личность, для которой важны такие понятия в жизни, как добро, любовь, уважение и честь. Мы желаем вам, чтобы ваша душа была чистой, открытой, чтобы мысли были добрыми, чтобы в сердце жила любовь. Наполните свою жизнь моралью и нравственностью, чтобы чувствовать себя гармоничным человеком.

Видео: «Мораль, нравственность»

Источник: https://thewom.ru/psihologiya-otnosheniy/moral-i-nravstvennost-razlichiya-i-shodstva-problema-morali-i-nravstvennosti-v-zhizni-lyudej/

Понятие морали и её нормы

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных.

В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое.

Читайте также:  Понятие смысла жизни: в чем он состоит, что это такое в философии, определение

Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности.

Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне.

Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens.

Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/normy-morali.html

Мораль и человеческая психология — Психологос

У каждого человека — своя мораль, свои представления о том, что можно или нельзя, что хорошо и что плохо. Когда же говорят о «морали вообще», имеют в виду общественную мораль: самые общие правила человеческого общежития, которые считает правильным большинство людей определенной культуры или субкультуры.

«Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».

Привитие взглядов и привычек поведения, соответствующих морали, является основной задачей нравственного воспитания детей.

Мнение большинства по вопросам морали — как правило, разумный компромисс между высокими идеями и реальной жизнью.

По природе мужчины полигамны, но христианская мораль устанавливает, что у мужчины может быть только одна жена: мужчин напрягли, но семья оказалась в выигрыше.

Однако это не единственное разумное решение: например, пророк Мухамед в ситуации, когда после многочисленных войн мужчин-мусульман стало вчетверо меньше, чем женщин, установил, в мусульманской семье может быть до четырех жен.

Изменчивость морали

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Мораль в разных обществах в разное время — разная. Мораль религиозная отличается от морали общественной, мораль Ветхого Завета отличается от морали Завета Нового, христианская мораль отличается от иудейской и мусульманской, и так далее.

Со временем происходят изменения и внутри любой религиозной морали. Четыреста-пятьсот лет тому назад было вполне морально пытками заставлять еретиков и ведьм каяться, а затем — сжигать их живьём на кострах, сегодня для христианства это невозможно.

Подвержена изменениям во времени и общественная мораль. Домострой, как основы русской нравственности, сегодня не более чем исторический документ, сегодня уже не принято, чтобы мужья учили своих жён плёткой, а новобрачные вывешивали утром после первой брачной ночи простыни с кровью для всеобщего обозрения.

Мораль и религия

Мораль и религия исторически очень тесно связаны. Тем не менее, сводить мораль к религиозным догмам — спорно. Особенно ясно это видно, если религиозные догмы далекого прошлого попробовать приложить к реалиям сегодняшнего дня. Смотри Письмо Лоре

Мужская и женская мораль

Мораль женщин в некоторых аспектах отличается от морали мужчин. Американский психолог и феминистка Кэролл Джиллиган в своей книге «Иным голосом» утверждает, что нравственность мужчины основана на его представлениях о справедливости, о правах других людей.

Мужчина с твердыми моральными установками стремится следовать своим представлениям о должном независимо от конкретной ситуации и готов принести им в жертву свои отношения с людьми («Платон мне друг, но истина дороже»), а иногда и самих людей. Для женщины, по мнению К.

Джиллиган (заметим — феминистки), справедливость сама по себе, как и другие абстрактные принципы, не имеет особого значения — она совершает те или иные поступки исходя из конкретной жизненной ситуации, проявляя заботу и сочувствие по отношению ко всем ее участникам.

Например, опросы американских студентов, проведенные после терактов 11 сентября, показали, что мужчины почти единодушно готовы бомбить талибов в Афганистане, требуя заслуженного возмездия и защиты своих прав. Среди женщин преобладало другое настроение: они считали, что контратака приведет к усилению взаимной ненависти и увеличению бессмысленных смертей.

Общая, общественная мораль всегда является компромиссом мужской и женской морали, и в разное время соотношение этих двух взглядов было различным. До начала ХХ века в морали главенствовали мужские установки, однако с развитием феминизма и распространения современного гуманизма в морали стали преобладать женские взгляды и установки.

Близкие понятия

  1. Нравы – то, что делает большинство, считая это нормальным. «Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают». Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.

  2. Общественная мораль – то, что нормальным и допустимым считает большинство. «Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».
  3. Официальная мораль – официально провозглашенные правила человеческого общежития, взгляды и оценки.

    То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.

  4. Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое.

    А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения. Индивидуальная мораль православного человека и мораль гея в отношении сексуальных связей радикально отличается.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Нравственность: внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Чем более развит человек, тем больше он думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

Полезные ссылки

Справедливость коммунистическая и христианская — статья Александра Круглова

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/moral-i-chelovecheskaya-psihologiya

Мораль и нравственность

Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях.

Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями.
Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют ввиду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни.

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль Нравственность
Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам. Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.
Проявляйте уважение к старшим. Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.
Не воруйте. Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея). В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.

Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия.

Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 535.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/moral-i-nravstvennost-shodstva-razlichiya.html

Мораль и нравственность в философии права Г.В.Ф. Гегеля

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человекаВ европейских философских теориях данного периода мораль всегда рассматривалась с двойственных позиций. Один ее полюс был представлен внутренним импульсом человека, маркером его сознания, которое в состоянии различать категории добра, зла. Т.е. моральность не была частью сферы человеческой практики. Иной ее полюс рисовал мораль в качестве общественных норм, особых предписаний, т.е. пришедших извне внутреннего мира правил, гарантирующих здоровье общества. Т.е. во втором случае мораль приобретала образ чего-то конкретно выработанного (привычки, обычаи, нравы), являясь частью исторического развития.

Социальная философия Г.В.Ф.

Гегеля, представленная его основными трудами «Философия права» и «Философия истории», являет собой попытку отойти от традиционного для немецкой классики автономного понимания морали как таковой.

Будучи величайшим диалектиком, Гегель тесно сплел понятия права и понятия этики. Вся его этическая доктрина исходит из правовой концепции и является неотъемлемой ее частью.

Право, как реализация свободы

Однако нельзя рассматривать теорию гегелевского права в отрыве от его исторической концепции. Социальность вкупе с историей, ее развитием — это сфера объективного духа.

Сущностной характеристикой объективного духа у Гегеля выступает свобода.

Чтобы раскрыть понятие свободы в гегелевском понимании, следует отметить, что у философа она имеет характер линейной системы, которая последовательно снисходит от большого к малому. Ее можно представить в такой схеме:

История мира → Государство → Общество → Семья → Личность

Общим принципом, удерживающим данные компоненты в одной системе, является свобода, как основа государства. Сама свобода находит свое раскрытие и реализацию в праве и через него. Т.о., согласно Гегелю, право выступает механизмом осуществления свободы.

В мире нет ничего более высокого, более важного и основополагающего, чем право, которое являет собой совокупность законов. В силу этого свобода не понимается философом, как потенция вседозволенности, а является представителем осознанности человеческих действий.

Сознание делает человека свободным, что демонстрирует знаменитая мысль философа о том, что поступающий разумно — поступает по закону.

Взаимоотношения личностей предполагают собой действие права субъективного в совокупности с моралью, где мораль и субъективное право есть представители множества производных законов человеческого сознания.

Три категории морально-правового поля

Чтобы раскрыть проблематику этически-правовой концепции немецкого философа, следует расчленить ее на главенствующие категории:

1. Право.
2. Мораль.

3. Нравственность.

Сами по себе они являются частью глобального процесса развития объективного духа. Главным вопросом к сущности права у Гегеля выступает порядок соотношения свободы личной к обществу, которое по сути может являться ее ограничителем.

Воля, являющаяся свободным человеческим импульсом, имеет силу не только созидать, но и разрушать. Способность к созданию — человеческая осознанность — является связующим звеном между свободой и законом, личности с социумом, обществом.

Право должно выражать не только законность, справедливость, но и сама воля индивида. А в контексте права индивид желает обеспечить протекцию своих интересов, удовлетворить их.

При этом он может осуществить это, выступив в качестве лица, став таковым, когда овладеет собственностью. Имея собственность, личность, став правовым лицом, проявляет разум ради собственных интересов. Т.о.

Гегель заключил разумность человеческой свободы в правовой каркас.
Мораль и нравственность

Гегелевское право — это своеобразный протектор того индивидуального, что есть в личности, а мораль по отношению к нему — адекватность по отношению к всеобщему.

Мораль призвана соотнести между собой индивидуальное и общее. Гегель выявляет, что если индивидуальный импульс идет в резонанс со всеобщим, то в таком случае воля индивида не является нормальной, адекватной, т.е.

она лишена универсальности и общности.

При этом мораль не заключена лишь в пространстве мыслимого — она динамична в своем практическом применении. Т.е. мораль, движимая внутренним импульсом, находит свое выражение в поступках, действиях, принимаемых решениях внутри общества. Мораль требует к себе конкретики для обнаружения.

В данном утверждении Гегель сильно опередил мысль своих современников, представив моральность в той форме, что привычна философам XXI в: возможность субъекта вынести оценку поступкам как своим, так и чужим, исходя из анализа основных этических категорий (ответственность, добро, справедливость, зло и т.д.).

Категория нравственности синтезирует между собой право и мораль, объединяя их в одно. Из этого видно, что нравственность у Гегеля не является синонимичной моральности категорией. Они четко разграничены между собой.

Гегелевская нравственность выводит право и мораль в плоскость действенного, т.е. без нравственности право не имеет своей основы, т.е.

не может существовать в действительности, а мораль замыкается сама на себе в мыслимом и не может получить своего продолжения в мире действительном, что противоречит ее сущности.

Сама основа нравственности и морали заложена в области объективного, которым выступает бытие. Ни одна из данных категорий не может быть видоизменена или извращена под влиянием субъективности человеческих мнений. В данном контексте можно сказать, что мораль и нравственность имеют на себе печать абсолютности. Но это не мешает им быть зеркалом индивидуального и общего соответственно.

Немецкий философ настаивает на том, что нравственно-моральные принципы могут существовать, действовать и осуществляться в человеческой жизни и истории.

По его мнению, они не могут быль одними лишь идеальными константами — в таком качестве они бесполезны и далеки от практической жизни.

Сочетая в себе абсолютное, нравственность и мораль должны быть действенны, должны использоваться в мире общественном, человеческом. Это главный антитезис Гегеля по отношению к кантовской концепции, которую он критикует.
Выводы и итоги

Г. Гегель совершил переворот в философской мысли своей эпохи. Его правовая концепция стала попыткой приземлить понятия права, закона, не превращая их в неосуществимые теории.

Гегелевское право лишено абстракции в той степени, что мешала бы ему найти свое применение в действительности.

Заключив право в сферу из морального и нравственного, он придал своей правовой схеме глубокую этическую окраску.

Мысль о способности свободы реализоваться через право дала толчок для дальнейших философских попыток найти пути развития этико-правовых концепций.

Дальнейший отход от теоретико-умозрительных проектов в сторону практики значительно расширил практику философского поиска современников. Наполнив этику общественно-социальным содержанием, Гегель произвел переворот в философии не только права, но и этики.

Органично соединив все три понятия между собой, немецкий философ раскрыл внутреннюю суть рассматриваемых категорий, исходя из их противоречивой природы.

Источник: http://moral.infotaste.com/moral-i-nravstvennost-v-filosofii-prava-g-v-f-gegelya/

Что такое нравственность?

Обычно слова мораль и нравственность выступают взаимозаменяемыми, их часто используют в качестве синонимов.

Но что же вкладывают в понятие нравственности? Термин «нравственность» — это выявление свободной воли, то есть внутренняя установка личности, фундаментом для которой служит ряд норм, идей и принципов.

Она способна определить то, как себя будет вести в той или иной ситуации человек.

Дело в том, что нравственные качества формируются ежедневно и каждую минуту и с момента принятия непосредственного решения.

Можно смело говорить о том, что уровень нравственности напрямую зависит от того из какой страны прибыл человек, какового его отношение к себе и людям. Общество выделяет свои собственные идеалы, и предлагает на них равняться.

Но ведь каждый человек в первую очередь это личность, и он не вышел совсем недавно из инкубатора, поэтому должен обязательно иметь своё собственное мнение.

Какими бывают нравственные ценности?

У каждого гражданина страны обязательно должен быть в голове свой собственный шаблон и воплощение ценностей, которые можно назвать необычным.

Не существует правильного решения, у каждого человека свой собственный путь и осознание того, в каком направлении стоит осуществлять движение и с чего именно следует начать свой путь. Дело в том.

что каждый человек пытается неосознанно повторить поступок или даже судьбу другого человека. Просто в этом заключается психология каждого из нас, мы склонны принимать шаблонные решения, которые часто становятся разочарованиями.

И в творческие годы приходится совсем нелегко, ведь человек, по сути существо очень ранимое и часто теряется в той или иной ситуации, пытаясь найти из неё выход. Преданность в одно мгновение превращается в лицемерие, а доброта становится обманом.

А как же нравственность? Что подразумевается под этим понятием? Неужели это само понимание жизни и оценка поступков не только собственных, но и других людей? Это, по сути, особый выбор, по совести, который совершает человек с одной стороны осознанно, но с другой стороны – нет.

Понятие морали и нравственности в философии и психологии: правила и нормы у человека

Характеристика нравственности

Можно ли одной точной формулировкой охарактеризовать понятие «нравственность»? Если и есть такой термин, но обязательно стоит выделить его ключевые качества, позволяющие описать слово.

В категорию нравственных качеств заносят: честность, доброту, искренность, порядочность, вежливость и самое главное – сострадание. Каждый человек может отыскать в этом ряду качества, которыми он обладает. Не забывайте о том, что существует ещё и любовь, с уважением и взаимопонимание.

Как гласит одна народная мудрость, что не существует настоящей любви без взаимного уважения. Прямо сейчас можно рассмотреть данный термин на примере отдельных профессий, и можно отметить, что судья – это справедливость, солдат – смелость, а для врача самое главное качество это сострадание.

Есть ли возможность с помощью каких-то рычагов добиться проявления этих качеств у взрослого человека или же у ребёнка? Благодаря воспитанию вы можете это сделать, только вот нравственное воспитание можно назвать сложным и в то же время необычайно целенаправленным процессом,  в котором не разрешается допускать какие-либо паузы. Вы либо воспитываете человека каждый день, либо же не воспитываете его совсем. Это и есть тесное взаимодействие между воспитанником и человеком, который называет себя воспитателем.

Как формируется нравственность личности?

У педагога должны быть те самые нравственные качества, которые были перечислены выше. Чтобы воспитать нравственную личность понадобится колоссальное количество времени, терпение и не каждому педагогу такое под силу.

Вы можете задать вполне логичный вопрос, почему же? Просто каждый убеждён в том, что именно его методика является максимально действенной, но в таком деле лучше не проводить какие-либо эксперименты. Для таких людей новое часто бывает недоступным, но только благодаря комбинированию нескольких методик можно добиться необходимого результата.

Воспитатель в первую очередь должен следить за собой и подавать личностный пример в различных жизненных ситуациях.

Следует для примера разбирать каждую отдельную ситуацию, разъяснять и растолковывать с точки зрения применяемых методов.

Не забывайте о том, что существует ряд возрастных особенностей личности и должна быть особая готовность к восприятию той либо же иной информации, проведению анализа, а также её понимания. Нравственность есть у каждого, в том или ином проявлении.

Только вот у кого-то она «спит» крепким сном, а у кого-то нет, и разбудить её может каждый. Способов для этого найдётся множество, необходимо постараться уделить особое внимание поведению человека.

Мораль и нравственность

Обычно мораль ставят в один ряд с нравственностью, поэтому их часто используют в качестве синонимов и большинство людей, даже и не пытается рассмотреть в этих двух понятиях какую-то разницу.

Мораль это ряд определенных принципов, а также стандартов поведения других людей, которые в различных ситуациях были выработаны социумом. Мораль является общественной точкой зрения и если человек пытается следовать установленному ряду правил, его можно охарактеризовать как морального человека.

С другой стороны, если же игнорирует правила морали, тогда его поведение характеризуется как аморальное.

Стоит упомянуть также о том, что сейчас любая религия призывает каждого человека почитать ряд основных нравственных ценностей. Но только в обществе всё равно во главе стоит свобода и право человека, поэтому некоторые заповеди постепенно утратили свою актуальность.

Мало кто раз в неделю хотя бы ходит в церковь и отдаёт дать служению Господу. Сумасшедший ритм жизни и насыщенный график порой не позволяет вырваться из этих тисков. Под таким углом можно смело рассматривать каждую из заповедей.

В силе остаются классические для каждого из нас ценности, которые напрямую касаются ценностей имущества и жизни человека.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/nravstvennost/

Мораль и нравственность: единство противоположностей

И в педагогике, и в психологии существуют два подхода к понимаю и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию. Один из них основан на усвоении моральных норм и правил поведения, другой – на эмоциональном развитии ребенка и формировании социальных чувств.

Такое положение дел в детской психологии далеко не случайно. Оно соответствует разделению двух фундаментальных этических категорий философии – мораль и нравственность. Как отмечал русский философ С.Л.

Франк, «…человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой…» (1997; с. 81).

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие.

Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку).

Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне.

В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может.

Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977).

Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал.

Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно.

Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С.

Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности.

Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации).

В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным).

В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А.

Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности… Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого… Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования… Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека. Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения – это действия для другого и в пользу другого. Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Развитие морального поведения, опосредованного моральными нормами и оценками, многократно исследовалось в отечественной психологии (С.Г. Якобсон; В.Г. Щур, Е.Субботский; Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.А.

Ветлугина и др.).

В отличие от этого психологические условия становления нравственности как фундаментального качества личности остаются важнейшей, но малоизученной проблемой, на решение которой и направлен наш курс лекций.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Источник: https://Psylist.net/pedagogika/00321.htm

Ссылка на основную публикацию