Понятие эмоций человека в психологии: определение эмоциональности кратко

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эмоции — это то, что играет в нашей жизни немаловажную роль.

Без них было бы очень трудно взаимодействовать с другими людьми и понимать самого себя.

Но что же такое эмоции? Откуда они берутся, как отражаются на нашем физиологическом состоянии, какие виды эмоций различают и какие функции они выполняют?

Ну и, наконец, Топ 10 часто используемых эмоций, которые нужно четко понимать.

Эмоции — это..

На простом языке, эмоции – это ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.

В переводе с латинского слово «эмоция» означает «потрясаю» или «волную», то есть это некий процесс, в котором человек не спокоен: оценивая нечто, он это как-то переживает.

Состояние переживания эмоции охватывает всего человека: внутри запускаются различные органические реакции, снаружи меняется мимика, взгляд, голос, положение тела и поведение.

Например, вам наступили на ногу и даже не извинились. В эту секунду в голове проносится тысяча разных мыслей: «Как больно! Ботинок теперь грязный! Какой наглый мужик! Мог бы и извиниться!»

Если вы оценили произошедшее, как ущемляющее ваше личное достоинство, то в ответ можете либо обидеться, либо впасть в раздражение, промолчать или пойти в словесную (а может и физическую) атаку на обидчика. Сколько людей – столько и реакций, которые зависят от характера каждого из них.

Эмоции бывают разных видов (радость, грусть, восторг), окрашивают наше состояние разноцветными красками – чем «богаче», опытней личность, тем больше способов реагирования он знает и тем полнее может проживать свою жизнь.

И, наоборот, те, кто умеет только радоваться и грустить, делят мир на черное и белое, хорошо и плохо, вряд ли назовут свое существование ярким и удовлетворительным.

Эмоции и чувства – в чем разница?

Часто, говоря про эмоции и чувства, люди имеют в виду одно и то же. По сути, это так и есть: и первое, и второе представляют собой внутренний процесс переживания. Отличие между ними всего одно и заключается в продолжительности самого процесса:

  1. эмоция длится недолго – вы купили вещь, о которой давно мечтали. Сколько вы будете радоваться? Ну, час, два. Потом эмоция радости начнет стихать. Возможно, завтра вы начнете мечтать о чем-то другом. Или на улице вас окатила грязью проезжающая машина, вы разозлитесь или расстроитесь, но вскоре забудете про эту неприятность;
  2. чувства носят долговременный характер – это устойчивые во времени эмоции: я люблю своего ребенка со дня его рождения и буду любить всю жизнь. А еще я до сих пор злюсь на ту девочку из детского сада, которая воровала мои конфеты из шкафчика (столько лет прошло, а я все еще злюсь!). В данном случае любовь и злость – чувства, которые присутствуют в моей жизни очень долгое время.

Эмоции имеют свойство перерождаться в чувства.

Если речь идет о позитивном спектре переживаний, то это хорошо. Но если человек носит с собой долгое время негативные переживания, то они разъедают его изнутри, заставляют страдать, токсично воздействуют на всю его жизнь.

Так происходит по следующей причине (возьмем ситуацию с ворованными конфетами): будучи ребенком, я сильно разозлилась, когда увидела, что мои конфеты пропали. Я сказала об этом маме и воспитателю, но никто из них не смог повлиять на ситуацию.

Девочка продолжала воровать мои конфеты и дальше, а я ни разу не сказала ей ни слова (почему – неизвестно). Таким образом, моя эмоция злости осталась неотреагированной и трансформировалась в чувство злости, которое живет со мной уже лет 30.

Отсюда вывод: любая эмоциональная реакция должна быть отреагирована, выражена, выведена наружу словом, действием, жестом.

Разозлился – скажи об этом. Не можешь сказать (не всегда хочется портить отношения с другими), побей подушку, напиши гневное письмо и сожги, слепи образ обидчика и сломай его.

Главное – покажи, как ты разозлился. Если этого не происходит, то энергия, рожденная эмоцией, остается в теле, становясь чувством, а то и гештальтом (что это?).

Физиологический аспект эмоций человека

Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне. Это про то, что психика крепко связана с телом: они взаимно влияют друг на друга. Если я подумаю, что мне грозит опасность, то испытаю эмоцию страха, который повлечет за собой следующие изменения в организме:

  1. все органы чувств обострятся – например, расширенные зрачки нужны для того, чтобы лучше видеть пространство;
  2. в кровь поступит адреналин – гормон, который мобилизирует весь организм, улучшит физические показатели (выносливость);
  3. дыхание учащается;
  4. кровоток увеличивает скорость;
  5. сердце ускоряет ритм;
  6. артериальное давление растет;
  7. желудок сжимается в комок;
  8. возможен приступ диареи и т.д.

Все эти физиологические изменения нужны для того, чтобы я смогла убежать, ведомая инстинктом самосохранения, который кричит мне: «Беги! Здесь опасно!» в ответ на мою мысль об угрозе.

Таким образом, организм подстраивается под то, что мы думаем и как переживаем реальность.

Именно поэтому важно соблюдать психологическую гигиену: культивировать позитивное мышление, которое влечет за собой позитивные эмоции. Спокойный, умиротворенный организм выделяет гормоны счастья и удовольствия, не болеет, способен лечить сам себя.

Для чего они нужны (функции эмоций)

Эмоции показывают субъективное отношение человека к другим и миру, ситуациям, явлениям, событиям, в котором кроются его потребности.

Пожалуй, это их главная функция (сигнальная) – показать то, чего человек хочет. Помимо нее есть еще три:

  1. мотивационно-регулирующая – переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;
  2. коммуникативная – с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга, «считывая» внутренне состояние людей (это называется эмпатия). Наверняка вы отчетливо различаете, когда человек в гневе, радуется или грустит. Это понимание дает вам возможность составить дальнейший план действий;
  3. защитная функция – в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы. Страх заставляет покинуть опасное место. Гнев транслирует другим «Отойди, не трогай меня или получишь».

Эмоции как маркер, который демонстрирует, что в этот момент (и не только) происходит внутри.

Если я верю, что все люди добрые, хорошие и желают мне добра, тогда наступивший мне на ногу не вызовет у меня бурную, негативную реакцию. Это случайность, так бывает. И если он не извинился, то это не значит, что он хам. Возможно, он просто даже этого не заметил. А если бы заметил, то обязательно попросил прощения.

Но если в моей картине мира все люди ужасные злюки и подлецы, то в вышеописанной ситуации, я обязательно подумаю о том, что на ногу мне наступили специально, жутко разозлюсь, восприняв произошедшее за личное оскорбление, и поведу себя агрессивно.

Часто используемые эмоции являют собой психологический портрет личности: его характер, способ мышления и бытия.

Виды эмоций

Насчитывается множество классификаций, в каждой из которых автор выделяет свои виды эмоций.

Например, можно разделить их на положительные, отрицательные и нейтральные. По мере интенсивности они могут быть стеническими (сопровождаться яркими проявлениями) и астеническими (низкая активность человека).

В психологии же чаще всего упоминается следующий список:

  1. базовые – это те эмоции, которые присущи любому человеку, независимо от его пола, возраста, национальности, страны проживания и культурного опыта (все умеют грустить и радоваться);
  2. вариативные – полярность базовых, обусловлены личностными и культурными особенностями;
  3. врожденные – те, с которыми мы рождаемся (например, страх);
  4. приобретенные – приобретаемые в процессе жизни;
  5. элементарные – простые эмоции;
  6. составные – комбинация элементарных;
  7. натуральные – заложенные природой;
  8. культурные – выученные;
  9. когнитивно простые – реакция на простой стимул;
  10. когнитивно сложные – рождаются после глубокого анализа ситуации.

Почему важно разбирать в своих эмоциях

К сожалению, многие люди вообще не в курсе, какие бывают эмоции и как с ними обращаться. Чем это грозит?

Человек, не понимающий своих переживаний, не понимает себя, не слышит своих потребностей. Он не получает то, что хочет, и поэтому жизнь кажется не очень веселым мероприятием. Отсюда депрессии и другие невротические расстройства.

Доходчивый пример на эту тему: парень волнуется каждый раз, когда ему предстоит свидание с девушкой. Его переживания настолько сильны (краснеет лицо, трясутся руки, сохнет во рту, полуобморочное состояние), что каждый раз он отказывается от встречи. Долгое время он находится в одиночестве и страдает по этому поводу.

Если бы вышеописанный мужчина распознавал свои эмоции, он бы понял, что испытывает страх. На чем он основан? Парень боится не понравиться девушке, не хочет быть отвергнутым, ибо для него это катастрофа. Какая потребность в данный момент его заботит? Нравиться женскому полу, быть востребованным, желанным, принятым.

Дойдя мысленно до этого, возможно, он подумал бы, что не стоит так переживать. В конце концов, девушек много, и с одной из них обязательно что-то получится.

Часто используемые эмоции

Существует 10 базовых эмоций, в которых желательно разбираться – осознавать и давать им выход, так как сталкиваться с ними приходится абсолютно каждому и часто:

  1. Интерес – помогает нам получать новый психический и телесный опыт. Прочесть книгу, прокатиться на велосипеде, что-то потрогать, понюхать, ощутить на вкус.
  2. Радость – эмоция, возникающая, когда нам что-то нравится— при удовлетворении потребности (мечтал получить работу – получил – радость).
  3. Гнев – реакция на невозможность удовлетворить свою потребность (от жены ушел муж, она гневается, так как ее потребность быть любимой этим мужчиной, принадлежать ему больше не удовлетворяется). Крайне точкой кипения гнева является ярость – аффективное, неуправляемое состояние, вызванное субъективным ощущением несправедливости.
  4. Удивление – призвано обратить наше внимание на конкретное явление или событие.
  5. Отвращение – реакция на чрезмерность чего-то неприятного. В этот момент человек хочет избавиться от раздражающего фактора.
  6. Презрение – эмоция, появляющаяся в ситуации, где мое виденье мира и способ жить не совпадают с теми же критериями другого человека. Таким образом, я как бы заявляю: «Я права, а ты нет!».
  7. Стыд – реакция на несоответствие моего бытия правилам общества. Стыд всегда имеет «зрителя», то есть, нам стыдно всегда перед кем-то. Даже если человек говорит, что ему стыдно перед собой – в этот момент «критик» в его голове является образом человека из его реальности (мама говорила, что так делают только нехорошие люди).
  8. Вина – аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия).
  9. Страх – возникает в ситуациях, которые могут нести угрозу для жизни или самооценки личности.
  10. Горе, печаль – способ прожить непреодолимые трудности, адаптироваться к ним.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Понятие эмоций человека в психологии: определение эмоциональности кратко

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehmocii-chto-ehto-takoe-chasto-ispolzuemye-vidy-ehmocij-cheloveka.html

Психология эмоций и виды чувств

Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают.

Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий.

Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

Виды эмоций и чувств человека

В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость.

Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы.

На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение
Читайте также:  Как избавиться от страхов перед родами, причины панических атаках

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект.

Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно.

В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует.

При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
Категория Подкатегория Проявления Характеристика
Нравственные Моральные Гуманность Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
Аморальные Жестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
Интеллектуальные Специфические Вдохновение Определяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
Неспецифические Любопытство
Удивление
Юмор
Ирония
Праксические Выбор деятельности Профессия Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
Эстетические Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания Любовь к природе Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями» вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа.

Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится.

Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном.

У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным.

Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст.

Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски.

Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией.

Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких.

К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими.

Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона.

Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/psihologiya-emotsij-i-vidy-chuvstv/

Эмоции. Основные функции и виды эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Функции эмоций

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»).

И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н.

Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е.

аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».

Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения.

Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Читайте также:  Технология постановки целей по smart: принцип методики, критерии, значение

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей.

Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью».

«Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…

Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/978-2010-11-30-15-13

Эмоции. Что такое "Эмоции"? Понятие и определение термина "Эмоции" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.

Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) – простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными – побуждать человека или животного к повторному позитивному переживанию – и отрицательными — побуждать к избеганию подобных переживаний.

В стрессовой ситуации могут появляться аффекты– особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции.

Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного.

Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т.п.

Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами. Обычно они не имеют каких-то внешних выражений. Эмоции привязаны к каким-либо определенным ситуациям и возникают при различной деятельности человека.

Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться.

 Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека.

 Чувства – высшая стадия эмоций, результат их обобщения. Они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).

Большое влияние на формирование представлений об эмоциях оказали Аристотель (он полагал, что эмоции – особый вид познания мира), Рене Декарт, Борух Спиноза. В 1872 году вышла работа Ч.

Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» об адаптивной роли эмоций.

Существуют несколько известных теорий эмоций: Теория Джемса – Ланге, Кэннона – Барда, теория активации, бехивиористская теория эмоций, когнитивно-оценочная и т.д.

Источник: http://www.psychologies.ru/glossary/27/emotsii/

Эмоции и чувства: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций

Эмоции и чувства присущи каждому человеку. Но задумывались ли вы, что это вообще такое и в чем различия между этими понятиями? Часто они используются как синонимы, хотя с такой точкой зрения согласны далеко не все психологи, психиатры и прочие представители науки.

Конечно, вопрос эмоций и чувств в психологии очень многогранен и охватить его в рамках одной статьи просто невозможно (тем более что и специалисты далеко не всегда едины во всем, что касается этой сферы).

В данной статье мы разберем, что такое эмоции человека и что такое чувства, чем они отличаются и какие бывают эмоции.

Эмоции: вопрос определения

С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:

  • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д.

Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.

) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.

Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.

Чем эмоции отличаются от чувств?

Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию.

Например, найденная на дороге банкнота в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь.

Потом отвлекаетесь – и радость уходит.

Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).

Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.

Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний.

И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний.

Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.

По отношении к одному и тому же объекту/субъекту мы можем испытывать одновременно разнонаправленные чувства и эмоции. Например, можно очень любить супруга, но быть раздосадованным на него за то, что он не выполнил свое обещание. А в следующий миг – радоваться тому подарку, который он сделал в качестве извинения. Мы часто не знаем об истинных чувствах к нам другого человека и порой делаем вывод о них на основе тех эмоций, которые он к нам проявляет (которые могут и не совпадать с чувствами). Об этом полезно помнить: и когда вы хотите понять, что к вам чувствует другой человек, и когда вы пытаетесь представить, как он воспринимает ваши чувства к нему.

Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций

Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик.

Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному.

Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:

1. Положительные и отрицательные

Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).

2. Стенические и астенические

Эмоции и чувства не только по-разному выражаются (как внешне, так и внутреннее), но и оказывают разный эффект на наш организм, влияя на метаболизм, кровообращение, выброс гормонов и другие физиологические процессы.

Эмоции способны замедлять или ускорять реакции, повышать/понижать уровень энергии и положительно/отрицательно влиять на восприятие, внимательность и многое другое.

По характеру такого влияния эмоции делятся на стенические (они же активные) и астенические (они же пассивные).

Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.

3. Простые и сложные

Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.

Напомним, что это только одна из версий такой классификации. Так, некоторые специалисты, например, разделяют понятия базовых эмоций и элементарных. Для них элементарные – это те, которые нельзя разделить на более мелкие, а базовые – те, что свойственны каждому человеку, вне зависимости от его возраста, культуры, который он принадлежит, и т.д.

Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К.

Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление.

А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.

Читайте также:  Симптомы астено-депрессивного синдрома: причина такого состояния, как лечить

Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.

4. Высшие и низшие

Еще один тип эмоций – низшие и высшие. Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха).

Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде).

При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.

Источник: https://experimental-psychic.ru/ehmocii-chuvstva/

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций

  • Тема 2.5 Эмоции и чувства
  • Цель: сформировать представления о эмоциях и чувствах как психических процессах, обосновать их значимость для развития личности человека.
  • Задачи:
  • 1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;
  • 2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3.

Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

2. Функции эмоций: коммуникативная, мотивационная, оценочная, сигнальная и регулирующая.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств: моральные, нравственные, интеллектуальные, эстетические. Чувства как показатель социального развития личности.

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе.

Эмоции и чувства– процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

  1. Эмоции и чувства – формы переживания отношения к объекту, эмоции – неустойчивые и кратковременные, чувства – устойчивые и продолжительные.
  2. Физиологической основой эмоциональных переживаний являются нейрогуморальные изменения в организме в ответ на различные сигналы.
  3. Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический — представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический — собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий — экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций — это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту — поведению.

Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии.

Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.).

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные характеристики.

Во-первых, они характеризуются полярностью,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность.Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки.

Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность:в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.

Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

  • Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
  • Выделяют виды эмоций: по направленности (нейтральные, положительные и отрицательные), по воздействию на личность (конструктивные и деструктивные), по интенсивности:
  • · настроение – фоновая эмоция невысокой интенсивности, причины которой, как правило, не осознаются, и которая мало влияет на эффективность деятельности.

· напряженность – уровень интенсивности эмоционального переживания, когда нарушаются типичные поведенческие реакции (голос, речь, тонус т.п.). Бывает операциональной, т.е. вызванной сложностью исполнения действия (операции), например, новое или точное движение, и эмоциональной – страх перед неудачей, повышенная ответственность за результат и т.д.

· страсть – увлеченность, в процессе которой другие события окружающей действительности деактуализируются, т.е. снижают свою значимость, например, занятие хобби, азартная игра и т.д.

· стресс – неспецифическая, т.е. несоответствующая сигналу, реакция на раздражитель. Может проявляться как незначительным, так и существенным изменением состояния и поведения, вплоть до прекращения деятельности.

· аффект – сильное переживание с потерей сознательного контроля на своими действиями (например, истерика).

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций.

Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

В начале века американский психолог Вудвортс предло­жил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональ­ных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

2. Удивление.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

5. Отвращение.

6. Презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.

5. Гнев.

6. Отвращение.

7. Презрение.

8. Страх.

9. Стыд и застенчивость.

10. Вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное пе­реживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывает­ся по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологи­ческое и психологическое значение.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Функции эмоций

По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание.

  1. Функции эмоций следующие:
  2. · коммуникативная – передача информации;
  3. · мотивационная – стимуляция активности;
  4. · оценочная – критерий результативности;
  5. · сигнальная – предупреждение о возможной опасности;
  6. · регулирующая – изменение состояния с помощью гормонального баланса.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции.Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций.

Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности.

С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

Важнейшей функцией эмоций является оценочная,эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации.

Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа.

Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр.

Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их регулирующая функция.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств. Чувства как показатель социального развития личности

Чувстваболее стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности.Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью.

Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какое качество реальности человеку представлено непосредственно в пере­живаемых им эмоциях?

2. Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций.

3. Что такое эмоциогенная ситуация?

4. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния?

5. Перечислите основные функции эмоций.

  • Вопрос для самостоятельного изучения:
  • Роль внимания, чувств и эмоций в спортивной деятельности.
  • Дополнительный материал:

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства — наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность — изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При эмоциональной вязкости реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность — негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление — неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является алекситимия — сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.

Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Существует гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды.

Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство — эмпатия.Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему.

Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность.

Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/11664.html

Ссылка на основную публикацию