Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Путь к самосовершенствованию начинается с процесса самопознания — способности хорошо понимать свои эмоции и чувства, сильные и слабые стороны, мотивацию. Осознанность развивает нас и двигает вперед. То, на что направлены мысли и концентрация внимания человека, определяет вектор его жизни.

Этапы самопознания

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.

Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.

Самоузнавание

Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.

Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.

Я концепция

Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.

Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.

Самооценка

Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем. Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.

Самооценка подразумевает не просто познание разных сторон собственной личности. Это также выработка отношения к своим качествам, возможностям, духовному и физическому потенциалу. На самооценке базируется самоопределение в жизни. Адекватная самооценка обеспечивает стабильную уверенность в своих силах и моральное удовлетворение. Неадекватная — чревата постоянным конфликтом, как внутренним, так и внешним.

Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:

  •  объективное — как я (или окружающие) воспринимаю себя в текущей жизни;
  •  желаемое — каким я хотел бы видеть себя, или как бы я хотел, чтобы окружающие меня воспринимали.

Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.

В погоне за идеалом важно осознавать себя личностью, которая обладает собственными неповторимыми чертами, включая положительные качества и недостатки. Это самосознание позволит идти вперед и расти личностно, развивая здоровый эгоизм.

Личностный рост как этап самопознания

Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала.

В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели.

В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.

В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.

Временные этапы самопознания

Самопознание — процесс длиною в жизнь, на протяжении которой человек меняется вместе с окружающим миром. Этапы знакомства с собой условно соответствуют тому или иному возрасту человека:

  1. Первичное самопознание — происходит в детском возрасте, когда ребенок познает окружающую реальность и свой внутренний мир посредством общения с другими людьми.
  2. Кризис первичного самопознания — характерен для подросткового возраста, когда мнение юной личности о себе вступает в конфликт со взглядами окружающих. Вместе с тем, в период получения первого жизненного опыта подростку крайне важна любовь и понимание родителей и близких, их приятие. Мощная поддержка родных в любых начинаниях придает сил и уверенности в себе, формируя внутренний стержень и помогая еще незрелой личности совершать первые шаги в самоопределении.
  3. Вторичное самопознание. Является логическим продолжением кризиса первичного и представляет собой активную фазу самопознания. Человек формирует собственный взгляд и систему ценностей, устойчивые к факторам внешнего воздействия, на которые отныне трудно повлиять, а любые последующие изменения будут происходить гораздо более осознанно и базироваться на накопленном жизненном опыте. В результате этих процессов сознание человека перестраивается и вырабатывается собственный жизненный план.

  Амбиции — что это значит. Минусы и плюсы амбициозности

Саморазвитие и процесс самопознания усложняются в тех случаях, когда присутствует неудовлетворенность в одной из сфер жизни: личной, рабочей, финансовой. Творческий склад ума является одним из наиболее сложных для преодоления кризисных периодов при формировании личности. Сформированной личностью называют ту, которая благополучно преодолела все стадии самопознания.

Виды самопознания

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.

Самонаблюдение

Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение.

Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны.

Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя.

Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания.

Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.

Самоанализ

Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.

Самоанализ позволяет проработать болезненные или скрытые аспекты существования, включая те, что давно ушли на подсознательный уровень. С его помощью можно пролить свет на причины повторяющихся в жизни ситуаций, проблемные моменты во взаимоотношениях с окружающими.

Самоисповедь

Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.

В результате самоисповеди человек приходит к осознанию единственного верного решения по поводу какой-то ситуации, включая признание своей вины или ошибки.

На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.

  Самобичевание— что это такое, как от него избавиться

Сравнение

Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.

Сравнение как метод самопознания может работать в положительном ключе, являясь импульсом к новым свершениям. Для этого сравнивать себя сегодняшнего психологи рекомендуют не с окружающими людьми, а с собой в прошлом.

Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Заключение

Гармоничное развитие личности невозможно, если процесс самопознания тормозится по каким-то причинам. Работе над собой необходимо посвящать время и силы. Только в результате удачного прохождения всех этапов самопознания у человека появляется бесценная возможность менять себя и окружающий мир к лучшему.

Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/etapy-samopoznaniya

Самопознание и развитие личности, концепции, этапы

У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание — путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью.

Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются. Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Что такое Самопознание

Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное «Я». Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания). 

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности.

Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему «Я», как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами.

Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью.

В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения.

Читайте также:  Ятрофобия: причины появления, как избавиться от страха перед врачами и больницами

Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства;
  • духовный, выражающий концепцию, что самопознание — путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Методы и техники самопознания

Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.

  • Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
  • Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
  • Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
  • Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
  • Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.

Что это дает? Приходит осознание цели — достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения.

Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, — это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента.

А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений. 

2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.

Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели.

В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности.

После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.

Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:

  • продолжается усовершенствование духовности, внутреннего «Я»;
  • реализуется самопроверка;
  • осознается важность подобной деятельности.

Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Личностный рост

Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством.

Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей.

В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.

Суждения о самопознании здесь отражают:

  • стремление быть здоровым;
  • развитие возможностей;
  • объединение природы и духа.

Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других.

Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения.

Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.

Самоконцепция

Система методов, именуемая эзотерической, предполагает формирование тройственного «Я». Особенности самопознания при этом заключаются в отражении этих неповторимых образов, составляющих личность, трактующих понятия мыслей, мечтаний, устремлений к идеалу. Самоконцепция (или «Я» — концепция) проповедует семейственность, культуру в поведении и общечеловеческие ценности в самопознании.

При выражении души («Я») в материальном мире преследуется цель создать идеального человека. Самопознание направлено на достижение этого. Недостатки нейтрализуются в пользу всестороннего развития мировоззрения. Хотя с ними продолжается борьба. Появляется мотивация. Некоторая конкретная личность используется, как эталон.

Подобные методы самопознания предполагают стирание черты между собой и данным идеалом. Общечеловеческие ценности в данном случае предполагают нахождение своего предназначения при реализации своей уникальности. Оценки и контроль по отношению к себе исключают позицию ниже других.

Общественный вес и самоуважение будут увеличиваться при приближении к идеалу.

Особенности самопознания личности: формы и процесс, когда начинается, примеры

Временные этапы

Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.

Самопознание как процесс развития личности

Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни.

Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других.

Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.

Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.

Источник: https://myself-development.ru/protsess-samopoznaniya-v-razvitii-lichnosti/

Самосознание — что это такое, его структура и способы развития

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

Что такое самосознание

Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Читайте также:  Методы избавления от стрессов: как справиться с напряжением в домашних условиях

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих.

Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать.

Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям.

К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться.

С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Источник: https://PsyLogik.ru/74-samosoznanie.html

Самопознание: основные процесс самопознания и развития личности

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием.

Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери.

После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность.

Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе.

Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества.

Читайте также:  Способы привлечения внимания девушек: как обратить на себя внимание в общении

Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития.

Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии.

Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов.

Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека.

Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран.

В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод.

Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту.

Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче.

В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей.

В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы.

Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис.

Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя.

Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания.

Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно.

Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени.

Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций.

Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие.

Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.

Источник: https://yoga24.info/praktika/nyuansy-praktiki/samopoznanie.html

Ссылка на основную публикацию